Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007 ГОД" (утв. ЦБ РФ 30.10.2006)

Дата документа30.10.2006
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2007 ГОД <*>

 
    


    <*> "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
 
    Одобрено Советом директоров Банка России 30 октября 2006 года.
 

I. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

 
    Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.
    В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период. Поскольку денежно-кредитная политика оказывает влияние на инфляцию с временными лагами, выходящими за пределы календарного года, наиболее эффективное ее проведение достигается в условиях среднесрочного горизонта определения целей, когда Банк России может применять антиинфляционные меры, основываясь на оценках будущих изменений в динамике фундаментальных макроэкономических факторов.
    Правительство Российской Федерации и Банк России поставили задачу снизить инфляцию до 4-5,5% в 2009 году. При этом на 2007 год определена цель снизить инфляцию до 6,5-8% из расчета декабрь к декабрю.
    В 2007 году и в период до 2009 года в основном будут использоваться принципы единой государственной денежно-кредитной политики, сформировавшиеся в последние два года. Это связано с тем, что не ожидается значительных изменений в условиях ее проведения: сохранится весьма существенное влияние внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера на динамику внутреннего спроса и общий уровень цен в экономике, продолжатся структурные реформы, останется устойчивым состояние бюджетной системы и будет использоваться механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее - Стабилизационный фонд). Вместе с тем полная либерализация операций с капиталом способна повысить чувствительность экономики России к изменениям на международных финансовых рынках.
    Банк России продолжит применение режима управляемого плавающего валютного курса. В рамках этого режима в соответствии с антиинфляционной направленностью политики Банк России не будет препятствовать повышению курса рубля, обусловленному действием среднесрочных и долгосрочных экономических факторов. Однако темп его укрепления или ослабления в краткосрочном периоде будет при необходимости ограничиваться для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, уменьшения неопределенности на внутреннем финансовом рынке.
    Сохранится тенденция дедолларизации российской экономики. Изменчивость процессов замещения валют в портфелях активов, приводящая к нестабильности спроса на национальную валюту, а также значительное влияние регулируемых цен и тарифов на индекс потребительских цен снижают эффективность использования показателя денежной массы в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики. Тем не менее динамика денежных агрегатов характеризует текущие монетарные условия и является важным "опережающим" индикатором для оценки среднесрочного тренда инфляции. Вместе с тем Банк России не рассматривает прогнозные ориентиры прироста денежной массы как жестко заданные, и в случае отклонения динамики денежной массы от расчетной меры по корректировке денежного предложения будут применяться по итогам анализа причин этих отклонений и оценки инфляционного давления.
    В настоящее время влияние процентных ставок по операциям Банка России на уровень процентных ставок в экономике является ограниченным. Стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие больших объемов валютной выручки экспортеров и активных валютных интервенций Банка России. Повышение ставок по стерилизационным инструментам Банка России ограничивается в целях недопущения значительной разницы между этими ставками и процентными ставками на международных финансовых рынках, способной вызвать приток спекулятивного капитала в страну. Тем не менее Банк России будет активизировать процентную политику по мере сокращения зависимости денежного предложения от состояния внутреннего валютного рынка.
    В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора будет расширяться доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования Банка России. Дальнейшая интеграция и эффективное функционирование внутреннего денежного рынка, операции на котором будут доступны для широкого круга участников, снижение транзакционных издержек и уровня рыночных рисков, развитие рыночной инфраструктуры будут способствовать эффективному перераспределению денежных средств и оптимизации структуры процентных ставок.
    Банк России видит своей перспективной задачей переход к режиму инфляционного таргетирования. Постепенно в проведении денежно-кредитной политики расширяется применение элементов этого режима, наиболее важными из которых являются приоритет цели по снижению инфляции над другими целями, среднесрочный характер установления цели, ограничение присутствия Банка России на внутреннем валютном рынке, повышение роли процентной политики.
    Кроме того, Банк России стремится к прозрачности своих действий в сфере денежно-кредитной политики. С этой целью Банк России ежегодно публикует Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет, через свои издания и страницу в сети Интернет представляет общественности статистическую информацию по денежно-кредитным, валютным и банковским показателям, а также свои нормативные документы. В последние годы Банк России расширил перечень распространяемой информации и публикаций аналитических материалов о развитии ситуации в экономике, денежно-кредитной сфере и банковской системе. Это направлено на понимание обществом целей и мер проводимой Банком России политики.
 

II. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2006 году

 

II.1. Инфляция и экономический рост

 
    Объем ВВП в январе-сентябре 2006 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличился, по оценкам, на 6,6% (в январе-сентябре 2005 года - на 5,8%). Промышленное производство возросло на 4,2% (в соответствующий период 2005 года - на 3,6%).
    Увеличение производства поддерживалось значительным ростом потребительского и инвестиционного спроса. Основным фактором, стимулирующим наращивание объемов производства в текущем году, являлся спрос со стороны домашних хозяйств. Рост реальных располагаемых денежных доходов населения, подкрепленный быстрым расширением банковского кредитования населения, способствовал увеличению его потребительских расходов. В январе-сентябре 2006 года потребительские расходы населения в реальном выражении увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2005 года, по оценке Банка России, на 11,7%. Темп прироста инвестиций в основной капитал ускорился и за девять месяцев текущего года составил 11,7% по сравнению с 9,8% в январе-сентябре 2005 года.
 
 

Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

 
 
    Экономический рост сопровождался увеличением численности занятого в экономике населения и снижением численности безработных. Производительность труда в январе-сентябре 2006 года возросла, по оценке, на 5,9% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.
    Согласно оценкам Минэкономразвития России, прирост ВВП в 2006 году составит 6,6%, прирост промышленного производства - 4,7%. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 12,5%, оборот розничной торговли - на 12,1%, а инвестиции в основной капитал - на 11,0%.
 
 

Показатели инфляции за скользящий 12-месячный период
(в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

 

 
 
    Потребительские цены в сентябре 2006 года по сравнению с декабрем предыдущего года возросли на 7,2% (в сентябре 2005 года - на 8,6%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в сентябре текущего года составила 9,5%.
    Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего заметным снижением темпов прироста цен на платные услуги населению - до 12,0% по итогам девяти месяцев 2006 года по сравнению с 18,5% за соответствующий период 2005 года. Темпы прироста административно регулируемых цен замедлились в январе-сентябре 2006 года, по оценке, в 1,8 раза. Наиболее значительным было снижение темпов прироста цен на жилищно-коммунальные услуги - до 16,8% по сравнению с 31,2% за январь-сентябрь 2005 года. Принятие на федеральном уровне решений об ограничении роста регулируемых тарифов в 2006 году для каждого региона России оказало позитивное влияние на их динамику. Повышение действенности механизма регулирования цен в этой сфере явилось одним из основных факторов снижения инфляции.
    Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
 

2003 год 2004 год 2005 год 2006 год
базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция
Январь 1,2 2,4 0,9 1,8 0,9 2,6 0,8 2,4
Февраль 2,1 4,1 1,7 2,8 1,6 3,9 2,0 4,1