Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 891. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.12.2006 N 1761-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2007-2011 ГОДЫ"

Дата документа18.12.2006
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 декабря 2006 г. N 1761-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы.
    2. Определить:
    государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа) и подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы, входящей в состав Программы (далее - подпрограмма), - Минпромэнерго России;
    государственными заказчиками Программы - Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку, Рособразование, Российскую академию наук и Сибирское отделение Российской академии наук, а подпрограммы - Роспром, Росатом, Роскосмос, Роснауку и Рособразование.
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 49549 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе предельный (прогнозный) объем финансирования подпрограммы - 23200 млн. рублей.
    4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 2006 г. N 1761-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА" НА 2007-2011 ГОДЫ

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы (далее - Программа), является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня ее технологического развития от уровня передовых стран.
    Указанная проблема прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации:
    преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;
    развитие высокотехнологичного сектора российской экономики в целях обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности отечественных товаров;
    создание условий для многократного увеличения объемов выпуска наукоемкой продукции.
    Повышение инновационной активности связано с обеспечением устойчивых темпов роста промышленного производства, с позитивными структурными сдвигами, направленными на увеличение доли перерабатывающих отраслей в общем объеме продукции и доли высокотехнологичной наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях, а также с закреплением конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.
    Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, как отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, угрожает России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. В связи с этим государственная поддержка развития промышленности должна быть ориентирована на обеспечение инновационного характера ее развития и воспроизводство главного материального фактора обновления производства - его технологической базы, реализующей современные достижения научно-технического прогресса и обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.
    Переход к инновационному пути развития страны с учетом избранных приоритетов определен в качестве главной цели государственной научно-технологической политики в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
    Мероприятия Программы ориентированы на технологическое обеспечение реализации следующих крупных комплексных проектов, необходимых для социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности и потребностей бизнеса:
    освоение водородной энергетики;
    переход к промышленному производству и управлению материальными потоками на основе электронного документооборота и радиочастотной идентификации (интегрированная логистика);
    создание перспективной отечественной транспортной техники с использованием международной кооперации;
    обеспечение здоровья нации и защиты человека от биотерроризма и поражения токсичными факторами;
    разработка нового поколения морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
    создание перспективных электронных технических систем различного назначения на основе применения отечественной электронной компонентной базы.
    Предполагается, что реализация указанных комплексных проектов будет осуществляться бизнес-сообществом с участием государства на основе принципов частно-государственного партнерства.
    При этом задачи Программы заключаются в разработке и практическом внедрении критических технологий, необходимых для реализации этих проектов, а также для создания и производства другой конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня.
    Проведенный анализ показал, что для решения этих задач необходимо создание и промышленное освоение технологий по следующим базовым технологическим направлениям:
    технологии новых материалов;
    общемашиностроительные технологии;
    базовые технологии энергетики;
    технологии перспективных двигательных установок;
    химические технологии и катализ;
    технологии морской техники, функционирующей в экстремальных природных условиях;
    технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, диагностики и защиты человека от опасных заболеваний.
    Кроме того, предусматривается выполнение подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 годы, входящей в состав Программы (далее - подпрограмма).
    Необходимость представления последнего направления в виде подпрограммы диктуется высокой значимостью этого направления для технологической инфраструктуры страны, значительным объемом бюджетного финансирования, комплексностью решаемых проблем, приводящей к необходимости реализации взаимоувязанных мероприятий Программы, для чего требуется их координация и управление в рамках отдельной подпрограммы.
    Протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 1 апреля 2006 г., утвержденным Президентом Российской Федерации, предусматривается разработка подпрограммы в составе Программы.
    Инновационный процесс включает в себя:
    фундаментальные исследования и прикладные поисковые работы ("пробирочные" технологии);
    разработку промышленных технологий;
    разработку и производство инновационного продукта.
    Программа реализует второй этап инновационной цепочки - разработку технологий, предназначенных для непосредственного использования в промышленности.
    Последующие этапы инновационного процесса являются сферой деятельности бизнес-сообщества. При этом государственная поддержка конкретных разработок осуществляется через ведомственные (отраслевые) программы, использующие результаты федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы как необходимый технологический базис.
    Конечным продуктом Программы являются разработанные промышленные технологии, предназначенные для их дальнейшего применения в коммерческих проектах, связанных с производством конкретного инновационного продукта.
    Мероприятия Программы формируются с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование с другими программами технологической направленности.
 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 
    Одним из важнейших механизмов реализации Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Основ политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации, является федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы.
    В рамках указанной программы завершены и получили непосредственное промышленное внедрение около 80 технологических проектов в области перспективных материалов, электроники, лазерной техники, вычислительной техники, энергетики, биоинженерии и др. Многие из разработок не имеют аналогов в мире.
    В качестве примеров таких работ можно отметить следующие:
    разработаны новые полимерные композиционные материалы с регулируемыми многофункциональными свойствами, использование которых позволило создать специальную амортизационную конструкцию под главные двигатели строящегося головного корабля типа "Корвет", что на 30 процентов снизило массу этой конструкции;
    впервые в мире созданы антифрикционные материалы, имеющие прочность и стабильность параметров на уровне металлов и способные работать без смазки;
    разработана технология синтеза полупроводниковых трехмерных фотонных кристаллов, на основе которых создаются низкопороговые лазеры видимого и инфракрасного диапазонов и сверхбыстрые оптические переключатели потоков информации. По своим техническим характеристикам фотонные кристаллы не имеют мировых аналогов;
    завершена разработка 30 наименований оборудования эфирного цифрового телевизионного вещания для модернизации сети государственного телевизионного вещания;
    созданы оптико-электронные усилители сверхслабых отраженных сигналов для лазерных локаторов большой дальности;
    разработана технология и создана опытно-промышленная установка по производству специального порошка по изготовлению смешанного топлива для ядерных реакторов различного назначения;
    впервые в стране начато производство генно-инженерного инсулина для лечения сахарного диабета;
    разработаны технологии изготовления тепловых аккумуляторов и энергоблоков на солнечной энергии для двигательных установок по межорбитальной транспортировке космических аппаратов;
    разработаны новые технологии в области прикладных проблем гидромеханики.
    Однако в настоящее время необходимо продолжать развитие этой программы по следующим причинам:
    развитие технологий в мире является непрерывным, постоянно обновляющимся процессом;
    вследствие недостаточного финансирования не удалось полностью решить важную задачу обеспечения технологической независимости и информационной безопасности Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы, используемой в стратегически значимых системах;
    появились новые направления технологического развития, не предусмотренные федеральной целевой программой "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
    обострение конкурентной борьбы на внешнем, а также (в связи с предстоящим присоединением России к ВТО) и на внутреннем рынках требует интенсификации инновационных процессов, ускорения разработки и передачи в производство новых передовых технологий, способных составить технологическую основу для создания и производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
    Мероприятия Программы предусматривают проведение работ по развитию значительного (около 60 процентов) числа критических технологий, включенных в утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. перечень критических технологий Российской Федерации.
 

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

 
    Отказ от реализации мероприятий Программы будет означать разрыв инновационной цепи в одном из ее основных звеньев, связанном с разработкой и освоением в производстве новых промышленных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции.
    Отечественная высокотехнологичная промышленность, лишенная притока новых технологий, не сможет конкурировать с иностранными фирмами не только на внешнем, но и на внутреннем рынке (особенно после вступления России в ВТО).
    Технологическое отставание отечественной промышленности от передовых стран неизбежно увеличится и уже в обозримой перспективе по ряду важнейших технологических направлений может стать необратимым, что сделает вполне реальной угрозу потери Россией способности разрабатывать и производить современную наукоемкую высокотехнологичную продукцию и обеспечивать национальную безопасность на необходимом уровне.
 

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

 
    В качестве возможных вариантов решения проблемы рассматриваются 3 варианта реализации Программы.
    Первый вариант предусматривает ускоренную разработку и освоение в производстве всех критических технологий в основном за счет бюджетных средств, а также привлечение внебюджетных средств на конечных этапах внедрения.
    Основой этого варианта является перечень критических технологий Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации. Каждое технологическое направление, указанное в этом перечне, предусматривает выполнение комплексных технологических проектов, общее количество которых может быть более 500.
    По экспертной оценке, необходимый объем бюджетных средств для реализации этого варианта составляет 150-200 млрд. рублей.
    Преимущество данного подхода заключается в возможности разработки максимального количества критических технологий уже в ближайшей перспективе при использовании необходимой бюджетной поддержки.
    Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов бюджетного финансирования из-за ограниченности бюджетных средств.
    Второй вариант предусматривает отказ от государственной поддержки технологического развития и создания собственных промышленных технологий (приобретение необходимых технологий по импорту).
    Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 40-50 млрд. рублей. В то же время возможность решения проблемы существенно снизится вследствие:
    нарастания технологического отставания от мирового уровня из-за невозможности приобретения на мировом рынке самых современных технологий для отечественной промышленности;
    потери технологической, информационной, экономической и оборонной безопасности России.
    Третий вариант предусматривает концентрацию бюджетных средств на ограниченном количестве наиболее важных направлений технологического развития, в каждом из которых средства федерального бюджета направляются на реализацию важнейших комплексных проектов, существенно влияющих на достижение целей социально-экономического развития страны.
    Реализация этого варианта позволит сократить технологическое отставание России от мирового уровня, сохраняя и развивая в то же время достигнутый приоритет в отношении важных технологических направлений, обеспечить их реализацию, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы.
    Для реализации этого варианта необходимый объем бюджетных средств может составить 50-60 млрд. рублей с привлечением 40-50 млрд. рублей из внебюджетных источников.
    Основной риск реализации этого варианта связан с возможным недофинансированием Программы в связи с существенной ориентацией на привлечение внебюджетных средств, а также с возможным созданием неэффективных технологий или технологий, трудно реализуемых в производстве.
    Этот риск может быть сведен к минимуму путем организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованный отбор технологических проектов с учетом возможностей промышленности и тенденций рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами.
    Основные показатели эффективности реализации вариантов Программы приведены в приложении N 1.
    Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и реализуемым является последний из рассмотренных вариантов, который позволяет при приемлемых затратах бюджетных средств обеспечить решение поставленной проблемы при допустимой степени риска.
 

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

 
    Выполнение Программы рассчитано на 5-летний период (2007-2011 годы). Планировать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие динамичности мировых тенденций и приоритетов в области развития высоких технологий.
    Предусматривается реализация Программы в два этапа.
    Первый этап (2007-2009 годы) включает в себя выполнение быстрореализуемых проектов, базирующихся на уже имеющемся научно-техническом заделе.
    Второй этап (2008-2011 годы) включает в себя выполнение сложных комплексных проектов по созданию перспективных технологий, реализуемых в новых поколениях наукоемкой продукции и ориентированных на недопущение технологического отставания от передовых стран или закрепление отечественного приоритета по основным стратегически важным направлениям.
 

VI. Предложения по цели и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годам

 
    Целью Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.
    Основными задачами Программы являются:
    создание новых передовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;
    разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их финансирования;
    активизация процессов коммерциализации новых технологий;
    создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;
    решение проблем улучшения экологической ситуации в стране.
    Целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
    количество переданных в производство технологий, обеспечивающих конкурентоспособность конечного продукта;
    количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений и закрепляющих права на объекты интеллектуальной собственности, полученные в процессе выполнения Программы, в том числе права Российской Федерации;
    количество разработанных технологий, соответствующих мировому уровню или превышающих его.