Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 382. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ СОЮЗА ССР" (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17.09.68)

Дата документа17.09.1968
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиКодекс · Кодекс торгового мореплавания
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

 

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ

 

(в редакции Указов Президиума ВС СССР от 20.05.74 N 6001-VIII,
от 27.07.82 N 7599-Х, от 02.12.87 N 8089-XI)

 

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Статья 1. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.
    Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских промыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спасательных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.
 
    Статья 2. Перевозка и буксировка между портами СССР одного и того же моря (малый каботаж) и разных морей (большой каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Союза ССР.
    Изъятия из этого правила могут быть установлены Советом Министров СССР. В отношении каботажа рассматриваются как одно море:
 
    1) Черное и Азовское моря;
    2) Белое море и Северный Ледовитый океан;
    3) Японское, Охотское и Берингово моря.
 
    Статья 3. Перевозка и буксировка между портами СССР и иностранными портами могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом Союза СССР, так и, при условии взаимности, судами, плавающими под иностранным флагом.
 
    Статья 4. Основными органами, в оперативном управлении которых находятся морские суда, используемые для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, являются морские пароходства, подведомственные Министерству морского флота СССР.
    Суда, используемые для рыбных и иных морских промыслов, находятся в оперативном управлении организаций рыбной промышленности, руководство которыми осуществляется Министерством рыбного хозяйства СССР. В ведении других министерств и ведомств могут находиться суда, используемые для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства, для иных хозяйственных, научных и культурных целей, а также суда смешанного плавания (река-море), используемые для перевозок грузов и пассажиров.
 
    Статья 5. Министерство морского флота СССР в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами действующего законодательства и международными договорами, в которых участвует СССР, издает в пределах своей компетенции обязательные для всех министерств, ведомств, организаций и граждан правила, инструкции и положения по вопросам торгового мореплавания.
    Правила перевозки грузов, пассажиров и багажа Министерством морского флота СССР разрабатываются с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств СССР.
    Правила перевозки почты утверждаются Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством связи СССР. Правила перевозки грузов в прямом смешанном и прямом водном сообщении утверждаются Министерством морского флота СССР совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся соответствующие виды транспорта.
 
    Статья 6. Государственный надзор за торговым мореплаванием в СССР возлагается на Министерство морского флота СССР, осуществляющее контроль за соблюдением законодательства о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР, надзор за состоянием морских путей, общее руководство государственной регистрацией морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной и лоцманской службой.
 
    Статья 7. Технический надзор за морскими судами и их классификация, независимо от ведомственной принадлежности судна, осуществляются Регистром СССР согласно статье 29 настоящего Кодекса.
    Регистр СССР издает правила, относящиеся к постройке судов, использованию материалов в судостроении, оборудованию, а также снабжению морских судов спасательными, противопожарными и другими средствами, и осуществляет надзор за соблюдением этих правил при проектировании, постройке и эксплуатации судов.
    Регистр СССР имеет право при невыполнении его правил и требований запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств.
    Регистр СССР действует на основании устава, утверждаемого Министром морского флота СССР.
 
    Статья 8. Отвод земельных и водных участков и строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должны быть согласованы с Министерством обороны СССР и Министерством морского флота СССР, а в случаях, предусмотренных статьей 64 настоящего Кодекса (пункт 9), - с соответствующим морским портом.
    Организации и граждане, нарушившие правило, содержащееся в настоящей статье, обязаны по требованию Министерства обороны СССР или Министерства морского флота СССР произвести в указанный ими срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи действию средств навигационной обстановки.
 
    Статья 9. Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
    1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;
    2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т.п.);
    3) для научных, учебных и культурных целей;
    4) для спорта;
    5) для иных целей.
 
    Статья 10. Судовладельцем в смысле настоящего Кодекса признается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
 
    Статья 11. Правила настоящего Кодекса распространяются:
    на морские суда - во время их плавания как по морским путям, так и по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям, поскольку специальным законом или соглашением СССР с другим государством не установлено иное;
    на суда внутреннего плавания - во время их следования по морским путям, а также по рекам, озерам, водохранилищам и другим водным путям при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 252 и 260 настоящего Кодекса.
 
    Статья 12. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом.
    К морским воинским перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
 
    Статья 13. К перевозкам в прямом смешанном и прямом водном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта, правила настоящего Кодекса применяются в случаях, прямо в нем указанных, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
 
    Статья 14. Правила настоящего Кодекса применяются:
    1) содержащиеся в главе II "Судно" (за исключением статьи 38) и в главе III "Экипаж судна" - к судам, плавающим под Государственным флагом Союза ССР;
    2) содержащиеся в главе IV "Морской порт" - к морским невоенным портам СССР;
    3) содержащиеся в главе V "Государственные морские лоцманы" - к отношениям, возникающим в связи с проводкой судов на подходах к портам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в пределах вод этих портов, а также между этими портами;
    4) содержащиеся в главе VI "Затонувшее в море имущество" - к отношениям, возникающим в связи с имуществом, затонувшим в пределах территориальных или внутренних морских вод СССР;
    5) содержащиеся в главе VII "Планирование и организация перевозок грузов" - к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями;
    6) содержащиеся в главе VIII "Общая авария" - в случаях перевозки груза на судне, плавающем под Государственным флагом Союза ССР, а также на судне, плавающем под иностранным флагом, когда оно заканчивает рейс в порту СССР;
    7) содержащиеся в главе ХIV "Возмещение убытков от столкновения судов" и в главе ХV "Вознаграждение за спасение на море"- в случаях, когда спор рассматривается в СССР, с тем, однако, что к спорам о распределении вознаграждения между судовладельцем и экипажем судна, а также между членами экипажа применяется закон флага судна, оказавшего помощь;
    8) содержащиеся в главе ХVI "Пределы ответственности судовладельца" - к судовладельцам, суда которых плавают под Государственным флагом Союза ССР;
    9) содержащиеся в главе ХVII "Привилегированные требования" - в случаях, когда спор рассматривается в СССР;
    10) содержащиеся в главе ХVIII "Морские протесты" (за исключением статьи 292) - в случаях, когда морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу СССР;
    11) содержащиеся в главе ХIХ "Претензии и иски"- в тех случаях, когда соответствующие отношения подлежат действию правил настоящего Кодекса; однако статьи 294-304 применяются только к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, к их отношениям с гражданами Союза ССР и с находящимися в СССР иностранными гражданами.
    Права и обязанности сторон по договору морской перевозки груза (глава VIII), договору морской перевозки пассажира (глава IХ), договору фрахтования судна на время (глава Х), договору морской буксировки (глава ХI) и договору морского страхования (глава ХII) определяются по законам места заключения договора, если иное не установлено соглашением сторон (статья 15 настоящего Кодекса). Место заключения договора определяется по советскому закону.
    Правила, содержащиеся в главе VIII "Договор морской перевозки груза", применяются к отношениям между советскими государственными, кооперативными и общественными организациями, поскольку иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса.
    Правила, содержащиеся в главе Х "Договор фрахтования судна на время" (за исключением статей 181, 183, 184, 186), применяются также при фрахтовании судна без экипажа.
    (в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6001-VIII).
 
    Статья 15. Включение в договоры, предусмотренные настоящим Кодексом, условий о применении иностранных законов и обычаев торгового мореплавания допускается в случаях, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от установленных им правил.
    Иностранный закон не применяется, если его применение противоречило бы основам советского строя.
 
    Статья 16. Связанный с торговым мореплаванием имущественный спор, в котором участвует иностранный гражданин или иностранная организация, может быть по соглашению сторон передан на рассмотрение иностранного суда или арбитража.
 
    Статья 17. Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила международного договора.
 
 
    Статья 18. К гражданским, административным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного или иного законодательства Союза ССР и союзных республик.
 

Глава II СУДНО

 
    Статья 19. Суда в СССР находятся в собственности государства либо в собственности колхозов, иных кооперативных или общественных организаций.
    В личной собственности граждан могут находиться суда валовой вместимостью не более 10 регистровых тонн, предназначенных для удовлетворения их материальных и культурных потребностей. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, не могут использоваться для извлечения нетрудовых доходов.
 
    Статья 20. На суда, находящиеся в собственности Советского государства, не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР.
 
    Статья 21. Отчуждение иностранному государству, иностранной организации или иностранному гражданину судна, находящегося в собственности Советского государства либо колхоза, иной кооперативной или общественной организации, допускается только с разрешения Совета Министров СССР.
 
    Статья 22. Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, находящимся в собственности:
    1) Советского государства;
    2) колхозов, иных советских кооперативных или общественных организаций;
    3) граждан СССР. Изъятия из этого правила могут допускаться в порядке, установленном Советом Министров СССР.
    (В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1974 г. N 6001-VIII).
 
    Статья 23. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов СССР или с момента регистрации в судовой книге.
    Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге, но не более одного года.
    За подъем на судне Государственного флага Союза ССР без права на этот флаг виновные лица несут ответственность в установленном законом порядке.
 
    Статья 24. Внесению в Государственный судовой реестр подлежат суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР.
    Другие суда, находящиеся в ведении Министерства морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, а также находящиеся в собственности рыболовецких колхозов, регистрируются в судовых книгах морских торговых и рыбных портов СССР.
    Внесению в Государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями какого-либо судна. Порядок ведения Государственного судового реестра и судовых книг портов устанавливается Министерством морского флота СССР.
    Порядок внесения в Государственный судовой реестр и регистрации в судовых книгах судов рыбной промышленности устанавливается Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР.
    (В ред. - Указа Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1982 г. N 7599-Х).
 
    Статья 25. Спортивные суда регистрируются в судовых книгах спортивных организаций в порядке, установленном Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.
    Суда, кроме подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, судовые книги морских торговых и рыбных портов СССР и судовые книги спортивных организаций, а также суда, принадлежащие гражданам, регистрируются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
    (В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1982 г. N 7599-Х).
 
    Статья 26. Внесение судна в Государственный судовой реестр удостоверяется свидетельством о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент), а регистрация в судовой книге - судовым билетом.
    За внесение судна в Государственный судовой реестр или регистрацию в судовой книге взимается установленный сбор.
 
    Статья 27. С момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге все ранее сделанные записи в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств Союзом ССР не признаются.
    Равным образом Союзом ССР не признается внесение судна СССР в судовой реестр иностранного государства, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.
 
    Статья 28. Судно должно иметь свое название. Название присваивается:
    1) судну, находящемуся в ведении Министерства морского флота СССР, - в порядке, установленном Министерством морского флота СССР;
    2) судну, находящемуся в ведении другого министерства или ведомства,- в порядке, установленном соответствующим министерством или ведомством по согласованию с Министерством морского флота СССР;
    3) судну, принадлежащему колхозу, иной кооперативной или общественной организации либо гражданину, - собственником судна по согласованию с портом, в котором судно вносится в Государственный судовой реестр, или с органом, в судовой книге которого оно регистрируется.
 
    Статья 29. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.
    Технический надзор за всеми пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными и буксирными судами, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 75 л. с. и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн (кроме спортивных судов и судов, принадлежащих гражданам) осуществляется Регистром СССР.
    Технический надзор за судами, не указанными в части второй настоящей статьи, осуществляется:
    1) за судами, принадлежащими рыболовецким колхозам, - органами, на которые этот надзор возложен Министерством рыбного хозяйства СССР;
    2) за судами, находящимися в ведении Министерства морского флота СССР и Министерства рыбного хозяйства СССР, - органами, на которые этот надзор возложен указанными министерствами;
    3) за спортивными судами - органами, на которые этот надзор возложен Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР;
     4) за прочими судами, а также судами, принадлежащими гражданам, - в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
    (В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1982 г. N 7599-Х).
 
    Статья 30. Судно должно иметь следующие судовые документы:
    1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР;
    2) свидетельство о праве собственности на судно;
    3) свидетельство о годности к плаванию;
    4) мерительное свидетельство (для судов, подлежащих техническому надзору Регистра СССР);
    5) список лиц судового экипажа (судовую роль); 6) судовой журнал;
    7) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);
    8) санитарный журнал;
    9) судовое санитарное свидетельство. Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, должно иметь судовой билет.
 
    Статья 31. Судно, несущее специальную службу, а также спортивное судно может не иметь мерительного свидетельства. Однако судно, несущее специальную службу, может быть подвергнуто определению вместимости упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.
    Судно, плавающее в портовых или прибрежных морских водах, может не иметь судового, машинного и санитарного журналов, если иное не установлено министерством, ведомством или организацией, в ведении которых находятся суда.