Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 276. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ЦБ РФ от 02.02.99 N 45-Т "РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ"

Дата документа02.02.1999
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 2 февраля 1999 г. N 45-Т

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ

 
    Направляются для руководства в работе разъяснения по вопросам, возникающим в практике работы территориальных учреждений Банка России, связанной с организацией банковского санирования, отзывом лицензий на осуществление банковских операций и контролем за ликвидацией кредитных организаций.
 

В.Н.ГОРЮНОВ

 
 
    
 

Приложение 1
к письму ЦБ РФ
от 2 февраля 1999 г. N 45-Т

 

ОТВЕТЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЯ)
НА ВОПРОСЫ (ПРЕДЛОЖЕНИЯ) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКА РОССИИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО САНИРОВАНИЯ, ОТЗЫВУ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЮ ЗА ЛИКВИДАЦИЕЙ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

N п/п Вопрос (предложение) Ответ (заключение)
1. Имеется ли противоречие между Инструкцией Банка России от 01.10.97 N 1, в которой значение норматива текущей ликвидности (Н3) определено в пределах не ниже 50%, и Указаниями от 13.11.97 N 18-У, в которых в разделе "Методические рекомендации о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитной организации" (пункт 7) приводится определение недостатка у кредитной организации ликвидных средств как разницы между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами, что обязывает банк иметь ликвидные активы в размере обязательств. Установление экономических нормативов ликвидности не исключает осуществление, в случае необходимости, более детального анализа балансов кредитных организаций в целях оценки состояния расчетов и соблюдения банками платежной дисциплины. Например, конкретные задачи анализа расчетов проблемных организаций определены Методическими рекомендациями о порядке оценки мероприятий по финансовому оздоровлению (планов санации) кредитных организаций (от 13.11.97 N 18-У); а для оперативной оценки соблюдения кредитными организациями платежной дисциплины и оценки способности банка своевременно осуществлять расчеты направлены указания Банка России от 16.09.98 N 227-Т.
2. Какие векселя следует относить к категории "имеющие неизвестную платежеспособность" (пункт 10 Приложения N 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации" Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У). Оценка стоимости учтенных банком векселей осуществляется идентично расчету оценочной стоимости ссудного портфеля. Руководствуясь п. 2.8.3 Инструкции Банка России от 30.06.97 N 62а, учтенные векселя, по своим признакам не попадающие в число указанных в этом пункте, следует относить к безнадежным.
К этой категории относятся и векселя организаций, имеющих неизвестную платежеспособность, т.е. когда оценка стоимости векселей невозможна из-за отсутствия отчетных балансов и другой необходимой информации о финансовом состоянии плательщика.
3. Каким образом оценивается возможность взыскания прочей дебиторской задолженности (пункт 11 Приложения N 2 "Оценка стоимости активов кредитной организации" Указания Банка России от 13.11.97 N 18-У). Оценка дебиторской задолженности должна базироваться на информации, имеющейся в кредитной организации, о характере и причинах образования дебиторской задолженности, ее длительности, принятых мерах ко взысканию, о вероятности погашения с учетом имущественного положения дебиторов.
Дебиторская задолженность может рассматриваться как безнадежная, в частности, при наличии:
- документов, свидетельствующих об отсутствии возможности для взыскания дебиторской задолженности (статьи 416 - 418 ГК РФ, например, свидетельство о смерти гражданина - должника);
- надписи судебного пристава - исполнителя на исполнительном листе о невозможности взыскания долга;
- документа, подтверждающего ликвидацию должника (выписка об исключении юридического лица из Единого государственного реестра, определение суда о завершении конкурсного производства должника). Кроме того, в составе дебиторской задолженности необходимо выявить расходы, подлежащие учету по другим статьям бухгалтерского учета и являющиеся потенциальными убытками (расходы на содержание аппарата управления, другие расходы банка, капитальные затраты).
4. Предлагается ввести запрет на выход участников банка на период санации; законодательно определить материальную ответственность участников банка за проведение ими рискованной политики, повлекшей ухудшение финансового состояния банка и реальную угрозу кредиторам и вкладчикам. В настоящее время существует ряд законодательных норм, регулирующих ответственность участников юридического лица. В частности, это часть вторая пункта 3 статьи 56 ГК РФ, статья 71 и пункт 2 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах", статья 44 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В то же время практика свидетельствует о том, что данные нормы применяются крайне неэффективно. В этой связи в настоящее время Банк России подготовил предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство, устанавливающие четкие критерии и меры, применяемые к участникам кредитных организаций, чьи действия способствовали или привели к банкротству кредитной организации. Что касается запрета на выход участников из состава банка, то данное ограничение желательно ввести по отношению к сделкам, в которых приобретающей стороной является сама кредитная организация (данное предложение будет учтено при доработке существующих законопроектов). Относительно продажи акций (долей) третьим лицам, то данный запрет будет препятствовать смене неэффективных собственников.