Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 342. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минфина РФ от 15.12.2006 N 06-04-08/01-161 "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ"

Дата документа15.12.2006
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 15 декабря 2006 г. N 06-04-08/01-161

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 
    Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
    Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
    В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации разработало Методические рекомендации по формированию Программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов (далее - Программа).
    Целью данных Методических рекомендаций является оказание методологической помощи органам местного самоуправления по разработке и реализации мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию бюджетных расходов.
    Реализация рекомендованных мероприятий позволит:
    1. Повысить качество управления бюджетным процессом.
    2. Активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов.
    3. Создать условия для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов.
    4. Повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса.
    5. Выявить внутренние резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.
    В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов муниципальным образованиям рекомендуется рассмотреть и утвердить решением местной администрации Программу мероприятий по форме, согласно приложению N 1.
    При составлении Программы мероприятий рекомендуется использовать Перечень нормативных документов в соответствии с приложением N 2.
    При утверждении Программы мероприятий рекомендуется использовать модельный муниципальный правовой акт согласно приложению N 3.
 

I. Мероприятия по организации работы по мобилизации доходов местных бюджетов

 

1. Мероприятия по увеличению поступлений местных налогов

 
    Важным источником мобилизации доходов местного бюджета является увеличение поступлений от местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог).
    В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц необходимо предусмотреть:
    1. Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.
    2. Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами.
    3. Установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.
    В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков представляется целесообразным проведение органами местного самоуправления работы по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц <1>.
    Эту работу необходимо проводить также при оформлении органами местного самоуправления в соответствии со статьями 8 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, так как застройщик обязан представить в органы местного самоуправления правоустанавливающие документы на земельный участок.
    С целью формирования объективной информации о строениях и сооружениях на территории муниципального образования органам местного самоуправления следует создать в соответствии с требованиями статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы градостроительной деятельности, что также позволит своевременно выявлять вновь построенные объекты, на которые в установленном порядке не оформлены права на собственность.
    Кроме того, с целью выявления фактов самовольной застройки рекомендуется использовать информацию Госархнадзора, Гостехнадзора, УВД, налоговых органов, а также привлекать к этой работе специалистов органов архитектуры и градостроительства, органов общественного самоуправления.
    Требования к регистрации гражданами прав собственности на земельные участки следует отразить в Правилах землепользования и застройки, разрабатываемых органами местного самоуправления в соответствии со статьями 8 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса.
    Следует учитывать некоторые особенности в налогообложении земельных участков, находящихся под линейными объектами на территории нескольких муниципальных образований, земельных долей, полученных при приватизации сельскохозяйственных угодий, земельных участков, перешедших по наследству или находящихся в общей долевой собственности <2>.
    Обеспечение полноты учета собственников недвижимости, являющейся объектом налогообложения, достигается путем использования предоставленной законодательством возможности привлечения граждан к административной ответственности <3>.
 

2. Оптимизация перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам

 
    В целях реализации прав органов местного самоуправления по установлению налоговых льгот рекомендуется утвердить порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам с учетом показателей бюджетной и социальной эффективности, а также предусмотреть введение процедуры запрета по рассмотрению проектов решений, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот без соответствующей оценки.
    При этом критериями оценки эффективности предоставления налоговых льгот должны быть:
    1. Обеспечение экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов в расширении приоритетных для муниципальных образований направлений хозяйственной деятельности и стимулирование участия в реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
    2. Создание необходимых экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности.
    3. Оказание благоприятных экономических условий для деятельности предприятий, применяющих труд социально-незащищенных категорий населения.
    Кроме того, рекомендуется в случае необходимости использовать практику замены предоставления налоговых льгот либо адресным финансированием с отражением в расходной части местного бюджета, либо предоставлением инвестиционного налогового кредита.
 

3. Сокращение недоимки по налогам и сборам

 
    В целях сокращения и ликвидации недоимки, рекомендуется создание координационной комиссии с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.
    При этом основными направлениями работы указанной комиссии будут являться:
    - анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;
    - разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;
    - разработка предложений по реструктуризации недоимки по налогам и сборам в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, включая установление сроков и разработку поэтапных мероприятий по ее сокращению.
    Органам местного самоуправления муниципальных образований (администраторам поступлений в местный бюджет) необходимо утвердить план мероприятий по организации претензионной работы и передаче материалов в суд для принудительного взыскания задолженности с установлением ответственных за контроль и исполнение указанного плана с регулярным заслушиванием результатов проделанной работы.
 

4. Мероприятия по привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов

 
    В целях увеличения доходной части местных бюджетов необходимо разработать комплекс мер по поступлению неналоговых доходов, так как муниципальные образования имеют реальные возможности по мобилизации неналоговых доходов.
    4.1. Увеличению доходов от использования муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании. В этой связи рекомендуются следующие мероприятия:
    - проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности с целью выявления неиспользованного (бесхозного) и установления направления эффективного его использования;
    - определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование;
    - выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду;
    - установление перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет;
    - утверждение программы приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет;
    - осуществление учета доходов по акциям, другим формам участия в капитале, в том числе от распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
    4.2. С целью обеспечения поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, необходимо провести следующие мероприятия:
    - принять нормативные правовые акты о порядке и размерах зачисления в бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий;
    - внедрять методы бюджетирования в управлении хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий, направленные на увеличение прибыли;
    - установить контроль со стороны органа местного самоуправления за формированием и расходованием резервных фондов муниципальных унитарных предприятий, использованием амортизационных отчислений.