Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 396. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

УКАЗАНИЕ МПС РФ от 29.12.2001 N И-2036у "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД"

Дата документа29.12.2001
Статус документаНе действует
МеткиУказания
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УКАЗАНИЕ
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у

 
    В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    Организации федерального железнодорожного транспорта, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формируют учетную политику исходя из своей структуры и отраслевой принадлежности.
    В целях снижения совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов федеральным железнодорожным транспортом и реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте":
    1. Утвердить прилагаемую Учетную политику предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений, на 2002 год.
    2. Начальникам железных дорог, руководителям других организаций:
    2.1. Продолжить последовательное применение учетной политики.
    2.2. Обеспечить выполнение допущений и требований, предусмотренных пунктами 6 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
    2.3. Включить в учетную политику организаций основные положения и существенные способы ведения бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные учетной политикой организаций на 2002 год, утвержденной пунктом 1 настоящего указания.
    2.4. При отсутствии в нормативных документах способа ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу разработать соответствующий способ, который должен быть всесторонне обоснован исходя из основополагающих принципов формирования достоверной информации и положений по бухгалтерскому учету.
    2.5. Утвердить в соответствии с пунктами 5 и 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98):
    учетную политику организации;
    рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
    порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
    правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
    порядок контроля за хозяйственными операциями и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета;
    сроки составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности.
    2.6. Применять способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные при формировании учетной политики, с первого января 2002 года.
    2.7. При отражении фактов хозяйственной деятельности руководствоваться законодательством Российской Федерации и нормативными актами по бухгалтерскому и налоговому учету.
 

Первый заместитель Министра
М.В.ИВАНКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
указанием МПС России
от 29 декабря 2001 г. N И-2036у

 

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, КРОМЕ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НА 2002 ГОД

 

Раздел I. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

1. Основные положения

 

1.1. Учет выручки, доходных поступлений и доходов

 
    1.1.1. Доходные поступления от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа (далее - перевозки), включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, определяются по моменту предъявления расчетных документов грузоотправителям и грузополучателям и оформления проездных (перевозочных) документов пассажиров.
    Полученная выручка от перевозок, включая суммы налога на добавленную стоимость и налога с продаж, учитывается по моменту поступления денежных средств на доходные и валютные счета МПС России, в товарные и билетные кассы железнодорожных станций и вокзалов, учета в счет расчетов по перевозкам стоимости полученных товарно - материальных ценностей и ценных бумаг, проведения зачетов взаимной задолженности.
    Доходы железных дорог от перевозок формируются МПС России посредством распределения между железными дорогами, участвующими в перевозках, сумм доходных поступлений (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж), учтенных в отчетном периоде.
    Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог и дополнительно перераспределяются по расчетным ценам, установленным МПС России в расчете на единицу перевозочной работы.
    Доходные поступления от перевозок в прямом сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доходы железных дорог, участвующих в перевозках, пропорционально объемам перевозочной работы каждой из железных дорог, за исключением сумм плацкарты, включаемых в доходы железных дорог формирования пассажирских поездов.
    Доходные поступления от перевозок в местном сообщении (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) включаются в доход железной дороги, осуществляющей перевозки.
    Порядок формирования доходных поступлений и доходов от перевозок грузов установлен указанием МПС России от 14.12.2001 N И-1926у.
    Доходные поступления и полученная выручка от перевозок передаются из баланса доходных поступлений железной дороги в баланс Департамента финансов МПС России по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям железной дороги".
    Полученная на доходные счета МПС России выручка от перевозок направляется железными дорогами:
    на централизованный доходно - распределительный счет МПС России;
    на расчетный счет железной дороги (в счет доходов от перевозок);
    на счета других железных дорог.
    Доходы от перевозок и финансирование в счет доходов передаются из баланса Департамента финансов МПС России в баланс финансовой службы железной дороги по субсчету 77.02 "Внутриведомственные расчеты по доходам от перевозок и прочим операциям".
    Расчеты между балансом доходных поступлений и балансом основной деятельности ведутся через Департамент финансов МПС России.
    В бухгалтерском учете Департамента финансов МПС России формируются данные, необходимые для контроля за перевозочной деятельностью железных дорог.
    1.1.2. Валютная выручка, поступающая на валютные счета МПС России от иностранных железных дорог и организаций за перевозки, пользование вагонами и контейнерами, оказание других видов услуг, связанных с перевозками в международном сообщении, распределяются уполномоченным органом МПС России - центром "Желдоррасчет МПС России" в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
    Форма расчетного письма по выручке от перевозок и связанных с ними услуг в международном сообщении центра "Желдоррасчет МПС России" приведен в Приложении к настоящей учетной политике.
    1.1.3. Учитывая взыскание провозных платежей преимущественно железными дорогами отправления и вызванную этим необходимость перераспределения выручки железным дорогам транзита и назначения грузов, пассажиров, почты и багажа, формирования пассажирских поездов, безналичные расчеты и инкассация наличных денежных средств, поступающих в оплату перевозок, осуществляются в соответствии с Положением о порядке проведения операций по доходным счетам МПС России, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 25.03.1994 N 82 и МПС России N ЦФ-244.
    1.1.4. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта, кроме бюджетных учреждений (далее - организации), прочих видов деятельности определяется по мере отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
    1.1.5. В соответствии с разделом IV "Признание доходов" Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", ПБУ 9/99 (далее - Положение ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (письмо Департамента финансов МПС России от 15.07.1999 N ЦФС-9/80), выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
    организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
    сумма выручки может быть определена;
    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
    право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
    расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
    Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из указанных в настоящем подпункте условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность.
    Прочие поступления признаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
    поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, и доходы от участия в уставных капиталах других организаций (когда это не является предметом деятельности организации) - аналогично выручке. При этом проценты начисляются за каждый истекший отчетный период в соответствии с условиями договора;
    штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных организации убытков в отчетном периоде, в котором судом принято решение об их взыскании или они признаны должником;
    суммы кредиторской или депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности;
    суммы дооценки активов в отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую произведена переоценка;
    иные поступления по мере их образования (выявления).
    1.1.6. В целях укрепления финансовой дисциплины, повышения доходов железных дорог, увеличения денежной выручки указанием МПС России от 06.10.1999 N 277у "О введении в действие "Положения об особом порядке финансирования железных дорог" с 1 октября 1999 года введено Положение об особом порядке финансирования железных дорог.
    Основанием для перевода железной дороги на особый порядок финансирования является наличие признаков снижения платежеспособности железной дороги, выраженное в росте дебиторской и кредиторской задолженности, невыполнения заданий МПС России, а также других нарушений финансовой дисциплины.
    В целях максимального взыскания выручки от перевозок денежными средствами необходимо обеспечивать неукоснительное соблюдение требований Транспортного устава железных дорог Российской Федерации в части проведения расчетов за перевозки, осуществляемые на федеральном железнодорожном транспорте, в денежной форме.
    Проведение зачетных операций допускается в исключительных случаях в соответствии с Положением о проведении взаимозачетных операций через казначейство МПС России, утвержденным указанием МПС России от 19.06.2000 N 159у "Об улучшении проведения расчетных операций".
    1.1.7. Расходные операции по централизованному доходно - распределительному, расчетным, текущим, валютным счетам МПС России осуществляются на основании платежного баланса, утвержденного Министром путей сообщения Российской Федерации в соответствии с Временным положением о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению, утвержденным указанием МПС России от 06.03.2000 N 40у "Об утверждении Временного положения о порядке приема Департаментом финансов МПС России платежей к исполнению".
    1.1.8. Указанием МПС России от 10.12.2000 N 309у "О завершении реорганизации предприятий основной деятельности железных дорог" предусмотрена реорганизация организаций основной деятельности железных дорог в структурные подразделения или филиалы железных дорог.
    Порядок взаимодействия на основе хозяйственных договоров железных дорог и их подразделений, имеющих статус юридического лица, определен Методическими рекомендациями по нормированию доходов и расходов, планированию уровня рентабельности предприятий основной деятельности железных дорог на период до завершения их реорганизации в подразделения (филиалы), по порядку их взаимодействия на основе хозяйственных договоров, утвержденными МПС России 16 января 2001 года.
    Финансовые взаимоотношения между железной дорогой и юридическими лицами в ее составе должны производиться как реализация работ и услуг.
    Доходы от перевозок формируются только для железных дорог, которые, в свою очередь, должны рассчитываться с юридическими лицами в своем составе на основании предъявленных ими счетов - фактур за выполненные работы, оказанные услуги.
    1.1.9. Особенности учета доходов от пригородных перевозок на железнодорожном транспорте, управление и обеспечение которыми осуществляют дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, определены Методическими рекомендациями по организации системы сбора, учета и контроля доходов от пассажирских перевозок в пригородном сообщении в условиях функционирования пассажирских компаний (письмо МПС России от 01.08.2001 N А-8816).
    1.1.10. Положением о хозяйственных взаимоотношениях между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения, утвержденным Приказом МПС России от 24.08.2001 N 25 "О хозяйственных взаимоотношениях между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения", установлено, что все расчеты между железными дорогами и предприятиями рабочего снабжения осуществляются на основании договоров, в которых предусматривается, что стоимость работ (услуг) предприятий рабочего снабжения, оказываемых железным дорогам, определяется путем согласования сумм расходов предприятий рабочего снабжения и сумм издержек железных дорог по содержанию объектов, в которых расположены предприятия рабочего снабжения.
 

1.2. Учет расходов

 
    1.2.1. Учет расходов осуществляется в соответствии с:
    Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации", ПБУ 10/99 (далее - Положение ПБУ 10/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (письмо Департамента финансов МПС России от 15.07.1999 N ЦФС-9/81);
    номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железных дорог Российской Федерации.
    1.2.2. В соответствии с разделом IV "Признание расходов" Положения ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
    расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;
    сумма расхода может быть определена;
    имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
    Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из указанных в настоящем подпункте условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
    Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
    Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
    1.2.3. В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации расходы подразделяются:
    на расходы по обычным видам деятельности;
    операционные расходы;
    внереализационные расходы;
    чрезвычайные расходы.
    Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
    1.2.4. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. К ним относятся также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
    Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности, которая определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок) и суммовых разниц.
    1.2.5. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" осуществляется переход от преимущественно функционально - территориального принципа организации деятельности федерального железнодорожного транспорта к функциональному принципу с отражением расходов по следующим основным видам хозяйственной деятельности железных дорог (перевозки и связанные с ними услуги):
    грузовые перевозки;
    услуги инфраструктуры;
    предоставление услуг локомотивной тяги;
    пассажирские перевозки в дальнем следовании;
    пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
    ремонт подвижного состава.
    К прочим видам хозяйственной деятельности железных дорог, в том числе, относятся:
    транспортно - экспедиционная деятельность;
    энергоснабжение;
    услуги связи;
    строительство;
    научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы;
    производство промышленной продукции;
    торговля и общественное питание;
    жилищно - коммунальные услуги;
    другие виды работ и услуг.
    Для хозяйственных субъектов, не входящих в состав железных дорог, основными видами хозяйственной деятельности является их профильная деятельность.
    1.2.6. В соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета всех видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта N ФБУ-8 к основному производству железных дорог относятся:
    перевозки и связанные с ними услуги;
    промышленность;
    сельское хозяйство;
    научно - исследовательская и проектно - конструкторская деятельность;
    проектно - изыскательская деятельность;
    строительство;
    прочие виды деятельности.
    В свою очередь перевозки и связанные с ними услуги подразделяются на виды основного производства.