Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Дата документа29.09.2006
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 29 сентября 2006 г. N 01-06/34176

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

(Д)

 
    ФТС России проведены обобщение и анализ практики таможенных органов по возбуждению уголовных дел и дел об административных правонарушениях в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции Российской Федерации, которые свидетельствуют о наличии проблем, связанных с применением норм международного права.
    В целях оказания практической помощи таможенным органам направляем подготовленные Управлением таможенных расследованием и дознания Методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений, административных правонарушений, совершенных лицами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, в которых учтена правовая позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
    Начальникам таможенных органов необходимо обеспечить изучение и использование в практической деятельности настоящих Методических рекомендаций подчиненными должностными лицами. О фактах выявления преступлений (административных правонарушений), совершенных лицами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции, информировать УТРД (тел.: 449-87-20, факс: 449-87-14).
 

Заместитель Руководителя,
генерал-лейтенант
таможенной службы
И.А.ЗАВРАЖНОВ

 
 
    

Приложение N 1
к письму ФТС России
от 29 сентября 2006 года
N 01-06/34176

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ, ОБЛАДАЮЩИМИ ИММУНИТЕТОМ ОТ УГОЛОВНОЙ И (ИЛИ) АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 
    Согласно положениям уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях вопросы уголовной и административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами и совершивших на территории Российской Федерации преступления и административные правонарушения, разрешаются в соответствии с нормами международного права (часть 4 статьи 11 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), часть 3 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).
    Представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств (далее - Представительства) являются органами иностранных государств, осуществляющими свою деятельность в России в соответствии с международными договорами. Представительства не являются субъектами ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, УК РФ.
 

1. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, производство по делам о которых относится к компетенции таможенных органов

 
    Должностное лицо, обнаружившее признаки преступления или административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, обладающим иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, должно принять все меры по обеспечению сохранности следов предполагаемого правонарушения, предметов, свидетельствующих о его совершении.
    В случае выявления признаков преступления следует действовать в порядке, предусмотренном Приказом ФТС России от 17.08.2006 N 778 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий".
    (По рассмотрению рапорта (докладной записки) проводится проверка в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ.)
    При выявлении административного правонарушения уполномоченное лицо таможенного органа должно зафиксировать событие правонарушения, составив определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол об административном правонарушении.
    В ходе проверки в порядке статей 143 - 145 УПК РФ или после возбуждения дела об административном правонарушении:
    1.1. В случае, когда иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него соответствующего иммунитета, но уполномочивающих документов не представляет, необходимо:
    1.1.1. Установить статус иностранного гражданина, совершившего преступление или административное правонарушение, наличие и объем иммунитета, которым он обладает.
    В этих целях с помощью оперативных средств связи (факс, электронная почта) запрашивать территориальное подразделение МИДа России по форме, приведенной в Приложении N 4, подтверждение наличия у лица, совершившего правонарушение, иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и его объеме. Адреса территориальных подразделений МИДа России указаны в Приложении N 6.
    1.1.1(а). При официальном подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, необходимо направить в территориальные подразделения МИДа России ходатайство об отзыве иммунитета у данного лица по форме, приведенной в Приложении N 5. После подтверждения территориальным подразделением МИДа России иммунитета к такому лицу не должны применяться меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
    1.1.1(б). При поступлении из территориального органа МИДа России сведений об отсутствии соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, проверка, в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, и производство по уголовному делу, а также производство по делу об административном правонарушении осуществляются в соответствии с российским законодательством.
    1.1.2(а). При получении ответа территориального подразделения МИДа России, содержащего отказ в удовлетворении ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета:
    - прекратить проверку в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, либо прекратить уголовное дело в отношении данного иностранного гражданина по пункту 2 статьи 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
    В случае, если имеются основания полагать, что преступление совершено в соучастии, уголовное дело по данному факту продолжается производством. С учетом объема иммунитета иностранного гражданина, в отношении которого прекращено уголовное дело, необходимо использовать его свидетельские показания для дальнейшего расследования уголовного дела (объем иммунитета сотрудников Представительств приведен в Приложении N 2);
    - прекратить возбужденное дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица по части 2 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
    Дальнейший таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями главы 25 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Приказа ГТК России от 10.10.2002 N 1087 "Об утверждении правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц".
    В отношении товаров, запрещенных или ограниченных в соответствии с законодательством Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации, применяются меры, предусмотренные статьей 13 ТК РФ.
    1.1.2(б). В случае удовлетворения ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета производство по возбужденному уголовному делу, делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства.
    1.2. В случае, если иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и предъявляет соответствующие документы:
    1.2.1. Все действия производятся в соответствии с пунктом 1.1 настоящих Методических рекомендаций.
    При этом к иностранному гражданину, предъявившему документы, свидетельствующие о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции, с момента возбуждения уголовного дела не применяются меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
 

2. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, производство по делам о которых не относится к компетенции таможенных органов

 
    2.1. В случае выявления преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, необходимо незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам (статья 151 УПК РФ, пункт 3 статьи 411 ТК РФ).
    Примечание.
    На российских дипломатов и лиц, к ним приравненных, распространяется иммунитет только от юрисдикции иностранного государства. Поэтому в случае совершения ими преступлений или административных правонарушений ответственность наступает в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях на общих основаниях.
 

3. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления административных правонарушений, совершенных Представительствами

 
    При выявлении правонарушений, совершенных указанными организациями, до возбуждения дела об административном правонарушении необходимо:
    3.1. Запросить с помощью оперативных средств связи (факс, электронная почта) территориальное подразделение МИДа России по форме, приведенной в Приложении N 4, наличие у организации, совершившей правонарушение, статуса Представительства. Адреса территориальных подразделений МИДа России приведены в Приложении N 6.
    3.1.1(а). При подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего статуса у организации, совершившей правонарушение, дело об административном правонарушении не возбуждается. При этом в территориальные подразделения МИДа России необходимо направить обращение по форме, указанной в Приложении N 4, в котором сообщить о совершенном Представительством противоправном деянии с указанием причиненного экономического или иного ущерба интересам Российской Федерации для принятия мер, предусмотренных нормами международного права.
    3.1.1(б). При поступлении из территориального подразделения МИДа России сведений об отсутствии такого статуса производство по делу об административном правонарушении осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством об административных правонарушениях.
    3.1.2. В отношении товаров, перемещаемых Представительством, применяются формы таможенного контроля, указанные в главе 25 ТК РФ.