Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФТС РФ от 29.09.2006 N 01-06/34176 "О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Дата документа29.09.2006
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 29 сентября 2006 г. N 01-06/34176

 

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

 

(Д)

 
    ФТС России проведены обобщение и анализ практики таможенных органов по возбуждению уголовных дел и дел об административных правонарушениях в отношении лиц, обладающих иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции Российской Федерации, которые свидетельствуют о наличии проблем, связанных с применением норм международного права.
    В целях оказания практической помощи таможенным органам направляем подготовленные Управлением таможенных расследованием и дознания Методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений, административных правонарушений, совершенных лицами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, в которых учтена правовая позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
    Начальникам таможенных органов необходимо обеспечить изучение и использование в практической деятельности настоящих Методических рекомендаций подчиненными должностными лицами. О фактах выявления преступлений (административных правонарушений), совершенных лицами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции, информировать УТРД (тел.: 449-87-20, факс: 449-87-14).
 

Заместитель Руководителя,
генерал-лейтенант
таможенной службы
И.А.ЗАВРАЖНОВ

 
 
    

Приложение N 1
к письму ФТС России
от 29 сентября 2006 года
N 01-06/34176

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ЛИЦАМИ, ОБЛАДАЮЩИМИ ИММУНИТЕТОМ ОТ УГОЛОВНОЙ И (ИЛИ) АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ДАЛЕЕ - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 
    Согласно положениям уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях вопросы уголовной и административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами и совершивших на территории Российской Федерации преступления и административные правонарушения, разрешаются в соответствии с нормами международного права (часть 4 статьи 11 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), часть 3 статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).
    Представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств (далее - Представительства) являются органами иностранных государств, осуществляющими свою деятельность в России в соответствии с международными договорами. Представительства не являются субъектами ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, УК РФ.
 

1. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, производство по делам о которых относится к компетенции таможенных органов

 
    Должностное лицо, обнаружившее признаки преступления или административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, обладающим иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, должно принять все меры по обеспечению сохранности следов предполагаемого правонарушения, предметов, свидетельствующих о его совершении.
    В случае выявления признаков преступления следует действовать в порядке, предусмотренном Приказом ФТС России от 17.08.2006 N 778 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов Российской Федерации при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий".
    (По рассмотрению рапорта (докладной записки) проводится проверка в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ.)
    При выявлении административного правонарушения уполномоченное лицо таможенного органа должно зафиксировать событие правонарушения, составив определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол об административном правонарушении.
    В ходе проверки в порядке статей 143 - 145 УПК РФ или после возбуждения дела об административном правонарушении:
    1.1. В случае, когда иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него соответствующего иммунитета, но уполномочивающих документов не представляет, необходимо:
    1.1.1. Установить статус иностранного гражданина, совершившего преступление или административное правонарушение, наличие и объем иммунитета, которым он обладает.
    В этих целях с помощью оперативных средств связи (факс, электронная почта) запрашивать территориальное подразделение МИДа России по форме, приведенной в Приложении N 4, подтверждение наличия у лица, совершившего правонарушение, иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и его объеме. Адреса территориальных подразделений МИДа России указаны в Приложении N 6.
    1.1.1(а). При официальном подтверждении территориальным подразделением МИДа России соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, необходимо направить в территориальные подразделения МИДа России ходатайство об отзыве иммунитета у данного лица по форме, приведенной в Приложении N 5. После подтверждения территориальным подразделением МИДа России иммунитета к такому лицу не должны применяться меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а в случае возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
    1.1.1(б). При поступлении из территориального органа МИДа России сведений об отсутствии соответствующего иммунитета у иностранного гражданина, совершившего правонарушение, проверка, в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, и производство по уголовному делу, а также производство по делу об административном правонарушении осуществляются в соответствии с российским законодательством.
    1.1.2(а). При получении ответа территориального подразделения МИДа России, содержащего отказ в удовлетворении ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета:
    - прекратить проверку в порядке, предусмотренном статьями 143 - 145 УПК РФ, либо прекратить уголовное дело в отношении данного иностранного гражданина по пункту 2 статьи 24 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
    В случае, если имеются основания полагать, что преступление совершено в соучастии, уголовное дело по данному факту продолжается производством. С учетом объема иммунитета иностранного гражданина, в отношении которого прекращено уголовное дело, необходимо использовать его свидетельские показания для дальнейшего расследования уголовного дела (объем иммунитета сотрудников Представительств приведен в Приложении N 2);
    - прекратить возбужденное дело об административном правонарушении в отношении конкретного лица по части 2 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения.
    Дальнейший таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями главы 25 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Приказа ГТК России от 10.10.2002 N 1087 "Об утверждении правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц".
    В отношении товаров, запрещенных или ограниченных в соответствии с законодательством Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации, применяются меры, предусмотренные статьей 13 ТК РФ.
    1.1.2(б). В случае удовлетворения ходатайства таможенного органа об отзыве иммунитета производство по возбужденному уголовному делу, делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства.
    1.2. В случае, если иностранный гражданин, совершивший преступление или административное правонарушение, заявляет о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации и предъявляет соответствующие документы:
    1.2.1. Все действия производятся в соответствии с пунктом 1.1 настоящих Методических рекомендаций.
    При этом к иностранному гражданину, предъявившему документы, свидетельствующие о наличии у него иммунитета от уголовной и (или) административной юрисдикции, с момента возбуждения уголовного дела не применяются меры пресечения и иные меры процессуального принуждения, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении - меры обеспечения.
 

2. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления преступлений и административных правонарушений, совершенных иностранными гражданами, обладающими иммунитетом от уголовной и (или) административной юрисдикции Российской Федерации, производство по делам о которых не относится к компетенции таможенных органов

 
    2.1. В случае выявления преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, необходимо незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам (статья 151 УПК РФ, пункт 3 статьи 411 ТК РФ).
    Примечание.
    На российских дипломатов и лиц, к ним приравненных, распространяется иммунитет только от юрисдикции иностранного государства. Поэтому в случае совершения ими преступлений или административных правонарушений ответственность наступает в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях на общих основаниях.
 

3. Действия должностных лиц таможенных органов в случае выявления административных правонарушений, совершенных Представительствами

 
    При выявлении правонарушений, совершенных указанными организациями, до возбуждения дела об административном правонарушении необходимо:
    3.1. Запросить с помощью оперативных средств связи (факс, электронная почта) территориальное подразделение МИДа России по форме, приведенной в Приложении N 4, наличие у организации, совершившей правонарушение, статуса Представительства.