Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 304. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ" (утв. МПС РФ от 27.05.2003 N ЦМ-943)

Дата документа27.05.2003
Статус документаДействует
МеткиУсловия

    

Утверждены
МПС России
27 мая 2003 г. N ЦМ-943

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ И КРЕПЛЕНИЯ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ

Глава 1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И КРЕПЛЕНИЮ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ

1. Общие положения

2. Габариты погрузки

Таблица 1

Вид габарита погрузки Номер рисунка, таблицы Распространяется на грузы Применение
Основной Рисунок 1, таблица 2 Все грузы Железнодорожный транспорт
Льготный Рисунок 2, таблица 3 Грузы, размещаемые в пределах погрузочной длины платформы, полувагона Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Хабаровск-1 - Амур; Кимкан - Богучан
Зональный Рисунок 3, таблица 4 Лесные грузы, погруженные по ТУ, МТУ. Грузы, размещаемые на основании разрешения МПС России Железнодорожный транспорт, за исключением участков: Белореченская - Туапсе - Веселое; Крымская - Новороссийск; Чук - Лабытнанги; Пукса - Наволок; Тигей - Ачинск

 
    Примечание. Зональный габарит погрузки не применяется при перевозке грузов назначением на железные дороги Азербайджана, Грузии, Армении, Украины (Львовская железная дорога).
    Очертания габаритов погрузки приведены на рисунках 1 - 4 настоящей главы. Значения расстояния B от точек очертания габаритов до вертикальной плоскости, проходящей через ось железнодорожного пути, в зависимости от высоты H точки от уровня головки рельса (УГР) приведены в таблицах 2 - 4 настоящей главы.
    Технические характеристики полувагонов и платформ приведены в приложении N 1 к настоящей главе.
 

Рис. 1. Очертание основного габарита погрузки
(не приводится)
Рис. 2. Очертание льготного габарита погрузки
(не приводится)
   
Рис. 3. Очертание зонального габарита погрузки
(не приводится)
Рис. 4. Соотношение очертаний габаритов погрузки
(не приводится)

Таблица 2

Размеры основного габарита погрузка (в миллиметрах)

H B H B H B
380 - 3999 1625 4430 1292 4870 951
4000 1625 4440 1284 4880 944
4010 1617 4450 1276 4890 937
4020 1609 4460 1268 4900 930
4030 1601 4470 1260 4910 922
4040 1593 4480 1252 4920 915
4050 1585 4490 1245 4930 908
4060 1577 4500 1238 4940 901
4070 1569 4510 1230 4950 893
4080 1561 4520 1222 4960 885
4090 1554 4530 1214 4970 877
4100 1548 4540 1206 4980 869
4110 1540 4550 1198 4990 861
4120 1532 4560 1190 5000 853
4130 1524 4570 1183 5010 845
4140 1516 4580 1176 5020 837
4150 1509 4590 1169 5030 829
4160 1502 4600 1162 5040 821
4170 1495 4610 1154 5050 813
4180 1487 4620 1146 5060 805
4190 1479 4630 1138 5070 797
4200 1471 4640 1130 5080 789
4210 1463 4650 1122 5090 782
4220 1455 4660 1114 5100 775
4230 1447 4670 1106 5110 767
4240 1439 4680 1098 5120 759
4250 1431 4690 1091 5130 751
4260 1423 4700 1084 5140 743
4270 1415 4710 1076 5150 735
4280 1407 4720 1068 5160 727
4290 1400 4730 1060 5170 719
4300 1392 4740 1052 5180 711
4310 1385 4750 1044 5190 704
4320 1378 4760 1036 5200 697
4330 1371 4770 1028 5210 689
4340 1363 4780 1021 5220 681
4350 1355 4790 1014 5230 673
4360 1347 4800 1007 5240 665
4370 1339 4810 999 5250 657
4380 1331 4820 991 5260 649
4390 1323 4830 983 5270 641
4400 1316 4840 975 5280 634
4410 1308 4850 967 5290 627
4420 1300 4860 959 5300 620

Таблица 3

Размеры льготного габарита погрузки (в миллиметрах)

H B H B H B H B
380 - 1299 1625 3740 1655 4410 1332 4860 982
1300 - 1400 1700 3790 1654 4420 1324 4870 975
1452 1699 3844 1653 4430 1316 4880 967
1504 1698 3896 1652 4440 1308 4890 959
1556 1697 3948 1651 4450 1300 4900 951
1608 1696 4000 1650 4460 1293 4910 943
1660 1695 4010 1642 4470 1285 4920 936
1712 1694 4020 1634 4480 1277 4930 928
1764 1693 4030 1627 4490 1270 4940 920
1816 1692 4040 1619 4500 1262 4950 912
1868 1691 4050 1611 4510 1254 4960 905
1920 1690 4060 1603 4520 1246 4970 897
1972 1689 4070 1596 4530 1239 4980 889
2024 1688 4080 1588 4540 1231 4990 882
2076 1687 4090 1580 4550 1223 5000 873
2128 1686 4100 1572 4560 1215 5010 866
2180 1685 4110 1564 4570 1208 5020 858
2232 1684 4120 1557 4580 1200 5030 850
2284 1683 4130 1549 4590 1192 5040 842
2336 1682 4140 1541 4600 1184 5050 835
2388 1681 4150 1533 4610 1176 5060 827
2440 1680 4160 1526 4620 1168 5070 819
2492 1679 4170 1518 4630 1160 5080 811
2544 1678 4180 1510 4640 1153 5090 803
2596 1677 4190 1502 4650 1146 5100 795
2648 1676 4200 1495 4660 1137 5110 787
2700 1675 4210 1487 4670 1129 5120 779
2752 1674 4220 1479 4680 1122 5130 772
2804 1673 4230 1472 4690 1114 5140 764
2856 1672 4240 1464 4700 1106 5150 756
2908 1671 4250 1456 4710 1098 5160 748
2960 1670 4260 1448 4720 1090 5170 741
3012 1669 4270 1441 4730 1083 5180 733
3064 1668 4280 1433 4740 1075 5190 725
3116 1667 4290 1425 4750 1067 5200 717
3168 1666 4300 1417 4760 1060 5210 709
3220 1665 4310 1409 4770 1052 5220 702
3272 1664 4320 1402 4780 1044 5230 694
3324 1663 4330 1394 4790 1036 5240 686
3376 1662 4340 1386 4800 1029 5250 678
3428 1661 4350 1378 4810 1021 5260 671
3480 1660 4360 1371 4820 1013 5270 663
3532 1659 4370 1363 4830 1006 5280 655
3584 1658 4380 1355 4840 998 5290 647
3636 1657 4390 1348 4850 990 5300 640
3688 1656 4400 1339

Таблица 4

Размеры зонального габарита погрузки (в миллиметрах)

H B H B H B
380 - 4000 1625 4440 1534 4880 1343
4010 1623 4450 1532 4890 1336
4020 1621 4460 1530 4900 1328
4030 1619 4470 1528 4910 1320
4040 1617 4480 1526 4920 1313
4050 1615 4490 1524 4930 1305
4060 1613 4500 1521 4940 1298
4070 1611 4510 1519 4950 1290
4080 1608 4520 1517 4960 1282
4090 1606 4530 1515 4970 1275
4100 1604 4540 1513 4980 1267
4110 1602 4550 1511 4990 1260
4120 1600 4560 1509 5000 1252
4130 1598 4570 1507 5010 1244
4140 1596 4580 1505 5020 1237
4150 1594 4590 1503 5030 1229
4160 1592 4600 1501 5040 1222
4170 1590 4610 1499 5050 1214
4180 1588 4620 1497 5060 1206
4190 1586 4630 1495 5070 1199
4200 1584 4640 1492 5080 1191
4210 1582 4650 1490 5090 1184
4220 1579 4660 1488 5100 1176
4230 1577 4670 1486 5110 1168
4240 1575 4680 1484 5120 1161
4250 1573 4690 1482 5130 1153
4260 1571 4700 1480 5140 1146
4270 1569 4710 1472 5150 1138
4280 1567 4720 1465 5160 1130
4290 1565 4730 1457 5170 1123
4300 1563 4740 1450 5180 1115
4310 1561 4750 1442 5190 1108
4320 1559 4760 1434 5200 1100
4330 1557 4770 1427 5210 1052
4340 1555 4780 1419 5220 1004
4350 1553 4790 1412 5230 956
4360 1550 4800 1404 5240 908
4370 1548 4810 1396 5250 860
4380 1546 4820 1389 5260 812
4390 1544 4830 1381 5270 764
4400 1542 4840 1374 5280 716
4410 1540 4850 1366 5290 668
4420 1538 4860 1358 5300 620
4430 1536 4870 1370

 
    2.2. В перевозочных документах на груз, погруженный в пределах льготного или зонального габарита погрузки, должны быть сделаны отметки соответственно "Льготный габарит" или "Зональный габарит":
    - в оригинале транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная) в графе "Место для особых отметок и штемпелей" - грузоотправителем;
    - в вагонном листе в графе "Место для отметок" - уполномоченным перевозчиком лицом (в случае, когда перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, - уполномоченным работником железнодорожной станции отправления).
    2.3. Груз, погруженный на одиночный универсальный вагон либо на сцеп из двух универсальных вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до конца груза (с одной либо с обеих сторон), включая упаковку и крепление, не превышает значений, указанных в таблице 5 настоящей главы. Проверка габаритности груза должна производиться при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути. Для грузов, длина либо размещение которых не соответствует установленным в таблице 5 настоящей главы ограничениям, допускаемая ширина по условию вписывания в основной габарит погрузки при прохождении кривых участков пути определяется по методике, приведенной в разделе 11 настоящей главы.
 

Таблица 5

в миллиметрах

Тип вагона или сцепа База <*> Наибольшее расстояние от середины вагона или сцепа до конца груза
вагона сцепа
Платформа 9 720 - 8 810
  14 720 - 11 200
Сцеп из 2 платформ 9 720 14 620 11 100
Полувагон 8 650 - 8 225

 
    





3. Подготовка вагонов, контейнеров к погрузке

4. Средства крепления грузов в вагонах

Таблица 6

Увеличение числа нитей в растяжках из проволоки диаметром 6 мм и 7 мм при увеличении угла наклона растяжек

Величина угла между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью вагона <*> Число нитей расписки
Угол между проекцией растяжки на пол вагона и растяжкой <*>
<= 45 46 - 50 51 - 55 56 - 60 61 - 65 66 - 70 71 - 75 76 - 80
<= 45 2/2 4/2 4/2 4/4 4/4 6/4 6/6 8/6
46 - 50 4/2 4/2 4/2 4/4 4/4 6/4 6/6 -/8
51 - 55 4/2 4/2 4/4 4/4 6/4 6/4 8/6 -/8
56 - 60 4/4 4/4 4/4 4/4 6/4 6/6 8/6 -
61 - 65 4/4 4/4 6/4 6/4 6/4 8/6 -/8 -
66 - 70 6/4 6/4 6/4 6/6 8/6 -/8 - -
71 - 75 6/6 6/6 8/6 8/6 -/8 - - -
76 - 80 8/6 -/8 -/8 - - - - -

 
    Примечания. 1. Дробные значения угла округляются до ближайшего большего целого значения.
    2. В числителе - число нитей проволоки диаметром 6 мм, в знаменателе - диаметром 7 мм.
 
    4.14. Стяжку (рис. 14 настоящей главы) формируют из непрерывной нити проволоки. Прочность стяжки должна быть не менее прочности соединяемых составных частей элемента крепления.
    4.15. Увязку формируют из непрерывной нити проволоки. Количество нитей проволоки в увязке определяют расчетным или экспериментальным путем. Скручивание нитей проволоки в увязке производят не менее чем в двух местах до натяжения, не допуская раскручивания скрученного ранее участка. Способ заделки концов проволоки в увязках аналогичен способу заделки концов проволоки в стяжках.
 

Рис. 14. Способ заделки концов проволоки в стяжке <*>

 
    









Рис. 15. Способы изготовления составных подкладок, прокладок <*>

 
    











Рис. 16. Установка боковых стоек в полувагоне <*>

 
    














Рис. 17. Крепление стойки в стоечной скобе платформы <*>

 
    







Рис. 18. Скрепление стоек на платформе <*>

 
    









Рис. 19. Типовые схемы установки распорных и упорных брусков:
1 - распорный брусок; 2 - упорный брусок <*>

 
    


Таблица 7

Допускаемые размеры применяемых гвоздей

Диаметр гвоздя, мм Длина гвоздя, мм Диаметр шляпки гвоздя, мм
4,0 100...120 7,5
5,0 120...150 9,0
6,0 150...200 11,0
8,0 250 14,0

 
    Допускается замена гвоздей одного диаметра соответствующим количеством гвоздей другого диаметра (таблица 8 настоящей главы) при условии соблюдения требований к их длине.
 

Таблица 8

Взаимозаменяемость гвоздей различных диаметров

Эквивалентное количество гвоздей в зависимости от их диаметра Диаметр гвоздя, мм
6,0 4,0 5,0 8,0
2 5 3 2
3 7 5 2
4 9 6 3
5 12 8 3
6 14 9 4
7 16 10 4
8 18 12 5
9 20 13 5
10 23 15 6

 
    Схемы размещения гвоздей при креплении деревянных элементов крепления к полу вагона приведены на рисунке 20 настоящей главы.
 

Рис. 20. Схемы размещения гвоздей <*>

 
    





Таблица 9

Обозначение расстояния (рис. 20 настоящей главы) Минимальные допускаемые расстояния в зависимости от толщины элемента, мм
<= 50 >50
S_1 125 90
S_2 30 30
S_3 30 30
S_4 90 90

 
    Общее количество гвоздей для крепления средств крепления (либо их частей) к полу вагона определяется в соответствии с разделом 10 настоящей главы.
    При закреплении средств крепления (либо их частей) к полу вагона гвозди должны быть забиты перпендикулярно полу вагона. Изгиб стержня гвоздя не допускается. Длина гвоздей должна быть на 50 - 60 мм больше высоты деталей крепления.
    Не допускается образование трещин в элементах крепления при прибивании их гвоздями. В необходимых случаях перед забивкой гвоздей под них должны быть просверлены отверстия.
    Гвозди, забитые в щели между досками пола платформы, не учитываются в общем количестве используемых для крепления гвоздей.
    4.20. Допускается использование металлических скоб и костылей для крепления груза к деревянным элементам крепления и соединения этих элементов между собой, если это не приводит к образованию в них трещин.
    4.21. Усилия затяжки болтов, шпилек, винтов, используемых для крепления грузов, должны рассчитываться с учетом возможности одновременного приложения растягивающих и изгибающих нагрузок.
    Для предотвращения ослабления резьбовых соединений должны применяться стопорные шайбы, контргайки, шплинты, сварка или расклепка резьбы.
    4.22. Допускается для соединения деталей крепления между собой и с грузом применять электросварку. Надежность сварных соединений обеспечивается грузоотправителем. При выполнении сварочных работ должны быть обеспечены меры безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями. Средство крепления (груз), на котором выполняется сварка, должно быть заземлено отдельным проводом. При этом не допускается использовать элементы конструкции вагона в качестве заземляющего устройства.
 

5. Подготовка грузов к перевозке, требования к погрузке и выгрузке

6. Размещение грузов в вагонах

Таблица 10

Допускаемое продольное смещение общего центра тяжести груза в вагоне (в миллиметрах)

Масса груза, т l_с, мм Масса груза, т l_с, мм
<= 10 3000 50 1700
15 2480 55 1330
20 2230 60 860
25 2070 62 690
30 1970 67 300
35 1890 70 110
40 1840 >70 100
45 1800    

 
    Примечание. Для промежуточных значений массы груза допускаемое продольное смещение следует определять методом линейной интерполяции (подпункт 6.3.4 настоящей главы).
    6.3.2. Допускаемая величина смещения (ЦТ(о)_гр) в поперечном направлении b _с относительно продольной плоскости симметрии вагона) в зависимости от общей массы груза в вагоне и высоты общего центра тяжести вагона с грузом ЦТ_о над уровнем головок рельсов определяется в соответствии с таблицей 11 настоящей главы.
 

Таблица 11

Допускаемое поперечное смещение общего центра тяжести груза в вагоне (в миллиметрах)

Масса груза, т Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, мм b_с, мм Масса груза, т Высота общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, мм b_с, мм
<= 10 <= 1200 620 55 <= 1500 220
  1500 550   2000 170
  2000 410   2300 150
30 <= 1200 550 67 <= 1500 180
  1500 450   2000 140
  2000 350   2300 120
  2300 290      
50 <= 1200 350 >67 <= 2300 100
  1500 280      
  2000 250      
  2300 200      

 
    Примечание. Для промежуточных значений массы груза допускаемое поперечное смещение следует определять методом линейной интерполяции (подпункт 6.3.4 настоящей главы).
    6.3.3. Контроль положения (ЦТ(о)_гр) (рис. 21 настоящей главы) должен выполняться путем расчета величин l_с и b_с по формулам:
 

l_с = 0,5L - Q_гр1 x I_1 + Q_гр2 x I_2 + ... + Q_гр n x I_n , (1)
Q_гр1 + Q_гр2 + ... + Q_гр n

Рис. 21. Расчетная схема определения продольного и поперечного смещений общего центра тяжести грузов в вагоне <*>

 
    



b_с = 0,5B - Q_гр1 x b_1 + Q_гр2 x b_2 + ... + Q_гр n x b_n , (2)
Q_гр1 + Q_гр2 + ... + Q_гр n

 
    где: Q_гр1, Q_гр2 ... Q_гр n - массы грузов, т;
    L и B - длина и ширина кузова вагона, мм;
    l_1, l_2 ... l_n, b_1, b_2 ... b_n - координаты центров тяжести грузов относительно соответственно торцового и продольного бортов, мм.
    6.3.4. Пример применения метода линейной интерполяции.
    Определить допускаемые значения продольного и поперечного смещений общего центра тяжести груза массой Q_гр = 33 т при высоте общего центра тяжести вагона с грузом над УГР, равной 1400 мм.
    Определение допускаемого значения продольного смещения
 

I_c-33 = I_c-30 - I_c-30 - I_c-35 x (33 - 30) = 1970 - 1970 - 1890 x 3 = 1970 - 48 = 1922 мм,
35 - 30 5

 
    где I_c-30, l_c-35 - табличные значения допускаемого продольного смещения для соответствующих значений массы груза.
    Определение допускаемого значения поперечного смещения
    Определяем значение поперечного смещения при Н(о)_цт = 1200 мм.
 

b_c-33/1200 = b_c-30/1200 - b_c-30/1200 - b_c-50/1200 x (33 - 30) = 550 - 550 - 350 x (33 - 30) = 520 мм.
50 - 30 50 - 30

 
    Определяем значение поперечного смещения при Н(о)_цт = 1500 мм.
 

b_c-33/1500 = b_c-30/1500 - b_c-30/1500 - b_c-50/1500 x (33 - 30) = 450 - 450 - 280 x (33 - 30) = 424,5 мм.
50 - 30 50 - 30

 
    Определяем значение поперечного смещения при Н(о)_цт = 1400 мм.
 

b_c-33/1400 = b_c-30/1200 - b_c-30/1200 - b_c-33/1500 x (1400 - 1200) = 520 - 520 - 424,5 x 200 = 456,3 мм,
1550 - 1200 300

 
    где b_с-30/1200, b_с-50/1200, b_с-30/1500, b_с-50/1500 - табличные значения допускаемого поперечного смещения для соответствующих значений  массы груза при соответствующих табличных значениях высоты расположения центра тяжести.
    6.3.5. Допускается с целью соблюдения требований о положении общего центра тяжести грузов балластировка вагона. Расчет потребной массы и расположения балластирующего груза выполняется на основе формул (1) и (2) настоящей главы.
    6.3.6. При кососимметричном расположении двух мест груза (рис. 22 настоящей главы) должны быть выполнены следующие условия:
    - массы обоих мест груза должны быть равны;
    - высота общего центра тяжести вагона с грузом ЦТ_о над УГР должна быть не более 2300 мм;
    - расстояния между центрами тяжести мест груза ЦТ_гр1 и ЦТ_гр2 в продольном и поперечном направлениях должны быть не более допускаемых величин, которые рассчитываются по таблице 12 настоящей главы в зависимости от общей массы грузов;
    - ЦТ_о должен находиться на пересечении продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона.
    Для промежуточных значений общей массы груза допускаемые расстояния определяют методом линейной интерполяции.
 

Рис. 22. Кососимметричное размещение грузов в вагоне:
ЦТ_гр1, ЦТ_гр2 - центры тяжести грузов;
ЦТ_о - общий центр тяжести вагона с грузом
(не приводится) <*>

 
    



Таблица 12

Максимальные допускаемые расстояния между центрами тяжести грузов с кососимметричным размещением их в вагоне

Общая масса двух грузов, т l, мм b, мм
<= 20 8000 1250
30 7000 900
40 6000 750
50 6000 600
55 6000 500
67 5000 400
72 4500 350

 
    Примечание. Для промежуточных значений общей массы груза допускаемые расстояния определяются методом линейной интерполяции.
 
    6.4. При размещении на платформе груза на двух подкладках, уложенных поперек ее рамы симметрично относительно поперечной плоскости симметрии платформы, расположение подкладок определяется в зависимости от нагрузки на подкладку и ширины B_н распределения нагрузки.
    Ширина B_н распределения нагрузки на раму платформы:
 
    B_н = b_гр + 1,35h_о,
 
    где: b_гр - ширина груза в месте опирания, мм;
    h_о - высота подкладки, мм.
    6.4.1. Если подкладки расположены в пределах базы платформы (рис. 23 настоящей главы), минимальное допускаемое расстояние a между продольной осью подкладки и поперечной плоскостью симметрии платформы определяется в соответствии с таблицей 13 настоящей главы.
 

Рис. 23. Размещение груза на двух подкладках в пределах базы платформы <*>

 
    


Таблица 13

Расположение подкладок, находящихся в пределах базы платформы

Нагрузка на одну подкладку, тс Минимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине B_н (мм) распределения нагрузки
880 1780 2700
20 550 325 0
22 950 750 500
25 1200 1100 900
27 1425 1350 1200
30 1675 1600 1450
33 2075 1885 1850
36 3100 2900 2400

 
    6.4.2. Если подкладки расположены за пределами базы платформы (рис. 24 настоящей главы), максимальное допускаемое расстояние a между продольной осью подкладки и поперечной плоскостью симметрии платформы определяется в соответствии с таблицей 14 настоящей главы.
 

Рис. 24. Размещение груза на двух подкладках за пределами базы платформы <*>

 
    



Таблица 14

Размещение подкладок, находящихся за пределами базы платформы

Нагрузка на одну подкладку, тс Максимальное допускаемое расстояние a (мм) при ширине B_н (мм) распределения нагрузки
880 1780 2700
12,5 6250 6350 6400
15,0 6000 6050 6150
20,0 5600 5650 5750
25,0 5400 5450 5550
30,0 5370 5420 5520
33,0 5350 5400 5500
36,0 5330 5380 5500

 
    Для промежуточных значений нагрузки на одну подкладку максимальные расстояния определяют методом линейной интерполяции.
    6.5. При несимметричном расположении центра тяжести груза либо подкладок относительно поперечной плоскости симметрии платформы, а также при опирании груза на три и более подкладки должен быть выполнен поверочный расчет изгибающего момента в раме платформы.
    Схемы нагружения рам вагонов и формулы для определения максимальных изгибающих моментов (М_max) приведены на рисунке 25 (не приводится) настоящей главы.
    Максимальные допускаемые значения изгибающего момента [М]_и в рамах четырехосных полувагонов и платформ приведены в таблице 15 настоящей главы.
 

Таблица 15

B_и, мм [М]_и <*>, тс/м
платформ полувагонов в зависимости от года постройки
до 1 января 1974 г. после 1 января 1974 г.
880 91 40 46
1780 99 44 50,6
2700 110 50 57,5

 
    





Таблица 16

Период постройки полувагона Допускаемая нагрузка на одну поперечную балку полувагона, тс
среднюю промежуточную шкворневую концевую
при ширине распределения нагрузки, мм
1400 2100 2700 1400 2100 2700 1400 2100 2700 1400 2100 2700
До 1 января 1974 г. 14,3 15,0 16,1 23,5 25,7 29,0 0,5Q <*> 0,5Q 0,5Q 11,4 13,2 14,0
После 1 января 1974 г. 17,5 18,7 20,7 24,3 27,3 31,0 0,5Q 0,5Q 0,5Q 22,0 24,1 26,3

 
    









Рис. 26. Размещение подкладок на одном люке полувагона <*>

 
    



Рис. 27. Размещение подкладок на паре люков полувагона <*>

 
    



7. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений в ТУ МТУ, НТУ

8. Осуществление контроля за соблюдением технических условий размещения и крепления груза

9. Проверка знаний технических условий размещения и крепления грузов работниками, ответственными за размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах

10. Методика расчета способа размещения и крепления грузов в вагонах

Таблица 17

Значения удельной продольной инерционной силы

Тип крепления Значении a_пр, (тс/г) при опирании груза на
один вагон два вагона
a_22 a_94 a_44 a_188
Упругое (например, крепление растяжками и обвязками, деревянными упорными, распорными брусками) 1,2 0,97 1,2 0,86
Жесткое (например, крепление груза к вагону болтами, шпильками, а также в случаях размещения груза с непосредственным упором в элементы конструкции вагона) 1,9 1,67 1,9 1,56

 
    10.2.2. Поперечная инерционная сила F_п с учетом действия центробежной силы определяется по формуле:
 
    F_п = a_п Q_гр, тс, (6)
 
    где a_п - удельная поперечная инерционная сила на 1 т массы груза, тс/т.
    Для грузов с опорой на один вагон a_п определяется по формуле:
 

a_п = 0,33 + 0,44 I_гр , тс/т, (7)
I_в

 
    где: I_в - база вагона, мм;
    I_гр - расстояние от ЦТ_р до вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось вагона, мм.
    Поперечная инерционная сила F_п рассчитывается для каждого отдельно расположенного по длине вагона грузового места (укрупненного грузового места, перемещение отдельных частей которого друг относительно друга исключено применением специальных средств).
    Для длинномерных грузов, перевозимых на сцепах с опорой на два вагона, принимается a_п = 0,40 тс/т.
    10.2.3. Вертикальная инерционная сила F_в определяется по формуле:
 
    F_в = a_в Q_гр, тс, (8)
 
    где a_в - удельная вертикальная сила на 1 т массы груза, кгс/т, которая определяется по формуле:
 

a_в = 0,25 + kl_гр + 2,14 , тс/т. (9)
Q(о)_гр

 
    При погрузке с опорой на один вагон принимают k = 5 x 10(-6), с опорой на два вагона - k = 20 x 10(-6). В случаях загрузки вагона грузом массой менее 10 т принимают Q(о)_гр = 10 т.
    10.2.4. Ветровая нагрузка W_n определяется по формуле:
 
    W_n = 50S_n, тс, (10)
 
    где S_n - площадь наветренной поверхности груза (проекции поверхности груза, выступающей за пределы продольных бортов платформы либо боковых стен полувагона, на продольную плоскость симметрии вагона), м2. Для грузов с цилиндрической поверхностью, ось которой расположена вдоль вагона, S_n принимается равной половине упомянутой площади.
    10.3. Определение силы трения.
    10.3.1. Сила трения, действующая на груз, размещенный на однородной поверхности пола вагона, определяется по формулам:
    - в продольном направлении:
 
    F(пр)_тр = Q_гр мю, тс; (11)
 
    - в поперечном направлении:
 
    F(пр)_тр = Q_гр мю (l - a_в), тс, (12)
 
    где мю - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).
    Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период - посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:
    - дерево по дереву - 0,45;
    - сталь по дереву - 0,40;
    - сталь по стали - 0,30;
    - пакеты чушек свинца, цинка по дереву - 0,37;
    - пакеты отливок алюминия по дереву - 0,38;
    - железобетон по дереву - 0,55;
    - вертикально устанавливаемые рулоны листовой стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми) торцами по дереву - 0,61;
    - пачки промасленной листовой стали по дереву - 0,21.
    В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном N 20 - 200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.
    Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к настоящей главе.
    Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при его размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.
    10.3.2. Сила трения, действующая на груз, размещенный на платформе с деревометаллическим полом (рис. 28 настоящей главы), определяется по формулам:
    - в продольном направлении:
 
    F(пр)_тр = F(пр)_тр1 + F(пр)_тр2, + ... + F(пр)_трn, тс, (13)
 
    где F(пр)_тр1, F(пр)_тр2 ... F(пр)_трn - силы трения, действующие на участках опирания груза на поверхность пола. Их значения определяются по формулам:
 

F(пр)_тр1 = Q_гр a мю_1 , тс; (13а)
d

Рис. 28. Силы трения, действующие на участках опирания груза на поверхность деревометаллического пола платформы <*>

 
    



F(пр)_тр2 = Q_гр b мю_2 , тс; (13б)
d
F(пр)_трn = Q_гр c мю_n , тс; (13в)
d

 
    где: мю_1, мю_2 ... мю_n - коэффициенты трения части груза о соответствующие участки поверхности пола;
    a/d, b/d, c/d - доли массы груза, которые приходятся на соответствующие участки поверхности пола;
    - в поперечном направлении:
 

F(пр)_трn = Q_гр( a мю_1 + b мю_2 + ... + c мю_n) (l - a_в) , тс, (14)
d d d

 
    где a_в - удельная вертикальная инерционная сила, определяемая по формуле (9) настоящей главы.
    Груз, расположенный несимметрично относительно продольной плоскости симметрии платформы (рис. 29 настоящей главы), может испытывать дополнительное воздействие момента вращения М_тр в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести.
 

Рис. 29. Схема для расчета дополнительного крепления груза от разворота <*>

 
    






М_тр = F(пр)_тр x r x 10(-3), тс/м, (15)



r = |K_цт - K_Fтр|, мм, (16)


K_Fтр = F_тр x (b + a/2) + F(")_тр x b/2 , мм. (17)
F'_тр + F'_тр

 
    При r = 0 момент вращения груза отсутствует, и расчет проводят только для плоскопараллельного движения.
    Дополнительные усилия F_доп, которые должны создаваться элементами крепления для предотвращения разворота груза, определяют по формуле:
 
    F_доп = 1000М_тр / l_a, тс, (18)
 
    где l_a - расстояние между двумя растяжками или упорными брусками, мм.
    10.4. Проверка устойчивости вагона с грузом и груза в вагоне.
    10.4.1. Поперечная устойчивость груженого вагона проверяется в случаях, когда высота центра тяжести вагона (сцепа) с грузом от УГР превышает 2300 мм либо наветренная поверхность вагона (сцепа) с грузом превышает: при опирании груза на один вагон - 50 м2, при опирании груза на два вагона - 100 м2.
    Высота общего центра тяжести вагона с грузом (рис. 30 настоящей главы) определяется по следующей формуле:
 

Н(о)_цт = Q_гр1 h_цт1 + Q_гр2 h_цт2 + ... + Q_грn h_цтn + Q_т Н(в)_цт , мм, (19)
Q(о)_гр + Q_т

 
    где: Q_т - масса тары вагона, т;
    h_цт1, h_цт2 ... h_цтn - высоты ЦТ единиц груза от уровня головок рельсов (далее - УГР), мм;
    H(в)_цт - высота ЦТ порожнего вагона от УГР, мм (таблица 18 настоящей главы).
 

Рис. 30. Определение высоты центра тяжести вагона с грузом относительно уровня головки рельса <*>

 
    



Таблица 18

Значения площади наветренной поверхности, высоты центра тяжести, коэффициента p для универсальных полувагонов и платформ

Тип вагона Площадь наветренной поверхности, м2 Высота ЦТ порожнего вагона над уровнем головки рельса, мм Значение коэффициента p
Полувагон:      
- с объемом кузова до 76 м3 34    
- с объемом кузова до 83 м3 37 1130 5,61
Платформа:      
- с закрытыми бортами 12    
- с открытыми бортами 7 800 3,34

 
    Поперечная устойчивость вагона с грузом обеспечивается, если удовлетворяется условие:
 

P_ц + P_в <= 0,55 , (20)
Р_ст

 
    где: (P_ц + P_в) - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки, тс;
    Р_ст - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс.
    Статическая нагрузка Р_ст определяется по следующим формулам:
    - при расположении центра тяжести груза на пересечении продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона:
 

Р_ст = Q_т + Q(о)_гр , тс; (21)
n_к

 
    - при смещении центра тяжести груза только поперек вагона:
 

Р_ст = 1 [ Q_т + Q(о)_гр (1,0 - b_c )] , тс; (22)
n_к S

 
    - при смещении центра тяжести груза только вдоль вагона - для менее нагруженной тележки:
 

Р_ст = 2 [ Q_т + Q(о)_гр (0,5 - I_с )] , тс; (23)
n_к 2 I_в

 
    - при одновременном смещении центра тяжести груза вдоль и поперек вагона - для менее нагруженной тележки:
 

Р_ст = 2 [ Q_т + Q(о)_гр] (0,5 - I_с ) (1,0 - b_c )] , тс; (24)
n_к 2 I_в S

 
    где: n_к - число колес грузонесущего вагона;
    S = 790 мм - половина расстояния между кругами катания колесной пары вагона колеи 1520 мм.
    Дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки определяется по формуле:
 

Р_ц + Р_в = I [0,075 (Q_т + Q(о)_гр) Н(о)_цт + W_n x h + 1000р] , тс, (25)
n_к S

 
    где: W_n - ветровая нагрузка, действующая на части груза, выступающие за пределы кузова вагона, тс (рассчитывается по
    формуле (10) настоящей главы);
    p - коэффициент, учитывающий ветровую нагрузку на кузов и тележки грузонесущих вагонов и поперечное смещение ЦТ груза за счет деформации рессор (таблица 18 настоящей главы);
    h - высота над уровнем головки рельса точки приложения ветровой нагрузки, мм. Точка приложения ветровой нагрузки определяется как геометрический центр наветренной поверхности груза, выступающей за пределы продольных бортов либо боковых стен вагона.
    Особенности проверки устойчивости сцепа вагонов с размещенным на нем длинномерным грузом рассматриваются в разделе 11 настоящей главы.
    10.4.2. Устойчивость груза в вагоне проверяется по величине коэффициента запаса устойчивости, который определяется по формулам:
    - в направлении вдоль вагона (рис. 31 настоящей главы):
 

эта_пр = I(о)_пр ; (26)
(h_цт - h(пр)_у)

Рис. 31. Варианты расположения упоров от опрокидывания груза в продольном направлении <*>

 
    





эта_пр = Q_гр b(о)_п , (27)
F_п (h_цт - h(п)_у) + W_n (h(п)_нп - h(п)_у)

 
    где: I(о)_пр, b(о)_п - кратчайшие расстояния от проекции ЦТ_гр на горизонтальную плоскость до ребра опрокидывания соответственно вдоль и поперек вагона, мм;
    h_цт - высота ЦТ груза над полом вагона или плоскостью подкладок, мм;
    h(пр)_у, h(п)_у - высота соответственно продольного и поперечного упора от пола вагона или плоскости подкладок, мм;
    h(п)_нп - высота центра проекции боковой поверхности груза от пола вагона или плоскости подкладок, мм;
    W_n - ветровая нагрузка, тс (рассчитывается по формуле (10) настоящей главы).
 

Рис. 32. Варианты расположения упоров от опрокидывания груза в поперечном направлении <*>

 
    












Рис. 33. Углы наклона растяжки для крепления от опрокидывания груза в продольном направлении <*>

 
    



R(о)_пр = nF_пр (h_цт - h(пр)_у) - Q_гр l(о)_пр , тс; (28)
n(пр)_р (h_р cos альфа cos бета_пр + l(р)_пр sin альфа)

 
    - в поперечном направлении (рис. 34 настоящей главы):
 

Рис. 34. Углы наклона растяжки для крепления от опрокидывания груза в поперечном направлении <*>

 
    



R(о)_п = n[F_п (h_цт - h(п)_у) + W_n (h(п)_нп - h(п)_у)] - Q_гр b(о)_п , тс, (29)
n(пр)_р (h_р cos альфа cos бета_п + b(р)_п sin альфа)

 
    где: альфа - угол наклона растяжки к полу вагона;
    бета_пр, бета_п - углы между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и соответственно продольной, поперечной осями вагона;
    n(пр)_п, n(п)_р - число растяжек, работающих в одном направлении;
    l_пр, b_п - расстояния от точки закрепления растяжки на грузе до вертикальных плоскостей, проходящих через ребро опрокидывания соответственно в продольном, поперечном направлениях, мм;
    h_р - высота точки закрепления растяжки на грузе относительно уровня пола вагона (подкладок), мм;
    n - коэффициент запаса, величина которого принимается:
    n = 1,0 при ню_пр (ню_п) = 1,0 - 1,25; n = 1,25 при ню_п (ню_пр) < 1,0.
    10.5. Выбор и расчет элементов крепления.
    10.5.1. В зависимости от конфигурации, параметров груза, характера возможных его перемещений и других факторов крепление груза осуществляется растяжками, обвязками, упорными и распорными брусками, ложементами и другими средствами крепления (таблица 19 настоящей главы).
 

Таблица 19

Рекомендации по выбору элементов средств крепления различных грузов

Грузы Возможные перемещения груза Рекомендуемые элементы и средства крепления
Штучные с плоскими опорами Поступательные продольные и поперечные перемещения Упорные, распорные бруски; растяжки, обвязки
Опрокидывание продольное, поперечное Растяжки, обвязки; упорные бруски; кассеты, каркасы, пирамиды и др.
С плоскими опорами, размещаемые штабелями Покупательные продольные и поперечные перемещения всего штабеля или отдельных единиц Упорные, распорные бруски; увязки, растяжки, обвязки; щиты ограждения; стойки; кассеты
Длинномерные Продольные и поперечные поступательные перемещения Растяжки, обвязки; турникетные опоры, стойки
Поперечное опрокидывание Обвязки, растяжки; подкосы, упорные бруски; ложементы
Цилиндрической формы, размещаемые на образующую Продольное (поперечное) поступательное перемещение Упорные, распорные бруски; растяжки, обвязки
Перекатывание поперек (вдоль) вагона Упорные бруски, ложементы; обвязки, растяжки
На колесном ходу Перекатывание вдоль (поперек) вагона Упорные бруски; растяжки; многооборотные колесные упоры (башмаки)
Продольное, поперечное поступательное перемещение Упорные, распорные бруски; растяжки

 
    10.5.2. Продольное F_пр и поперечное F_п усилия, которые должны воспринимать средства крепления, определяют по формулам:
 
    F_пр = F_пр - F(пр)_тр, тс; (30)
 
    F_п = n(F_п + W_п) - F(п)_тр, тс, (31)
 
    где: n - коэффициент, значения которого принимаются:
    n = 1,0 при разработке СТУ и МТУ;
    n = 1,25 при разработке НТУ;
    W_n - рассчитывается по формуле (10) настоящей главы;
    F(пр)_тр и F(п)_тр - в соответствии с пунктом 10.3 настоящей главы.
    Эти усилия могут восприниматься как одним, так и несколькими видами крепления:
 
    F_пр = F(р)_пр + F(б)_пр + F(об)_пр, (32)
 
    F_п = F(р)_п + F(б)_п + F(об)_п, (33)
 
    где F(р)_пр, F(р)_n, F(б)_пр, F(б)_n, F(об)_пр, F(об)_n - части продольного или поперечного усилия, воспринимаемые соответственно растяжками, брусками, обвязками и др.
    Для крепления грузов от продольного смещения предпочтительно применять средства крепления одного типа.
    10.5.3. При закреплении груза растяжками (рис. 35 настоящей главы) величину возникающих в растяжках усилий (с учетом увеличения сил трения от вертикальных составляющих) определяют по формулам:
 

Рис. 35. Расчетная схема продольных и поперечных усилий в растяжке <*>

 
    





R(пр)_р = F_пр , тс; (34)
SUM(n(пр)_рi (мю sin альфа_i + cos альфа_i cos бета_прi)

 
    - от сил, действующих в поперечном направлении:
 

R(п)_р = F_п , тс; (35)
SUM(n(п)_рi (мю sin альфа_i + cos альфа_i cos бета_пi)

 
    где: R(пр)_р, R(n)_р, - усилия в растяжке;
    n(пр)_рi, n(n)_рi - количество растяжек, работающих одновременно в одном направлении и расположенных под одинаковыми углами альфа_i, бета_прi, бета_пi;
    альфа_i - угол наклона i-той растяжки к полу вагона;
    бета_прi, бета_пi - углы между проекцией i-той растяжки на пол вагона и соответственно продольной, поперечной плоскостями симметрии вагона;
    мю - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (подкладок).
    В случае, когда растяжки используются для закрепления груза одновременно от смещения и опрокидывания, растяжки должны рассчитываться по суммарным усилиям (R(пр)_р + R(о)_пр) и (R(п)_р + R(о)_п).
    Количество нитей в растяжке или ее сечение определяется по большему усилию (R(пр)_р + R(о)_пр) или (R(п)_р + R(о)_п) в соответствии с таблицами 20 и 21 настоящей главы.
 

Таблица 20

Допускаемые растягивающие нагрузки на проволочные элементы крепления в зависимости от диаметра проволоки и числа нитей (кгс)

Число нитей в растяжке (обвязке) Диаметр проволоки, мм
4,0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,3 6,5 7,0 7,5 8,0
2 270
---
440
350
----
560
430
----
680
530
----
840
620
----
980
680
----
1080
730
----
1150
850
---
1350
970
----
1550
1100
----
1750
                     
3 405
---
660
525
----
840
645
----
1020
795
----
1260
930
----
1460
1020
----
1620
1095
----
1725
1275
---
2025
1455
----
2325
1650
----
2625
                     
4 540
---
880
700
----
1120
860
----
1360
1060
----
1680
1240
----
1960
1360
----
2160
1460
----
2300
1700
---
2700
1940
----
3100
2200
----
3500
                     
5 675
---
1100
875
----
1400
1075
----
1700
1325
----
2100
1550
----
2450
1700
----
2700
1825
----
2875
2125
---
3375
2425
----
3875
2750
----
4375
                     
6 810
---
1320
1050
----
1680
1290
----
2040
1590
----
2520
1860
----
2940
2040
----
3240
2190
----
3450
2550
---
4050
2910
----
4650
3300
----
5250
                     
7 945
---
1540
1225
----
1960
1505
----
2380
1855
----
2940
2170
----
3430
2480
----
3780
2555
----
4025
2975
---
4725
3395
----
5425
3850
----
6125
                     
8 1080
---
1760
1400
----
2240
1720
----
2720
2120
----
3360
2480
----
3920
2720
----
4320
2920
----
4600
3400
---
5400
3880
----
6200
4400
----
7000

 
    Примечание. В числителе приведены значения для способов крепления по НТУ, в знаменателе - для способов крепления по настоящим ТУ и МТУ.
 
    В случае, когда для крепления груза в каком-либо направлении используются проволочные растяжки, отличающиеся по длине более чем в два раза, расчет параметров растяжек следует производить по уточненной методике (приложение N 8 к настоящей главе).
    10.5.4. Площадь сечения растяжек и обвязок, за исключением проволочных, определяют по формуле:
 

S = R , см2, (36)
[сигма]

 
    где: R - нагрузка на растяжку, обвязку, кгс;
    [сигма] - допускаемое напряжение при растяжении, значение которого принимают в зависимости от марки стали по таблице 21 настоящей главы.
 

Таблица 21

Допускаемые напряжения стальных элементов крепления по видам деформации

Виды деформации Марш стали (ГОСТ 380-71, ГОСТ 1050-74, ГОСТ 6713-75) Допускаемые напряжения, кгс/см2
Растяжение Ст. 3 и сталь 20 1650
Сталь 30 1850
Изгиб Ст. 3 и сталь 20 1650
Ст. 5 и сталь 30 1850
Срез Ст. 3 и сталь 20 1200
Смятие Ст. 3 и сталь 20 2500
Растяжение для болтов Ст. 3 и сталь 20 1400

 
    10.5.5. При закреплении груза (за исключением грузов цилиндрической формы) от смещения деревянными брусками количество гвоздей для крепления каждого бруска к полу вагона определяют по формулам:
    - от продольного смещения:
 

n_гв = F_пр ; (37)
n(пр)_б R_гв

 
    - от поперечного смещения:
 

n_гв = F_п ; (38)
n(п)_б R_гв

 
    где: n(пр)_б, n(п)_б - количество упорных брусков, одновременно работающих в одном направлении;
    R_гв - допускаемое усилие на один гвоздь, кгс (принимается по таблице 22 настоящей главы).
 

Таблица 22

Допускаемые усилия на гвозди

Диаметр гвоздя, мм Длина гвоздя, мм Допускаемое усилие, кгс
5,0 120 - 150 75
6,0 150 - 200 108
8,0 250 192

 
    10.5.6. При закреплении груза от продольного и поперечного смещения обвязками усилие в одной обвязке определяют по формулам:
    - от продольного смещения:
 

R(пр)_об = F_пр , тс; (39)
2n_об мю sin альфа

 
    - от поперечного смещения:
 

R(п)_об = F_п , тс; (40)
2n_об мю sin альфа

 
 
    где n_об - количество обвязок.
    10.5.7. При закреплении груза цилиндрической формы и грузов на колесном ходу от перекатывания только упорными брусками (рис. 36 настоящей главы) необходимая высота упорных брусков определяется по формулам:
    - от перекатывания вдоль вагона:
 
    
 
    - от перекатывания поперек вагона:
 
    
 

эпсилон = а_п + W/Q_гр , (43)
0,8 - a_в

 
    где: D - диаметр круга катания груза, мм;
    1,25 - коэффициент запаса устойчивости при перекатывании груза.
 

Рис. 36. Крепление груза от перекатывания упорными брусками <*>

 
    






n(пр)_гв = F_пр (1 - мю_1 tg альфа) , шт.; (44)
n(пр)_б R_гв

 
    - от перекатывания поперек вагона:
 

n(п)_гв = (F_п + W) (1 - мю_1 tg альфа) , шт.; (45)
n(п)_б R_гв

 
    где мю_1 - коэффициент трения скольжения между упорным бруском и опорной поверхностью (полом вагона или подкладкой), к которой он прикреплен.
    Округление значений n(пр)_гв и n(п)_гв производят до ближайшего целого большего числа.
    10.5.8. В случае, когда крепление цилиндрического груза от перекатывания только упорными брусками невозможно либо нецелесообразно по технологическим причинам, допускается наряду с брусками применение обвязок или растяжек (рис. 37 настоящей главы).
    В этом случае высота упорных брусков должна составлять:
    - для крепления от перекатывания в продольном направлении - не менее 0,1 D;
    - для крепления от перекатывания в поперечном направлении - не менее 0,05 D.
    Число гвоздей для закрепления одного упорного бруска определяют по формулам (44) и (45) настоящей главы.
 

Рис. 37. Крепление цилиндрического груза от перекатывания упорными брусками и проволочными обвязками <*>

 
    






R(об)_пр = 1,25F_пр (D/2 - h(п)_у) - Q_гр b(о)_п , тс; (46)
n(п)_об b_пер

 
    - для крепления в поперечном направлении:
 

R(об)_п = 1,25[F_п (D/2 - h(п)_у) + W(п) (h(п)_нц - h(п)_у)] - Q_гр b(о)_п , тс; (47)
n(п)_об b_пер

 
    где: n(пр)_об, n(п)_об - число обвязок;
    D - диаметр круга катания груза, мм.
    10.5.9. Расчет на изгиб, сжатие и смятие деревянных элементов крепления производят по формулам:
    - напряжения изгиба:
 

сигма_и = M , кгс/см2; (48)
W

 
    - напряжения смятия:
 

сигма_с = F , кгс/см2; (49)
S

 
    где: М - изгибающий момент, кгс/см2;
    W = bh(2)/6 - момент сопротивления изгибу бруска прямоугольного сечения, см3;
    b - ширина бруска, см;
    h - высота бруска, см;
    F - нагрузка сжатия (смятия), действующая на деталь крепления, кгс;
    S_о - суммарная площадь деталей, см2, на которую действует нагрузка F. Нагрузка F определяется для упорных и распорных брусков по формулам (30) и (31) настоящей главы, а для подкладок и прокладок - по формуле:
 
    F = (Q_гр + F_в + 2nR_пр sin альфа), (50)
 
    где n - количество обвязок или пар растяжек, удерживающих груз от смещения и перекатывания и одновременно работающих в одном направлении.
    Напряжения изгиба и смятия, рассчитанные по формулам (48) и (49) настоящей главы, не должны превышать допускаемых напряжений для ели, сосны (за исключением указанных в таблице 24 настоящей главы), которые приведены в таблице 23 настоящей главы.
    При использовании древесины пород, отличающихся от указанных в таблице 23 настоящей главы, допускаемые значения напряжений, приведенные в данной таблице, необходимо умножить на соответствующий поправочный коэффициент (таблица 24 настоящей главы).
    10.6. Допускаемые нагрузки на элементы конструкции вагонов, используемые для крепления грузов.
    10.6.1. Максимальные допускаемые нагрузки на детали и узлы платформ, используемые для крепления грузов, приведены в таблице 25 настоящей главы.
    10.6.2. При креплении грузов на платформах распорными брусками, передающими нагрузки на борта платформы, расположение брусков должно соответствовать схемам, приведенным на рисунке 38 настоящей главы. Количество брусков должно быть: установленных напротив стоечных скоб - не более двух, напротив клиновых запоров - не более трех на каждую секцию борта. Высота брусков должна составлять от 50 до 100 мм включительно. Максимальные допускаемые нагрузки на борта платформ приведены в таблице 26 настоящей главы. При подкреплении секций боковых бортов двумя стойками, верхние концы которых увязаны с противоположных сторон проволокой диаметром не менее чем 6 мм в четыре нити, допускаемая нагрузка на борта может быть увеличена в два раза по сравнению с нагрузкой, указанной в таблице 26 настоящей главы.
 

Таблица 23

Максимальные допускаемые напряжения для ели, сосны

Вид нагружения Допускаемые значения напряжений, кгс/см2
съемные детали крепления детали вагонов
Изгиб 120 85
Растяжение вдоль волокон 85 60
Сжатие и смятие вдоль волокон 120 85
Сжатие и смятие поперек волокон 18 12
Смятие поперек волокон местное (на участке поверхности детали) на расстоянии не менее 100 мм от торца 30 20
Смятие местное под шайбами поперек волокон 40 -
Срез поперек волокон 55 40
Скалывание в лобовых врубках:    
вдоль волокон 12 -
поперек волокон 6 -
Скалывание вдоль волокон в щековых врубках в сопряжениях деталей под углом:    
менее 30° 6 -
30° и более 4 -

 
    Примечания:
    1. Сжимающие нагрузки на элементы крепления должны быть приложены под углом не менее 60° к поверхности.
    2. В лобовых врубках длина скалывания должна быть не более двух полных толщин вставляемой детали или десяти глубин врубки.
    3. В щековых врубках длина скалывания должна быть не более пяти полных толщин детали.
 

Таблица 24

Поправочные коэффициенты для различных пород древесины

Порода древесины Поправочный коэффициент для видов нагрузки
растяжение, изгиб, сжатие, смятие вдоль волокон сжатие и смятие поперек волокон скалывание
Лиственница 1,2 1,2 1,0
Сосна якутская, пихта кавказская, кедр 0,9 0,9 0,9
Сосна и ель Кольского полуострова, пихта 0,8 0,8 0,8
Дуб, ясень, граб, клен, акация белая 1,3 2,0 1,6
Береза, бук, ясень дальневосточный 1,1 1,6 1,3

Таблица 25

Максимальные допускаемые нагрузки на детали и узлы платформ

Детали и узлы платформ Допускаемые нагрузки, тс
Стоечная скоба:  
- приклепанная 2,5
- приварная литая 5,0
Опорный кронштейн с торца платформы при передаче нагрузки от растяжки под углом:  
- литой:  
90° 6,5
45° 9,1
- сварной:  
90° 10,0
45° 14,2
Увязочное устройство внутри платформы 7,5

Рис. 38. Схемы нагружения бортов платформ <*>

 
    



Таблица 26

Максимальные допускаемые нагрузки на борта платформ

Конструкция бортов платформы Допускаемая нагрузка, тс
равномерно распределенная по длине секции борта, не подкрепленного стойками
(рис. 39а настоящей главы)
от одного бруска высотой 50...100 мм, установленного напротив
клинового запора секции борта, не подкрепленного стойками
(рис. 39б настоящей главы)
стоечной скобы борта
не подкрепленной стойками
(рис. 39б настоящей главы)
подкрепленной деревянными стойками
(рис. 39в настоящей главы)
подкрепленной металлическими стойками
(рис. 39в настоящей главы)
Боковой с продольными гофрами и клиновыми запорами 4,0 1,5 2,0 3,0 4,0
Торцовый с клиновыми запорами 2,0 - 1,0 2,5 3,5
Боковой с вертикальными гофрами и закидками (постройки до 1964 г.) 1,0 - 0,5 0,75 1,75
Торцовый с закидками (постройки до 1964 г.) 2,0 - 1,0 2,15 3,0

 
    10.6.3. Максимальные допускаемые нагрузки на элементы кузова и увязочные устройства полувагонов приведены в таблицах 27 и 28 настоящей главы.
 

Таблица 27

Максимальные допускаемые нагрузки на элементы кузова полувагонов

Вид нагрузки на элемент вагона Величина нагрузки для полувагонов постройки, тс
до 1974 года после 1974 года
1. Торцовые двери.    
Равномерно распределенная по всей ширине кузова до высоты от уровня пола (суммарная):    
- 650 мм - 44,7
- 1200 мм - 29,9
- по всей высоте - 14,2
2. Торцовая стена.    
Равномерно распределенная по всей ширине кузова до высоты от уровня пола (суммарная):    
- 650 мм - 57,8
- 1200 мм - 43,9
- по всей высоте - 40
3. Торцовый порожек.    
Распределенная по всей ширине кузова 41,8 43,7
4. Угловая стойка.    
Сосредоточенное продольное усилие на высоте от уровня пола:    
- до 100 мм 22 23
- 650 мм 18,2 18,9
- 1200 мм - 9,5
- на уровне верхней обвязки 16,5 17,2
5. Сосредоточенные поперечные усилия распора:    
а) только на угловые стойки (на каждую) на высоте от уровня пола:    
- 150 мм - 63,5
- 1200 мм - 7,9
- на уровне верхней обвязки - 4,6
б) на каждую промежуточную боковую стойку при одновременном нагружении на высоте от уровня пола:    
- 150 мм - 16,2
- 1200 мм - 2,0
- на уровне верхней обвязки - 1,2
6. Изгибающий момент в основании стоек кузова от воздействия поперечных нагрузок, тс/м:    
- угловые стойки - 9,5
- шкворневые стойки - 2,4
- промежуточные стойки - 2,4

Таблица 28

Допускаемые нагрузки на увязочные устройства полувагонов

Увязочное устройство (рис. 6 настоящей главы) Величина нагрузки для полувагонов постройки, тс
до 1974 года после 1974 года
Верхнее (наружное, внутреннее) 1,5 2,5
Среднее 2,5 3,0
Нижнее (наружное, внутреннее) 5,0 7,0

 
    Примечание. Одновременная нагрузка на верхнее и среднее устройства одной стойки не допускается.
 
    10.6.4. Допускаемые напряжения в сварном шве, выполненном ручной электросваркой с применением электродов Э42 и при автоматической сварке, принимают равными: при растяжении, сжатии и изгибе - 1550 кгс/см2, при срезе - 950 кгс/см2.
 

11. Особенности размещения и крепления длинномерных грузов в вагонах

Таблица 29

Максимальная допускаемая длина длинномерного груза на платформе

Масса груза, т Длина груза, мм Масса груза, т Длина груза, мм
20 30 000 45 20 000
25 27 000 50 19 000
30 24 000 55 18 500
35 22 500 60 18 000
40 21 000 >= 65 14 300

Таблица 30

Максимальная допускаемая длина длинномерного груза в полувагоне

Масса груза, т Длина груза, мм Масса груза, т Длина груза, мм
20 28 300 45 18 900
25 25 500 50 17 900

Ведется подготовка документа. Ожидайте