Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 938. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 30.04.2007 N 150 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ"

Дата документа30.04.2007
Статус документаНе действует
МеткиПриказ · Правила · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июня 2007 г. N 9636
    


 

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 30 апреля 2007 г. N 150

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

 
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875) приказываю:
    Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2007 г. прилагаемые Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации.
 

Министр обороны
Российской Федерации
А.СЕРДЮКОВ

 
 
 

Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 30.04.2007 N 150

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ

 

I. Общие положения

 
    1. Федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации <*> (далее именуются - Правила) определяют предназначение и задачи штурманской службы, права и обязанности ее должностных лиц, содержание и общий порядок проведения штурманской подготовки и штурманского обеспечения полетов государственной авиации, а также содержание мероприятий по обеспечению безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов (воздушных судов).
    


    <*> Далее в тексте настоящих Правил, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: штурманская служба государственной авиации - штурманской службой, Министерство обороны Российской Федерации - Минобороны России, Министерство внутренних дел Российской Федерации - МВД России, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - ФСБ России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - МЧС России, Федеральная таможенная служба - ФТС России, Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ).
 
    2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации.
    3. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми авиационными формированиями федеральных органов исполнительной власти и организаций.
    Для штурманской службы федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся подразделения государственной авиации, разрешается разрабатывать служебные документы по штурманской службе, учитывающие специфику их работы и уточняющие порядок штурманского обеспечения полетов (боевых действий).
    4. В целях настоящих Правил применяются следующие понятия и определения:
    "авиационный комплекс" - воздушное судно с системой авиационного вооружения, бортового оборудования и наземными средствами обеспечения, предназначенными для решения боевых и специальных задач;
    "авиационные средства поражения" - боевые (учебно-боевые) средства, обеспечивающие непосредственное поражение целей и решение вспомогательных задач, не связанных с поражением целей. Включают: ракеты, бомбардировочные средства (основного и вспомогательного назначения), мины, торпеды, артиллерийские боеприпасы;
    "боевое применение авиационного комплекса (воздушного судна) (далее именуется - боевое применение)" - использование авиационного комплекса (воздушного судна) для поражения наземных (морских), воздушных (космических) целей или решения других боевых и специальных задач;
    "воздушная навигация (далее именуется - навигация)" - комплекс действий экипажа, направленных на достижение наибольшей точности, надежности и безопасности вождения воздушного судна и групп воздушных судов по заданной траектории, а также в целях вывода их по месту и времени на заданные объекты (цели) и аэродромы посадки;
    "воздушное судно" - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (Воздушный кодекс Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383, статья 32);
    "выход на цель" - выход в определенную область пространства относительно цели, из которой обеспечивается ее обнаружение, опознавание и решение задачи боевого применения;
    "минимальный остаток топлива после посадки" - остаток топлива на момент касания земной, водной или иной поверхности и окончания пробега (дросселирования двигателя после приземления при вертикальной посадке), обеспечивающий повторный заход на посадку и самостоятельное движение ВС <*> по площади маневрирования до выключения двигателей;
    
    <*> Применяемые сокращенные наименования и обозначения приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
 
    "прицельно-навигационный комплекс" - автоматизированная система, предназначенная для решения задач навигации, управления полетом и вооружением;
    "прицельно-навигационное оборудование" - оборудование, обеспечивающее решение задач навигации и боевого применения;
    "район применения (разрешенная зона применения) оружия" - область пространства, из которой возможны (разрешены) пуск (сброс) авиационных средств поражения и их наведение на заданные цели и по заданной (программной) траектории полета;
    "система авиационного вооружения (далее именуется - авиационное вооружение) - совокупность бомбардировочного, ракетного и артиллерийского вооружения авиационного комплекса, предназначенная для применения авиационных средств поражения.
    5. Штурманская служба предназначена для решения вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения, организации и проведения штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности воздушной навигации и боевого применения авиационных комплексов воздушных судов) (далее - обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении) и является летной службой.
    6. Основными задачами штурманской службы являются:
    обеспечение высокой точности, надежности, безопасности навигации и эффективности боевого применения;
    достижение и поддержание высокого уровня штурманской подготовки авиационных формирований;
    разработка и реализация мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий);
    разработка и реализация мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой;
    разработка и реализация мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении;
    развитие и совершенствование теории и практики навигации, боевого применения;
    организация контроля, анализа и оценки точности навигации и боевого применения;
    определение требований к навигационному оборудованию районов полетов (боевых действий), навигационно-временному обеспечению полетов (боевых действий) государственной авиации и участие в их реализации.
    Задачи штурманская служба решает самостоятельно и во взаимодействии со штабами и другими службами авиационных формирований.
    7. Успешное решение задач штурманской службы достигается:
    высокой организацией и качественным проведением штурманской подготовки летного состава авиационных формирований;
    повышением уровня специальных знаний и навыков, методической подготовки руководящего состава штурманской службы;
    высокой организацией разработки и реализации мероприятий штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий);
    своевременным и четким выполнением мероприятий штурманского обеспечения, направленных на повышение безопасности полетов;
    организацией контроля за состоянием ПНК (ПНО), авиационного вооружения и десантного оборудования ВС (АК), аппаратуры разведки (поиска) и бортовых средств радиоэлектронной борьбы, за готовностью к работе автоматизированных рабочих мест из состава автоматизированных систем управления, средств радиотехнического обеспечения полетов;
    анализом и объективностью оценки состояния штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий) авиационных формирований, обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении;
    взаимодействием с другими отделами (отделениями) и службами командующих (командиров) и штабов авиационных формирований по вопросам планирования и организации мероприятий штурманского обеспечения, требующих соответствующих совместных решений и действий;
    повышением уровня автоматизации решения задач штурманской службы в повседневной и боевой деятельности.
    8. Руководство штурманской службой осуществляют:
    а) в Минобороны России:
    в Военно-воздушных силах - главный штурман Военно-воздушных сил;
    в Военно-воздушных силах и противовоздушной обороне Военно-Морского Флота - главный штурман Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Военно-Морского Флота;
    в авиации Ракетных войск стратегического назначения - главный штурман службы начальника авиации Ракетных войск стратегического назначения;
    в авиации Космических войск - главный штурман службы начальника авиации Космических войск;
    в авиации Воздушно-десантных войск - старший инспектор-штурман авиационно-технической службы Воздушно-десантных войск;
    б) в МВД России:
    в авиации ВВ МВД России - начальник штурманской службы - главный штурман отдела боевого применения авиационного управления Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    в авиации ОВД МВД России - главный штурман центра авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации;
    г) в авиации ФСБ России - заместитель начальника Управления - главный штурман начальника отдела Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Нумерация подпунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
 
 
    д) в авиации МЧС России - старший инспектор-штурман (начальник штурманской службы) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации;
    е) в авиации ФТС России - главный штурман отдела организации летной эксплуатации и применения воздушных судов авиационной и морской службы Федеральной таможенной службы;
    ж) в авиации РОСТО (ДОСААФ) - начальник штурманской службы - главный штурман авиации Российской оборонной спортивно-технической организации;
    з) в авиационном объединении <*> - главный штурман авиационного объединения;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным объединением понимаются ВА ВГК (СН), ВА ВГК (ВТА), КСпН, А ВВС и ПВО, ВВС флотов, ВВС и ПВО флотов (ОКВС), Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации.
 
 
    и) в авиационном соединении <*> - главный (старший) штурман соединения;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационным соединением понимаются корпус (дивизия) ПВО, смешанная авиационная дивизия, авиационная дивизия, центр боевого применения и переучивания летного состава, центр боевой подготовки и боевого применения, авиационное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
 
    к) в авиационной части <*> - старший штурман авиационной части;
    
    <*> Здесь и далее в тексте настоящих Правил под авиационной частью понимаются отдельное авиационное звено, отдельный авиационный отряд, отдельная авиационная эскадрилья, авиационная база, авиационный полк, центр показа авиационной техники, испытательный центр, учебный авиационный центр, станция летных испытаний военного представительства или авиационного ремонтного завода, объединенный авиационный отряд, авиационная спортивная организация РОСТО (ДОСААФ).
 
    л) в авиационной эскадрилье (группе) - штурман авиационной эскадрильи (группы);
    м) в авиационном звене (отряде) - штурман (летчик-штурман) звена (отряда).
 

II. Обязанности и права должностных лиц штурманской службы

 
    9. Распоряжения и указания должностных лиц штурманской службы по вопросам штурманского обеспечения полетов (боевых действий) и штурманской подготовки к полетам (боевым действиям) летного состава, офицеров авиационных штабов, авиационного персонала КП и ПУ (далее - расчет ПУ), ГРП авиационных частей, а также авиационной техники, авиационных средств поражения, средств РТО полетов, отданные в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения.
    10. Должностные лица штурманской службы выполняют полеты в качестве штурманов экипажей ВС (АК) и их помощников (вторых штурманов, штурманов-операторов); в экипажах, где штатная должность штурмана не предусмотрена, - в качестве летчиков (летчиков-штурманов).
    11. Главный штурман Военно-воздушных сил руководит штурманской службой ВВС и по своей специальности - деятельностью главных штурманов авиационных объединений, главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей центрального подчинения Военно-воздушных сил; координирует деятельность главных штурманов авиации видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, авиации ВВ и ОВД МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФТС России и РОСТО (ДОСААФ) по основным задачам штурманской службы.
    Подчиненность, обязанности и права главного штурмана Военно-воздушных сил, главных штурманов авиации видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, авиации ВВ и ОВД МВД России, ФСБ России, МЧС России, ФТС России, РОСТО (ДОСААФ), а также лиц, непосредственно им подчиненных, определяются соответствующими положениями.
    12. Главный штурман авиационного объединения руководит штурманской службой авиационного объединения и по своей специальности - деятельностью главных (старших) штурманов авиационных соединений и отдельных авиационных частей (подразделений) объединения. Он отвечает за боевую готовность авиационного объединения в штурманском отношении; состояние штурманской службы авиационного объединения и уровень профессиональной подготовки руководящего штурманского состава авиационного объединения, штурманскую подготовку летного состава, ее уровень, обеспечивающий решение задач авиационными соединениями и частями объединения по их предназначению; разработку и реализацию мероприятий штурманского обеспечения полетов (боевых действий) авиационных частей и соединений объединения, разработку и реализацию мероприятий топогеодезического обеспечения задач, решаемых штурманской службой, обеспечение безопасности полетов авиационного объединения в штурманском отношении.
    13. Главный штурман авиационного объединения обязан:
    готовить предложения командующему авиационным объединением по штурманскому и топогеодезическому обеспечению полетов (боевых действий);
    принимать участие в выработке командующим авиационным объединением решения на выполнение полетов (ведение боевых действий) и проводить работу по его реализации в штурманском отношении;
    участвовать в разработке и реализации мероприятий по подготовке района полетов (боевых действий) в навигационном и топогеодезическом отношениях;
    участвовать в разработке плана подготовки соединений и воинских частей объединения, контролировать его выполнение в авиационных соединениях и частях по вопросам навигации и боевого применения; в конце первого и второго периодов обучения направлять в авиационные соединения и отдельные авиационные части краткий анализ состояния штурманской подготовки летного состава, расчетов ПУ, ГРП авиационных частей с указанием мер по устранению выявленных недостатков;
    знать и контролировать уровень штурманской подготовки командиров (начальников авиации) и главных (старших) штурманов авиационных соединений и частей, проводить с ними занятия по новым и наиболее сложным темам воздушной навигации и боевого применения;
    организовывать и участвовать в проведении штурманской подготовки летного состава авиационных соединений и частей;
    участвовать в планировании и проведении штурманской подготовки расчетов ПУ и осуществлять контроль за ее состоянием;
    осуществлять совместно с другими службами авиационного объединения контроль состояния оборудования полигонов, организации руководства полетами на них, участвовать в разработке мишенной обстановки;
    участвовать в организации объективного контроля воздушной навигации, наведения и боевого применения, а также вести учет и анализировать качество выполнения маршрутных полетов и результатов боевого применения в авиационных соединениях и частях;
    разрабатывать и реализовывать мероприятия по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, участвовать в расследовании случаев потери ориентировки, нарушений правил использования воздушного пространства, применения оружия вне полигона (не по заданным целям), выброски (высадки) воздушных десантов не на заданные площадки, а также анализировать обстоятельства и причины этих случаев и докладывать о них командующему авиационным объединением и главному штурману Военно-воздушных сил и результаты анализа и мероприятия по их предупреждению доводить до всего летного состава авиационного объединения;
    участвовать в подборе и расстановке штурманских кадров авиационного объединения;
    участвовать в проведении мероприятий по повышению классной квалификации летного состава и офицеров боевого управления;
    участвовать в распределении лимита авиационных средств поражения и контролировать рациональность его использования авиационными соединениями и частями;
    контролировать обеспеченность авиационных соединений и частей объединения штурманским снаряжением, авиационными и топографическими картами, топогеодезическими данными, учебной литературой (пособиями) и тренажерами;
    организовывать подготовку и своевременное обновление справочных данных, необходимых для подготовки к полетам (боевым действиям) и управления ими, проверять их ввод в АСУ и возможность оперативного получения на АРМ главного штурмана авиационного объединения, а также контролировать эту работу в авиационных соединениях и частях объединения;
    вести карту навигационной обстановки и рабочую карту на район полетов (боевых действий) авиационного объединения;
    организовывать и осуществлять систематический контроль проверки часов по сигналам точного времени;
    проводить работу по изысканию наиболее эффективных способов решения задач навигации и боевого применения;
    организовывать и участвовать в проведении сборов, научных семинаров, конференций по обсуждению вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения;
    организовывать обобщение и распространение передового опыта решения задач навигации и боевого применения в авиационных соединениях и частях;
    знать ВС (АК), состоящие на вооружении авиационных соединений и частей объединения, и их боевые возможности;
    лично выполнять полеты, осваивать новые ВС (АК) и способы их боевого применения.
    14. Главный штурман авиационного объединения имеет право:
    давать указания личному составу авиационных соединений и частей объединения по вопросам штурманской подготовки, штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий), обеспечения безопасности полетов в штурманском отношении и контролировать их выполнение;
    запрещать полеты до авиационного соединения включительно при неудовлетворительной штурманской подготовке к полетам или грубых нарушениях правил их выполнения с последующим докладом командующему авиационным объединением;
    отстранять от полетов летный состав до командира авиационного соединения включительно в случаях его неудовлетворительной штурманской подготовки к полетам;
    отстранять от управления полетами лиц ГРП (расчетов ПУ) авиационных частей объединения при их неудовлетворительной подготовке к управлению полетами по вопросам штурманского обеспечения.
    15. Заместитель главного штурмана и другие должностные лица штурманской службы управления авиационного объединения в своей деятельности руководствуются положением о штурманской службе управления авиационного объединения, разрабатываемым главным штурманом и утвержденным командующим авиационным объединением.
    16. Главный (старший) штурман авиационного соединения руководит штурманской службой авиационного соединения и по своей специальности - деятельностью старших штурманов авиационных частей соединения. Он отвечает за боевую готовность авиационного соединения в штурманском отношении, состояние штурманской подготовки летного состава и штурманского обеспечения полетов (боевых действий) авиационных частей соединения, обеспечение безопасности полетов в штурманском отношении.
    17. Главный (старший) штурман авиационного соединения обязан:
    готовить предложения командиру авиационного соединения по вопросам штурманского и топогеодезического обеспечения полетов (боевых действий);
    принимать участие в выработке командиром авиационного соединения решения на выполнение полетов (ведение боевых действий) и проводить работу по его реализации в штурманском отношении;
    участвовать в разработке плана подготовки авиационного соединения, организовывать его выполнение по навигации и боевому применению;
    знать уровень штурманской подготовки командиров авиационных частей и подразделений, их заместителей, старших штурманов авиационных частей и подразделений и их заместителей, проводить работу по совершенствованию их методических навыков по обучению летного состава, регулярно проводить с ними занятия по новым и наиболее сложным вопросам (темам) штурманской подготовки;
    проводить и контролировать штурманскую подготовку руководящего и летного состава авиационных частей (подразделений) соединения;
    проверять уровень штурманской подготовки экипажей заместителей командира авиационного соединения, командиров авиационных частей;
    организовывать и участвовать в обучении летного состава авиационных частей (подразделений) соединения навигации и боевому применению, а также применению систем наведения и посадки, средств объективного контроля результатов навигации и боевого применения;
    участвовать в организации штурманской подготовки расчетов ПУ авиационного соединения, периодически участвовать в наведении ВС (АК) на наземные (морские) и воздушные цели;
    осуществлять контроль состояния и готовности к работе авиационных полигонов соединения, организации руководства полетами на них, участвовать в разработке мишенной обстановки;
    участвовать в организации объективного контроля воздушной навигации, наведения и боевого применения;
    вести учет, анализировать и оценивать качество выполнения маршрутных полетов и результатов боевого применения в авиационных частях соединения, определять уровень штурманской подготовки авиационных частей соединения и их готовность к выполнению полетов (ведению боевых действий), принимать меры по устранению недостатков в штурманской подготовке летного состава;
    разрабатывать и организовывать реализацию мероприятий по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении, участвовать в расследовании случаев потери ориентировки, нарушений порядка использования воздушного пространства, применения авиационных средств поражения вне полигона (не по заданным целям), выброски (высадки) воздушных десантов не на заданные площадки (вне площадок), докладывать командиру авиационного соединения и главному штурману авиационного объединения о всех происшествиях и проводимых в частях мероприятиях по их устранению и предупреждению;
    участвовать в подборе и расстановке штурманских кадров авиационного соединения;
    участвовать в проведении мероприятий по повышению классной квалификации летного состава и офицеров боевого управления;
    разрабатывать новые и совершенствовать существующие способы навигации и боевого применения, участвовать в научных семинарах и конференциях по обсуждению вопросов теории и практики воздушной навигации и боевого применения;