Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.12.2005 N 740 (ред. от 29.12.2007) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 ГОДЫ)"

Дата документа08.12.2005
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2005 г. N 740

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 ГОДЫ)"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.06.2007 N 373, от 29.12.2007 N 971)

 
    В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2006-2010 годы)".
    2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать указанную в пункте 1 настоящего постановления программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2006-2010 годах региональных целевых программ учитывать положения программы, утвержденной настоящим постановлением.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
    

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2005 г. N 740

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2010 годы)"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.06.2007 N 373, от 29.12.2007 N 971)

 

Паспорт
федеральной целевой программы "Культура России (2006-2010 годы)"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
Государственный заказчик-координатор - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственные заказчики - Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Основные разработчики Программы - Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство
Цели Программы - сохранение культурного наследия Российской Федерации;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
интеграция в мировой культурный процесс;
обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
Задачи Программы - обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества;
обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
обеспечение культурного обмена;
разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;
поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок;
обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;
модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - доля национальных фильмов в общем объеме проката;
доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения;
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов;
книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей);
увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом;
доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории; увеличение количества посещений
спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств
Сроки и этапы реализации Программы - 2006-2010 годы
Перечень подпрограмм - нет
Объем и источники финансирования Программы - объем финансирования Программы составляет 69773,5124 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них за счет средств федерального бюджета - 59993,1124 млн. рублей, прочих источников - 9780,4 млн. рублей. Средства направляются на:
 капитальные вложения - в размере 48151,1124 млн. рублей;
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 331,1 млн. рублей;
 прочие нужды - в размере 21291,3 млн. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 971)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5 процента;
увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;
увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 21 процента;
укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15 процентов;
увеличение количества посещений музеев;
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
увеличение показателя средней книгообеспеченности;
увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 18 процентов);
укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынке (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 22 процентов);
укрепление влияния российской культуры на мировой культурный процесс, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом, до 1,15 процента в 2010 году)

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    В 2001-2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
    Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
    Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
    По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
    Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
    Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
    развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
    развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
    Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
    Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
    Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
    Значительная часть затрат, связанных с реализацией Программы, приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
    Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
    Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны.
    К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
    потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
    финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
    финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
    сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
    сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
    нарушение единого информационного и культурного пространства;
    нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
    Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
 

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

 
    Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
    Исходя из этого целями Программы являются: сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграция в мировой культурный процесс, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
 

Сохранение культурного наследия Российской Федерации

 
    Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой, - традиции народов, населяющих нашу многонациональную страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.
    Достижение указанной цели в рамках Программы предполагает:
    проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов;
    содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.
 

Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан

 
    В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
    Реализация указанной цели в период выполнения Программы означает создание условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим к различным социальным группам.
    Достижение указанной цели предполагает:
    увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок;
    разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
    развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.
 

Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации

 
    В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение.
    Достижение указанной цели предполагает:
    выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
    поддержку перспективных творческих проектов в отрасли;
    преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых деятелей культуры и искусства из России;
    поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий.
 

Интеграция в мировой культурный процесс

 
    Расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры за рубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.
    Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций.
 

Обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям