Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 292. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МНС РФ от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА"

Дата документа05.07.2002
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Методические рекомендации
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

 

ПРИКАЗ
от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

 
    В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть II), ст. 18), Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятием Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога.
    2. Признать утратившими силу с 01.01.2002:
    Приказ МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)";
    Приказ МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)";
    Приказ МНС России от 13.11.2001 N БГ-3-05/502 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".
    3. Руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до нижестоящих налоговых органов.
 

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом МНС России
от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

 
    Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ о внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации) и разъясняют порядок исчисления и уплаты единого социального налога (далее - налог).
 

Общие положения

 
    Методические рекомендации изданы в целях обеспечения единообразного применения положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
    В настоящих методических рекомендациях используются следующие сокращения:
    НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
    ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
    ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.
    1. При применении статьи 235 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:
    а) организации.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
    б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ);
    в) организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на основании статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ);
    г) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, или переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
    В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы).
    В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ указанные организации, производящие выплаты физическим лицам (охранникам), являются налогоплательщиками и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории налогоплательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 НК РФ);
    д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
    Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании пункта 4 статьи 346.1 НК РФ, не являются налогоплательщиками налога;
    е) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
    Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
    ж) физические лица.
    В соответствии со статьей 11 НК РФ к налогоплательщикам относятся также иностранные граждане (лица без гражданства), производящие выплаты физическим лицам;
    з) адвокаты - лица, получившие статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ).
    Статьей 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ и до приведения своих организационно - правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные статьей 244 НК РФ.
    Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому основанию.
    Так, если индивидуальный предприниматель для выполнения работ, оказания услуг привлекает физических лиц по трудовому договору или договору гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, то он должен уплачивать налог с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности. В налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) он должен представлять ежеквартально расчеты по авансовым платежам и по итогам года налоговую декларацию как лицо, производящее выплаты физическим лицам, а также налоговую декларацию как индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов.
    2. При применении пункта 1 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать следующее.
    2.1. Не являются объектом налогообложения, в частности:
    2.1.1. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.
    Например, выплаты в виде материальной помощи физическим лицам, не связанным с ним трудовым договором, договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, а также вознаграждения (компенсации на основании статьи 170 ТК РФ), выплачиваемые судами из федерального бюджета в соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" присяжным, народным и арбитражным заседателям за время участия ими в осуществлении правосудия.
    2.1.2. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу членов семей работников.
    2.1.3. Выплаты, производимые в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
    К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры купли - продажи (включая поставку, контрактацию), мены, дарения, ренты, пожизненного содержания, аренды (за исключением договора аренды транспортного средства с экипажем), найма помещений, займа, кредита, факторинга, банковского счета и вклада, страхования, коммерческой концессии, публичного обещания награды, публичного конкурса, проведения лотерей.
    В отношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем необходимо иметь в виду следующее.
    По указанному договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ).
    На практике применяются различные виды договоров аренды транспортных средств - с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства и без предоставления таких услуг.
    Таким образом, по договору аренды транспортного средства с экипажем начисление и уплата налога производится с выплат в пользу членов экипажа.
    2.1.4. Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.
    2.1.5. Выплата денежной компенсации (уплата процентов) в соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.
    2.2. Признаются объектом налогообложения, в частности:
    выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания срока наказания, при расчете налоговой базы в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
    2.3. При применении абзаца второго пункта 1 статьи 236 НК РФ к объектам налогообложения у физического лица относятся выплаты и вознаграждения, осуществляемые этим физическим лицом в пользу физических лиц, труд которых может использоваться в личном (домашнем) хозяйстве, например, в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.
    3. При применении пункта 2 статьи 236 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
    3.1. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, включая членов крестьянских (фермерских) хозяйств независимо от того, в какой форме хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность с правами юридического лица, и хозяйства без образования юридического лица), адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
    3.2. При применении абзаца второго пункта 2 статьи 236 НК РФ следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
    4. При применении пункта 3 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать следующее.
    4.1. Данная норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, а именно:
    организации и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
    организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
    иные организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, и физические лица, не формирующие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
    В то же время организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности, вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
    Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе патента, вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, не определенные патентом, и, соответственно, уплачивать налог на доход физических лиц по этим видам деятельности.