Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 691. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МНС РФ от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА"

Дата документа05.07.2002
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Методические рекомендации
х
Документ отменен / утратил силу
Примечания к документу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПРИКАЗ
от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

 
    В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1 (часть II), ст. 18), Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" и Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятием Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приказываю:
    1. Утвердить Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога.
    2. Признать утратившими силу с 01.01.2002:
    Приказ МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)";
    Приказ МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)";
    Приказ МНС России от 13.11.2001 N БГ-3-05/502 "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)".
    3. Руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации довести данный Приказ до нижестоящих налоговых органов.
 

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом МНС России
от 5 июля 2002 г. N БГ-3-05/344

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА

 
    Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ о внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации) и разъясняют порядок исчисления и уплаты единого социального налога (далее - налог).
 

 
    Методические рекомендации изданы в целях обеспечения единообразного применения положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
    В настоящих методических рекомендациях используются следующие сокращения:
    НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);
    ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации;
    ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.
    1. При применении статьи 235 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщиками признаются:
    а) организации.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации;
    б) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ);
    в) организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на основании статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ);
    г) индивидуальные предприниматели, к которым согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, или переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
    В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" оказывать сопутствующие аудиту услуги могут, в том числе, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы).
    В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" оказание услуг в сфере охранной деятельности разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения. Частные охранники, имеющие лицензию на право оказания охранных услуг и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых соглашений, заключаемых со службами безопасности организаций (частными охранными предприятиями), являются работниками по отношению к данным организациям. Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ указанные организации, производящие выплаты физическим лицам (охранникам), являются налогоплательщиками и, соответственно, применяют ставки налога, порядок исчисления и уплаты налога для данной категории налогоплательщиков (пункт 1 статьи 241, статья 243 НК РФ);
    д) крестьянские (фермерские) хозяйства.
    Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога на основании пункта 4 статьи 346.1 НК РФ, не являются налогоплательщиками налога;
    е) родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
    Согласно статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" семейные (родовые) общины малочисленных народов - это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;
    ж) физические лица.
    В соответствии со статьей 11 НК РФ к налогоплательщикам относятся также иностранные граждане (лица без гражданства), производящие выплаты физическим лицам;
    з) адвокаты - лица, получившие статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ).
    Статьей 9.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что в период после вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ и до приведения своих организационно - правовых форм в соответствие с требованиями указанного Федерального закона, коллегии адвокатов и иные адвокатские образования, действующие на момент введения в действие Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", несут обязанности по исполнению функций налогового агента, предусмотренные статьей 244 НК РФ.
    Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому основанию.
    Так, если индивидуальный предприниматель для выполнения работ, оказания услуг привлекает физических лиц по трудовому договору или договору гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, то он должен уплачивать налог с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу наемных работников, а также с собственных доходов, полученных от предпринимательской деятельности. В налоговый орган по месту постановки на учет (месту жительства) он должен представлять ежеквартально расчеты по авансовым платежам и по итогам года налоговую декларацию как лицо, производящее выплаты физическим лицам, а также налоговую декларацию как индивидуальный предприниматель по уплате налога с собственных доходов.
    2. При применении пункта 1 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать следующее.
    2.1. Не являются объектом налогообложения, в частности:
    2.1.1. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором.
    Например, выплаты в виде материальной помощи физическим лицам, не связанным с ним трудовым договором, договором гражданско - правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, а также вознаграждения (компенсации на основании статьи 170 ТК РФ), выплачиваемые судами из федерального бюджета в соответствии со статьей 8 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" присяжным, народным и арбитражным заседателям за время участия ими в осуществлении правосудия.
    2.1.2. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу членов семей работников.
    2.1.3. Выплаты, производимые в рамках гражданско - правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
    К таким договорам могут быть отнесены, в частности, договоры купли - продажи (включая поставку, контрактацию), мены, дарения, ренты, пожизненного содержания, аренды (за исключением договора аренды транспортного средства с экипажем), найма помещений, займа, кредита, факторинга, банковского счета и вклада, страхования, коммерческой концессии, публичного обещания награды, публичного конкурса, проведения лотерей.
    В отношении договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем необходимо иметь в виду следующее.
    По указанному договору арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (статья 632 ГК РФ).
    На практике применяются различные виды договоров аренды транспортных средств - с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства и без предоставления таких услуг.
    Таким образом, по договору аренды транспортного средства с экипажем начисление и уплата налога производится с выплат в пользу членов экипажа.
    2.1.4. Выплаты, производимые в пользу осужденных за выполнение работ во время отбывания наказания, в части, зачисляемой в фонды обязательного медицинского страхования.
    2.1.5. Выплата денежной компенсации (уплата процентов) в соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику.
    2.2. Признаются объектом налогообложения, в частности:
    выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу осужденных за выполнение ими работ во время отбывания срока наказания, при расчете налоговой базы в части, направляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования Российской Федерации.
    2.3. При применении абзаца второго пункта 1 статьи 236 НК РФ к объектам налогообложения у физического лица относятся выплаты и вознаграждения, осуществляемые этим физическим лицом в пользу физических лиц, труд которых может использоваться в личном (домашнем) хозяйстве, например, в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.
    3. При применении пункта 2 статьи 236 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
    3.1. Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей, включая членов крестьянских (фермерских) хозяйств независимо от того, в какой форме хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность с правами юридического лица, и хозяйства без образования юридического лица), адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
    3.2. При применении абзаца второго пункта 2 статьи 236 НК РФ следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
    4. При применении пункта 3 статьи 236 НК РФ необходимо учитывать следующее.
    4.1. Данная норма не распространяется на налогоплательщиков, не являющихся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, а именно:
    организации и индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
    организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу;
    иные организации, не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль, и физические лица, не формирующие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
    В то же время организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности, вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.

Ведется подготовка документа. Ожидайте