Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 937. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ГОСТ Р 51079-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11.05.2006 N 92-ст)

Дата документа11.05.2006
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Стандарт · Гост

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Technical aids for persons with disabilities - classification and terminology (MOD)

 

ГОСТ Р 51079-2006

 

Дата введения -
1 января 2007 года

 

Предисловие

 
    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
 

Сведения о стандарте

 
    1. Подготовлен Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации оборонной продукции и технологий" (ФГУП "РОСОБОРОНСТАНДАРТ"; до 8 июля 2005 г. - ФГУП "ВНИИстандарт") на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4.
    2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов".
    3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 мая 2006 г. N 92-ст.
    4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 9999:2002 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология" (ISO 9999:2002 "Technical aids for persons with disabilities - Classification and terminology") путем внесений технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту. При этом наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).
    Настоящий стандарт подготовлен по заказу Минтруда России в рамках Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36.
    5. Взамен ГОСТ Р 51079-97 (ИСО 9999-92).
 
    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
 

Введение

 
    Классификация технических средств реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, установленная настоящим стандартом, предназначена для использования в системах технико-экономической и социальной информации, в том числе при проведении работ по стандартизации и техническому регулированию, при составлении каталогов, реестров, перечней технических средств и классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг, при организации автоматизированной обработки информации, при осуществлении международного сотрудничества в сфере социальной защиты и поддержки людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов.
    Настоящий стандарт может быть использован:
    - людьми с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидами - пользователями технических средств;
    - организациями, предприятиями и учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы;
    - федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    - организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, инвестирующими средства в сферу социальной защиты людей с ограничениями жизнедеятельности, производящими (изготовляющими) и поставляющими технические средства реабилитации этих людей, а также предоставляющими им услуги;
    - общественными объединениями инвалидов и находящимися в их собственности организациями, предприятиями и учреждениями, хозяйственными товариществами и обществами, уставный капитал которых состоит из средств общественного объединения инвалидов.
    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 9999:2002 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология", разработанному взамен международного стандарта ИСО 9999:1992.
    При этом дополнения или изменения, внесенные в текст стандарта для учета нормативных правовых актов, определяющих государственную политику в области социальной защиты людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов, а также особенностей развития реабилитационной индустрии и национальной стандартизации в Российской Федерации, выделены курсивом.
    Номенклатура классификационных группировок технических средств, представленных в настоящем стандарте, по мере разработки и производства новых технических средств, а также по мере обработки информации о них будет дополняться путем внесения в настоящий стандарт изменений, адекватных изменениям, вносимым в международный стандарт ИСО 9999:2002, в соответствии с принципами и правилами, установленными настоящим стандартом.
    Настоящий стандарт не заменяет и не отменяет перечни, реестры, классификаторы и другие подобные документы, в которых использованы иные принципы классификации и кодирования технических средств реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности.
 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт устанавливает классификацию технических средств реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов (далее - технические средства реабилитации или технические средства).
    При необходимости технические средства отдельных видов, а также детали, принадлежности и приспособления к ним могут быть классифицированы самостоятельно.
    Стандарт охватывает технические средства реабилитации, используемые исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидов.
    Стандарт не распространяется на:
    - изделия, используемые для монтажа (сборки) технических средств, которые классифицированы в настоящем стандарте;
    - технические решения, полученные путем комбинирования технических средств, которые классифицированы в настоящем стандарте;
    - лекарства;
    - технические средства и инструменты, используемые исключительно для оказания профессиональной врачебной помощи;
    - имплантируемые устройства;
    - технические средства для осуществления финансовых операций.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
    ГОСТ 30475-96 (ИСО 6440-85)/ГОСТ Р 50653-94 (ИСО 6440-85). Кресла-коляски. Термины и определения (ИСО 6440:1985, MOD).
    Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочного стандарта в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
 

3. Термины и определения

 
    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30475, а также следующие термины с соответствующими определениями:
    3.1. Нарушение здоровья: физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
    3.2. Ограничение жизнедеятельности: полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
    3.3. Реабилитация людей с ограничениями жизнедеятельности [инвалидов]: система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким или обратимым расстройством функций организма.
    3.4. Инвалид: лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
    3.5. Техническое средство реабилитации человека с ограничением жизнедеятельности [инвалида]: техническое средство, используемое человеком с ограничением жизнедеятельности, в том числе инвалидом, из-за нарушения функции [функций] организма, обладающее специальными реабилитационными свойствами, которые позволяют предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности человека.
    Примечание. Под техническим средством здесь и далее понимают любое изделие, инструмент, оборудование, устройство, прибор, приспособление или техническую систему.
 
    3.6. Классификация: система понятий или структурных групп понятий, устанавливающая соответствующие связи между ними, при которой каждому понятию присваивают вполне определенный классификационный код и предоставляют определенное место.
    3.7. Класс: совокупность подобных предметов, построенная в соответствии с определенными правилами.
    3.8. Способность осуществлять самообслуживание: способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, а также способность выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе процедуры личной гигиены.
    3.9. Способность самостоятельно передвигаться: способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в процессе бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
    3.10. Способность обучаться: способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
    3.11. Способность заниматься трудовой деятельностью: способность выполнять работу в соответствии с требованиями к ее содержанию, объему и условиям выполнения.
    3.12. Способность ориентироваться: способность определяться во времени и пространстве.
    3.13. Способность общаться: способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
    3.14. Способность контролировать свое поведение: способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
 

4. Принципы классификации

 
    В настоящем стандарте предусмотрена трехступенчатая иерархическая классификация технических средств реабилитации с цифровой десятичной системой кодирования.
    На каждой ступени классификации деление технических средств реабилитации осуществлено по наиболее значимым функциональным классификационным признакам, отражающим функциональную (медицинскую), социальную или профессиональную реабилитацию людей с ограничениями жизнедеятельности.
    В частности следует отметить, что технические средства, которые используются исключительно для обучения навыкам (тренировки навыков), включены в класс 05. Технические средства, имеющие иную функцию, чем обучение (тренировка), но которые могут быть использованы для обучения (тренировки), включены в классы, соответствующие их основной (главной) функции.
 

5. Основные положения и правила, используемые в классификации

 
    5.1. Построение
    Классификация состоит из трех иерархических уровней (ступеней).
    На первой ступени классификации расположены классы технических средств реабилитации, на второй ступени - подклассы, на третьей ступени - группы технических средств реабилитации.
    Каждая позиция классификации содержит шестизначный цифровой код и наименование группировки технических средств реабилитации и, если необходимо, пояснение и (или) ссылку на другие позиции классификации.
    Пояснения приведены в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления технических средств реабилитации, которые могут входить в данную позицию.
    Ссылки приведены:
    - для исключения возможности попасть в данную позицию классификации технического средства реабилитации, входящего в другую позицию классификации;
    - для информации об однородном или технически взаимосвязанном техническом средстве реабилитации, входящем в другую позицию классификации.
    Как правило, ссылки даны на позиции, находящиеся на более низкой ступени классификации.
 
    5.2. Коды
    5.2.1. Код состоит из трех группировок знаков, каждая из которых имеет две цифры.
    Первая и вторая цифры кода определяют класс технических средств реабилитации, третья и четвертая цифры - подкласс, пятая и шестая цифры - группу технических средств реабилитации.
    Коды записывают с интервалами между первой и второй, второй и третьей группировками.
    Исходя из практических целей в настоящем стандарте классы определяют только двумя первыми цифрами, исключая две группы нулей, а подклассы - двумя первыми группировками знаков, исключая третью группу нулей.
    Коды соответственно определяют место класса, подкласса и группы технических средств реабилитации в классификации.
    5.2.2. Цифры кода каждой последующей позиции выбраны с интервалом в три единицы, что позволяет зарезервировать между этими позициями места для внесения поправок и расширения номенклатуры технических средств реабилитации при последующем внесении изменений и дополнений в настоящий стандарт без изменения основ данной классификации.
    5.2.3. Классы 00, 01, 02 и 90 - 99 и связанные с ними подклассы и группы предназначены в настоящем стандарте для федерального применения и могут быть использованы для указания основополагающих нормативных правовых актов и нормативных документов, необходимых для руководства при разработке и производстве технических средств реабилитации и обеспечении ими людей с ограничениями жизнедеятельности, а также при разработке документов на производство или строительство и эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры (средств транспорта, связи, жилых и общественных зданий и сооружений) с учетом потребностей инвалидов.
    При необходимости отразить конкретные виды, типы, марки или модели отдельных групп технических средств реабилитации в создаваемых для этих целей федеральных, отраслевых или ведомственных классификаторах в качестве первых шести знаков должны быть использованы коды из настоящего стандарта.
    5.2.4. Любая позиция, обозначенная номером 89 на всех ступенях разукрупнения, зарезервирована для технических средств реабилитации, которые классифицированы как "другие".
    5.2.5. При пересмотре настоящего стандарта коды, которые были присвоены группировкам технических средств реабилитации, исключаемым из классификации, не должны быть использованы для кодирования новых группировок технических средств, добавляемых в классификацию.
 
    5.3. Наименование классификационных группировок технических средств реабилитации
    5.3.1. Наименования классификационных группировок технических средств в настоящем стандарте максимально адаптированы к общепринятой терминологии. Там, где это возможно, в качестве наименований классификационных группировок приведены стандартизованные термины, содержащиеся в терминологических стандартах на группировки технических средств, а также термины, установленные в терминологических статьях нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере социальной поддержки людей с ограничениями жизнедеятельности в Российской Федерации.
    5.3.2. Наименования классификационных группировок технических средств реабилитации приведены во множественном числе.
    5.3.3. Наименование класса технических средств реабилитации включает в себя, как правило, общее функциональное назначение этих средств (например, средства для самостоятельного передвижения).
    Наименование класса может состоять только из наименования технических средств реабилитации, сгруппированных в нем, без указания функционального назначения этих средств, если приведенное наименование технических средств реабилитации широко применяют в практике реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности или если функциональное назначение данных технических средств отражено в их наименовании (например, протезы и ортопедические аппараты).
    5.3.4. В зависимости от типа технических средств реабилитации наименование подкласса или группы технических средств реабилитации включает в себя общее функциональное назначение этих средств (например, кухонные средства для взвешивания и измерения) или состоит из наименования конкретного технического средства реабилитации без указания его функционального назначения (например, ножницы).
    5.3.5. Наименования групп должны быть взаимосвязаны с наименованиями подклассов таким образом, чтобы избежать повторений.
    5.3.6. Если технические средства реабилитации предназначены для какой-либо определенной категории или группы людей с ограничениями жизнедеятельности, то в наименование группировки этих технических средств может быть включено наименование категорий или групп людей с ограничениями жизнедеятельности, для которых предназначены данные технические средства реабилитации.
 
    5.4. Общие правила, используемые в классификации
    5.4.1. Каждый класс равен сумме подклассов, а подкласс - сумме его групп.
    5.4.2. Классификация технических средств реабилитации может быть завершена на уровне третьей ступени классификационного деления, т.е. на уровне группы.
    5.4.3. Детали и принадлежности технических средств реабилитации, технические средства, доступные для людей с ограничениями жизнедеятельности, а также отдельные приспособления, доступные для этих людей в жилых зданиях и других помещениях, включены, как правило, в состав группировок технических средств реабилитации, с которыми они неразрывно связаны.
    5.4.4. Детали, принадлежности и приспособления, принадлежащие к какой-либо группе технических средств реабилитации, классифицированы таким образом, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними и техническими средствами реабилитации, к которым они принадлежат.
    5.4.5. Классификация технических средств реабилитации основана на таких признаках, которые не требуют проведения испытаний и измерений.
    5.4.6. Классификация гипотетических технических средств реабилитации отсутствует.
 

6. Алфавитный указатель

 
    Алфавитный указатель наименований классификационных группировок технических средств реабилитации приведен в Приложении А для облегчения пользования классификацией.
    Синонимы могут быть включены в алфавитный указатель и в ссылку к предпочтительному наименованию в классификации.
 

7. Классификация

 

04 Средства медицинской реабилитации
 Приборы, аппараты, инструменты, тренажеры и стимуляторы, используемые людьми с ограничениями жизнедеятельности, в том числе инвалидами, для самостоятельного лечения
 Средства, используемые исключительно для оказания профессиональной врачебной помощи, в данном классе не приводят
04 03 Средства терапии дыхательных органов
 Средства, помогающие человеку дышать во время прохождения лечебных процедур
 Вибраторы, см. 04 27 12
 Средства для улучшения окружающей среды, см. 27 03
04 03 03 Подогреватели вдыхаемого воздуха
 Устройства, которые забирают воздух из окружающей среды и подогревают его для ингаляции
04 03 06 Аппаратура ингаляционная
 Устройства, помогающие человеку дышать или (и) употреблять лекарства, находящиеся в парообразном, газообразном или каплеобразном виде, в том числе струйные (реактивные) диспенсеры, автоматические ингаляторы, респираторы, ультразвуковые небулайзеры, фильтры и небулайзеры с дозировкой аэрозолей
04 03 12 Респираторы
 Устройства, помогающие человеку дышать; оборудование, предназначенное для искусственной вентиляции легких путем внешнего (позитивного) и внутреннего (негативного) сжатия воздуха, пропускаемого через нос, рот или трахею, в том числе вентиляторы
04 03 18 Кислородные агрегаты
 Устройства, обеспечивающие концентрацию кислорода, вдыхаемого через нос и (или) рот, в том числе аппараты для лечения кислородной недостаточности
04 03 21 Аспираторы
 Устройства для отсасывания выделений и/или субстанций из легких
04 03 24 Стенды и кислородные подушки для терапии дыхательных органов
 Устройства для размещения человека, помогающие ему/ей дышать и (или) дренировать выделения из легких
04 03 27 Тренажеры дыхательные индивидуальные
 Устройства для тренировки дыхательных мышц или посредством применения сопротивления при вдохе, или путем непосредственного воздействия (сжатия) на грудную клетку, в том числе маски, создающие сопротивление при вдыхании и (или) выдыхании
04 03 30 Респирометры
 Инструменты для измерения объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в том числе спирометры
04 06 Средства лечения кровообращения
 Сфигмоманометры, см. 04 24 09
 Велотренажеры и велоэргометры, см. 04 48 03
 Мебель для сидения специальная, см. 18 09 21
 Кровати регулируемые, см. 18 12 07 и 18 12 10
04 06 03 Предметы одежды компрессионные для рук, ног и других частей тела
 Предметы одежды, наполняемые сжатым газом или воздухом, которые помогают предотвратить неблагоприятное влияние (воздействие) атмосферного давления на кровообращение, в том числе компрессионные костюмы, чулки, перчатки, используемые после мастэктомии при лимфостазе верхних конечностей
04 06 06 Чулки противоотечные для рук, ног и других частей тела
 Эластичный бандаж для снижения или предотвращения набухания вен из-за проблемы кровообращения
04 06 12 Агрегаты компрессионные
 Оборудование, позволяющее воздействовать методом пневматической компрессии на пораженные болезнью участки тела
 Оборудование включает в себя компрессионные предметы одежды и компрессоры, которые производят колебания давления, способствующие кровообращению и (или) предотвращению набухания вен из-за проблемы кровообращения
04 09 Средства фототерапии (светолечения)
 Лампы инфракрасные (IR), см. 04 30 03
04 09 03 Лампы ультрафиолетовые (UVA) (спектр излучения от 315 до 400 нм)
04 09 06 Лампы селективные ультрафиолетовые (SUP и UVB) (спектр излучения от 280 до 315 нм)
04 09 09 Очки для защиты глаз при фототерапии
 Устройства для предохранения глаз от ультрафиолетового излучения
 Средства для защиты (предохранения) глаз и лица, см. 09 06 06
04 12 Бандажи
 Ортопедические аппараты на крестцово-поясничный отдел позвоночника, см. 06 03 06
 Бандажи для удерживания в необходимом положении средств после остомии (кало-, цистоприемников), см. 09 18 09
04 12 03 Бандажи лечебные, в том числе бандажи лечебные на руки (при лимфостазе верхних конечностей)
04 12 06 Бандажи противорадикулитные
04 12 09 Бандажи, ремни, пояса грыжевые
04 12 15 Бандажи-наколенники, используемые при артрозо-артритах, бурситах, легкой нестабильности коленного сустава
04 13 Корсеты и реклинаторы
 Корсеты текстильные, фиксирующие и фиксационно-коррегирующие
04 13 03 Корсеты, используемые при травмах и заболеваниях нижнегрудного и крестцово-поясничного отделов позвоночника
04 13 06 Корсеты, используемые при остеохондрозе
04 13 09 Корсеты, используемые при спондилолистезе
04 13 12 Корсеты, используемые при патологических переломах позвоночника
04 13 15 Корсеты, используемые при компрессионных переломах позвоночника
04 13 21 Реклинаторы на грудной отдел позвоночника, используемые при нарушении осанки, кифозах, остеохондрозах грудного отдела позвоночника
04 15 Средства диализационной терапии (диализотерапии)
 Устройства для очищения крови человека
 Средства для принятия назначенных лекарств, см. 04 19
 Средства для обеспечения стерильности, см. 04 22
 Среды и основы питательные бактериологические, см. 04 24 06
 Сфигмоманометры, см. 04 24 09
 Материалы для анализа крови, см. 04 24 12
 Термометры медицинские для измерения температуры тела человека (градусники), см. 09 48 03
 Весы медицинские для измерения массы тела человека при самоконтроле, см. 09 48 06
 Столы, см. 18 03
 Арматура осветительная бытовая, см. 18 06
 Предметы мебели для сидения, см. 18 09
 Приборы для очистки и смягчения воды, см. 27 03 18
04 15 03 Аппаратура гемодиализационная
 Аппаратура, которая систематически используется для очищения крови человека, имеющего острую почечную недостаточность, в том числе диализаторы, мониторы, кровяные насосы, гепариновые насосы, воздушные детекторы
04 15 06 Агрегаты для амбулаторного диализа брюшины
 Нательные устройства для постоянного (непрерывного) очищения крови человека, имеющего острую почечную недостаточность, в том числе инфузионные элементы мешков, нагреватели, фистульные канюли
04 15 12 Наборы инструментов для диализа
 Устройства, предназначенные обеспечивать связь человека с диализатором, в том числе зажимы и пинцеты
 Средства для обеспечения стерильности, см. 04 22
04 19 Средства для принятия назначенных лекарств
 Средства, позволяющие контролировать норму (количество, массу) медикаментов (лекарств), предписанных врачом человеку с ограничением жизнедеятельности, в том числе средства для введения жидких лекарств непосредственно в тело человека через его кожу
 Приспособления для открытия сосудов, см. 24 06 03
04 19 03 Средства для дозирования лекарств
 Устройства, помогающие человеку с ограничением жизнедеятельности установить правильную (точную) дозу потребляемых лекарств, предписанных ему врачом, в том числе дозирующие устройства с индикатором времени приема лекарства
04 19 06 Пистолеты инъекционные
 Устройства с тригером для введения жидких медицинских препаратов непосредственно в тело человека через его кожу
04 19 09 Шприцы инъекционные одноразового использования
 Устройства с плунжером для введения жидких медицинских препаратов непосредственно в тело человека через иглу, вставляемую в его кожу. При этом каждый шприц предназначен к использованию только один раз
04 19 12 Шприцы инъекционные многоразового использования
 Устройства с плунжером для введения жидких медицинских препаратов в тело человека через иглу, вставляемую в его кожу. При этом каждый шприц может быть стерилизован и после этого повторно использован
04 19 15 Иглы инъекционные одноразового использования
 Иглы, предназначенные для использования только один раз
04 19 18 Иглы инъекционные многоразового использования
 Иглы, которые после стерилизации могут быть повторно использованы, и (или) иглы, которые могут оставаться в теле человека длительный период времени
04 19 21 Устройства дозирующие для наполнения инъекционных шприцев
 Средства наполнения шприцев и (или) для обеспечения гарантии правильной дозировки, даже если пользователь слабовидящий, слепой или имеет нарушение функций кистей рук, в том числе инъекционные ампулы, средства для хранения инсулина и автоматические пипетки
04 19 24 Насосы инфузионные
 Устройства, прикрепляемые к телу человека для автоматического принятия предписанных медицинских препаратов, в том числе инсулиновые насосы
04 22 Средства для обеспечения стерильности
 Устройства, позволяющие снизить риск заражения от инструментов
04 24 Контрольно-измерительное оборудование и материалы для оценки состояния здоровья
04 24 03 Оборудование для анализа мочи
04 24 06 Среды и основы питательные бактериологические
04 24 09 Сфигмоманометры, в том числе сфигмоманометры с синтезатором речи
04 24 12 Материалы для анализа крови
04 24 15 Оборудование для получения электрокардиограмм (ЭКГ)
 Оборудование для контроля и регистрации деятельности сердца
04 24 18 Материалы для физических измерений и оценок
 Оборудование для испытания и оценки функций организма, совершаемых человеком при сидении, стоянии, преодолении препятствий и ходьбе
04 24 21 Оборудование для контроля аккомодации глаза
04 25 Оборудование и материалы для оценки познавательной способности
 Оборудование для испытания функций организма и деятельности, которые относятся к логическому мышлению, интеллектуальному потенциалу и способности рассуждать
04 25 03 Материалы для проверки и оценки способности общаться путем устной речи
 Оборудование для испытаний и оценки способности использования устной речи в качестве средства коммуникации
04 25 06 Материалы для проверки и оценки психологических функций организма (восприятия, внимания, эмоций и др.)
 Оборудование для испытания и оценки поведения, внимания и эмоциональных реакций
04 25 09 Материалы для проверки и оценки способности обучаться, в том числе материалы для оценки способности овладевать профессиональными навыками
04 27 Стимуляторы
 Средства для тренировки, восстановления и поддержания физиологических функций организма
 Электростимуляторы функциональные и системы ортопедических аппаратов гибридные, см. 06 15
 Аппараты слуховые имплантируемые, см. 21 45 18
04 27 03 Стимуляторы сердца
 Оборудование для стимуляции или упорядочения биения сердца
 Примечание. Имплантируемые стимуляторы сердца, например пейсмейкеры, не включены в настоящую классификацию.
04 27 06 Стимуляторы противоболевые
 Оборудование, которое изменяет нервную чувствительность и благодаря этому уменьшает ощущение физической боли
04 27 09 Стимуляторы мышечные, не используемые в качестве ортопедических аппаратов
 Оборудование для стимуляции мышц или отдельных участков мышц, вызывающее их сокращение или расслабление, в том числе стимуляторы для лечения недержания
04 27 12 Вибраторы
 Устройства, производящие вибрации и используемые в разных целях, например для дренажа слизи из легких
 Средства для поддержания половой функции организма, см. 09 54
04 27 15 Маски антишумовые
 Устройства, которые устраняют слуховое восприятие шума, производимого внутри уха
 Слуховые средства со встроенной антишумовой маской, см. 21 45
04 27 18 Средства для стимуляции ощущений
04 28 Оборудование и приспособления для массажа
04 28 03 Бассейн "Сухой"
04 28 06 Иппликаторы
04 28 09 Одежда компрессионная
 Предметы одежды компрессионные для рук, ног и других частей тела, см. 04 06 03
04 28 12 Мячи для массажа
04 28 15 Пневмокостюмы и пневмопояса
 Предметы одежды компрессионные для рук, ног и других частей тела, см. 04 06 03
04 28 18 Столы и стулья массажные
04 30 Средства для термо- или криотерапии
 Устройства, которые производят нагревание или охлаждение в лечебных целях
04 30 03 Средства для термотерапии
 Устройства, нагревающие тело или части тела человека в лечебных целях, в том числе инфракрасные лампы
04 30 06 Средства для криотерапии
 Устройства, охлаждающие тело или части тела человека в лечебных целях
04 33 Средства для предотвращения пролежней (противопролежневые средства)
 Устройства, снижающие давление на все тело или отдельные участки тела человека для того, чтобы избежать появления пролежней
 Средства защитные нательные специальные, см. 09 06
 Подушки для сиденья и подстилки, см. 18 09 42
 Спинки-подушки и мягкие подкладки для спины, см. 18 09 45
 Кровати, см. 18 12
 Матрацы и подстилки, см. 18 12 18
 Подстилки из овчины, см. 18 12 18

 
 

04 33 09 Оборудование противопролежневое специальное
 Оборудование специальное для оценки и предотвращения чрезмерного давления на участки тела человека, в том числе сигнальные устройства для предотвращения пролежней
04 36 Средства для перцептуальной тренировки
 Средства для тренировки навыков правильного психического и умственного восприятия внешних раздражителей (поступающих от органов зрения, слуха и др.)
 Стимуляторы, см. 04 27
 Средства для термо- или криотерапии, см. 04 30
 Оборудование для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов, см. 04 48
 Средства обучения коммуникационным навыкам (способности общаться), см. 05 03
 Средства обучения (тренировки) познавательным навыкам (способности обучаться), см. 05 12
04 36 03 Средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать
 Оборудование, предназначенное помогать человеку находить различия, сходства внешних раздражителей, а также классифицировать их, в том числе вибрационные кресла-тренажеры для тренировки (обучения) глухих - кресла, преобразующие различные звуки в вибрации, которые может ощущать человек, сидящий в кресле. Они предназначены для обучения глухих людей осознавать, что различные звуки производят различные вибрации, которые могут быть неодинаково восприняты через ощущения
04 36 06 Средства для тренировки (обучения) способности ориентироваться во времени и в пространстве
 Оборудование, предназначенное улучшать способности правильно воспринимать внешние воздействия и ориентироваться в пространстве и времени
 Средства обучения и развития способности самостоятельно передвигаться, см. 05 33 09
04 39 Средства для визуальной тренировки
 Средства, предназначенные для тренировки и профилактики функции зрения
04 39 03 Средства для окклюзивной тренировки
 Устройства, позволяющие прикрывать один глаз, для того, чтобы стимулировать другой глаз
04 45 Средства для спинальной тракции
04 48 Оборудование для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов
04 48 03 Велотренажеры и велоэргометры
 Стационарные велоустройства для физических упражнений
04 48 07 Брусья параллельные и опоры для ходьбы
 Стационарное оборудование для поддержания человека, обучающегося ходьбе
04 48 08 Рамы поддерживающие и опоры для стояния
 Стационарное оборудование для поддержания человека, обучающегося стоянию (на месте)
04 48 12 Устройства для тренировки пальцев и кистей рук
 Оборудование для тренировки подвижности или укрепления пальцев и (или) кистей рук
04 48 15 Устройства для тренировки рук (от пальцев до плечевого сустава), туловища и ног
 Оборудование для тренировки подвижности и вестибулярного аппарата или укрепления конечностей и туловища, в том числе настенные брусья, мостики, трамплины и гимнастические маты
04 48 18 Манжеты нагружаемые (для тренировки конечностей)
 Манжеты, наполненные массивной субстанцией, которые надевают на конечности во время силовых упражнений
04 48 21 Столы с регулируемым углом наклона
 Специальные платформы для размещения и поддержания человека, перемещающегося из лежачего положения в положение стоя так, чтобы тело могло быть приспособлено к функционированию в этом положении
04 48 24 Устройства с биологической обратной связью для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов
 Устройства, обеспечивающие звуковые, визуальные и тактильные сигналы в ответ на специальные физические и физиологические действия (воздействия)
04 48 27 Средства для размещения тела в процессе терапии
 Оборудование для поддержания человека в правильном (удобном) положении, способствующем облегчению проведения лечебных процедур
 Столы с регулируемым углом наклона, см. 04 48 21
04 48 30 Средства для развития жевательных функций челюстей
05 Средства обучения (тренировки) навыкам
 Средства, предназначенные улучшать физические, психические и социальные способности и функции человека с ограничением жизнедеятельности
05 03 Средства обучения коммуникационным навыкам (способности общаться)
 Оборудование, позволяющее улучшать коммуникационные навыки посредством письменной и устной речи
 Средства обучения альтернативным способам общения, см. 05 06
 Средства обучения родному языку, см. 05 18 03
 Средства обучения иностранному языку, см. 05 18 06
 Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, см. 21 30
05 03 03 Средства для тренировки голоса и речи
 Оборудование, предназначенное для тренировки и развития голоса и речи, в первую очередь в отношении произведения и узнавания звуков, в том числе слухоречевые тренажеры, акустические спектральные анализаторы
 Средства обучения родному языку, см. 05 18 03
 Средства обучения иностранному языку, см. 05 18 06
05 03 06 Материалы учебные для развития навыков устной речи (чтения)
 Средства обучения родному языку, см. 05 18 03
 Подставки для книг и книгодержатели, см. 21 27 06
05 03 09 Материалы учебные для развития навыков письменной речи (письма)
 Средства обучения навыкам работы с клавиатурой, см. 05 30 12
 Машинки пишущие и текстовые процессоры, см. 21 15
05 06 Средства обучения альтернативным способам общения
 Средства обучения познавательным навыкам, см. 05 12
 Средства связи, информации и сигнализации, см. 21
05 06 03 Средства обучения людей с нарушением функций зрения и слуха (слепоглухих) навыкам тактильного общения (finger spelling)
05 06 06 Средства обучения людей с нарушением функций слуха и голосообразования (глухонемых) навыкам условных знаков общения на языке (жестов) (sign language), в том числе программные средства обучения языку условных знаков (жестов)
05 06 09 Средства обучения людей с нарушением слуха способности понимать речь по движению губ (lip-reading)
 Средства обучения и тренировки глухих и тугоухих людей понимать, что говорят другие люди по движению их губ
05 06 12 Средства обучения людей с нарушением функций слуха и голосообразования (глухонемых) языку мимики - жестов (mouth-hand cued speech), в том числе программные средства обучения языку мимики - жестов
05 06 15 Средства обучения людей с нарушением зрения (слепых) азбуке Брайля
 Оборудование для обучения (тренировки) слепых людей способности читать с помощью азбуки системы письма Брайля, в которой буквы и символы выполнены в виде набора выпуклых (рельефных) точек
05 06 18 Средства обучения людей с нарушением зрения (слепых) тактильным символам (в отличие от символов системы Брайля)
05 06 21 Средства обучения навыкам общения с помощью изобразительных символов (icon symbols)
 Оборудование для обучения (тренировки) умению пользоваться при общении упрощенными и формализованными картинками, которые передают сообщение и (или) информацию
05 06 24 Средства обучения навыкам общения с помощью специального Блисс-языка (Bliss language)
05 06 27 Средства обучения навыкам общения с помощью изобразительных средств
 Оборудование для обучения (тренировки) навыкам общения с помощью изобразительных средств (картинок, рисунков), которые иллюстрируют слова или отдельные сентенции, являющиеся объектами информации
 Средства для рисования и рукописания, см. 21 24
05 06 30 Средства обучения азбуке Морзе
 Оборудование для обучения (тренировки) способности общаться с помощью азбуки Морзе, в которой каждая буква алфавита представляет собой набор расположенных в определенной последовательности знаков или звуков
 Средства сигнализации и индикации, см. 21 48
05 09 Средства для тренировки способности к воздержанию
05 09 03 Приборы сигнализации при недержании
 Приборы, производящие сигнал, когда имеет место непроизвольное мочеиспускание или испражнение
 Стимуляторы мышечные, не используемые в качестве ортопедических аппаратов, см. 04 27 09
05 12 Средства обучения людей с нарушениями психических функций организма познавательным навыкам (способности обучаться)
 Средства для тренировки и развития навыков, которые лежат в основе умственной и логической деятельности человека (память, внимание, умение сосредоточиться, мышление)
 Средства для перцептуальной тренировки, см. 04 36
 Средства для тренировки (обучения) способности ориентироваться во времени и в пространстве, см. 04 36 06
 Средства обучения коммуникационным навыкам (способности общаться), см. 05 03
 Средства обучения альтернативным способам общения, см. 05 06
 Средства обучения (тренировки) обращению с устройствами управления, с продуктами и вещами, см. 05 30
 Средства связи, информации и сигнализации, см. 21
05 12 03 Средства для тренировки памяти
 Оборудование для тренировки и развития способности запоминать приобретенные навыки
05 12 06 Средства обучения последовательности действий
 Оборудование для обучения и развития способности употреблять слова, номера и т.п. в правильном порядке
05 12 09 Средства для тренировки внимания
 Оборудование для тренировки и развития способности концентрировать свое внимание и умения сосредоточиться
05 12 12 Средства обучения навыкам умозрительного восприятия (способности различать и сравнивать различные предметы)
 Оборудование для обучения и развития способности правильно различать и сравнивать различные предметы по размеру, форме, цвету и т.п.
05 12 15 Средства обучения способности классифицировать (группировать) различные предметы исходя из общих признаков
05 12 18 Средства обучения (тренировки) и развития способности решать различные проблемы
05 12 21 Средства обучения навыкам индуктивного (дедуктивного) мышления
 Оборудование для обучения умению логически мыслить, выстраивая умозаключения на основе обобщения и интерпретации совокупности фактов
05 12 24 Средства обучения и развития способности находить причинно-следственную связь
05 15 Средства обучения (тренировки) основным обиходным навыкам
 Средства, используемые в деятельности, связанной с базовыми знаниями, которые необходимы для дальнейшего развития образования, а также позволяющей участвовать в общественной жизни
 Средства для тренировки голоса и речи, см. 05 03 03
 Средства обучения родному языку, см. 05 18 03
 Средства обучения иностранному языку, см. 05 18 06
05 15 03 Средства обучения способности считать
 Оборудование, предназначенное помогать человеку в приобретении навыков (способности) считать объекты и выполнять основные арифметические действия
05 15 06 Средства обучения способности озвучивать письменный текст (читать вслух)
 Оборудование для обучения и развития способности воспринимать и воспроизводить изображения букв и их произношение
 Материалы учебные для развития навыков устной речи (чтения), см. 05 03 06
 Материалы учебные для развития навыков письменной речи (письма), см. 05 03 09
 Средства обучения родному языку, см. 05 18 03
05 15 09 Средства обучения способности различать время
 Часы, см. 09 51
05 15 12 Средства обучения способности различать денежные знаки
 Оборудование для обучения способности воспринимать основные понятия в сфере денежного обращения и функций денег, а также различать денежные знаки и пользоваться ими
05 15 15 Средства обучения способности измерять (взвешивать и т.п.)
 Средства обучения способности правильно воспринимать понятия единиц физических величин (длина, объем и др.), а также практически применять их при измерении реальных объектов
 Средства для взвешивания и измерения кухонные, см. 15 03 03
 Приборы (агрегаты) кухонные нагревательные, см. 15 03 21
 Средства измерений, см. 27 06
05 15 18 Средства обучения основам геометрии
 Средства обучения умению воспринимать и воспроизводить основные понятия в области геометрических форм, а также различать основные геометрические фигуры, именовать и сравнивать их
 Средства обучения естествознанию, см. 05 18 15
05 18 Средства обучения общеобразовательным дисциплинам (предметам)
 Средства обучения людей с ограничениями жизнедеятельности разнообразным учебным (педагогическим) дисциплинам (предметам), содействующие получению ими образования и достижению социальной адаптации
 Средства обучения и развития способности к трудовой деятельности, см. 05 21
05 18 03 Средства обучения родному языку
 Средства для тренировки голоса и речи, см. 05 03 03
05 18 06 Средства обучения иностранному языку, в том числе средства обучения нескольким иностранным языкам
 Средства для тренировки голоса и речи, см. 05 03 03
05 18 09 Средства обучения гуманитарным дисциплинам (предметам)
 Оборудование для облегчения приобретения знаний в области гуманитарных дисциплин, например истории, философии и искусства
05 18 12 Средства обучения социологическим дисциплинам (предметам)
 Оборудование для облегчения приобретения знаний в области социальных дисциплин, например социологии и психологии
05 18 15 Средства обучения естествознанию
 Оборудование для облегчения приобретения знаний в области естествознания, например биологии, физики, математики и химии
05 18 18 Средства обучения профессионально ориентирующим дисциплинам (предметам)
05 21 Средства обучения и развития способности к трудовой деятельности
 Средства обучения социальным навыкам, см. 05 27
 Средства для обращения с предметами, бытовыми приборами и аппаратурой, см. 24

 
 

05 21 03 Средства обучения и развития способности к профессиональной трудовой деятельности
05 21 06 Средства обучения и развития способности к трудовой (непрофессиональной) деятельности
05 21 09 Средства обучения навыкам работы (функциональным обязанностям) в сфере обслуживания и коммерческой деятельности
05 21 12 Средства обучения программированию и работе в сфере информационного обеспечения
05 21 15 Средства обучения работе в сфере телекоммуникации
 Средства телефонной связи, см. 21 36
 Средства сигнализации и индикации, см. 21 48
05 24 Средства обучения в сфере искусства
 Средства для досуга (отдыха), см. 30
05 24 03 Средства обучения музыкальной культуре
 Оборудование, используемое для обучения основам музыкальной культуры, игре на специальных музыкальных инструментах и пению
 Музыкальные инструменты, см. 30 12
05 24 06 Средства обучения рисованию (черчению)
 Оборудование, используемое для обучения технике рисования и живописи
 Средства для рисования и рукописания, см. 21 24 Инструменты для ремесла (творчества), материалы и оборудование, см. 30 18
05 24 09 Средства обучения драматическому искусству и танцам
05 27 Средства обучения социальным навыкам
 Средства, помогающие обучаться умению взаимодействовать с внешним миром как в отношении индивидуальной социальной интеграции, так и взаимосвязи с другими людьми
05 27 03 Средства обучения навыкам активного отдыха
 Средства для досуга (отдыха), см. 30
05 27 06 Средства обучения правилам социального поведения
 Оборудование, используемое для обучения умению взаимодействовать и жить в гармонии с другими индивидуумами
05 27 09 Средства обучения правилам личной безопасности, в том числе при пользовании транспортными средствами, в чрезвычайной ситуации
 Оборудование, используемое для обучения умению опознавать (распознавать) внешние факторы, представляющие собой опасность, и правилам безопасного поведения
 Оборудование предохранительное для помещений жилых и общественных зданий и сооружений, см. 18 33
 Системы подачи сигналов тревоги (опасности), см. 21 51
05 27 12 Средства обучения правилам передвижения вне дома, в том числе как пользоваться общественным транспортом, маршрутом и расписанием движения
 Средства для самостоятельного передвижения, см. 12
 Средства ориентации для людей с нарушением зрения, см. 12 39
05 30 Средства обучения обращению с устройствами управления, с продуктами и вещами
 Материалы для физических измерений и оценок, см. 04 24 18
 Средства для перцептуальной тренировки, см. 04 36
 Оборудование для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов, см. 04 48
 Блоки ввода для компьютеров и электронное оборудование, см. 24 10
 Средства для обращения с предметами, бытовыми приборами и аппаратурой, см. 24
05 30 03 Средства обучения обращению с "мышью"
05 30 06 Средства обучения обращению с рычажными органами управления
 Средства обучения и развития способности самостоятельно передвигаться, см. 05 33 09
05 30 09 Средства обучения обращению с электрическими выключателями
05 30 12 Средства обучения навыкам работы с клавиатурой
05 30 15 Средства обучения различным техническим приемам
 Устройства и приборы управления, см. 24 09
05 33 Средства обучения повседневным навыкам
 Средства для самообслуживания и индивидуальной защиты, см. 09
05 33 03 Средства обучения умению пользоваться ортопедическими аппаратами и протезами
 Аппараты ортопедические и протезы, см. 06
05 33 06 Средства обучения и развития способности осуществлять повседневное самообслуживание
05 33 09 Средства обучения и развития способности самостоятельно передвигаться, в том числе используя кресло-коляску
 Средства для самостоятельного передвижения, см. 12
05 33 12 Средства обучения домоводству
 Средства для домоводства, см. 15
05 39 Оборудование помещений для обучения
 Оборудование аудиоклассов, компьютерных классов, классов для слепоглухих, классов для занятий в положении лежа
 Средства электронно-оптические, см. 21 06
 Блоки вывода компьютеров, пишущие машинки и электронное оборудование, см. 21 10
 Компьютеры, см. 21 12
 Средства для рисования и рукописания, см. 21 24
 Средства для чтения вспомогательные (неоптические), см. 21 27