Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 937. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 07.11.2007 N 1571-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009-2016 ГОДЫ"

Дата документа07.11.2007
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 7 ноября 2007 г. N 1571-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы.
    2. Определить государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы (далее - Программа) Минпромэнерго России, государственными заказчиками Программы - Минпромэнерго России, Минтранс России, Роспром и Росморречфлот.
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 90664 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
    4. Минпромэнерго России обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 7 ноября 2007 г. N 1571-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ МОРСКОЙ ТЕХНИКИ" НА 2009-2016 ГОДЫ

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Судостроительная промышленность в значительной мере определяет стратегическую, политическую, транспортную, продовольственную и энергетическую безопасность государства, использует главные достижения научно-технического прогресса при реализации крупных проектов создания гражданской и военной техники, объективно влияет на развитие технологий в таких смежных отраслях промышленности, как металлургия, машиностроение, радиоэлектроника и многие другие.
    Вместе с тем в судостроительной промышленности в настоящее время не могут эффективно решаться стратегические задачи государства и не обеспечиваются потребности бизнеса в конкурентоспособной отечественной гражданской морской технике.
    Основной проблемой, на решение которой направлена федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы (далее - Программа), является создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники.
    По результатам рассмотрения вопроса развития судостроительной промышленности Президентом Российской Федерации В.В.Путиным дано поручение от 9 марта 2007 г. N Пр-395 о необходимости доработки и принятия специальной федеральной целевой программы.
    Повышение конкурентоспособности продукции судостроительной промышленности прямо соотносится с решением следующих приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации:
    преодоление научно-технического и технологического отставания отечественной промышленности от ведущих стран мира;
    развитие конкурентоспособного высокотехнологичного гражданского сектора судостроительной промышленности;
    вывод российской экономики на инновационный путь развития и создание условий для устойчивого экономического роста;
    закрепление конкурентных позиций российского судостроения на мировом рынке за счет внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств;
    сохранение и укрепление лидирующих позиций российской науки в приоритетных для государства направлениях исследований.
 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 
    Решение проблемы, сдерживающей развитие гражданского сектора судостроительной промышленности, требует применения адекватных методов и механизмов ее решения. Необходимость применения программно-целевого метода объясняется рядом факторов, среди которых основными являются следующие:
    масштабность и государственная значимость проблемы;
    ресурсоемкость решения проблемы;
    потребность в комплексной увязке мероприятий по развитию гражданского судостроения с текущими и перспективными задачами реализации других федеральных и государственных программ;
    необходимость учета экономических, демографических, социальных и других факторов при реализации мероприятий.
    Мероприятия по развитию гражданского судостроения направлены на удовлетворение потребностей государственных и коммерческих заказчиков в современной гражданской судостроительной продукции и морской технике.
    Проблема развития судостроения должна решаться программно-целевыми методами, так как судовое комплектующее оборудование и материалы, необходимые для создания перспективных объектов морской техники, производятся не только в судостроительной отрасли, но и в других отраслях российской промышленности.
    Анализ реализуемых федеральных целевых программ и, в частности, федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы показывает, что принятых в соответствии с ними государством и инвесторами обязательств недостаточно для решения всего комплекса проблем гражданского судостроения. Целевые инвестиции в развитие научно-технического потенциала гражданского судостроения не осуществлялись с 2002 года.
    Реализация мероприятий по развитию гражданского судостроения с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.
 

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

 
    Основной проблемой, препятствующей сегодня подъему гражданского судостроения и повышению конкурентоспособности производимой им продукции, является критическое научно-техническое отставание от промышленно развитых стран мира вследствие ослабления его научно-технического, технологического и производственного потенциала.
    Главное конкурентное преимущество российского судостроения, которое базируется на оборонных технологиях и низких ценах, осталось в прошлом. Постепенное увеличение стоимости сырья и энергоносителей, приближение внутренних цен к мировым, увеличение заработной платы и укрепление рубля в совокупности с низкой производительностью труда существенно ухудшили конкурентное положение отрасли на внутреннем и внешних рынках.
    За последние два десятилетия в России доля инвестиций в научные разработки значительно снизилась по сравнению с зарубежными странами. В эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой перспективной техники, практически не создавался. Сопоставление зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в области создания гражданской морской техники выявило факты заметного отставания от стран с развитым гражданским судостроением.
    Снижение объемов проведения фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок, задачей которых является обеспечение создания качественно нового уровня морской техники гражданского и военного назначения, привело к тому, что многие организации могут поставить только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании, а также менее надежную продукцию.
    Основной объем востребованной на рынке гражданской морской техники выполняется по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование сейчас импортируется из стран ближнего и дальнего зарубежья.
    Низкий технологический потенциал российского судостроения обусловлен также существенным отставанием в развитии производственных технологий от зарубежных стран. В результате удельная трудоемкость российского судостроительного производства в 3-5 раз выше, чем за рубежом.
    В этих условиях крайне актуальной является разработка новых производственных технологий создания морской техники, технологий и средств механизации и автоматизации производственных процессов, а также процессов производства судового машиностроения. Требуется также модернизация и переоснащение созданного в 70-80-е годы стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем.
    Эффективность решения задачи повышения конкурентоспособности продукции судостроения во многом определяется наличием и совершенством стендовой и испытательной базы ведущих научных организаций, 50 процентов объектов которой нуждаются в ремонте и модернизации.
    Следствием этого является невозможность выполнения необходимого комплекса работ по формированию проектов судов нового поколения различного назначения (судов для пассажирских и грузовых перевозок, добычи и переработки биоресурсов, судов обеспечения и научно-исследовательских судов).
    Учитывая, что одним из основных направлений для российского судостроения в ближайшие и более отдаленные годы будет создание технических средств освоения богатейших месторождений углеводородов на шельфе замерзающих морей Арктики и Дальнего Востока, необходимо создать современную экспериментальную базу для исследования взаимодействия ледовых образований с ледоколами и судами ледового плавания, ледостойкими платформами и терминалами, а также для решения задач обеспечения безопасной эксплуатации создаваемых технических средств в условиях низких температур.
    Сложные высокотехнологичные суда, на которых также предполагается сосредоточить усилия российского судостроения, характеризуются большой степенью использования в них перспективных научных разработок. Создание таких судов невозможно без постоянного увеличения инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и поддержания инновационной деятельности для завоевания и удержания лидирующих позиций.
    Дальнейшее развитие сложившейся ситуации и непринятие срочных мер по устранению проблем развития отечественного гражданского судостроения приведет:
    к вытеснению с мирового рынка гражданского судостроения, в том числе и с внутреннего рынка, российских производителей;
    к переоснащению парка российских судоходных компаний судами зарубежной постройки;
    к ослаблению научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития.
    Все это негативно повлияет на обороноспособность страны, создаст угрозу транспортной, продовольственной и топливно-энергетической независимости страны. Судостроение потеряет не менее 35 тыс. рабочих мест. Увеличится угроза социальной напряженности в ряде регионов страны, где судостроение является основной градообразующей отраслью промышленности.
 

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

 
    При подготовке настоящей Концепции были проанализированы и сравнивались с инерционным путем развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие гражданской морской техники, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объемам, динамике и структуре финансирования.
    При первом варианте решения проблемы развитие отечественного гражданского судостроения осуществляется в рамках реализуемых программ, отражающих только некоторые интересы отрасли.
    Этот вариант неэффективен, поскольку сложившаяся ситуация требует комплексного подхода к ее решению, полноценной бюджетной поддержки судостроения и адекватного управления процессом с корректировкой приоритетов по мере продвижения к цели. Очевидно, что финансирование по остаточному принципу в рамках общетехнических программ не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного решения проблем гражданского судостроения.