Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12.07.2007 N 03-1563 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Дата документа12.07.2007
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО
от 12 июля 2007 г. N 03-1563

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 
    Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России направляет для практического применения Рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих, неслышащих, слабовидящих).
 

Заместитель
директора Департамента
государственной политики
и нормативно-правового
регулирования в сфере образования
Н.М.РОЗИНА

 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СЛАБОСЛЫШАЩИХ, НЕСЛЫШАЩИХ, СЛАБОВИДЯЩИХ)

 

I. Общие положения

 
    Рекомендации по организации образовательного процесса в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - Рекомендации) направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья, получения ими профессиональной подготовки и профессионального образования с учетом требований рынка труда и перспектив развития профессий, которые могут быть ими освоены с учетом состояния здоровья, а также условий для их социальной адаптации и интеграции в общественную инфраструктуру.
    Предлагаемые Рекомендации могут быть использованы для решения следующих задач организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    - разработки технологий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    - использования технических средств в соответствии со спецификой заболевания и получаемой профессией начального профессионального образования (далее - НПО), специальностью среднего профессионального образования (далее - СПО);
    - создания системы психолого-педагогического сопровождения профессионального становления лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социально-профессиональной поддержки;
    - создания системы информационного обеспечения комплексной профессиональной, социальной и психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    - подготовки педагогических кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 

II. Психологические особенности слабослышащих и неслышащих и специфика их обучения в учреждениях профессионального образования

    
    К категории слабослышащих относятся лица с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое и частично интеллектуальное развитие, но при этом у них сохраняется способность к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха. Речь слабослышащего обычно отличается рядом существенных недостатков, которые могут затруднять учебный процесс, а также процесс усвоения сложного для понимания материала.
    Личностные особенности слабослышащих, влияющие на процесс их профессионального обучения:
    1. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на интеллектуальную сферу ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими людьми, в то время как необходимым условием успешного психического и интеллектуального развития каждого человека является разнообразие и возрастание сложности внешних воздействий. Вследствие этого психическая и интеллектуальная деятельность зачастую упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и менее разнообразными, что является препятствием в освоении сложных профессиональных навыков, требующих применения разнообразных и комбинированных действий.