Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 308. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 21.11.2007 N 1661-р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА""

Дата документа21.11.2007
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 ноября 2007 г. N 1661-р

 
    1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года".
    2. Определить Минрегион России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа).
    3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2009-2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
    4. Минрегиону России разработать проект Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 ноября 2007 г. N 1661-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ДО 2015 ГОДА"

    

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 
    Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав коренных малочисленных народов, федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
    Цели и задачи настоящей Концепции соответствуют принципам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и определяют пути и порядок оказания государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы).
    Коренные малочисленные народы, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими общностями.
    В Российской Федерации в настоящее время проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек.
    Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала этих народов требует государственной поддержки.
    Мероприятия федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа) направлены на улучшение материального положения, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов.
 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

 
    Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный круг мероприятий по созданию производственной базы. Основные итоги реализации мероприятий указанной программы за 2002-2006 годы состоят в следующем.
    Для организации перерабатывающих производств приобретено и установлено оборудование в Республике Алтай и Республике Тыва, Кемеровской, Мурманской, Томской и Магаданской областях, в Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база по переработке рыбы в Корякском автономном округе.
    Создано 16 объектов энергообеспечения в Республике Тыва, в Тюменской, Читинской и Кемеровской областях, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах, в том числе приобретено 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены линии электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с комплексом бытовых услуг. В Республике Саха (Якутия) построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера - Дом народов Севера.
    Построено и введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12 682,1 кв. метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109 мест в Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия) и Республике Хакасия, в Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе.
    Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит:
    обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования;
    учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения;
    предложить эффективные механизмы реализации Программы;
    обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.
    Подготовка Программы вызвана необходимостью решения более широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов, проживающих не только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.
 

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

 
    К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано отторжение значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т. д. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение выбросами и отходами нефтяных и газовых промыслов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Например, в большинстве районов оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел.
    Объемы добычи рыбы в районах проживания коренных малочисленных народов также сократились почти в 2 раза, что связано отчасти с несоблюдением требований рыболовства, но в большей степени с недоступностью рынка сбыта свежей рыбы и рыбной продукции. В местах массового промышленного вылова в настоящее время отсутствуют производства по переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным.