Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 335. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 11.11.1971 N 810 "ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ИНСТИТУТАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

Дата документа11.11.1971
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Положение · Инструкция · Перечень

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ
от 11 ноября 1971 г. N 810

 

ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ИНСТИТУТАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 
    Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 годы предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского персонала.
    Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении на органы здравоохранения возложена разработка и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников.
    В нашей стране для специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием <*> создана единая государственная система подготовки в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и университетах, а также на курсах усовершенствования и специализации при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения <**>.
    


    <*> В дальнейшем для краткости вместо "специализация и совершенствование профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием" будет употребляться "специализация и совершенствование знаний" или "специализация и повышение квалификации".
    <**> В дальнейшем для краткости вместо "в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских (фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения" будет употребляться "институты, факультеты, курсы усовершенствования".
 
    Существующая система специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием органически связана с другими системами подготовки кадров здравоохранения (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура). Все эти системы носят характер последипломной подготовки.
    Важную роль в совершенствовании системы специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием сыграла передача всех институтов усовершенствования врачей в непосредственное подчинение Министерства здравоохранения СССР, что позволило увеличить контингент врачей и провизоров, проходящих специализацию и повышение квалификации, во всех союзных республиках, сконцентрировать в одном или нескольких институтах подготовку по отдельным специальностям или дисциплинам (радиология, гигиена и токсикология химических веществ, геронтология и гериатрия, аллергология, медицинская генетика и др.), расширить межреспубликанский обмен курсантами с целью всестороннего обмена передовым опытом.
    В 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний 47830 врачей и провизоров, в 1969 году - 68183, в том числе за этот период увеличилось число врачей и провизоров, прошедших специализацию и совершенствование знаний в следующих союзных республиках: в РСФСР - с 22852 до 38089, в Украинской ССР - с 9913 до 15010, в Белорусской ССР - с 1809 до 2203, в Грузинской ССР - с 1242 до 1958 и т.д. Значительно расширялся межреспубликанский обмен врачами-курсантами. Так, если в 1965 году в Алма-Атинском институте усовершенствования врачей проходили специализацию и совершенствование знаний только врачи Казахской ССР, то в 1971 году прошли подготовку в этом институте врачи из 5 союзных республик, в Киевском институте усовершенствования врачей в 1965 году прошли специализацию и совершенствование знаний врачи из 11 союзных республик, в 1971 году - из всех союзных республик, в Казанском институте усовершенствования врачей в 1965 году проходили подготовку врачи только из РСФСР, а в 1971 году прошли подготовку врачи из 6 союзных республик.
    Имеющие высшее образование медицинские и фармацевтические работники всех союзных республик получили возможность совершенствовать свои профессиональные знания в наиболее крупных научных и культурных центрах страны (Москва, Ленинград, Киев и др.).
    Центральный ордена Ленина институт усовершенствования врачей, который и в прежние годы проводил совершенствование знаний врачей всех союзных республик, за последние годы, благодаря улучшению планирования, получил возможность увеличить число мест, выделяемых различным союзным республикам.
    Так, только за период 1965 - 1969 гг. число выделенных мест увеличилось для РСФСР на 40%, для Украинской ССР - на 40%, для Белорусской ССР - на 30%, для Узбекской ССР - на 60% и т.д.
    В институтах (факультетах) усовершенствования врачей улучшилось качество учебного процесса и его оснащенность необходимыми оборудованием, аппаратурой, пособиями. Профессорско-преподавательский состав указанных институтов и факультетов постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, расширяет и углубляет научную подготовку. Улучшилось качество учебно-производственных планов институтов (факультетов) усовершенствования. Теснее стали контакты между институтами и факультетами усовершенствования в вопросах учебной, научно-методической и научно-исследовательской работы.
    Получила всеобщее признание и твердо вошла в практику работы институтов и факультетов усовершенствования подготовка врачей и провизоров в виде циклов (комплексная многопрофильная подготовка). Дальнейшее развитие получила подготовка в виде курсов совершенствования знаний и навыков (однопрофильная подготовка).
    Вместе с тем, наряду с отмеченными успехами в деле планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием продолжают иметь место недостатки:
    - неравномерный охват специализацией и повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием различных специальностей;
    - недостаточно строгое соблюдение принципа дифференцированной подготовки в зависимости от стажа, места работы и занимаемой должности;
    - невыполнение по отдельным циклам планов направления на специализацию и повышение квалификации, а также учебно-производственных планов специализации и совершенствования знаний;
    - несогласованность деятельности институтов усовершенствования и органов здравоохранения в вопросах планирования и направления врачей и провизоров на подготовку;
    - недостаточно активное участие главных специалистов органов здравоохранения в разработке планов специализации и совершенствования знаний и навыков;
    - неравномерное распределение учебно-производственной нагрузки между отдельными кафедрами институтов усовершенствования врачей;
    - учебные планы и программы ряда циклов перегружены общими вопросами и не всегда полно отражают проблемы, решение которых способствует внедрению в практику достижений науки и техники, глубокому научному подходу, широкому клиническому мышлению и т.д.;
    - проверка знаний и навыков работы нередко носит формальный характер.
    В целях улучшения планирования, повышения качества и эффективности специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием:
    I. Утверждаю:
    1. Положение о специализации и совершенствовании профессиональных знаний и навыков работы медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 1).
    2. Перечень профилей и дисциплин, по которым может проводиться специализация и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 2).
    3. Инструкцию о порядке организации специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 3).
    4. Образцы форм составления заявок, планов направления, учебно-производственных планов специализации и повышения квалификации, личных карточек курсантов и курсантских билетов, протоколов экзаменационной комиссии (Приложение N 4).
    II. Приказываю:
    1. Министрам здравоохранения союзных республик, главным управлениям, управлениям и отделам Министерства здравоохранения СССР, руководителям органов и учреждений здравоохранения, ректорам институтов усовершенствования врачей, медицинских институтов, при которых имеются факультеты усовершенствования, руководителям учреждений здравоохранения, осуществляющих повышение квалификации врачей и провизоров:
    а) принять утвержденные настоящим Приказом Приложения N 1 - 4 к руководству и исполнению;
    б) осуществлять планирование специализации и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием, исходя из того, чтобы каждый врач, провизор и др. имели возможность пройти тот или иной вид подготовки на учебной базе союзного, республиканского или местного подчинения 1 раз в 5 лет;
    в) направлять врачей и провизоров на специализацию и повышение квалификации в строгом соответствии с разнарядкой мест, учитывающей территориальную близость учреждений здравоохранения соответствующей области (края, авт.