Ленты новостей RSS
Главные новости Главные новости
Новости законодательства Новости законодательства
Лента новостей Лента новостей
Судебная практика Судебная практика
Обзор законодательства Обзор законодательства
Письма Минфина Письма Минфина
Обзор изменений Обзор изменений
Используйте наши ленты новостей и Вы всегда будете в курсе событий. Достаточно установить любое RSS расширение для браузера, например RSS Feed Reader
Если что-то не нашли
Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 504 808. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПРИКАЗ
от 13 февраля 2008 г. N 122

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЯ И ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 
    Во исполнение требований Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован Минюстом России 11.04.2006, рег. N 7674) приказываю:
    1. Утвердить Правила организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета (приложение).
    2. Признать утратившими силу приказ ГТК России от 8 апреля 2002 г. N 338 "Об утверждении и введении в действие Порядка списания дебиторской задолженности" и приказ ФТС России от 17 мая 2007 г. N 609 "Об утверждении Правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета".
    3. Считать настоящий приказ вступившим в силу с 1 января 2008 года.
    4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.
 

Руководитель
действительный государственный советник
таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ

 
 
 

Приложение
к приказу ФТС России
от 13 февраля 2008г. N 122

 

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ФУНКЦИЙ ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЯ И ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Правила организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета (далее - Правила) разработаны на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н, и предназначены для формирования полной и достоверной информации о финансовом, имущественном положении и финансовых результатах деятельности Федеральной таможенной службы.
    2. Порядок организации бюджетного учета. Бюджетный учет в Федеральной таможенной службе ведется:
    1) в центральном аппарате - Главным финансово-экономическим управлением ФТС России;
    2) в региональных таможенных управлениях - отделами бухгалтерского учета и контроля;
    3) в таможнях - отделами бухгалтерского учета и финансовой экспертизы:
    4) в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, - отделами бухгалтерского учета и контроля, либо бухгалтерией;
    5) в представительствах таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь - главными бухгалтерами.
    Ведение бюджетного учета представительств таможенной службы Российской Федерации в Украине, Финляндской Республике, Федеративной Республике Германия, Королевстве Бельгия, Китайской Народной Республике осуществляется отделом валютных расчетов и финансирования представительств Главного финансово-экономического управления ФТС России.
    При оформлении хозяйственных операций применяются
    унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета, утвержденные соответствующими постановлениями Федеральной службы государственной статистики и приказами Министерства финансов Российской Федерации. При оформлении хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов и регистров бюджетного учета, а также при подготовке внутренней бюджетной отчетности применяются формы первичных документов, регистров бюджетного учета и формы внутренней отчетности, установленные нормативными правовыми актами таможенного органа или учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительствами таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь.
    Порядок создания, движения и обработки первичных документов регулируется графиком документооборота, утвержденным руководителем ФТС России, начальником таможенного органа, руководителем учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителями представительств таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь.
    Приказами ФТС России, таможенного органа и учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь утверждаются:
    перечень лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых и бухгалтерских документов;
    перечень лиц, имеющих право получения денежных средств под отчет на хозяйственные и управленческие нужды;
    перечень лиц, ответственных за учет и хранение материальных ценностей;
    составы комиссий по инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
    составы комиссий по списанию материальных ценностей;
    составы комиссий по определению технического состояния имущества, пригодности его к дальнейшей эксплуатации либо необходимости его списания.
 

II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета

 
    3. Бюджетный учет доходов и расходов ведется на основании рабочего плана счетов бюджетного учета, утвержденного руководителем ФТС России, начальником таможенного органа, руководителем учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителями таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Беларусь.
    4. Учет нефинансовых активов.
    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, является объектами учета федерального имущества.
    Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью объектов основных средств каждому объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно за единицу, а также библиотечного фонда независимо от стоимости и от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, который состоит из 10-ти знаков. Инвентарный номер объектов основных средств присваивается в соответствии со структурой кодовых обозначений, присваиваемых инвентарным номерам объектов основных средств, согласно приложению N 1 <*> к Правилам.
    


    <*> Приложения не приводятся.
 
    Принятие к учету объектов основных средств, которые невозможно отнести к определенному разделу Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, отражается на счете "Прочие основные средства".
    Управленческий учет объектов основных средств, стоимость которых в момент их ввода в эксплуатацию отнесена на расходы на амортизацию основных средств, ведется на забалансовом счете 30 "Объекты основных средств, стоимостью до 1000 рублей включительно, выданные в эксплуатацию" по наименованиям, количеству, местам их нахождения, материально ответственным лицам и по фактической стоимости.
    Списание основных средств с забалансового учета осуществляется на основании акта о списании материальных ценностей с забалансового учета, приведенного в приложении N 2 <*> к Правилам. В акте указываются причины списания объектов основных средств, подлежащих списанию.
    В составе объектов основных средств учитываются приобретенные служебные квартиры (жилищный фонд), а также квартиры, предоставленные в дальнейшем сотрудникам на основании договоров социального найма (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 02-14-10а/2809 "О бюджетном учете жилищного фонда"), до передачи в муниципальную собственность.
    Таможенные органы в составе объектов основных средств учитывают оружие, бронежилеты, шлемы, резиновые палки, наручники, средства принудительной остановки транспорта и т.п. Бронежилеты подлежат бюджетному учету на счете "Производственный и хозяйственный инвентарь". Спортивное, охотничье и холодное оружие, газовые винтовки и пистолеты подлежат бюджетному учету на счете "Машины и оборудование". Оружие, прочие специальные средства и средства защиты, относящиеся к основным средствам, но не входящие в ОКОФ, учитываются на счете "Прочие основные средства".
    Служебные собаки, используемые для работы в таможенных органах, подлежат бюджетному учету на счете "Прочие основные средства".
    Комплектование штатной положенности производится за счет собак в возрасте от 9-ти месяцев, приобретаемых у граждан или организаций. Приобретение и безвозмездное получение служебных собак таможенными органами осуществляется по согласованию с Центральной таможней (Кинологическим центром ФТС России).
    В составе основных средств учитываются объекты библиотечного фонда. Порядок организации и ведения учета библиотечного фонда регулируется Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 2 декабря 1998 г. N 590.
    Безвозмездное получение таможенными органами и учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, объектов нефинансовых активов с последующей постановкой их на баланс и оформлением в оперативное управление осуществляется при получении их от бюджетных организаций и учреждений по согласованию с ФТС России. Безвозмездное получение от коммерческих организаций не рекомендуется.
    Получение таможенными органами объектов нефинансовых активов в соответствии с пунктом 2 статей 418 и 419 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров безвозмездного пользования без согласования с ФТС России. Указанная передача носит временный характер и не влечет смены собственника объектов нефинансовых активов. Учет таких объектов ведется на забалансовом счете 010 "Нефинансовые активы в безвозмездном пользовании" по стоимости, указанной в акте приема-передачи имущества, являющегося неотъемлемой частью договора, в разрезе собственников и инвентарных номеров, указанных собственником.
    Передача недвижимого имущества и движимого имущества, первоначальная стоимость которого превышает 200 тыс. рублей, осуществляется в соответствии с распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании приказа ФТС России.
    Передача движимого имущества, первоначальная стоимость которого не превышает 200 тыс. рублей, между таможенными органами, подчиненными одному региональному таможенному управлению, осуществляется на основании приказа регионального таможенного управления, между таможенными органами, подчиненными разным региональным таможенным управлениям, а также таможенными органами, непосредственно подчиненными ФТС России, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, и представительствами таможенной службы Российской Федерации за рубежом - на основании приказа ФТС России.
    Решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность согласовывается с ФТС России.
    Списание нефинансовых активов, пришедших в негодное состояние или утраченных, числящихся на балансе таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом осуществляется в порядке, установленном отдельными нормативными актами ФТС России.
    Срок полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов определяется при принятии объектов к бюджетному учету в соответствии с максимальными сроками полезного использования имущества, установленными для первых девяти амортизационных групп Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52, 2003 N 28, ст. 2940, N 33 ст. 3270), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2006 г. N 697 "О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 48, ст. 5028).
    Для объектов основных средств, входящих в десятую амортизационную группу Классификации, начисление амортизации осуществляется в соответствии со сроками полезного использования имущества, рассчитанными в соответствии с Годовыми нормами износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденными Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 г. N АБ-23-Д в соответствии с постановлением СМ СССР от 11 ноября 1973 г. N 824 "Об итогах переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, по состоянию на 1 января 1973 г."
    Срок полезного использования основных средств и нематериальных активов, если он не определен нормативными актами по бюджетному учету определяется комиссионно, оформляется актом, утвержденным начальником таможенного органа, руководителями учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом. Срок полезного использования специальной техники и вооружения, не входящих в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, устанавливается отдельными нормативными правовыми актами.
    Срок полезного использования основных средств и нематериальных активов, введенных в эксплуатацию и подвергшихся модернизации (реконструкции), пересматривается в случае, если после модернизации (реконструкции) произошло увеличение срока его полезного использования.
    В составе объектов нематериальных активов учитываются программные средства, на которые оформлены исключительные права. Программное обеспечение, на которое таможенные органы и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, имеют неисключительные (лицензионные) права, а также отчетные материалы по научно-исследовательским работам, на которые не оформляется право собственности в соответствии с установленным порядком, учитывается по фактической стоимости на забалансовом счете 31 "Программное обеспечение с неисключительными (лицензионными) правами".
    В составе непроизведенных активов учитываются земельные участки. Постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым таможенный орган или учреждение, находящееся в ведении ФТС России, имеет право распоряжения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация права на земельный участок и постановка его на кадастровый учет не является основанием для принятия земельного участка к бюджетному учету.
    В составе материальных запасов учитываются материальные ценности, используемые в качестве расходных материалов, комплектующих изделий, хозяйственных принадлежностей, срок полезного использования которых не превышает 12 месяцев, независимо от их стоимости, и предметы, используемые в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ.
    Предметы форменной, специальной одежды и обуви подразделяются на имущество личного пользования и инвентарное имущество и учитываются на соответствующих субсчетах счета "Мягкий инвентарь".
    Имущество личного пользования выдается должностным лицам таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом в постоянное личное пользование. Инвентарное имущество выдается должностным лицам таможенных органов во временное пользование.
    Форменная, специальная одежда и обувь (имущество личного пользования) при выдаче в эксплуатацию по накладной (форма 0315006) или по накладной, приведенной в приложении N 3<*> к Правилам, списывается на расходы. Выданное в эксплуатацию имущество личного пользования, в том числе за плату, учитывается по фактической стоимости на забалансовом счете 32 "Имущество личного пользования, выданное в эксплуатацию" по срокам носки.
    Аналитический учет по счету ведется по каждому должностному лицу таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом в карточке расчетов с должностными лицами таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом по форменной, специальной одежде и обуви.
    Фурнитура к форменной одежде учитывается на счете "Прочие материальные запасы".
    Книжная и иная печатная продукция, которая в соответствии с требованиями нормативных актов не подлежит учету в составе библиотечного фонда, учитывается в составе прочих материальных запасов.
    Запасные части, предназначенные для замены изношенных частей в машинах и оборудовании, транспортных средствах, объектах производственного и хозяйственного инвентаря, могут иметь эксплуатационный ресурс, превышающий 12 месяцев, но обособленному учету в составе объектов основных средств не подлежат. Их замена не влечет изменения первоначальной стоимости объекта основных средств.
    В составе материальных запасов специального назначения учитываются боеприпасы к оружию, слезоточивые вещества, светозвуковые средства отвлекающего воздействия и т.п. Списание боеприпасов, израсходованных на боевую подготовку или при решении оперативно-служебных задач, осуществляется по средней фактической стоимости или по фактической стоимости на основании акта о списании боеприпасов.
    Бланки строгой отчетности, используемые при таможенном оформлении, марки для подакцизных товаров, бланки трудовых книжек и вкладышей в них, бланки удостоверений и т.п. подлежат забалансовому учету на счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 рубль за 1 бланк. Бланки строгой отчетности реализуются по фактической стоимости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
    Аналитический учет бланков строгом отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (форма 0504045) по вилам бланков и материально ответственным лицам, а бланков строгой отчетности, используемых при таможенном оформлении товаров, - по серии и номерам. Бланки строгой отчетности, выданные материально ответственным лицам для работы, не подлежат списанию с бюджетного учета.
    Списание использованных или испорченных бланков строгой отчетности производится на основании акта о списании бланков строгой отчетности (форма 0504816). К акту о списании должны быть приложены испорченные бланки.
    Порядок списания с учета марок для подакцизных товаров определяется отдельными нормативными актами ФТС России.
    Бланки трудовых книжек и вкладышей в них выдаются должностному лицу кадрового подразделения таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, ответственному за ведение трудовых книжек.
    При выдаче должностному лицу таможенного органа или учреждения, находящегося в ведении ФТС России, трудовой книжки или вкладыша в нее взимается плата, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.
    В случае неправильного первичного заполнения трудовой книжки или вкладыша в нее, а также в случае их порчи не по вине должностного лица, которому выдается трудовая книжка или вкладыш в нее, стоимость испорченного бланка должностным лицом не оплачивается.
    Денежные средства за выдачу трудовой книжки или вкладыша в нее уплачиваются должностным лицом, которому выдается бланк, в кассу.
    Денежные средства за выдачу трудовой книжки или вкладыша в нее подлежат перечислению в доход федерального бюджета в полном объеме.
    Бланочная продукция, кроме бланком строгой отчетности, находящаяся на складе, учитывается на забалансовом счете 33 "Бланочная продукция" и условной оценке 1 рубль за 1 бланк. При выдаче в эксплуатацию бланочная продукция списывается в кредит счета 33.
    Аналитический учет по счету ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041).
    Печати, штампы, а также средства таможенной идентификации (личные номерные печати и т.п.), применяемые при таможенном оформлении в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат учету на забалансовом счете 35 "Печати и штампы" по фактической стоимости.
    Списание печатей, штампов, средств таможенной идентификации с забалансового учета осуществляется на основании акта о списании материальных ценностей с забалансового учета, приведенного в приложении N 2 <*> к Правилам.
    Аналитический учет по счету ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041).
    Бюджетный учет имущества, приобретенного за счет средств займа МБРР, осуществляется в разрезе контрактов. В случае формирования стоимости нефинансовых активов за счет затрат, произведенных согласно функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по двум видам, источником которых являются бюджетные средства, принимать нефинансовые активы к бюджетному учету следует по виду расходов, размер которых является большим.
    Бюджетный учет ценных подарков, приобретаемых для награждения должностных лиц таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, осуществляется на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" по фактической стоимости.
    Аналитический учет по счету ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041).
    Списание ценных подарков с забалансового учета осуществляется на основании приказа о награждении должностных лиц таможенных органов, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом ценными подарками и накладной (форма 0315006) или накладной, приведенной в приложении N 3 <*> к Правилам.
    Принятие решения о переводе объектов материальных запасов в состав наградного фонда осуществляется начальником таможенного органа, руководителем учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителем представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом. В случае аналогичного перевода объектов основных средств - согласовывается с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
    5. ФТС России ведет учет внутренних расчетов между таможенными органами, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, представительствами таможенной службы Российской Федерации за рубежом при передаче с баланса на баланс нефинансовых и финансовых активов по счету 030404000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств", для выверки которых в Главное финансово-экономическое управление ФТС России ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляются накопительные ведомости.
    6. Полномочия ФТС России по администрированию доходов федерального бюджета регламентируются федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
    Порядок ведения бюджетного учета администрируемых поступлений определяется отдельными нормативными правовыми актами ФТС России.
    7. Порядок принятия решения о списании безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности.
    Основаниями для принятия решения о признании безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности являются:
    а) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    б) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    в) смерть или объявление судом умершим физического лица.
    Решение о признании безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности принимается при наличии следующих документов:
    а) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц о ликвидации юридического лица;
    б) документа, подтверждающего факт государственной регистрации ликвидации юридического лица, выданного регистрирующим органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (документ применяется только в отношении юридических лиц, ликвидированных и исключенных из соответствующего реестра до 1 июля 2002 года, и при наличии уведомления налогового органа об отсутствии сведений о них в Едином государственном реестре юридических лиц);
    в) копии определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (в случае признания должника банкротом), заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
    г) копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом, заверенной гербовой печатью соответствующего арбитражного суда;
    д) выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащей сведения о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
    е) копии свидетельства о смерти физического лица либо копии судебного решения об объявлении физического лица умершим либо выписки из книги государственной регистрации актов гражданского состояния, выданной органом записи актов гражданского состояния, заверенной им, подтверждающей регистрацию факта смерти юридического лица;
    ж) оригиналов либо заверенных копий иных документов, имеющихся в таможенном органе, учреждении, находящемся в ведении ФТС России, представительстве таможенной службы Российской Федерации за рубежом по задолженности и состоянию расчетов.
    Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию и списании дебиторской задолженности по таможенным и иным платежам утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2005 г. N 117н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, образовавшимся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации".
    Данная задолженность подлежит списанию с балансового учета, к забалансовому счету не принимается.
    Дебиторская задолженность участников внешнеэкономической деятельности по таможенным и иным платежам, в отношении которой в соответствии со статьей 348 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенными органами не производится принудительное взыскание, списывается с балансового учета и относится на забалансовый счет 34 "Дебиторская задолженность, не подлежащая принудительному взысканию".
    Просроченной кредиторской задолженностью признается задолженность с истекшим сроком исковой давности. В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок исполнения обязательства, как правило, указывается в государственном контракте (договоре), в случае наличия депонентской задолженности течение срока исковой давности начинается по окончании срока, установленного для выплаты заработной платы или денежного довольствия.
    Основания приостановления и перерыва течения срока исковой давности устанавливаются в соответствии со статьей 198 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    Согласно статье 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается в случае:
    а) предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности не прерывается);
    б) совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга (частичная оплата задолженности, уплата процентов за просрочку платежа, обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа, заявление о зачете взаимных требований и т.п.).
    В целях проверки оснований для признания задолженности безнадежной (нереальной к взысканию) или просроченной создается специальная комиссия либо указанные задолженности выявляются по результатам инвентаризации.
    Списание безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской и просроченной кредиторской задолженности производится по каждому обязательству на основании результатов работы специальной либо инвентаризационной комиссии, письменного обоснования и приказа начальника таможенного органа, руководителя учреждения, находящегося в ведении ФТС России, руководителя представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
    8. Перечень финансово-хозяйственных операций, осуществляемых ФТС России, по которым имеются особенности при исполнении функций получателя бюджетных средств, приведен в приложении N 4 <*> к Правилам.
    9. ФТС России ведет учет санкционированных расходов бюджета:
    1) по главному распорядителю бюджетных средств:
    бюджетные ассигнования;
    утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
    переданные лимиты бюджетных обязательств;
    2) по распорядителю бюджетных средств:
    лимиты бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств;
    переданные лимиты бюджетных обязательств;
    лимиты бюджетных обязательств в пути;
    3) но получателю бюджетных средств:
    лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств;
    полученные лимиты бюджетных обязательств; принятые бюджетные обязательства текущего года;
    лимиты бюджетных обязательств в пути.
    10. Учет арестованных либо изъятых товаров и транспортных средств, товаров и экспортных средств, являющихся вещественными доказательствами, либо принятых на хранение, а также обращенных в федеральную собственность ведется на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в разрезе аналитических субсчетов.
    Аналитический учет по счету ведется по наименованиям товаров и транспортных средств по месту их нахождения и материально ответственным лицам.
    Порядок учета арестованных либо изъятых товаров и транспортных средств, товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами либо принятых на хранение, а также обращенных в федеральную собственность определяется отдельными нормативными правовыми актами ФТС России.
    11. Перечень забалансовых счетов, введенных настоящими Правилами, приведен в приложении N 5 <*> к Правилам.
    Таможенные органы, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом для ведения более детального учета могут вводить дополнительные субсчета к приведенным в приложении забалансовым счетам, а также дополнительные забалансовые счета.
 

III. Порядок и сроки проведения инвентаризации

 
    12. Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится ежегодно в период с 1 октября по 31 декабря отчетного года. Инвентаризация проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации: по центральному аппарату ФТС России - на основании приказа ФТС России, по таможенным органам и учреждениям, находящимся в ведении ФТС России, по представительствам таможенной службы Российской Федерации за рубежом - на основании приказов таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом.
    Внеплановые инвентаризации проводятся при смене материально ответственных лиц, при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей, в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций.
    Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества с данными бюджетного учета оформляются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49.
    В целях обеспечения контроля наличия и сохранности основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, приобретенных за счет средств займа МБРР, результаты ежегодной инвентаризации указанного имущества оформляются в отдельные инвентаризационные описи, на основании которых составляются сводные протоколы наличия закупленного за счет средств займа имущества. Сводные протоколы представляются в ФТС России в составе годовой бюджетной отчетности.
    Ведомость движения закупленного за счет средств займа имущества представляется в ФТС России в порядке, установленном письмом ФТС России от 13 января 2006 г. N 03-329/493.
 

IV. Порядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности

 
    13. ФТС России составляет и представляет месячную, квартальную, годовую бюджетную и иную отчетность в порядке и в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти.
    Таможенные органы, подчиненные региональным таможенным управлениям, как получатели средств федерального бюджета, а также таможенные посты, подчиненные таможням, являющимся распорядителями бюджетных средств, филиалы Российской таможенной академии представляют бюджетную отчетность распорядителям бюджетных средств по подчиненности в устанавливаемые ими сроки.
    Региональные таможенные управления, таможни, непосредственно подчиненные ФТС России, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, и представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом представляют отчетность как распорядители и получатели средств федерального бюджета в ФТС России в порядке и в сроки, устанавливаемые ФТС России.
    В состав годовой бюджетной отчетности помимо форм отчетов, установленных нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, включаются:
    баланс по таможенным и иным платежам (форма 05030130 т) (приложение 6 к Правилам) <*>;
    отчет о финансовых результатах деятельности по таможенным и иным платежам (форма 05030121 т) (приложение 7 <*> к Правилам).
    ФТС России как главный распорядитель средств федерального бюджета осуществляет консолидацию бюджетной и иной отчетности и представляет ее в Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
    В случае проведения реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) или ликвидации таможенного органа, учреждения, находящегося в ведении ФТС России, представительства таможенной службы Российской Федерации за рубежом бюджетная отчетность составляется на дату проведения реорганизации или ликвидации в порядке и по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
    Перед составлением бюджетной отчетности реорганизуемыми, ликвидируемыми таможенными органами, учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, представительствами таможенной службы Российской Федерации за рубежом в обязательном порядке проводится инвентаризация активов и обязательств в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
 

Первый заместитель начальника
Главного финансово-экономического управления
Ю.О.ВАХНЯК

 

Заместитель начальника Главного
финансово-экономического управления -
главный бухгалтер
Е.В.РОГАЧЕВА