Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 330. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 05.11.88 N 582/26-3 (ред. от 15.06.89) "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) И ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ"

Дата документа05.11.1988
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Перечень

    

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

 

СЕКРЕТАРИАТ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1988 г. N 582/26-3

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВВЕДЕНИИ НОВЫХ ТАРИФНЫХ СТАВОК И ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) И ОРГАНИЗАЦИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

 

(в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 15.06.89 N 185/10-209)

 
    Важным направлением реализации неотложных мер по коренному улучшению торгового обслуживания населения, развитию прогрессивных форм продажи товаров, ускорению внедрения нового хозяйственного механизма и внутрихозяйственного расчета является решение задач по совершенствованию организации и оплаты труда работников торговли и общественного питания.
    В настоящее время система оплаты труда и формы его организации в этой сфере деятельности слабо связаны с конечными результатами работы предприятий (объединений) и организаций, недостаточно стимулируют внедрение прогрессивных форм организации торгового процесса, коммерческую инициативу, предприимчивость и деловую активность работников.
    Широкое распространение в отрасли получили уравнительность в оплате труда, различного рода приписки. Действующие ставки и должностные оклады устарели, ухудшились соотношения в уровнях оплаты труда между отдельными категориями работников торговли и производственных отраслей народного хозяйства, не учитываются возрастающая сложность, интенсивность труда, большая психологическая нагрузка работников торговли и общественного питания, а также высокие требования, предъявляемые к качеству их труда и культуре обслуживания.
    Недостатки в организации заработной платы ведут к снижению заинтересованности работников в результатах труда, их профессионального уровня, отрицательно влияют на комплектование штатов, приводят к текучести кадров, что в конечном итоге ухудшает качество торгового обслуживания населения.
    В целях устранения недостатков в организации заработной платы работников торговли и общественного питания в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 5 августа 1988 г. N 971, предусматривающим введение новых условий оплаты труда этих работников, Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
    1. Предприятиям (объединениям) торговли и общественного питания при введении новых условий оплаты труда работников обеспечить на основе дальнейшего совершенствования хозяйственного механизма:
    повышение уровня торгового обслуживания путем создания преимуществ в оплате труда рабочих и служащих, вносящих наибольший вклад в общие результаты работы, и улучшение обслуживания населения. Культура и качество торгового обслуживания должны стать основным критерием оценки личного вклада каждого работника в конечные результаты труда всего коллектива;
    зарабатывание трудовыми коллективами собственных средств для установления новых повышенных тарифных ставок и должностных окладов работников;
    создание необходимых условий для установления строгой зависимости заработной платы от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятий, количества и качества труда работников, усиления контроля за мерой труда и мерой потребления;
    расширение прав трудовых коллективов в применении эффективной системы материальных и моральных стимулов, использовании средств на оплату труда, установлении размеров вознаграждения (доплат, надбавок и премий за конечные достижения в труде);
    существенное улучшение нормирования труда как одного из основных источников изыскания средств для повышения ставок и окладов с привлечением к этой работе трудовых коллективов, технических, экономических и социологических служб;
    дальнейшее углубление хозяйственного расчета, доведение его принципов до каждого работника путем создания хозрасчетных коллективов, а также широкое распространение арендных отношений между вышестоящими организациями (предприятиями) и коллективами магазинов, столовых и других структурных единиц. Общему собранию трудовых коллективов магазинов, столовых, предприятий и структурных единиц, переданных в аренду, работающих в условиях коллективного подряда, или по его поручению совету трудового коллектива совместно с профсоюзным комитетом предоставляется право самостоятельно устанавливать за счет фонда оплаты труда размеры стимулирующих надбавок, доплат, системы премирования или иные формы поощрения, надбавки руководителям предприятий. Конкретный размер надбавок, доплат, премий и поощрений определять с учетом роста товарооборота, увеличения доходов и качества обслуживания населения;
    широкое развитие на основе семейного и арендного подряда эффективных форм хозрасчетной деятельности небольших магазинов, столовых и других структурных единиц.
    2. Утвердить для работников предприятий (объединений) и организаций торговли и общественного питания независимо от их ведомственной подчиненности новые условия оплаты труда, размеры тарифных ставок и должностных окладов, а также показатели для отнесения предприятий (объединений) и организаций к группам по оплате труда руководителей согласно Приложениям N 1 - 3.
    3. Рекомендовать Министерству торговли СССР, другим министерствам и ведомствам, имеющим торговую сеть, предприятиям (объединениям) и организациям торговли и общественного питания совместно с соответствующими профсоюзными органами при широком участии рабочих, специалистов и служащих осуществить тщательную подготовку к введению новых условий оплаты труда, изысканию резервов и накоплению средств. Провести мероприятия по пересмотру структуры управления, ее упрощению и ликвидации излишних звеньев, укрупнению предприятий, организаций и их структурных подразделений, а также сокращению численности работников аппарата управления (в первую очередь, торгов, трестов, объединений и организаций). Создать необходимые условия для роста товарооборота, расширения платных услуг, сокращения издержек обращения (производства) и непроизводительных расходов, рационального использования рабочего времени и на этой основе зарабатывания трудовыми коллективами собственных средств для формирования фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития.
    4. В целях усиления материальной заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в применении прогрессивных форм организации торговли и общественного питания, повышении качества нормирования труда, росте профессионального мастерства, улучшении культуры обслуживания населения руководители предприятий (объединений) и организаций, а также директора магазинов, столовых и других структурных единиц устанавливают по согласованию с профсоюзным комитетом и с участием совета трудового коллектива за счет и в пределах фонда оплаты труда (фонда заработной платы):
    надбавки рабочим за профессиональное мастерство и высокую культуру обслуживания в размере до 24 процентов тарифной ставки (оклада);
    месячные оклады взамен тарифных ставок высококвалифицированным рабочим, занятым на особо важных и ответственных работах, в размере до 230 рублей;
    доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, в зависимости от количества рабочих в бригаде, объемов и специфики выполняемых работ в размере до 40 рублей в месяц и звеньевым до 50 процентов размера доплаты бригадиру. Доплаты за руководство бригадой и звеном выплачиваются только при условии выполнения бригадами (звеньями) установленных заданий;
    повышенные до 20 процентов сдельные расценки рабочим-сдельщикам за счет экономии фонда оплаты труда (фонда заработной платы), полученной от снижения трудоемкости работ в результате пересмотра норм выработки (времени) при переходе этих рабочих на работу по нормам, рассчитанным по межотраслевым, отраслевым и другим прогрессивным нормативам по труду, а также повышенные до 10 процентов тарифные ставки рабочим-повременщикам в пределах экономии фонда оплаты по тарифным ставкам, полученной от высвобождения рабочих, при переходе их на работу по нормированным заданиям, установленным исходя из технически обоснованных норм и нормативов по труду;
    надбавки руководителям структурных единиц и подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в труде и высокий уровень обслуживания населения или выполнение особо важных работ на период их проведения в размере до 50 процентов должностного оклада. Указанные надбавки устанавливаются с учетом роста товарооборота и увеличения доходов;
    доплаты рабочим, заведующим товарными отделами (комплексами, секциями), складами, заведующим производством, начальникам цехов (участков) общественного питания и их заместителям, а также специалистам и служащим за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника с использованием на эти цели не более 50 процентов тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника независимо от числа лиц, которым выплачиваются эти доплаты. Доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующих руководителей их штатным заместителям не производятся, за исключением должностей руководителей, указанных выше.
    При отсутствии в продаже в течение всего рабочего дня товаров, установленных обязательным перечнем достаточных товаров, снижении культуры и качества торгового обслуживания и ухудшении других показателей работы надбавки, доплаты и повышенные оклады (ставки), предусмотренные абзацами 2 - 7 настоящего пункта, работникам, ответственным за обеспечение этих требований, могут быть уменьшены или полностью отменены;
    доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, в том числе по должностям и профессиям, относящимся к разным категориям работников, без утверждения перечня совмещаемых профессий (должностей) вышестоящей организацией и без ограничения размера этих доплат;
    доплаты работникам, для которых рабочий день устанавливается с разделением смены на две части (с перерывом в работе свыше двух часов, который не включается в рабочее время), за фактически отработанное время в эти дни в размере до 30 процентов сдельного заработка (тарифной ставки, оклада);
    доплаты рабочим, руководителям, специалистам и служащим за работу в ночное время в размере 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада).
    5. Рекомендовать руководителям предприятий торговли и общественного питания, а также директорам магазинов, столовых и других структурных единиц устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом за счет фонда оплаты труда (фонда заработной платы) аккордную оплату работ и услуг единовременного характера (погрузочно-разгрузочных, уборочных, ремонтных и др.), выполняемых как работниками данного предприятия, так и другими лицами.
    6. Руководителям предприятий (объединений) и организаций, а также структурных единиц по согласованию с профсоюзным комитетом и с участием совета трудового коллектива предоставляется полная самостоятельность в выборе порядка распределения коллективного заработка и применения различных критериев оценки личного вклада каждого работника в общие результаты. При распределении коллективного заработка размер заработной платы одного работника не может быть меньше установленного законодательством минимума.
    7. Разрешить руководителям предприятий (объединений) и организаций, а также директорам магазинов, столовых и других структурных единиц устанавливать должностные оклады руководителям подразделений, специалистам и служащим без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений их численности в пределах фонда оплаты труда (фонда заработной платы), определяемого в установленном порядке для предприятий (объединений), организаций и структурных единиц. Экономия фонда оплаты труда (фонда заработной платы), полученная от сокращения численности работников магазинов, столовых, других предприятий и структурных единиц торговли и общественного питания, перешедших на хозяйственный расчет, работающих в условиях подряда или переданных в аренду, остается в их распоряжении и изъятию не подлежит.