Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ. РД 31.11.21.23-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)

Дата документа29.11.1996
Статус документаДействует
МеткиПравила · Приказ · Методика · Перечень

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Федеральной службы
морского флота России
от 29 ноября 1996 г. N 44

 

Введены в действие
с 1 апреля 1997 года

 

ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

 

РД 31.11.21.23-96

 
    Взамен РД 31.11.21.23-82.
    Настоящие Правила устанавливают требования по размещению, укладке, креплению и морской перевозке металлопродукции, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96.
 

1. Общие положения

 
    Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и крепления на морских судах металлопродукции, все виды которой являются нестандартными (по терминологии ИМО) структурообразующими грузами. Их укладка и крепление каждый раз требуют индивидуального подхода с учетом характеристик груза, судна с данным грузом, района и сезона предстоящей перевозки. Все эти факторы подлежат учету в виде критерия несмещаемости, общая методика применения которого приведена в приложении 5 РД 31.11.21.16-96, а особенности, определяемые характеристиками конкретного груза, приведены в соответствующих разделах настоящих Правил. Судовое "Наставление по креплению груза" должно содержать схемы укладки и крепления груза, проверенные на соблюдение критерия несмещаемости.
    1.1. Распределение груза по грузовым помещениям должно обеспечивать выполнение требований к местной и общей прочности и остойчивости судна в соответствии с "Информацией об остойчивости" и дополнениями к ней, а также учитывать технические характеристики средств механизации (грузоподъемность, габариты, высота подъемной рамы погрузчиков и т.п.), применяемых в портах погрузки и выгрузки.
    1.2. Сохранение местной прочности, задаваемой в судовой документации в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться по формулам 4.1 и 4.2 РД 31.11.21.16-96 в виде максимальной допустимой высоты H, м, штабеля груза или максимального допустимого числа ярусов i при штабелировании грузов, соответственно, исходя из удельного погрузочного объема конкретного вида груза или удельной распределенной нагрузки от одного грузового места, которые приводятся в соответствующем разделе Правил и/или в "Информации о грузе".
    1.3. Способ укладки должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.
    1.4. В грузовых помещениях неудобной формы для обеспечения плотности и устойчивости штабеля должны устраиваться прочные выгородки, клетки и другие конструкции. В качестве материалов для конструкций могут служить деревянные доски, брусья, клинья и т.д.
    1.5. Несмещаемость устойчивого штабеля обеспечивается закреплением его поверхности.
    1.6. Закрепление поверхности штабеля может производиться:
    1.6.1. Путем плотной укладки устойчивого груза по всей поверхности грузового помещения.
    1.6.2. Путем догрузки другого плотно уложенного и надежно закрепляемого груза, масса которого должна быть не менее массы поверхностного яруса закрепляемого штабеля, при этом перед догрузкой поверхность штабеля необходимо выстилать достаточным количеством досок толщиной не менее 15 мм, а общее количество груза в штабеле не должно превышать определяемого по формуле:
 

Q = l x B x q, (1.1)

 
    где:
    l -длина штабеля, м;
    B - ширина грузового помещения, м;
    q - допустимая удельная нагрузка на палубу, тс/кв. м.
    1.6.3. Одним из способов, рекомендуемых настоящими Правилами для соответствующих видов металлопродукции.
    1.6.4. Другими способами, рекомендованными в установленном порядке.
    1.7. Рекомендации настоящих Правил являются основой при разработке соответствующих разделов судового "Наставления по креплению грузов", предназначенного учесть все особенности каждого судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.
    1.8. При предъявлении к перевозке груза, отсутствующего в "Наставлении...", капитан может потребовать от грузоотправителя или его агента предоставления "Информации о грузе", содержащей достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках, всех особых и опасных свойствах груза, о мерах предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной перевозки груза. При отсутствии такой "Информации..." капитан вправе отказаться от приема груза к перевозке или может пригласить независимого сюрвейера для решения вопросов безопасности перевозки с отнесением соответствующих расходов на грузоотправителя.
    1.9. В качестве средств крепления при перевозке металлопродукции применяют деревянные брусья, доски, клинья, стальные цепи и тросы, ленты стальные и синтетические, скобы такелажные и строительные, талрепы, глаголь - гаки, тросовые зажимы, проволоку отожженную, гвозди, а также специальные средства крепления и устройства серийного промышленного производства или индивидуального изготовления. В отдельных случаях допускается применение сварки металлов.
    1.10. Средства крепления должны удовлетворять требованиям нормативной технической документации.
    1.11. Нормы прочности средств крепления определяются безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой (SWL) и приведены в приложении 6 РД 31.11.21.16-96. Прочие элементы должны обеспечивать трехкратный запас прочности относительно временного сопротивления - для дерева, предела текучести - для металлоизделий.
    1.12. Тросовые найтовы в местах соединения с талрепами, скобами и другими элементами должны иметь огоны, предпочтительно с заделанными коушами. Заделка коушей может производиться с помощью тросовых зажимов. Количество зажимов определяется в зависимости от диаметра троса, но в любом случае их должно быть не менее трех.
    1.13. Все приспособления для крепления и обтяжки найтовов, как-то: скобы, зажимы, талрепы и др., должны устанавливаться на высоте не более 1500 мм от палубы или рабочей площадки.
    1.14. Перед выходом в рейс натяжные элементы должны быть набиты не более чем на половину рабочего хода для обеспечения возможности подтяжки в течение рейса. При этом усилие натяжения не должно быть чрезмерным.
    1.15. Участники работ по укладке и креплению груза должны контролировать устойчивость размещенного груза. Оставлять груз в неустойчивом положении не допускается.
    1.16. При выполнении работ на штабеле персонал должен располагаться спиной к середине штабеля.
    1.17. При высоте штабеля более 3 метров работающие на штабеле должны быть снабжены страхующими устройствами и приспособлениями, обеспечивающими безопасность при падении со штабеля. Наличие и должное использование страхующих устройств обеспечивает организация, производящая работы.
    1.18. О всех особенностях, связанных с перевозкой грузов, и мерах, принятых для создания необходимой остойчивости и обеспечения безопасности плавания, должны быть сделаны записи в судовом журнале и грузовой книге.
 

2. Укладка и крепление отдельных видов металлопродукции

 

2.1. Трубы стальные, перевозимые поштучно в грузовых помещениях

 
    2.1.1. Информация о грузе:
 

Форма, размеры, масса грузового места Удельный погрузочный объем (УПО), мю, куб. м/т Удельная распределенная нагрузка от одного грузового места, qг, тс/кв. м Угол статической устойчивости штабеля груза, хи, град. Коэффициент проницаемости груза, k
Прямостенные, в том числе с полиэтиленовым покрытием или бурильные (с муфтами) стальные трубы наружным диаметром d = 100 - 450 - 1620 мм длиной 4 - 12,5 - 17 м, массой до 12 т 0,3 - 5,5 См. Приложение 1 настоящих Правил См. "Информацию о грузе" 50° при укладке вдоль судна с опорой на борта или креплении верхнего яруса 0,9

 
    Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:
    - характеристика труб (прямостенные или с муфтами), с заводской наружной изоляцией (полиэтиленовым покрытием) или без покрытия;
    - количество штук и общая масса по каждому наружному диаметру и толщине стенки труб;
    - длина труб;
    - удельная распределенная нагрузка от одного грузового места;
    - максимальное число ярусов труб, допустимое к укладке в один штабель;
    - наличие и характеристики средств укрупнения грузовых мест.
    2.1.2. Характеристики полиэтиленового покрытия:

толщина 2,5 - 7,0 мм
диапазон рабочих температур допускаемая линейная нагрузка при от -45 °C до +80 °C
температуре 40 °C допускаемая линейная нагрузка при 20 тс/м
температуре 80 °C коэффициенты трения покоя 5 тс/м
пары полиэтилен - полиэтилен без смазки 0,69
пары полиэтилен - полиэтилен при смачивании водой 0,48
средний расчетный при температуре 20 °C 0,45
пары полиэтилен - резина 0,7
пары полиэтилен - древесина 0,5

    Полиэтиленовое покрытие труб чрезвычайно подвержено механическим повреждениям. Для защиты покрытия от контактов с конструкциями судна и системы крепления должны применяться деревянные бруски, доски, резина, войлок и тому подобные мягкие материалы.
    2.1.3. Удельный погрузочный объем мю труб зависит от конфигурации грузовых помещений и может достигать 10 куб. м/т. В прямостенных помещениях мю зависит от соотношения диаметра и толщины стенки труб и составляет от 0,3 до 5,5 куб. м/т.
    2.1.4. Размещение груза
    2.1.4.1. Перевозка труб должна производиться в грузовых помещениях с размерами люков по диагонали, обеспечивающими погрузку - выгрузку труб в горизонтальном положении с зазорами между переносимым грузом и судовыми конструкциями не менее 0,5 м с каждой стороны.
    2.1.4.2. С целью обеспечения условий выгрузки необходимо размещать в одном штабеле минимальное число разновидностей по диаметру, толщине стенки и длине труб, предъявленных к перевозке.
    2.1.4.3. При расчете допустимой по удельным нагрузкам высоты штабеля по формуле 4.1 РД 31.11.21.16-96 значение мю должно определяться по Приложению 1 настоящих Правил.
    2.1.5. Укладка труб, перегружаемых поштучно
    2.1.5.1. Перед погрузкой на настил грузового помещения в плоскости элементов поперечного набора укладывают деревянные прокладки сечением не менее 25 x 80 мм с шагом 1,5 - 2,0 м.
    2.1.5.2. Трубы первого яруса в грузовых помещениях укладывают либо вдоль, либо поперек судна, либо комбинированно - по большей вместимости. При комбинированной укладке поперек судна укладываются трубы без покрытия.
    При продольном размещении трубы укладывают на прокладки вплотную одна к другой и подклинивают для исключения возможности самопроизвольного раскатывания. Крайние трубы должны через прокладки опираться на набор судна. Трубы последующих ярусов укладывают в углубления, образованные трубами предыдущего яруса. В нижних ярусах штабеля следует размещать трубы меньшего диаметра, из них в первую очередь более тяжелые (с большей толщиной стенки).
    При поперечной укладке смежные ярусы труб должны быть сдвинуты на 1 м к противоположным бортам, а между трубами нижнего яруса должен оставляться зазор в 10 - 15 мм. При этом в качестве нижних прокладок, размещаемых в данном случае вдоль судна, должны использоваться брусья сечением не менее 80 x 80 мм.
    2.1.5.3. Поверхности ярусов должны быть выровнены. Ярусы труб разного диаметра или одного (до 280 мм) диаметра при высоте укладки более 0,7 м должны быть разделены поперечными деревянными прокладками толщиной не менее 80 мм с шагом 1,5 - 2,0 м так, чтобы вертикальное расстояние между прокладками было не более 0,7 м. При диаметре труб 280 - 450 мм и разнице в длине труб, превышающей их диаметр, разделительные прокладки должны устанавливаться через каждые 2 яруса труб (рис. 2.1.1) <*>.
    


    <*> Здесь и далее рисунки не приводятся.
 
    2.1.5.4. Смежные "подъемы" труб массой не более 6 т должны быть сдвинуты вдоль штабеля на 1 м относительно друг друга. Образующиеся при этом в штабеле пустоты не должны иметь глубину более 0,7 м или двух ярусов труб диаметром 280 - 450 мм. Оставлять другие пустоты в штабеле не допускается.
    2.1.5.5. В верхней части штабеля в пределах комингса люка допускается укладка труб одна на другую по образующей, а также в направлении, перпендикулярном укладке в основании штабеля, с обязательной установкой между такими ярусами досок толщиной не менее 25 мм.
    2.1.5.6. Технологические зазоры между торцами соседних (продольных или поперечных) штабелей должны оставляться около 250 мм.
    2.1.5.7. Для защиты торцов труб от механических повреждений следует вставлять деревянные брусья сечением 80 x 100 мм и более в точках контакта торцов одних труб с боковыми поверхностями других.
    2.1.5.8. Между поперечными трубами верхнего яруса рекомендуется размещать небольшие деревянные клинья, западающие в зазоры между трубами.
    2.1.5.9. В случае высокой остойчивости судна с грузом труб, когда расчетная амплитуда качки превышает 25°, должно быть выполнено закрепление поверхности штабеля труб по методике Приложения 5 настоящих Правил.
    2.1.5.10. Пустоты, образующиеся в грузовых помещениях при поперечной укладке труб, должны быть перекрыты или уменьшены сетками безопасности, пневмооболочками, путем сдвига труб в смежных ярусах на 1 м к противоположным бортам или другими мерами, одобренными в установленном порядке.
    2.1.6. Укладка труб, перегружаемых и перевозимых в укрупненных грузовых местах (УГМ), с применением инвентарных стропов или несущих средств пакетирования
    2.1.6.1. Формирование УГМ из труб малого диаметра (ТМД) должно производиться способом двойного охвата наложением двух инвентарных стропов (Приложение 2 настоящих Правил) в местах, отстоящих от торцов труб на 1/4 их длины (рис. 2.1.2). При этом каждый строп пропускается под грузом дважды и навешивается обоими огонами на гак крана или гачки крановой подвески (траверсы) так, чтобы наклон ветвей стропа к вертикали не превышал 30°.
    2.1.6.2. В качестве инвентарных должны применяться стропы из мягкого стального оцинкованного троса с разрывной нагрузкой не менее удвоенной массы формируемого УГМ, что при равномерной загрузке обеих ветвей каждого стропа обеспечивает шестикратный запас прочности. Рекомендуемые унифицированные размеры инвентарного стропа для формирования УГМ из ТМД: диаметр 17,5 мм при разрывной нагрузке не менее 122 кН (12,45 тс) по ГОСТ 3089, длина 12,0 м.
    2.1.6.3. Масса каждого УГМ не должна превышать 6 тонн или грузоподъемности судовых перегрузочных средств, что меньше. В одном УГМ допускается укладка труб только одного коносамента. Трубы в УГМ должны быть отторцованы и не должны перекрещиваться.
    2.1.6.4. Укладка УГМ с ТМД в грузовых помещениях должна производиться вдоль судна поярусно без применения деревянных прокладок.
    2.1.6.5. Загрузка бортовых подпалубных пространств трубами в УГМ производится погрузчиками или штивующими стропами в соответствии с требованиями РД 31.41.16-86 <*> или по следующей технологии:
    
    <*> ЕСТПП МП. Инструкция по типовым способам и приемам погрузочно - разгрузочных работ с металлогрузами при загрузке - разгрузке подпалубных пространств судов, РД 31.41.16-86.
 
    2.1.6.5.1. Коренные огоны каждой пары штивующих стропов закрепляют с помощью скоб или зажимов на уровне или ниже основания каждого яруса УГМ в точках, отстоящих на 1,5 - 2,0 м от торцов формируемого штабеля. Места крепления штивующих стропов к набору корпуса определяет производитель работ совместно с администрацией судна.
    2.1.6.5.2. Ходовые концы штивующих стропов в грузовом помещении разносят по поверхности основания перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Каждое УГМ укладывают поперек стропов симметрично пространству между ними.
    2.1.6.5.3. Каждый огон УГМ, предназначенного к загрузке в подпалубное пространство, после снятия с гака крана надевают на ходовой огон соответственно ближнего штивующего стропа. После этого ходовые огоны обоих штивующих стропов надевают на гак крана.
    2.1.6.5.4. Медленным подъемом гака крана производят перемещение УГМ по штивующим стропам в подпалубное пространство до упора в бортовой набор, в ранее уложенное УГМ своего яруса или в выемку между УГМ предыдущего яруса. При этом огоны УГМ перемещаются по штивующим стропам.
    2.1.6.5.5. При укладке УГМ на просвете люка огоны УГМ закрепляют под своими петлями.