Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 286. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАКЕТИРОВАННЫХ ГРУЗОВ. РД 31.11.21.13-96" (утв. Приказом Росморфлота от 29.11.96 N 44)

Дата документа29.11.1996
Статус документаДействует
МеткиПравила · Приказ · Перечень

    

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Федеральной службы
морского флота России
от 29 ноября 1996 г. N 44

 

Введены в действие
с 1 апреля 1997 года

 

ПРАВИЛА
БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАКЕТИРОВАННЫХ ГРУЗОВ

 

РД 31.11.21.13-96

 
    Взамен РД 31.11.21.13-87.
    Правила устанавливают требования по размещению, укладке, креплению и морской перевозке на судах грузов в транспортных пакетах, сформированных с применением средств пакетирования по ГОСТ 21391 или другой нормативно - технической документации, утвержденной в установленном порядке, направлены на обеспечение безопасности людей, сохранности судов и перевозимых грузов и применяются совместно с РД 31.11.21.16-96.
    Термины и определения средств пакетирования приведены в Приложении 1 настоящих Правил.
 

1. Общие положения

 
    Настоящие Правила определяют порядок размещения, укладки и крепления на судах пакетированных грузов, все виды которых являются нестандартными (по терминологии ИМО и РД 31.11.21.16-96) структурообразующими грузами. Их укладка и крепление каждый раз требуют индивидуального подхода с учетом характеристик груза, судна с данным грузом, района и сезона предстоящей перевозки. Все эти факторы подлежат учету в виде критерия несмещаемости, общая методика применения которого приведена в приложении 5 РД 31.11.21.16-96, а особенности, определяемые характеристиками конкретного груза, приведены в соответствующих разделах настоящих Правил. Судовое "Наставление по креплению груза" должно содержать схемы укладки и крепления пакетированных грузов, проверенные на соблюдение критерия несмещаемости.
    1.1. Распределение груза по грузовым помещениям должно обеспечивать выполнение требований к местной и общей прочности и остойчивости судна в соответствии с "Информацией об остойчивости" и дополнениями к ней, а также учитывать технические характеристики средств механизации (грузоподъемность, габариты, высота подъемной рамы погрузчиков, навесных устройств и т.п.), применяемых в портах погрузки и выгрузки.
    1.2. Соблюдение местной прочности, задаваемой в судовой документации в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться по формулам 4.1 и 4.2 РД 31.11.21.16-96. Удельный погрузочный объем конкретного вида груза и удельная распределенная нагрузка от одного грузового места приводятся в соответствующем разделе настоящих Правил и/или в "Информации о грузе".
    1.3. Способ укладки должен учитывать форму, размеры и прочность грузовых мест, используя эти характеристики для создания устойчивого штабеля, способного выдерживать, не разрушаясь, статические и динамические нагрузки, возникающие в процессе морской перевозки.
    1.4. В грузовых помещениях неудобной формы для обеспечения плотности и устойчивости штабеля, при необходимости, должны устраиваться прочные платформы, выгородки, клетки и другие конструкции.
    1.5. Несмещаемость устойчивого штабеля обеспечивается закреплением его поверхности.
    1.6. Закрепление поверхности штабеля может производиться:
    - путем плотной укладки устойчивого груза по всей площади грузового помещения;
    - одним из способов, рекомендуемых настоящими Правилами для соответствующих видов пакетированных грузов;
    - другими способами, рекомендованными в установленном порядке.
    1.7. Рекомендации настоящих Правил являются основой при разработке соответствующих разделов судового "Наставления по креплению грузов", предназначенного для учета особенностей каждого судна и каждого груза в каждом конкретном рейсе.
    1.8. При предъявлении к перевозке пакетированного груза, отсутствующего в "Наставлении...", капитан вправе действовать в соответствии с п. 4.3.8 РД 31.11.21.16-96, т.е. потребовать от грузоотправителя или его агента предоставления "Информации о грузе", содержащей достоверную и полную информацию о транспортных характеристиках, всех особых и опасных свойствах груза, о мерах предосторожности, соблюдение которых необходимо для безопасной и сохранной перевозки груза. При отсутствии такой "Информации..." капитан вправе отказаться от приема груза к перевозке или может пригласить независимого сюрвейера для решения вопросов безопасности перевозки с отнесением соответствующих расходов на грузоотправителя.
    1.9. В качестве средств крепления при перевозке пакетированных грузов применяют распорные клети из деревянных брусьев, мягкие материалы, пневмооболочки и, при необходимости, найтовы из стальных цепей и/или тросов, лент стальных или синтетических.
    1.10. Нормы прочности средств крепления определяются безопасной (максимальной) рабочей нагрузкой (SWL) и приведены в приложении 6 РД 31.11.21.16-96. Прочие элементы должны обеспечивать трехкратный запас прочности относительно: временного сопротивления - для древесины, предела текучести - для металлоизделий.
    1.11. Все приспособления для крепления и обтяжки найтовов (скобы, зажимы, талрепы и др.) должны устанавливаться на высоте не более 1500 мм от палубы или рабочей площадки.
    1.12. Перед выходом в рейс натяжные элементы найтовов должны быть набиты не более чем на половину рабочего хода для обеспечения возможности подтяжки в течение рейса. При этом усилие натяжения не должно быть чрезмерным.
    1.13. Участники работ по укладке и креплению груза должны контролировать устойчивость размещенного груза. Оставлять груз в неустойчивом положении не допускается.
    1.14. При выполнении работ на штабеле персонал должен располагаться спиной к середине штабеля.
    1.15. При высоте штабеля более 3 метров работающие на штабеле должны быть снабжены страхующими устройствами и приспособлениями, обеспечивающими безопасность при падении со штабеля. Наличие и должное использование страхующих устройств обеспечивает организация, производящая работы.
    1.16. О всех особенностях, связанных с перевозкой грузов, и мерах, принятых для создания необходимой остойчивости и обеспечения безопасности плавания, должны быть сделаны записи в судовом журнале и грузовой книге.
 

2. Общие требования к пакетированным грузам и средствам пакетирования

 
    2.1. Тара и упаковка грузов, подлежащих пакетированию, должны соответствовать требованиям нормативной документации на конкретный вид тары, ГОСТ 26653 и дополнительным требованиям контрактов и заказ - нарядов.
    2.2. Грузы принимаются перевозчиком от отправителя по числу пакетов без проверки количества и состояния упаковки единиц груза в каждом пакете и выдаются в таком же порядке получателю.
    2.3. Конструкция пакетов должна обеспечивать их прочность, устойчивость, невозможность изъятия из пакета отдельных грузовых мест без нарушения упаковочных средств, обвязки либо контрольных лент, а также сохранность при перегрузке и перевозке в несколько ярусов.
    2.4. Средства скрепления тарно - штучных грузов в транспортных пакетах должны удовлетворять требованиям ГОСТ 21650.
    2.5. Многооборотные средства скрепления следует применять при организации перевозок в межпортовом сообщении при условии их возврата. Одноразовые средства скрепления следует применять при перевозке в смешанном сообщении.
    2.6. Средства пакетирования грузов, предназначенных к перевозке морем в районы Крайнего Севера, должны быть разового использования.
    2.7. Отправители грузов в пакетах должны указывать в счетах или счетах - фактурах, помимо платежных и почтовых реквизитов, сведения о количестве пакетов, типе и количестве средств пакетирования.
    2.8. Технический надзор за многооборотными средствами пакетирования осуществляют их владельцы в соответствии с требованиями стандартов или утвержденной нормативно - технической документацией на их изготовление и эксплуатацию.
    2.9. Плоские поддоны <*> должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9078 и ГОСТ 9570. Не допускается перегрузка поддонов более чем на 5%.
    2.10. Ящичные и стоечные поддоны <**> должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9570.
    


    <*> По ГОСТ 9078 установлены следующие размеры в плане плоских деревянных поддонов многоразового использования: 800 x 1200, 1000 x 1200, 1200 x 1600, 1200 x 1800 мм с массой брутто 1,0; 1,25; 2,0; 3,2 т соответственно.
    <**> По ГОСТ 9570 установлены следующие размеры ящичных и стоечных поддонов: 835 x 1240, 840 x 1240, 1040 x 1240, 1240 x 1640, 1240 x 1840 мм с массой брутто соответственно 1,0; 1,0; 1,25; 2,0; 3,2 т. Конструкция поддонов позволяет устанавливать их в 4 яруса и более при общей высоте штабеля не более 6 м.
 
    2.11. Для формирования пакетов тарно - штучных грузов применяют следующие типы пакетирующих стропов:
    - строп ленточный кольцевой одноразовый по ТУ 31.10.76-80 (СПО2-1, СПО4-1, СПО4-2-1);
    - строп многооборотный по ТУ 31.1051-80 типа СП-4ФО;
    - строп многооборотный типа СПМ4;
    - строп многооборотный типа МС;
    - строп многооборотный типа СПК по ТУ 31.1169-86;
    - другие стропы по нормативно - технической документации, утвержденной в установленном порядке.
    2.12. Пакетирующие обвязки должны соответствовать требованиям ГОСТ 21650, ГОСТ 26663, ГОСТ 23285 и нормативно - технической документации на пакетирование конкретного вида продукции.
    2.13. Площадь поперечного сечения пакетирующих обвязок следует определять по ГОСТ 26663 или по формуле:
 

S =P x (З - f) x 9,8, (2.1)
n x [сигма] 

 
    где:
    P - масса брутто пакетируемого груза, кг;
    f - коэффициент трения между пакетируемым грузом и поддоном или между ярусами груза внутри пакета, что меньше;
    n - количество обвязочных поясов на пакете, шт.;
    [сигма] - временное сопротивление разрыву обвязочных поясов, МПа/кв. мм;
    З - коэффициент запаса прочности.
    2.14. Механические характеристики средств пакетирования не должны изменяться в температурном интервале окружающей среды в пределах от минус 50° до плюс 50° в течение всего срока хранения и транспортировки груза. Допускаются иные температурные интервалы, согласованные со всеми участниками транспортировки.
    2.15. Усилие, прилагаемое к средству пакетирования при ручном выполнении операций по формированию пакетов, не должно превышать 2,0 - 3,0 кН.
    2.16. Грузоотправитель должен направить в порт вместе с пакетированным грузом сертификат с указанием безопасной (максимальной) рабочей нагрузки (SWL) и/или разрывной нагрузки используемых средств пакетирования, с указанием возможности их применения в качестве несущих.