Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.01.2008 N 10 (ред. от 25.12.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)"

Дата документа14.01.2008
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2008 г. N 10

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 ГОДЫ)"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.06.2008 N 423, от 25.12.2008 N 1031)

 
    В целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, повышения благосостояния и качества жизни населения Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Юг России (2008-2012 годы)" (далее - Программа).
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2008 N 1031)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2008 г. N 10

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЮГ РОССИИ (2008-2012 годы)"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.06.2008 N 423, от 25.12.2008 N 1031)

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЮГ РОССИИ (2008-2012 годы)"

    

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)"
  
Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. N 754-р
  
Государственные заказчики Программы - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное дорожное агентство, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.06.2008 N 423, от 25.12.2008 N 1031)
  
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
  
Основной разработчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
  
Цели и задачи Программы - основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения республик, входящих в состав Южного федерального округа, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.
 Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
 снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики региона (на федеральном, региональном и местном уровнях);
 развитие стратегически приоритетных направлений на территории республик юга России (туристско-рекреационный комплекс, промышленный и агропромышленный комплексы), обеспечивающих высокие темпы экономического роста, увеличение доходов населения;
 повышение доступности и качества социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях;
 повышение занятости населения
  
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - размер денежных доходов на душу населения;
размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;
объем валового регионального продукта;
прирост промышленного производства;
прирост объема производства мяса и птицы;
размер доходов консолидированного бюджета на душу населения;
объем инвестиций в основной капитал;
уровень безработицы;
 численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в процентах численности всего населения;
 количество отдыхающих;
 строительство и реконструкция учреждений здравоохранения;
 строительство и реконструкция образовательных учреждений;
 строительство газопроводов;
 строительство и реконструкция объектов водоснабжения;
 строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений
  
Сроки и этапы реализации Программы - 2008-2012 годы
  
Объемы и источники финансирования Программы - общая сумма затрат на 2008-2012 годы составляет 146 379,4 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
 52 100 млн. рублей из федерального бюджета, из них:
 капитальные вложения - 52 100 млн. рублей;
 средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 11 876 млн. рублей;
 внебюджетные источники - 82 403,4 млн. рублей
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности - сокращение отставания республик, входящих в состав Южного федерального округа, по основным макроэкономическим показателям от среднероссийского уровня;
повышение финансового самообеспечения республик и уровня жизни населения;
снижение социальной напряженности в регионе.
Реализация Программы позволит:
сократить уровень бедности в республиках, приблизить уровень доходов их населения к среднероссийскому уровню. Денежные доходы населения к 2012 году увеличатся в 2,1 раза по сравнению с уровнем 2006 года;
 повысить уровень занятости населения. В результате реализации Программы уровень безработицы уменьшится на 4,6 процента;
 увеличить объем валового регионального продукта республик юга России в 1,7 раза по сравнению с объемом валового регионального продукта в 2006 году;
 увеличить уровень бюджетной обеспеченности республик, входящих в состав Южного федерального округа, повысить налоговую базу муниципальных бюджетов, сократить уровень дотирования из бюджетов вышестоящих уровней. Уровень доходов консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа на душу населения к 2012 году увеличится в 2,2 раза по сравнению с уровнем 2006 года;
 обеспечить рост инвестиций в основной капитал к 2012 году в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2006 года

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа. Анализ социально-экономического развития регионов Южного федерального округа

 
    Территория Южного федерального округа составляет 589 тыс. кв. км (3,5 процента территории России), численность постоянно проживающего на территории региона населения на 1 января 2007 г. - 22,8 млн. человек (16 процентов численности населения России). Территория республик, входящих в состав Южного федерального округа, составляет 172,9 тыс. кв. км (29,3 процента территории общей территории Южного федерального округа), численность населения - 5,8 млн. человек (25,6 процента общей численности населения Южного федерального округа) <*>.
    


    <*> Здесь и далее приводятся данные по республикам, входящим в состав Южного федерального округа, без данных по Чеченской Республике, государственная поддержка которой из федерального бюджета осуществляется в рамках отдельной федеральной целевой программы.
 
    По плотности населения (38,5 человека на 1 кв. км) округ находится на втором месте после Центрального федерального округа. При этом плотность населения в Республике Ингушетия составляет 108,6 человек на 1 кв. км, Республике Северная Осетия - Алания - 88,8, Кабардино-Балкарской Республике - 72,1, Республике Адыгея - 58,8, Республике Дагестан - 51,2, Карачаево-Черкесской Республике - 31,2, Республике Калмыкия - 3,8.
    Территория Южного федерального округа имеет выход к Азовскому, Черному и Каспийскому морям. На территории округа размещены 15 портов, протекают две крупнейшие реки России - Дон и Волга, объединенные в единую гидросистему Цимлянским водохранилищем и Волго-Донским судоходным каналом имени В.И.Ленина.
    Длина сухопутных границ округа составляет 2657,7 км, морских - 1370,4 км.
    Регион характеризуется плотной сетью железных и автомобильных дорог, трубопроводов, речных и морских путей.
    Наличие в регионе протяженных морских побережий и уникальных горных ландшафтов, а также обширной бальнеологической базы предопределяет благоприятные возможности для развития оздоровительного и экологического туризма, в том числе в предгорных и горных зонах Северного Кавказа.
    Валовой региональный продукт субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, в 2006 году составил 1690,6 млрд. рублей или 7,4 процента валового внутреннего продукта. По этому показателю среди федеральных округов округ занимает последнее место.
    Вклад субъектов Российской Федерации в формирование валового регионального продукта и его отраслевая структура крайне неоднородны. Это обусловлено неравномерным размещением производительных сил, различной площадью и численностью населения по регионам. Почти 84 процента валового регионального продукта округа приходится на долю 5 субъектов Российской Федерации (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области).
    В то же время доля республик, входящих в состав Южного федерального округа, в валовом региональном продукте округа незначительна: Республика Ингушетия - 0,5 процента, Республика Адыгея - 1 процент, Республика Калмыкия - 1 процент, Карачаево-Черкесская Республика - 1,3 процента, Республика Северная Осетия - Алания - 2,4 процента, Кабардино-Балкарская Республика - 2,9 процента, Республика Дагестан - 6,9 процента.
    В 2006 году среди республик, входящих в состав Южного федерального округа, максимальный темп роста валового регионального продукта по отношению к уровню 2005 года отмечен в Республике Дагестан (112,1 процента) и Карачаево-Черкесской Республике (112 процентов).
    В Республике Ингушетия наметилась тенденция к значительному снижению темпа роста валового регионального продукта. Если в 2003 году этот показатель по Республике Ингушетия составлял по отношению к предыдущему периоду 105,4 процента, то в 2006 году темп роста по этому показателю составил 100,9 процента.
    Снижение темпов роста валового регионального продукта также отмечается в Республике Калмыкия.
    По итогам за 2006 год по объему валового регионального продукта на душу населения округ находится на последнем месте, составляя менее половины среднероссийского значения (74,2 тыс. рублей при среднероссийском 160,7 тыс. рублей), при этом этот показатель в Республике Ингушетия ниже среднероссийского уровня в 9 раз (17,8 тыс. рублей на человека), в Республике Адыгея - в 4,5 раза, в других республиках - в 3-4 раза.
    Рост промышленного производства в Южном федеральном округе в 2003 году по отношению к предыдущему периоду составил 103,8 процента (по Российской Федерации - 108,9 процента), в 2006 году - 110,8 процента (по Российской Федерации - 103,9 процента). Следует отметить существенный рост промышленного производства в Республике Адыгея (117,6 процента), Республике Дагестан (112,5 процента), Карачаево-Черкесской Республике (114,8 процента).
    В Республике Калмыкия и Республике Ингушетия темп роста промышленного производства имеет устойчивую тенденцию к снижению. Также следует отметить снижение темпов роста промышленности в 2006 году в Республике Северная Осетия - Алания (2005 год - 110,5 процента, 2006 год - 83,6 процента). В целом по этому показателю Южный федеральный округ в 2006 году находился на втором месте среди федеральных округов.
    Темп роста производства продукции сельского хозяйства в Южном федеральном округе имеет положительную динамику и составил в 2006 году 101,7 процента (в Российской Федерации - 102,8 процента), хотя и замедлился по сравнению с 2005 годом. Во всех республиках, входящих в состав Южного федерального округа, за исключением Республики Ингушетия и Кабардино-Балкарской Республики, темпы роста производства продукции сельского хозяйства были выше, чем в целом по округу. В Республике Ингушетия этот показатель в 2005-2006 годах не превысил 100 процентов (2005 год - 91,9 процента, 2006 год - 98,4 процента).
    Темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в Южном федеральном округе в 2003-2005 годах был ниже среднероссийского показателя, в 2006 году темп роста инвестиций в основной капитал в округе превысил среднероссийский показатель и составил 114,8 процента (по Российской Федерации - 113,7 процента). При этом темпы роста по субъектам Российской Федерации, входящим в Южный федеральный округ, значительно отличаются. В Республике Дагестан темп роста составил 123 процента, Республике Калмыкия - 116,9 процента, Карачаево-Черкесской Республике - 116,7 процента. В Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея темп роста инвестиций в основной капитал сократился и составил соответственно 83,3 процента, 97,1 процента и 98 процентов уровня 2005 года. В Республике Северная Осетия - Алания этот показатель сохранился на уровне 2005 года (100,4 процента).
    По объему инвестиций в основной капитал Южный федеральный округ находится на пятом месте среди федеральных округов. Наибольший объем инвестиций в основной капитал среди регионов округа приходится на Краснодарский край (объем годовых инвестиций составляет 148,8 млрд. рублей или 34,9 процента всех инвестиций Южного федерального округа) и Ростовскую область (90,6 млрд. рублей или 21,2 процента), далее следуют Ставропольский край (9,7 процента), Республика Дагестан (9,3 процента), Волгоградская область (8,1 процента) и Астраханская область (6,7 процента). Вклад других республик, входящих в Южный федеральный округ, колеблется от 0,8 процента по Республике Ингушетия до 1,9 процента по Карачаево-Черкесской Республике.
    Структура инвестиционных ресурсов различается по регионам, входящим в Южный федеральный округ. Так, например, за счет средств федерального бюджета формируется 69,5 процента всего объема инвестиций Республики Ингушетия и только 6,6 процента - Волгоградской области.
    Общий объем иностранных инвестиций в 2006 году по Южному федеральному округу составил 1259,1 млн. долларов США, что составляет 2,3 процента общего объема инвестиций по Российской Федерации. По данному показателю округ с большим отставанием от других федеральных округов занимает последнее место в России. При этом в масштабах округа 59,6 процента иностранных инвестиций за рассматриваемый период поступило в экономику Краснодарского края, 31 процент - в Ростовскую область. Из республик, входящих в состав Южного федерального округа, иностранные инвестиции в объеме 2,76 млн. долларов США поступили только в Республику Адыгея.
    В настоящее время республики, входящие в состав Южного федерального округа, обладают низкой инвестиционной привлекательностью. Это обусловлено сложившимися представлениями о высоких экономических и социальных рисках на Северном Кавказе, а также недостаточной развитостью инженерной и социальной инфраструктур, наличием административных барьеров, дефицитом квалифицированных кадров.
    Уровень безработицы по Южному федеральному округу является самым высоким в Российской Федерации. Особенно остро этот вопрос стоит в республиках Северного Кавказа. По ситуации, сложившейся на рынке труда, самыми неблагополучными являются Республика Ингушетия (общая численность безработных составляет 56,3 процента общей численности экономически активного населения), Республика Дагестан (22,6 процента), Кабардино-Балкарская Республика (23,2 процента), Республика Калмыкия (13,5 процента), Карачаево-Черкесская Республика (21,8 процента), Республика Адыгея (11,1 процента).
    Уровень зарегистрированной безработицы в Южном федеральном округе также самый высокий по сравнению с другими округами, в 2006 году он составил 5,9 процента (в Российской Федерации - 2,4 процента). В Республике Ингушетия уровень зарегистрированной безработицы с 2003 по 2006 годы увеличился с 19,9 процента до 26,6 процента. В остальных республиках этот показатель колеблется от 3 до 7,5 процента.
    Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 населения) в Южном федеральном округе (-1) самый высокий среди округов Российской Федерации (-4,8). Причем во всех республиках, входящих в состав Южного федерального округа, за исключением Республики Адыгея (-4,6), коэффициент естественного прироста населения имеет положительное значение, при этом наибольшее его значение отмечено в Республике Ингушетия (11,4) и Республике Дагестан (9,2).
    Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Южном федеральном округе составляет 35 процентов (в Российской Федерации - 17,6 процента). Низкий уровень доходов трудоспособного населения округа обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики. Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по округу составляет 7272,4 рубля при среднем уровне по Российской Федерации - 10727,7 рубля, при этом во всех республиках, входящих в Южный федеральный округ, показатели ниже (от 4884,4 рубля в Республике Дагестан до 6720,2 рубля в Республике Ингушетия).
    Для республик, входящих в состав Южного федерального округа, характерен высокий уровень дотационности бюджетов при низком уровне налоговых поступлений. Обеспеченность собственными доходами в среднем по округу составляет около 48 процентов. Уровень дотационности Республики Ингушетия составляет 89 процентов, Республики Дагестан - 76 процентов, Карачаево-Черкесской Республики - 68 процентов. По уровню собственных бюджетных доходов на душу населения 6 республик Северного Кавказа занимают места с 78-го по 87-е (среди всех субъектов Российской Федерации): Республика Северная Осетия - Алания - 78-е место, Республика Адыгея - 80-е место, Карачаево-Черкесская Республика - 82-е место, Кабардино-Балкарская Республика - 83-е место, Республика Дагестан - 86-е место, Республика Ингушетия - 87-е место.
    Высокая дотационность бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, низкий уровень доходов населения, высокая безработица, низкая инвестиционная привлекательность свидетельствуют об отсутствии собственных резервов для привлечения инвестиций и ускорения экономического развития. В республиках требуется стабилизация ситуации в приграничных территориях, устранение социальной напряженности в локальных зонах, вызванной ликвидацией последствий конфликтных ситуаций и природных бедствий, крайне низким развитием социальной и инженерной инфраструктур.
    

II. Пути решения проблем

 
    В 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития юга России решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также инвестиционных средств Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Газпром" и иных источников.
    Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, направленных в 2006 году на решение проблем социально-экономического развития Южного федерального округа, составил 394,8 млрд. рублей, при этом прирост составил 30 процентов. В 2007 году инвестиции в основной капитал составят 515,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 76,4 млрд. рублей.
    Структура государственных капитальных вложений на 2007 год по Южному федеральному округу в отраслевом разрезе выглядит следующим образом:
    транспортный комплекс - 27,5 млрд. рублей;
    промышленный комплекс, наука - 16 млрд. рублей;
    социальный комплекс - 16,3 млрд. рублей;
    жилищно-коммунальный комплекс - 13,1 млрд. рублей;
    агропромышленный комплекс и водное хозяйство - 3,5 млрд. рублей.
    Мероприятия, осуществление которых планируется в рамках указанных программ, не обеспечивают в республиках, входящих в состав Южного федерального округа, реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций.
    В дополнение к действующим программам разработана настоящая Программа, реализация которой позволит скоординировать государственные усилия по обеспечению экономического роста и решению острых социальных проблем в этих республиках.
    Программа формируется на основе следующих принципов:
    концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, обеспечивающих рост производства в регионе;
    софинансирование из федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;
    развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;
    выбор инвестиционных проектов с учетом экологической эффективности.
    В рамках Программы будут реализованы значимые капиталоемкие проекты, увязанные с задачами развития государственно-частного партнерства и преимущественно направленные на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы.
    Решение данного вопроса на региональном уровне ограничивается высоким уровнем дотационности бюджетов республик. Привлечение инвестиций к финансированию данных проектов в настоящее время ограничивается низкой инвестиционной привлекательностью республик.
    Мероприятия в рамках Программы направлены на реализацию федеральных приоритетов на юге России - обеспечение занятости населения, развитие туристско-рекреационного, промышленного и агропромышленного комплексов.
    Основные направления реализации задач Программы включают:
    1) создание и развитие промышленных и сельскохозяйственных предприятий в республиках, входящих в состав Южного федерального округа.
    В рамках решения этой задачи предполагается выделение средств федерального бюджета на создание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей условия для создания промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Посредством строительства инженерной инфраструктуры создаются благоприятные условия привлечения частных инвестиций в развитие в республиках промышленных и агропромышленных предприятий.
    Снятие инфраструктурных ограничений за счет средств федерального бюджета обеспечит привлечение на 1 рубль федеральных средств около 8 рублей частных инвестиций.
    В республиках, входящих в состав Южного федерального округа, практически отсутствуют бюджетообразующие предприятия, за исключением филиалов крупных естественных монополий (в частности, нефтяных и газовых компаний). Поэтому задачей первоочередной важности является организация эффективного промышленного производства, обеспечивающего рост доходов бюджетов республик.
    Имеющиеся в этих республиках природные ресурсы создают благоприятные условия для развития производства строительных материалов и добычи полезных ископаемых.
    Южный федеральный округ является важнейшим поставщиком продукции сельского хозяйства для России. За пределы региона вывозятся зерно, сахарная свекла, фрукты, овощи, виноград, бахчевые культуры, рыба, продукция животноводства.
    Валовая продукция сельского хозяйства, произведенная на территории округа, составила в 2006 году 356,3 млрд. рублей, или 22 процента общего объема по России, при этом вклад Республики Адыгея и Республики Ингушетия является незначительным (1,3 процента и 0,7 процента соответственно).
    Развитие промышленного и агропромышленного производства позволит обеспечить регион новыми рабочими местами, повысить уровень занятости, увеличить денежные доходы населения и размеры отчислений в бюджеты всех уровней;
    2) развитие туристско-рекреационного комплекса.
    Туристическая индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, на долю которой приходится около 10 процентов мирового валового продукта, до 30 процентов торговли услугами, около 7 процентов мировых капиталовложений. Развитие туристско-рекреационного комплекса обеспечивает создание новых рабочих мест, повышает уровень жизни населения, способствует развитию медицинского обслуживания населения.
    В республиках, входящих в состав Южного федерального округа, уже существуют привлекательные туристические зоны, имеющие значительный потенциал для развития туристической отрасли. Развитие туристско-рекреационного комплекса включает два направления - модернизацию сложившихся известных туристических зон (Приэльбрусье, Теберда, Домбай) и развитие новых (Архыз, Мамисон, Лаго-Наки, Каспийское побережье, этнографические зоны в Калмыкии).
    Средства из федерального бюджета будут направлены на строительство дорог и линий электропередачи к горнолыжным курортам, а также объектов жизнеобеспечения. Частные инвестиции будут направлены на строительство гостиничных комплексов, канатных дорог и объектов сферы услуг.
    Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию таких смежных отраслей, как транспортный и агропромышленный комплексы, сфера услуг;
    3) развитие социальной и инженерной инфраструктур.
    В республиках, входящих в Южный федеральный округ, сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением населения социальной инфраструктурой и услугами жилищно-коммунального хозяйства.
    Значительная часть учреждений образования и здравоохранения по уровню материально-технического обеспечения существенно отстает от среднероссийского уровня.
    В Республике Ингушетия доля обучающихся во вторую смену составляет 33,8 процента, Республике Дагестан - 31,3 процента, Республике Северная Осетия - Алания - 24,2 процента при среднем по России показателе 14,8 процента. В отдельных школах Республики Ингушетия существует трех- и четырехсменное обучение.
    По числу больничных коек Южный федеральный округ находится на последнем месте в Российской Федерации. Обеспеченность больничными койками на 10 тысяч населения в среднем по округу - 97 коек (по Российской Федерации - 111,3), самые низкие показатели у Республики Дагестан и Республики Ингушетия - 68,2 и 40 коек соответственно. Ниже среднероссийских показателей обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями и медицинским персоналом.
    Основные вопросы, направленные на повышение обеспеченности населения социальной инфраструктурой, в настоящее время решаются в рамках реализуемых национальных проектов "Образование" и "Здравоохранение", а также в рамках таких федеральных целевых программ, как Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", "Дети России" на 2007-2010 годы и др.
    Однако наиболее острые проблемы образования и здравоохранения в локальных зонах, характеризующихся критическим состоянием инженерной и социальной инфраструктур, предполагается решать в рамках Программы.
    По большинству основных показателей, характеризующих уровень развития инженерной инфраструктуры, Южный федеральный округ уступает другим федеральным округам. По удельному весу площадей, оборудованных водопроводом, округ занимает шестое место, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением - последнее место.
    Самый низкий уровень обеспеченности жилищно-коммунальными услугами - в Республике Ингушетия, Республике Дагестан и Республике Калмыкия.
    Неразвитость и высокая степень износа систем водоснабжения и водоотведения, канализационных систем, объектов энергетики и газоснабжения сдерживают развитие промышленности, туристско-рекреационного комплекса и малого бизнеса. Объекты жилищно-коммунального хозяйства характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции.
    Ограниченность бюджетных ресурсов не позволяет республикам юга России в необходимом объеме участвовать в соответствующих федеральных целевых программах по развитию коммунального хозяйства. Для модернизации и ремонта основных фондов в сфере жилищно-коммунального хозяйства нужны значительные капитальные вложения. Восстановление за счет софинансирования из федерального бюджета систем водо-, газо- и электроснабжения, канализационных сетей и очистных сооружений будет способствовать привлечению частных инвесторов в сферу коммунального хозяйства.
    Реализация указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость, увеличить уровень газификации, водоснабжения, уменьшить количество детей, обучающихся во вторую смену.
 

III. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели

 
    Основной целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения республик, входящих в состав Южного федерального округа, обеспечивающее сокращение их отставания от среднероссийского уровня.
    Достижение соответствующего уровня качества жизни населения возможно только при условии создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей необходимый уровень его доходов.
    Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
    снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики республик (на федеральном, региональном и местном уровнях);
    развитие стратегически приоритетных направлений - промышленного и туристско-рекреационного комплексов, агропромышленного комплекса, транспортных коммуникаций, обеспечивающих высокие темпы экономического роста и занятость населения;
    повышение доступности и качества инженерной и социальной инфраструктур на региональном и местном уровнях;
    повышение занятости населения.
    Перечисленные цели и задачи Программы являются составной частью общенациональной системы целей и задач, направленных на ускорение темпов социально-экономического развития страны.
    Для оценки эффективности реализации Программы в целом используются следующие показатели:
    размер денежных доходов на душу населения, тыс. рублей;
    размер средней номинальной начисленной заработной платы, рублей/месяц;
    объем валового регионального продукта, млрд. рублей;
    прирост промышленного производства, млн. рублей;
    прирост объема производства мяса и птицы, тыс. тонн;
    размер доходов консолидированного бюджета на душу населения, тыс. рублей;
    объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей;
    уровень безработицы, процентов;
    численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, процентов численности всего населения;
    количество отдыхающих, тыс. человек;
    строительство и реконструкция учреждений здравоохранения, койко-мест;
    строительство и реконструкция образовательных учреждений, ученических мест;
    строительство газопроводов, км;
    строительство и реконструкция объектов водоснабжения, км, тыс. куб. м/сутки;
    строительство и реконструкция канализационных сетей и очистных сооружений, км, тыс. куб. м/сутки.
    Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы представлены в приложении N 1.
 

IV. Система программных мероприятий

 
    Программные мероприятия сгруппированы по следующим разделам:
    снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;
    развитие туристско-рекреационного комплекса;
    развитие сельскохозяйственного производства, рыбохозяйственного комплекса и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
    мероприятия, направленные на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях;
    мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения.
    В первый раздел включены мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных ограничений развития экономики на принципах государственно-частного партнерства. Обеспечение устойчивого роста экономики республик, входящих в состав Южного федерального округа, невозможно без значительного увеличения его инвестиционной привлекательности, что является стимулом для привлечения в экономику округа частного капитала.
    Низкий уровень развития в республиках инженерной инфраструктуры препятствует притоку инвестиций. Соответственно, к числу мероприятий, включенных в первый раздел, относится реализация проектов по строительству производственной и инженерной инфраструктур, являющихся составной частью крупных капиталоемких проектов в сферах промышленного производства и электроэнергетики, реализуемых за счет средств частных инвесторов.
    Во второй раздел включены мероприятия, связанные с развитием туристско-рекреационного комплекса региона.
    В третий раздел включены мероприятия по развитию инженерной инфраструктуры агропромышленного комплекса, а также газо- и водоснабжения сельских населенных пунктов.
    В четвертый раздел включены мероприятия по обустройству переселенцев, развитию социальных услуг в сфере образования и здравоохранения.
    В пятый раздел включены требующие государственной поддержки мероприятия регионального значения по развитию систем жизнеобеспечения населения, в частности инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства городов и населенных пунктов.
    Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по источникам финансирования и видам расходов представлены в приложении N 2.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2008 N 1031)
    Правила распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, на софинансирование мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой "Юг России (2008-2012 годы)" представлены в приложении N 3.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2008 N 1031)
    Перечень мероприятий по выполнению строительных работ объектов федеральной собственности Российской Федерации представлен в приложении N 4.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2008 N 1031)
    
 

1. Мероприятия, направленные на устранение инфраструктурных ограничений развития экономики

 
    Снятие инфраструктурных ограничений экономического роста является основной задачей Программы. Низкий уровень обеспеченности инженерной инфраструктурой создает препятствия для притока частных инвестиций в капиталоемкие проекты в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, электроэнергетики.
    Реализация включенных в программу инвестиционных проектов по данному направлению позволит в расчете на 1 рубль, выделенный из федерального бюджета, привлечь в экономику региона около 8 рублей частных инвестиций.
    На реализацию мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений развития экономики предусматривается выделить 51,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,6 млрд. рублей, средств бюджетов республик, входящих в состав Южного федерального округа, - 1,5 млрд. рублей, внебюджетных источников - 44,8 млрд. рублей.
    В Республике Адыгея для развития инженерной инфраструктуры Шовгеновского, Кошехабльского и Теучежского районов за счет средств федерального бюджета (436,7 млн. рублей) и бюджета республики (171,1 млн. рублей) будет создана инженерная инфраструктура, что позволит привлечь более 1200 млн. рублей частных инвестиций для строительства предприятий по производству нерудных строительных материалов и логистического центра. Спрос на продукцию создаваемых предприятий имеется в строительном комплексе Южного федерального округа.
    В Республике Дагестан развитие инженерной инфраструктуры Карабудахкентского района создаст условия для организации производства оборудования, необходимого для развития агропромышленного комплекса, машиностроения, приборостроения. На создание инженерной инфраструктуры из федерального бюджета и бюджета республики будет направлено соответственно 280 млн. рублей и 164 млн. рублей. Размер привлеченных средств составит около 12 млрд. рублей. Планируется ввести в эксплуатацию 11 предприятий. Реализация произведенной продукции будет осуществляться преимущественно в регионах юга России.
    В Республике Ингушетия развитие инженерной инфраструктуры Назрановского, Малгобекского, Сунженского и Карабулакского районов создаст условия для организации работы предприятий по производству различных строительных материалов, пищевой промышленности. Планируется ввести в эксплуатацию 38 предприятий. Из федерального бюджета на создание инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок будет выделено свыше 2,8 млрд. рублей, из бюджета республики - 675 млн. рублей. Это позволит привлечь средства инвесторов на сумму свыше 11,18 млрд. рублей. Реализация произведенной продукции будет осуществляться преимущественно в регионах юга России.
    Учитывая потенциал горных рек Кабардино-Балкарской Республики, в ней будет осуществляться строительство малых ГЭС, что позволит обеспечить надежным электроснабжением населенные пункты республики. Рост налоговых поступлений в бюджет республики составит свыше 350 млн. рублей. Из федерального бюджета будет выделено 740 млн. рублей, средства внебюджетных источников составят 3,19 млрд. рублей.
    С учетом природных особенностей на территории Республики Калмыкия планируется строительство ветряной электростанции. Для строительства инженерной инфраструктуры предусматривается из федерального бюджета 436 млн. рублей, из бюджета республики - 190 млн. рублей. Создание инфраструктуры обеспечит привлечение инвестиций на сумму около 10 млрд. рублей.
    В Республике Северная Осетия - Алания Программой предусмотрено строительство инженерной инфраструктуры для развития производства строительных материалов, известковой муки в Ирафском и Алагирском районах. На эти проекты из федерального бюджета будет выделено 520 млн. рублей, из бюджета Республики Северная Осетия - Алания - 130 млн. рублей, средства из внебюджетных источников составят около 3,6 млрд. рублей. Спрос на продукцию создаваемых предприятий имеется в строительной отрасли Южного федерального округа.
 

2. Развитие туристско-рекреационного комплекса

 
    Одним из приоритетов Программы является обеспечение государственной поддержки туристско-рекреационного комплекса, создание условий для его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынках.
    С учетом имеющихся природно-климатических условий и сложившейся специализации рекреационного комплекса основными направлениями являются спортивный и оздоровительный туризм.
    Развитие туристско-рекреационного комплекса будет способствовать развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. За счет всех источников финансирования предусматривается 57,28 млрд. рублей, из которых 18,07 млрд. рублей - средства федерального бюджета, 3,57 млрд. рублей - средства бюджетов республик юга России, 35,64 млрд. рублей - внебюджетные средства.
    Инвестиции на реализацию проекта "Развитие горнолыжных комплексов на плато Лаго-Наки" в Республике Адыгея составят 7771,9 млн. рублей, из которых 1958,7 млн. рублей - средства федерального бюджета, 572,6 млн. рублей - средства бюджета республики, 5240,6 млн. рублей - средства из внебюджетных источников.
    Программой предусмотрено развитие района Лаго-Накского нагорья в Майкопском районе Республики Адыгея, строительство туристических комплексов "Хаджох", "Партизанский", "Свято-Михайловский" и "Оштен".
    Предусмотренное в проекте строительство автодороги пос. Гузерипль - Лаго-Наки соединит существующие тупиковые автодороги Майкоп - Гузерипль и Майкоп - плато Лаго-Наки, что создаст возможность кольцевого проезда.
    Планируется строительство высоковольтной линии электропередачи напряжением 110 кВ до плато Лаго-Наки протяженностью 40 км и строительство подстанций напряжением 110/10 кВ на плато Лаго-Наки протяженностью 53 км, которые будут снабжать электроэнергией весь горный район республики.
    Инвестиции в развитие туристического комплекса Республики Дагестан составят 708 млн. рублей из федерального бюджета, 171,1 млн. рублей из бюджета республики, 2922 млн. рублей из внебюджетных источников.
    За счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан будет профинансировано строительство инфраструктуры, необходимой для функционирования туристических комплексов "Турали", "Количи", "Дарваг-чай", "Новокаякент", расположенных на побережье Каспийского моря, и горнолыжного комплекса "Чиндерчеро".
    На развитие горнолыжного комплекса Приэльбрусья в Кабардино-Балкарской Республике Программой предусмотрено 13802,8 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета в размере 6951,9 млн. рублей, средства бюджета республики в размере 1228 млн. рублей, внебюджетные средства в размере 5622,9 млн. рублей.
    За счет средств федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики будет профинансировано строительство инфраструктуры, необходимой для функционирования канатных дорог на склонах гор Эльбрус и Чегет, - строительство внешнего электроснабжения канатной дороги, селелавинозащитных сооружений и объектов канализации.
    Строительство автомобильной дороги Кисловодск - Долина Нарзанов - Джилы Су - Эльбрус обеспечит проезд к подножью горы Эльбрус с северо-восточного направления, а также к уникальным источникам минеральной воды Джилы Су, что создаст условия для развития данной туристической зоны, позволит использовать туристический потенциал Кавказских Минеральных Вод.
    Инвестиции в развитие туристического комплекса Республики Калмыкия составят 1086 млн.