Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 337. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ от 07.04.2008 N 82 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ"

Дата документа07.04.2008
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Методические указания
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2008 г. N 11789
    


 

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2008 г. N 82

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 
    В целях совершенствования контроля за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемые Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам.
    2. Управляющим региональными отделениями Фонда обеспечить проведение документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Методическими указаниями.
    3. Признать утратившим силу Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.12.2003 N 134 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 06.12.2003, N 5331) и Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.03.2004 N 18 "О внесении изменений и дополнений в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятии мер по их результатам" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 09.03.2004, N 5664).
    4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя председателя Фонда С.С. Ковалевского.
 

Председатель Фонда
С.В.КАЛАШНИКОВ

 
 
 

Приложение
к Постановлению Фонда
социального страхования
Российской Федерации
от 07.04.2008 N 82

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ

 

Общие положения

 
    Настоящие Методические указания определяют единые требования к назначению, проведению отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и их филиалами <*> документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <**>, составлению и форме актов проверок, а также к порядку вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок.
    


    <*> Далее - отделения (филиалы отделений) Фонда.
    <**> Далее - страхователи.
 
    При осуществлении проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделения (филиалы отделений) Фонда руководствуются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" <*>, Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" <**> (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 <***>, федеральными законами о бюджете Фонда и страховых тарифах на соответствующий год, иными законодательными и нормативными правовыми актами об этом виде обязательного социального страхования, а также настоящими Методическими указаниями.
    
    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686; 2003, N 1, ст. 5; N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 10, ст. 836.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2000, N 2, ст. 131; 2001, N 44, ст. 4152; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2, ст. 3, N 7, ст. 628, N 48, ст. 4737; 2003, N 6, ст. 508, N 17, ст. 1554, N 28; ст. 2887, N 43, ст. 4108, N 50, ст. 4852, N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 35, ст. 3607, N 49, ст. 4851; 2005, N 1 (часть I), ст. 28, 2005, N 52 (I ч.), ст. 5593; 2006, N 52 (ч. I), ст. 5500; 2007, N 1 (ч. I), ст. 22, N 30, ст. 3806.
    <***> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 11, ст. 1181; 2003, N 51, ст. 4987; 2005, N 16, ст. 1457.
 

Порядок назначения документальных выездных проверок страхователей

 
    1. Контроль за начислением, уплатой страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходованием этих средств производится отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей <*>, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
    


    <*> Далее - проверки.
 
    2. Проверки проводятся в соответствии с квартальными планами, которые утверждаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда (управляющим, заместителем управляющего отделения Фонда, директором филиала, заместителем директора филиала <*>).
    
    <*> Далее - руководитель отделения (филиала отделения) Фонда.
 
    При составлении планов используются результаты анализа, проведенного с использованием информационных ресурсов и аналитических возможностей единой интегрированной информационной системы Фонда "Соцстрах" <*>.
    
    <*> Далее - ЕИИС "Соцстрах".
 
    Критерии отбора страхователей для проверки:
    наличие задолженности по уплате страховых взносов и других обязательных платежей в Фонд;
    значительные расходы, произведенные страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в проверяемом периоде;
    резкое изменение сумм выплат, начисленных в пользу работников, при стабильной численности;
    рекомендации по результатам камеральной проверки;
    нерегулярность представления страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации <*>.
    
    <*> Далее - расчетная ведомость по средствам Фонда.
 
    Срок проверки конкретного страхователя устанавливается руководителем отделения (филиала отделения) Фонда и определяется с учетом объема подлежащих проверке расходов страхователя; с учетом численности застрахованных лиц, работающих у страхователя; отдаленности страхователя; транспортных и иных условий.
    В необходимых случаях руководителем отделения (филиала отделения) Фонда могут быть назначены внеплановые проверки страхователей.
    3. Проверка назначается и проводится на основании решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда (приложение N 1).
    Проверка в отношении одного страхователя может проводиться одновременно по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    4. Проверки проводятся работниками контрольно-ревизионных отделов, иными работниками отделения (филиала отделения) Фонда, уполномоченными на проведение проверок решением руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда на территории (в помещении) страхователя.
    В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, проверка может проводиться по месту нахождения отделения (филиала отделения) Фонда.
    5. В день начала проверки проверяющим(и) предъявляются страхователю решение руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки и служебное удостоверение.
    6. В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
    В случае если страхователь по результатам камеральной проверки рекомендован для включения в план проведения документальных выездных проверок, проверке подлежат три календарных года, предшествующих году проведения проверки, и законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.
    7. Выездная проверка не может продолжаться более одного месяца. Указанный срок может быть продлен до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех месяцев.
    Срок проведения проверки исчисляется со дня предъявления страхователю решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
    Основания и порядок продления срока проведения проверки устанавливаются руководителем отделения (филиала отделения) Фонда.
    В рамках проверки отделение (филиал отделения) Фонда вправе проверять начисление, уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и расходование этих средств, а также расходование средств Фонда на обязательное социальное страхование филиалами и представительствами страхователя. При проведении самостоятельной проверки филиалов и представительств страхователя срок проверки увеличивается не более чем на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
    Руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) вправе приостановить проведение проверки.
    Приостановление и возобновление проведения проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда (приложения N 2, N 3).
    8. Повторной проверкой страхователя признается проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же основаниям и за тот же период.
    При проведении повторной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки.
    Повторная проверка страхователя может проводиться:
    а) в порядке контроля отделением Фонда за деятельностью филиала отделения Фонда, проводившего проверку (приложение N 4);
    б) отделением (филиалом отделения) Фонда на основании решения руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления страхователем уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда за текущий период, в которой указаны данные в меньшем (большем) размере, чем в ранее представленной расчетной ведомости (приложение N 4);
    в) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (приложение N 5).
    9. Подготовке к проведению проверки предшествует подготовительный этап работы (не более 2 дней), предусматривающий сбор и анализ в отделении (филиале отделения) Фонда следующей информации о проверяемом страхователе:
    основной вид экономической деятельности, класс профессионального риска, страховой тариф страхователя (обособленного подразделения) и его производств (подразделений), являющихся самостоятельными классификационными единицами, установленная скидка (надбавка) к страховому тарифу;
    отчетные данные по средствам Фонда, представленные страхователем за проверяемый период;
    выплаты в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы, в том числе выплаты в пользу работающих инвалидов;
    сведения о расчетах со страхователем;
    данные о предоставленных страхователю отсрочках (рассрочках);
    номера и даты решений отделения (филиала отделения) Фонда о признании случаев страховыми при оплате временной нетрудоспособности и дополнительных отпусков пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; о финансировании проведения дополнительных и углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; о выделении путевок на санаторно-курортное лечение пострадавшим; о финансировании иных мероприятий за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
    10. В случае непредставления страхователем в ходе проведения проверки запрашиваемых документов проверяющий вправе истребовать необходимые для проверки документы на основании требования о представлении документов (приложение N 6). Документы, которые были истребованы в ходе проверки, должны быть представлены страхователем в десятидневный срок в виде заверенных должным образом копий.
    В случае если страхователь не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, страхователь в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых страхователь может представить истребуемые документы.
    В течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (приложение N 7).
    11. В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке (приложение N 8), в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю.
 

Порядок составления акта проверки страхователя и требования к его оформлению

 
    12. По результатам проверки организации (обособленного подразделения) <*> либо физического лица составляется акт проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с индексом "н/с" <**> (приложение N 9).
    


    <*> Здесь и далее имеются в виду обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанности этих организаций по уплате страховых взносов.
    <**> Далее - акт.
 
    13. Акт должен быть составлен в ходе проверки либо не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в отделении (филиале отделения) Фонда, другой передается руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическому лицу (их представителям).
    14. Акт должен иметь сквозную нумерацию страниц, в нем не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц (руководителя проверяющей группы), проводивших проверку и подписывающих акт.
    15. Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
    16. Вводная часть акта (общие положения) представляет собой общие сведения о проводимой проверке, страхователе и должна содержать:
    номер, который присваивается акту при его регистрации в отделении (филиале отделения) Фонда;
    наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого она проводилась);
    дату подписания акта лицами, проводившими проверку;
    полное и сокращенное наименование проверяемой организации (обособленного подразделения) согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество физического лица;
    регистрационный номер и код подчиненности страхователя;
    код ИФНС России, в которой состоит на учете организация (обособленное подразделение) или физическое лицо;
    ИНН/КПП организации (обособленного подразделения) или ИНН физического лица;
    основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
    основной вид экономической деятельности (код по ОКОНХ/ОКВЭД);
    размер страхового тарифа в соответствии с классом профессионального риска (на каждый проверяемый год);
    установленную скидку (надбавку) к страховому тарифу;
    банковские реквизиты (расчетный (текущий счет), наименование банка, БИК;
    фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, с указанием должности и наименования отделения (филиала отделения) Фонда, который они представляют;
    дату и номер решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки;
    указание на цель проверки: проверка правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;
    период, за который проведена проверка;
    даты начала и окончания проверки. Датой начала проверки является день предъявления руководителю проверяемой организации (обособленного подразделения) либо физическому лицу (их представителям) решения руководителя отделения (филиала отделения) Фонда о проведении проверки, а датой окончания - день подписания справки лицами, проводившими проверку;
    фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации (обособленного подразделения) - руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде на основании приказа. В случае, если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, перечень этих лиц приводится одновременно с указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении их с занимаемой должности;
    установленную дату выплаты заработной платы;
    сведения о наличии комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию;
    сведения о представлении расчетной ведомости по средствам Фонда за проверяемый период;
    сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие вопросы проверены сплошным, а какие выборочным методом;
    перечень проверенных документов;
    перечень непредставленных страхователем документов (в случае неполного представления страхователем необходимых для проверки документов по запросу должностного лица отделения (филиала отделения) Фонда, проводящего проверку);
    иные сведения.
    17. Описательная часть акта проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выявленных нарушений в начислении, уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств либо указание на отсутствие таковых.
    По каждому отраженному в акте проверки факту нарушения должны быть четко изложены:
    период (месяц, год), к которому данное нарушение относится;
    оценка количественного и суммового расхождения между данными, отраженными страхователем в расчетной ведомости по средствам Фонда, и фактическими данными, выявленными при проверке первичных бухгалтерских и иных документов, а также записей в регистрах бухгалтерского учета (Главной книге и журналах ордерах);
    характер нарушения со ссылками на конкретные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, которые нарушены страхователем;
    ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения.
    Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или в приложения к нему. Однородные нарушения могут быть сгруппированы в таблицы, которые в зависимости от объема представленной в них информации включаются в текст акта либо приводятся в приложениях. При наличии приложений в описательной части акта делаются ссылки на прилагаемые материалы с указанием на то, что они являются неотъемлемой частью акта.
    Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего(их), не основанных на достаточных доказательствах.
    18. Итоговая часть акта (заключение) должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):
    сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду экономической деятельности (для страхователя - юридического лица) или основному виду экономической деятельности, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для страхователя - физического лица);
    сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд);
    сведения о расходах, не принятых к зачету в счет страховых взносов в Фонд:
    излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений;
    расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденные документами в установленном порядке;
    расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, на финансирование проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, произведенные при отсутствии решения отделения (филиала отделения) Фонда или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств в соответствии с данными регистров бухгалтерского учета;
    сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;
    сведения о доначисленных страховых взносах;
    факты задержки страховых выплат в установленные сроки;
    расчет пени, начисленной на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств Фонда, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения (филиала отделения) Фонда страхователю;