Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 307. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Росстрахнадзора от 05.06.2008 N 3119/03-04 "О ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 ГОДА N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

Дата документа05.06.2008
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 5 июня 2008 г. N 3119/03-04

 

О ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 7 АВГУСТА 2001 ГОДА N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

 
    Федеральной службой страхового надзора подготовлен обзор ответов на вопросы, наиболее часто возникающие у страховых организаций при применении Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
    Указанные материалы подготовлены с учетом позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
 

Руководитель
И.В.ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ

 
 
 

Приложение

 

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НЕКОТОРЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.08.2001 N 115-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"

 
    Вопрос 1
    Должна ли страховая организация осуществлять идентификацию каждого клиента страховой организации независимо от суммы уплачиваемой им страховой премии по договору страхования.
    Ответ
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона).
    При этом закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от характера и размера совершаемых операций, а также субъектного состава лиц, находящихся на обслуживании в организации, на которых распространяются требования об идентификации.
    Состав сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (в том числе страховой организации), установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
    Одновременно необходимо учитывать, что Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей.
 
    Вопрос 2
    Необходимо ли на каждого клиента страховой организации оформлять анкету клиента, если клиента можно идентифицировать по тем данным, которые указаны в страховых документах.
    Ответ
    Подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций (в том числе страховых организаций) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании (клиента) (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона), систематически обновлять информацию о клиентах, а также определен перечень сведений, подлежащих установлению при идентификации лиц, находящихся на обслуживании.
    Кроме того, Федеральный закон обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе страховые организации), предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей (подпункт 2 пункт 1 статьи 7 Федерального закона).
    Обращаем особое внимание, что в дополнение к предусмотренным пунктом 1 статьи 7 мерам, пунктом 1.3 статьи 7 Федерального закона (введен Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") установлены дополнительные обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на установление особого режима работы с иностранными публичными должностными лицами и их родственниками.
    При этом необходимо разделять обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации лиц, находящихся на обслуживании (клиентов), установлению и идентификации выгодоприобретателей и обязанность по документальному фиксированию сведений в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона при совершении операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
    Порядок проведения идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, а также документального фиксирования информации (в том числе полученной в результате идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции) в соответствии с положением статьи 7 Федерального закона должен содержаться в правилах внутреннего контроля, рекомендации по разработке которых утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р (далее - Рекомендации Правительства РФ), а также Приказом Комитета по финансовому мониторингу Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 104 (далее - Приказ КФМ России от 11.08.2003 N 104).
    Так, в частности, при разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составления документа, рекомендованная форма которого приведена в Приложении N 1 к Рекомендациям, утвержденным Приказом КФМ России от 11.03.2003 N 104.