Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 287. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2001 N 728 (ред. от 04.10.2008 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

Дата документа15.10.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2001 г. N 728

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.08.2006 N 519, от 11.05.2007 N 284, от 07.05.2008 N 364, от 04.10.2008 N 742)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа).
    2. Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации - государственному заказчику-координатору Программы и Федеральному агентству по промышленности - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению предусмотренных Программой мероприятий.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.08.2006 N 519)
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.08.2006 N 519)
    Абзац 2 - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 364)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 октября 2001 г. N 728

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002-2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.08.2006 N 519, от 11.05.2007 N 284, от 07.05.2008 N 364, от 04.10.2008 N 742)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002-2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения - решение Совета Безопасности Российской Федерации от 4 февраля 2000 г. N Пр1, распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2001 г. N 314-р, постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. N 728
Позиция - Исключена.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2008 N 742)
Государственный заказчик Программы - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2008 N 742)
Основные разработчики Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности
Цель и задачи Программы - целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить ежегодные продажи магистральных и региональных самолетов российского производства к 2015 году в объеме 95-100 единиц.
Основными задачами Программы являются: обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники российского производства;
создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок как на внутренний рынок, так и на экспорт;
реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники;
преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции; формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
модернизация парка воздушных судов в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными требованиями ИКАО;
создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2007 N 284, от 07.05.2008 N 364)
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - целевыми индикаторами и показателями Программы являются результаты деятельности гражданского сектора авиационной промышленности России в 2015 году:
объем продаж авиационной техники - 73200 млн. рублей объем продаж авиационных двигателей - 25100 млн. рублей;;
объем продаж в рамках кооперационных проектов - 7200 млн. рублей;
объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники - 12000 млн. рублей;
объем продаж лицензий - 3000 млн. рублей
 показатели осуществления мероприятий по повышению надежности и улучшению эксплуатационных характеристик самолетов;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2007 N 284, от 07.05.2008 N 364, от 04.10.2008 N 742)
Срок и этапы реализации Программы - 2002-2015 годы, в том числе: I этап - 2002-2005 годы; II этап - 2006-2015 годы
Объемы и источники финансирования Программы - объем финансирования Программы в 2002-2005 годах составил 37573,8 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 12790,7 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 12338,8 млн. рублей, на капитальные вложения - 451,9 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 24783,1 млн. рублей.
Объем финансирования Программы в 2006-2015 годах не превысит 352922 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 201497 млн. рублей,
из них:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 151183 млн. рублей, на капитальные вложения - 22789 млн. рублей, на прочие расходы - 27525 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников - 151425 млн. рублей
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2007 N 284, от 04.10.2008 N 742)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются: обеспечение конкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках;
обеспечение в 2006-2015 годах продаж отечественной гражданской авиационной техники и оказание сопутствующих услуг на сумму более 580000 млн. рублей;
создание нового поколения наукоемких технических решений, материалов и технологий для использования в авиационной и других отраслях промышленности.
Показателями социально-экономической эффективности являются: а) на макроуровне:
увеличение вклада авиационной промышленности в прирост валового внутреннего продукта за счет опережающего роста производства и продаж продукции отрасли по отношению к динамике роста экономики страны;
расширение экспорта высокотехнологичной продукции и соответствующее улучшение структуры внешнеторгового оборота;
б) на микроуровне:
формирование в авиационной промышленности эффективных рыночно-ориентированных, обладающих потенциалом саморазвития бизнес-структур нового поколения;
повышение инновационной активности и уровня обновляемости фондов организаций авиационной промышленности и смежных отраслей;
облегчение выхода организаций отрасли на финансовые рынки, расширение использования рынка ценных бумаг для привлечения финансовых ресурсов;
в) в социально-экономической сфере:
сохранение рабочих мест, предотвращение оттока талантливой части научно-технических кадров в другие отрасли экономики;
повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры;
повышение производительности труда;
г) в бюджетной сфере:
обеспечение дополнительных налоговых поступлений;
увеличение экспортной выручки (доходов от продаж)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 364)

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) направлена на решение проблемы конкурентоспособности гражданского сектора авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках гражданской авиационной техники. Ограниченность номенклатуры выпускаемой авиационной техники, а также ее экономические и технические параметры, надежность систем и агрегатов и качество послепродажного обслуживания не в полной мере отвечают платежеспособному спросу авиакомпаний. Использование различных инструментов государственной поддержки не привело к решающему увеличению продаж даже на внутреннем рынке. Напротив, ввоз российскими авиакомпаниями иностранной авиационной техники, включая аналоги выпускаемых российских воздушных судов, приобретает все более массовый характер.
    Причинами возникновения указанной проблемы стали структурные диспропорции в гражданском секторе авиационной промышленности, которые приобрели открытые формы после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ. Многочисленные авиакомпании, появившиеся в результате приватизации парка гражданской авиации, оказались не в состоянии закупать по экономически оправданным ценам то количество воздушных судов, на производство которого была рассчитана российская авиационная промышленность. Снижение объема авиаперевозок в результате падения уровня реальных доходов населения создало в гражданской авиации существенный избыток провозных мощностей, который блокировал спрос на внутреннем рынке гражданской авиационной техники.
    Указанные процессы вызвали острейший дефицит финансовых ресурсов, необходимых для завершения разработок нового конкурентоспособного поколения авиационной техники.
    Преодоление системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России требует концентрации ресурсов, создания эффективной системы управления проектами в рамках всей отрасли. Достижение этих результатов невозможно без участия государства и использования инструментов программно-целевого планирования. Сегодня для реализации проектов такого масштаба и длительности существует только один проработанный механизм государственного регулирования - федеральные целевые программы.
    Целесообразность государственного участия в преодолении системного кризиса гражданского сектора авиационной промышленности России заключается в следующем:
    производство гражданской авиационной техники в России является необходимым условием нормального функционирования воздушного транспорта, для которого перспектива преимущественного перехода на импортную авиационную технику может быть чревата ростом тарифов, особенно на внутренних авиационных перевозках, обеспечивающих экономические связи в пределах территории страны;
    авиационная промышленность является отраслью экономики, которая позволяет изменить структуру валового внутреннего продукта в сторону увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, в сторону опережающего развития экспорта машинно-технической продукции и импортозамещения, а также отхода от сырьевой модели развития экономики страны;
    стабильная работа авиационной промышленности создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда других высокотехнологичных отраслей промышленности благодаря широкой кооперации, необходимой для создания современной авиационной техники;
    авиационная промышленность и ее смежные отрасли выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая сохранение высококвалифицированных рабочих мест в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на производстве и в образовательных учреждениях;
    полноценное функционирование авиационной промышленности, в том числе и для обеспечения обороноспособности страны, возможно только при сохранении и использовании потенциала создания гражданской авиационной техники.
    Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" установлено, что программно-целевой подход является основным принципом развития авиации, финансирование развития которой осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на федеральные целевые программы.
    Таким образом, решение указанных проблем развития авиационной промышленности целесообразно решать в рамках настоящей Программы.
 

II. Основная цель и задачи Программы с указанием срока и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

 
    Целью Программы является принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки), а к 2025 году - не менее 10 процентов. При этом учитывается, что объем поставок российской авиационной промышленности в 2005 году составил менее 1 процента мирового рынка авиационной техники. Преодоление 5-процентного, 10-процентного рубежа позволит в дальнейшем участвовать в конкурентной борьбе за расширение присутствия российской авиационной продукции на мировом рынке. Это потребует как создания новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, так и проведения маркетинговой политики качественно нового уровня.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 364)
    Цель Программы, ее содержание и ожидаемые результаты соответствуют направлениям и приоритетам промышленного развития, изложенным в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р. Реализация настоящей Программы станет существенным вкладом в модернизацию промышленности, развитие высокотехнологичных секторов экономики и активизацию инновационной деятельности, способные обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
    Программа рассчитана на 2002-2015 годы и реализуется в два этапа. Задачей I этапа (2002-2005 годы) фактически было сохранение потенциала гражданского авиастроения России. Выделенные в рамках Программы бюджетные ресурсы не дали ожидаемого результата в форме массового вывода на рынок новых конкурентоспособных образцов авиационной техники, но тем не менее позволили сохранить ядро гражданского авиастроения.
    В рамках II этапа (2006-2015 годы) предстоит реализовать потенциал сохраненной российской авиационной промышленности по созданию новой продукции, одновременно закладывая основу для поддержания конкурентоспособности российской авиационной промышленности в будущем. С этой целью требуется решение следующих взаимосвязанных задач:
    создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок авиационной продукции как на внутренний рынок, так и на экспорт;
    реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники;
    преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции;
    формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
    создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок;
    создание комплексных универсальных тренажеров нового поколения по основным типам гражданских воздушных судов.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.05.2007 N 284)
    Абзацы 11, 12 - Исключены.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 364)
    С учетом сложности продвижения российской авиационной техники на мировые рынки с высоким уровнем конкуренции необходимо с максимальной эффективностью использовать потенциал российской авиационной промышленности в области создания специализированной авиационной техники (ориентированной на относительно узкие секторы рынка) и модификаций серийно производимых самолетов. Таким образом, одним из направлений решения задачи является усовершенствование конструкции самолетов Ил-96-300, Ту-204-300 в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными международными требованиями, поддержка использования созданного задела в области уникальной авиационной техники, не выпускаемой другими мировыми производителями (самолетов Ан-124 и Бе-200), производство модификаций на базе гражданских самолетов Ту-204 и Ил-96, а также доработка и сертификация вертолета Ми-38 и разработка вертолета Ка-62.
    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2007 N 284, от 07.05.2008 N 364)
    Ввиду того, что в современных условиях рыночный успех коммерческой авиационной техники в значительной мере определяется качеством ее обслуживания на стадии эксплуатации, государство в рамках Программы окажет содействие в становлении систем технического обслуживания и ремонта.
    Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006-2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2008 N 364)
    Для решения задачи преодоления технологического отставания российской авиационной промышленности объектом целенаправленной государственной поддержки станет международное кооперационное сотрудничество. Целесообразность государственной поддержки этого направления определяется двумя факторами. С одной стороны, рынок кооперационных поставок в современных условиях международного разделения труда является очень емким, но фактически не освоенным отечественными производителями рыночным сегментом. С другой стороны, это способ освоения российскими производителями методологии, культуры, а также технологий проектирования, производства и управления современными самолетостроительными проектами. Предполагается, что авиационная промышленность России, начав с нижнего уровня кооперации, к концу срока реализации Программы станет разработчиком и поставщиком крупных элементов конструкций воздушных судов, работающим с крупнейшими мировыми производителями авиационной техники в качестве разделяющего риски партнера. Государственная поддержка этого направления предусматривается в формах организации проектных и производственных работ (в том числе через создание элементов инфраструктуры международного сотрудничества), развития проектного потенциала участников международных программ, их технологического перевооружения, а также поддержки выставочной и рекламной деятельности.
    Задача формирования научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем предусматривает создание основы для обеспечения будущей конкурентоспособности отрасли.