Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2003 ГОД" (утв. ЦБ РФ 16.11.2002)

Дата документа16.11.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Основные направления

    

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО - КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2003 ГОД

 
    "Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2003 год" подготовлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
    Одобрено Советом директоров Банка России 16 ноября 2002 года.
 

Введение

 
    "Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2003 год" разработаны Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", принятым в июле 2002 года. Данный документ призван предоставить деловым кругам и широкой общественности информацию о действиях органов денежно - кредитного регулирования в денежной и валютной сфере в будущем году.
    Основные усилия Банка России в 2003 году будут направлены на решение задачи снижения инфляции до 10 - 12%. Последовательное снижение инфляции поддержит преемственность в проведении макроэкономической политики, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, укрепит тенденцию долгосрочного экономического роста. Такой подход согласуется с правительственной Программой социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
    Поскольку на формирование инфляционных процессов в России в настоящее время существенное влияние оказывают структурные факторы, которые находятся вне прямого контроля со стороны Банка России, при определении конечной цели денежно - кредитной политики на предстоящий год Банк России использовал не точечную, а интервальную оценку. Одновременно при принятии решений в области денежно - кредитного регулирования Банк России будет ориентироваться на уровень базовой инфляции, непосредственно зависящей от денежно - кредитной политики и политики валютного курса. Достижение установленного ориентира по базовой инфляции средствами денежно - кредитной политики при тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации позволит достичь в предстоящем году и цели по общему уровню инфляции.
    Для достижения в 2003 году конечной цели денежно - кредитной политики Банк России разрабатывает денежную программу и устанавливает ориентиры темпов роста денежной базы и денежной массы. При этом политика будет проводиться в условиях режима плавающего валютного курса.
    Высокая неопределенность в развитии мировой конъюнктуры, достаточно напряженная ситуация в бюджетной сфере и стремление в максимальной степени обеспечить достижение поставленных целей по снижению уровня инфляции определяют необходимость для Банка России задействовать широкий спектр инструментов денежно - кредитного регулирования, не ограничиваясь традиционными мерами по абсорбированию или пополнению банковской ликвидности.
 

I. Цели и принципы денежно - кредитной политики в современных условиях

 
    Конечной целью единой государственной денежно - кредитной политики, проводимой Банком России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, остается снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. Постепенное снижение уровня инфляции будет способствовать уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. На 2003 год цель по инфляции определена Банком России в интервале 10 - 12%. Установление цели денежно - кредитной политики на предстоящий год в виде интервала темпов инфляции позволит более гибко учесть влияние на инфляцию структурных факторов.
    Банк России, как и любой другой центральный банк, не имеет возможности корректировать методами денежно - кредитной политики динамику потребительских цен, на которую значительное влияние оказывают структурные и волатильные факторы, в течение короткого промежутка времени. Рост цен и тарифов на платные услуги населению, происходящий в результате их административного регулирования, в первую очередь на услуги жилищно - коммунального хозяйства и пассажирского транспорта, немедленно сказывается на динамике индекса потребительских цен. В то же время изменения в денежно - кредитной политике, необходимые для подавления возникшего инфляционного всплеска, скажутся на динамике цен лишь с определенным, достаточно длительным, лагом. В настоящее время фактически сложившиеся лаги воздействия мер денежно - кредитной политики на уровень инфляции уже выходят за пределы полугодия.
    В отсутствие зрелого, конкурентного финансового рынка и достаточно развитой банковской системы механизмы воздействия инструментов денежно - кредитной политики на уровень инфляции все еще слабы. Процентные ставки Банка России пока не оказывают адекватного влияния на ставку межбанковского рынка, который остается узким вследствие сохраняющегося взаимного недоверия банков. Этот же фактор наряду с отсутствием единого рынка межбанковских кредитов и должной конкуренции в банковском секторе ограничивает роль ставки межбанковского рынка в формировании ставок по депозитам и кредитам для клиентов банков. Процентные ставки по банковским кредитам часто не являются определяющими при принятии решений на уровне большинства предприятий и домашних хозяйств, поскольку банковский кредит не набрал критического веса в финансировании деятельности предприятий и населения. В то же время количественные ограничения темпов роста денежной массы в связи с нестабильностью спроса на деньги не гарантируют точного соблюдения цели по инфляции.
    Наконец, набор инструментов денежно - кредитного регулирования, которые реально используются сегодня Банком России, недостаточен для эффективного управления ликвидностью банковского сектора, и потребуется некоторое время для его совершенствования и внедрения в практику денежно - кредитного регулирования.
    Для текущей оценки адекватности проводимой денежно - кредитной политики поставленной цели по общему уровню инфляции Банк России использует показатель базовой инфляции, который в большей степени характеризует результаты воздействия монетарных факторов на инфляционные процессы в экономике. Базовая инфляция представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе регулируются на федеральном и региональном уровнях, а также подвержены воздействию неустойчивых, в том числе и сезонных, факторов. Таким образом, базовая инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями.
    Государственный комитет Российской Федерации по статистике намерен начиная с 2003 года публиковать в составе официальной статистики субиндекс базовой инфляции на ежемесячной основе. Расчет показателя базовой инфляции будет осуществляться в рамках федерального статистического наблюдения за уровнем и динамикой цен с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с заинтересованными организациями.
    После опубликования Госкомстатом России официального показателя базовой инфляции Банком России могут быть внесены уточняющие коррективы в оценки базовой инфляции за 2002 год. При этом незначительные количественные отклонения в оценке базовой инфляции могут возникнуть в результате уточнения весовых коэффициентов набора потребительских товаров и услуг, используемых для расчета этого показателя.
    На 2003 год показатель базовой инфляции устанавливается расчетно, исходя из конечной цели по инфляции и оценки динамики цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий и платные услуги населению.
    Динамика регулируемых цен и тарифов будет также учитываться Банком России при оценке общего спроса на деньги. При этом оценки будут ориентироваться на планы Правительства Российской Федерации по повышению регулируемых цен. В связи с этим максимально точное соблюдение цели по уровню инфляции (измеряемой индексом потребительских цен) будет зависеть от согласованных действий Банка России и Правительства Российской Федерации по управлению инфляционными процессами в стране.
    Базовая инфляция более тесно связана с количественными индикаторами денежно - кредитной политики. Реализация конечной цели денежно - кредитной политики по снижению инфляции, измеряемой по индексу потребительских цен, до запланированного уровня в течение ряда лет осуществлялась Банком России через установление в качестве промежуточной цели диапазона темпов прироста денежного агрегата М2. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снизилась. В настоящее время лаги между изменением денежного агрегата М2 и динамикой потребительских цен существенно увеличились. При этом статистическая взаимосвязь наиболее значима в том случае, когда используется показатель базовой инфляции. Аналогичная зависимость сложилась между показателями базовой инфляции и денежной базы.
    Причина ослабления статистической зависимости между темпами роста денежной массы и индексом потребительских цен заключается в том, что, несмотря на явную тенденцию к снижению скорости обращения денег, ее количественные параметры не являются точно предсказуемыми. Так, в 1998 году скорость обращения по агрегату М2 в среднегодовом выражении снизилась на 0,4%, в 1999 году увеличилась на 17,4%, в 2000 - 2001 годах снижение скорости обращения составило соответственно 3,7 и 15,6%, к концу III квартала текущего года по сравнению с концом III квартала 2001 года ее замедление оценивается на уровне 11%.
 
 

Скорость обращения денег (М2) и индекс потребительских цен (ИПЦ) в 2000 - 2002 годах

 

Рис. не приводится

 
 
    Скорость обращения денег зависит от целого ряда факторов, состав и степень влияния которых в настоящее время подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Не завершен процесс монетизации расчетов, сама платежная система находится на стадии совершенствования путем внедрения современных технологий проведения валовых платежей. Использование населением пластиковых карточек как для оплаты товаров и услуг, так и для хранения своих средств приводит к изменению в тенденциях движения средств на этих счетах. Нестабильна структура денежной массы, особенно соотношение срочных депозитов и депозитов до востребования. Кроме того, наличие накоплений в иностранной валюте существенно влияет на соотношение валютной и рублевой составляющих широкой денежной массы и на формирование текущего спроса на национальную валюту. Неопределенность количественных оценок динамики скорости обращения денег делает функцию спроса на деньги неустойчивой, что не позволяет Банку России полностью полагаться только на рассчитанные на год вперед темпы роста денежных показателей для контроля за инфляцией.
 
 

Прогнозные ориентиры роста денежной массы М2 в 2000 году и ее фактические темпы роста (%)

 

График не приводится.

 

Прогнозные ориентиры роста денежной массы М2 в 2001 году и ее фактические темпы роста (%)

 

График не приводится.

 

Прогнозные ориентиры роста денежной массы М2 в 2002 году и ее фактические темпы роста (%)

 

График не приводится.

 
 
    Приближение фактических темпов роста потребительских цен к целевым показателям инфляции в последние годы происходит при различных (порой очень существенных) отклонениях фактической динамики денежной массы от ее первоначальных прогнозов. Объективные неточности в прогнозных оценках спроса на деньги и затем жесткое следование установленным ориентирам прироста денежной массы при изменении в течение года спроса на деньги могут привести либо к нежелательным инфляционным последствиям, либо к чрезмерным ограничениям совокупного спроса в экономике.
    Такие шоковые воздействия на экономику могут негативно повлиять на ожидания и снизить доверие к проводимой Банком России политике. Поэтому Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно - кредитной политики, то есть не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его корректировки в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.
    Как свидетельствует опыт, Банк России имеет больше возможностей контролировать денежную базу. При этом на уровень совокупного денежного предложения, измеряемого денежной массой, со временем можно будет воздействовать косвенно, через процентные ставки денежного рынка. Банк России считает целесообразным перейти в течение нескольких лет к системе управления, опирающейся преимущественно на процентную ставку, сохранив на первом этапе в качестве ориентиров денежно - кредитной политики показатели денежной массы (М2) и денежной базы.
    В настоящее время главными инструментами контроля над денежными показателями служат: со стороны Банка России - интервенции на валютном рынке и депозитные операции по привлечению средств банков на счета в Банке России по фиксированным процентным ставкам на различные сроки, со стороны Правительства Российской Федерации - изменение величины остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России.
    Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно - кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы "тонкой настройки". Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и его нельзя полностью нивелировать только за счет курсовой политики. Депозитные операции Банка России, проводимые в форме окна постоянного доступа, недостаточно результативны для стерилизации ликвидности, так как банки самостоятельно принимают решения по размещению свободных денежных средств в депозиты.