Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 318. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МЧС РФ N 776, Минэнерго РФ N 508 от 29.12.2003 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"

Дата документа29.12.2003
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методика

    

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 776

 

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 508

 

ПРИКАЗ
от 29 декабря 2003 года

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 
    В соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения <*>, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876, и Порядком определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения <**>, утвержденным Приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтрансом России и Госгортехнадзором России от 18.05.2002 N 243/150/270/68/89, зарегистрированным в Минюсте России 03.06.2002 N 3493, приказываем:
    


    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. II), ст. 4979.
    <**> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 27, стр. 65 - 69.
 
    1. Утвердить Методику определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений предприятий топливно-энергетического комплекса, согласованную Минэкономразвития России письмом от 14.03.2003 N МЦ-234/23.
    2. Возложить на Департамент государственного энергетического надзора Минэнерго России (Михайлова С.А.) совместно с федеральными государственными учреждениями (далее - ФГУ) государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации организацию работы по проверке расчетов вероятного вреда, представляемых организациями топливно-энергетического комплекса России, являющимися владельцами гидротехнических сооружений, и определению величины финансового обеспечения гражданской ответственности этих организаций в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
    3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
    контролировать соответствие зоны причинения вреда расчетным параметрам, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности;
    информировать соответствующие ФГУ государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации о случаях существенного изменения расчетных параметров, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности.
    4. Руководителям ФГУ государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации обеспечить:
    контроль за параметрами состояния гидротехнических сооружений, исходя из значений которых произведен расчет вероятного вреда и определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности;
    выдачу предписаний владельцам гидротехнических сооружений о проведении повторных расчетов вероятного вреда, в случаях, когда принятые в расчете параметры и исходные данные претерпели существенные изменения.
 

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.ШОЙГУ

 

Министр
энергетики Российской Федерации
И.Х.ЮСУФОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МЧС России
и Минэнерго России
от 29.12.2003 N 776/508

 

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЧИНЕН ЖИЗНИ, ЗДОРОВЬЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИМУЩЕСТВУ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

 

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 
    В Методике определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварий гидротехнических сооружений топливно-энергетического комплекса (далее - Методика) используются общепринятые термины и определения в области проектирования, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС), обеспечения безопасности ГТС, а также дополнительно по затрагиваемым вопросам следующие термины и определения:
    владелец гидротехнического сооружения - собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация;
    орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее - орган надзора) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. N 1320 "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" <*>;
    


    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4794.
 
    финансовое обеспечение ответственности - финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
    вероятный вред - оцененный в рублях максимальный вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения;
    авария гидротехнического сооружения - повреждения, разрушения или потеря эксплуатирующим персоналом контроля и управления ГТС вследствие воздействия внешних факторов, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации;
    наиболее тяжелая авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, сопровождающаяся причинением наибольшего вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц;
    наиболее вероятная авария гидротехнического сооружения - авария гидротехнического сооружения, характеризующаяся наибольшим значением среднегодового вреда;
    социальный ущерб - вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц в соответствии с прогнозной оценкой количества погибших и (или) пострадавших людей в результате аварии гидротехнического сооружения;
    убытки, причиненные аварией гидротехнического сооружения, - реальный ущерб и упущенная выгода, которые могут понести физические и юридические лица в результате аварии гидротехнического сооружения;
    реальный ущерб - стоимостное выражение полной или частичной потери основных и оборотных фондов, готовой продукции предприятий, жилищного и коммунального хозяйств, затрат на поддержание жизнедеятельности в зоне чрезвычайной ситуации, вызванной аварией гидротехнического сооружения, затрат на восстановление разрушенной инфраструктуры, утраты плодородия почв и испорченной (утраченной) сельхозпродукции, ущерба, причиненного лесному и рыбному хозяйствам, и т.п., а также стоимостное выражение потерь из-за ухудшения свойств земель, загрязнения водных объектов и т.п.;
    упущенная выгода - стоимостное выражение убытков, вызванных остановкой производства и неисполнением договорных обязательств физическими и юридическими лицами, пострадавшими от аварии гидротехнического сооружения, которые эти лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота;
    зона катастрофического затопления - территория, в пределах которой происходит затопление потоком воды, образующимся в результате гидродинамической аварии и ограниченная сверху створом гидроузла, а снизу - створом с отметкой затопления, соответствующей паводку обеспеченностью 5 процентов.
    Бьеф (верхний или нижний) - часть водотока, примыкающая к водоподпорному ГТС, соответственно выше (верхний бьеф (далее по тексту ВБ)) или ниже (нижний бьеф (далее по тексту НБ)) его по течению.
    В Методике использованы следующие обозначения:
    И_общ - общий реальный ущерб;
    И_1 - ущерб основным производственным фондам;
    И_об - ущерб оборотным производственным фондам;
    И_2 - ущерб готовой продукции предприятий;
    И_3 - ущерб элементам транспорта и связи;
    И_4 - ущерб жилому фонду и имуществу граждан;
    И_5 - расходы на ликвидацию последствий аварии;
    И_6 - ущерб сельскохозяйственному производству;
    И_6 - ущерб лесному хозяйству;
    И_7с - ущерб от потери леса как сырья;
    И_7э - ущерб окружающей среде от затопления лесов;
    И_8 - ущерб окружающей среде от сброса опасных веществ в окружающую среду;
    И_9 - ущерб, вызванный нарушением водоснабжения из-за аварии водозаборных сооружений;
    И_10 - прочие виды реального ущерба.
 

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    2.1. Назначение и условия применения Методики
    2.1.1. Определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, проводится в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельца ГТС.
    Методика предназначена для определения величины вероятного вреда владельцами ГТС в целях определения величины финансового обеспечения ответственности владельцев ГТС при декларировании безопасности ГТС, а также при подаче заявки на включение ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений.
    2.1.2. Методику рекомендуется использовать для ГТС, безопасность которых регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" <*>, владельцы которых обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности, величина которого определяется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" <**>:
    


    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 2, ст. 167.
    <**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. II), ст. 4979.
 
    - при составлении декларации безопасности ГТС, а также при подготовке материалов для внесения ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений;
    - при планировании аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, вызванной аварией ГТС;
    - при обосновании мероприятий, снижающих негативные последствия аварий ГТС;
    - для определения сумм, необходимых для формирования владельцем ГТС финансовых резервов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного аварией ГТС.
    2.1.3. Методика предназначена для определения максимального размера вреда, возможного при заданном сценарии аварии ГТС.
    2.1.4. В Методике, в зависимости от размера объекта, в состав которого входит ГТС, и прогнозируемого сценария аварии и ее последствий, используются следующие методы определения вероятного вреда:
    - метод детальной оценки для возможно точной оценки последствий аварий, в том числе при нахождении в зоне затопления особо опасных или ценных объектов, при наличии подробных сведений о ситуации в зоне затопления, полученных в результате обследования конкретных объектов, находящихся в зоне затопления или влияния водохранилища при проведении специальных обследований;
    - планшетный метод оценки при отсутствии данных об условиях в зонах влияния аварий на ГТС, полученных в результате специальных обследований, но при наличии геоинформационных баз данных и данных, содержащихся в геоинформационных системах (ГИС);
    - метод укрупненных показателей при отсутствии подробных данных о ситуации в зонах воздействия аварий и достаточных данных, содержащихся в геоинформационных системах и применяющий среднестатистические данные о характеристиках объектов и плотности расселения населения в рассматриваемом регионе;
    - метод ориентировочной оценки на предварительной стадии для определения порядка величины вероятного вреда.
    2.1.5. Методика применяется для оценки размера вероятного вреда в целом и для определения отдельных составляющих этого вреда.
    На основании Методики определяются в составе вероятного вреда социальный ущерб и реальный ущерб.
    Методика не предназначена для определения упущенной выгоды (стоимостного выражения убытков, вызванных остановкой производства и неисполнением договорных обязательств лицами, пострадавшими от аварии ГТС, которые эти лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота, в т.ч. и в результате неисполнения договоров энергоснабжения).
    2.1.6. В Методике приведены рекомендации по определению негативных воздействий, вызванных аварией ГТС, развитие которой происходит по выбранному (назначенному) сценарию, в том числе параметров волны прорыва, необходимых для оценки ущерба от гидродинамической аварии, а также справочные макроэкономические данные по регионам России, необходимые для определения вероятного вреда методом укрупненных показателей.
 
    2.2. Классификация ГТС, государственный надзор за безопасностью которых осуществляет Минэнерго России
    2.2.1. Классификация ГТС по типу энергетического объекта.
    ГТС, которые формируют напорный фронт водных объектов, в составе гидроэлектростанций, а также плотин тепловых электростанций.
    ГТС, ограждающие золошлакоотвалы и шламонакопители, в составе тепловых электростанций.
    Ограждающие дамбы наливных водохранилищ - охладителей тепловых электростанций.
    2.2.2. Классификация ГТС в соответствии с действующими нормативными документами.
    Основные ГТС:
    плотины всех типов,
    устои и подпорные стены, входящие в состав напорного фронта,
    дамбы обвалования, переданные на баланс предприятий ТЭК,
    берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения,
    водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения,
    водоприемники и водозаборные сооружения,
    каналы деривационные,
    туннели,
    напорные водоводы и пульпопроводы,
    напорные бассейны и уравнительные резервуары,
    здания русловых, деривационных и гидроаккумулирующих электростанций,
    малые гидроэлектростанции,
    ГТС тепловых электростанций,
    сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов, сельскохозяйственных и народохозяйственных угодий и других народохозяйственных объектов, переданные на баланс предприятиям ТЭК.
 

3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТА ВЕРОЯТНОГО ВРЕДА

 
    3.1. Сценарии аварии ГТС, рассматриваемые при проведении расчета вероятного вреда.
    В целях обоснования принятого в расчете вероятного вреда сценария аварии ГТС в методике все типы сценариев аварии, независимо от вида ГТС, разбиты на четыре группы.
    Первая группа сценариев аварии ГТС - аварии ГТС, связанные с разрушением напорного фронта, сопровождающимся образованием прорана, в который происходит неконтролируемый персоналом ГТС излив воды или жидких отходов при отсутствии ледового покрова или при его наличии.
    Вторая группа сценариев аварии ГТС - аварии ГТС, связанные с повреждением отдельных элементов сооружения, приведшие к необходимости аварийного понижения напора на ГТС и сопровождающегося сбросом воды или жидких отходов с расходом, превышающим максимальный расчетный.
    Третья группа сценариев аварии ГТС - аварии ГТС золошлакоотвалов и шламонакопителей, содержащих в отходах опасные вещества, связанные с нарушением фильтрационной прочности ГТС и его основания, и приведшие к загрязнению опасными веществами территории вне ГТС.
    Четвертая группа сценариев аварии ГТС - аварии ГТС золошлакоотвалов и шламонакопителей, содержащих в отходах опасные вещества, связанные с аварийным прекращением орошения карта, его осушением и пылением опасных веществ.
 
    3.2. Затопление территории в нижнем бьефе, включая гидродинамическую аварию (волна прорыва), снижение уровня грунтовых вод, образование мелководий и заболачивание в верхнем бьефе (первая и вторая группы сценариев аварий ГТС)
    3.2.1. Авария напорного фронта ГТС приводит к образованию волны прорыва, распространяющейся в нижнем бьефе, и осушению верхнего бьефа. Территории, расположенные в долине реки ниже ГТС, подвергаются затоплению и воздействию ударной гидравлической волны, в акватории водохранилища возможно образование участков с большими скоростями течения, а также оползней и обрушений берега из-за фильтрации грунтовых вод.
    Основные составляющие ущербов связаны с параметрами паводковой волны. Степень разрушения зданий и сооружений в первую очередь определяется максимальной удельной (на единицу ширины) энергией потока. При определении сельскохозяйственных и экологических ущербов существенными могут оказаться глубина и время затопления территории. При оценке возможных людских потерь важным фактором (кроме перечисленных) является время добегания волны прорыва до того или иного населенного пункта.
    Точность прогнозирования вероятного вреда напрямую связана с точностью прогнозирования гидродинамических параметров волны прорыва, которая определяется:
    а) выбором сценария (сценариев) разрушения ГТС;
    б) точностью расчета волны отлива (осушения) в верхнем бьефе;
    в) точностью расчета распространения волны прорыва в нижнем бьефе.
    3.2.2. Сценарий аварии ГТС с образованием волны прорыва предполагается как исходный для всех классов ГТС. При этом для ГТС 1 и 2 классов расчет проводится для всех вариантов разрушения напорного фронта, для сооружений 3 и 4 классов принимается вариант, как правило, прорыв земляной плотины, а для сооружений 4 класса с малой емкостью водного объекта и небольшой высотой плотины - одиночный проран. Сценарии уточняются с учетом реального состояния элементов напорного фронта.
    3.2.3. Для оценки гидрографа излива необходимо иметь расчет уровенного режима верхнего бьефа. Расчет, как правило, проводится: при укрупненной оценке - при помощи балансовой ("нуль-мерной") модели верхнего бьефа или одномерных уравнений Сен-Венана, при детальной оценке ущерба - при помощи двумерных уравнений Сен-Венана численными методами.
    3.2.4. Для определения вероятного вреда в результате прохождения волны прорыва должны быть рассчитаны следующие параметры:
    степень возможных разрушений (в баллах);
    границы зоны аварийного затопления;
    максимальные значения глубины и скорости потока в зоне катастрофического затопления, в том числе при наличии ледового покрова;
    время от начала аварии до прихода в данную точку местности прорывной волны (время добегания);
    продолжительность затопления;
    гидрографы излива и график падения уровня верхнего бьефа;
    воздействие плавающего льда на объекты в нижнем бьефе;
    вынос материалов из занесенного водохранилища и области отложений этих материалов в нижнем бьефе.
    Расчет прорывного паводка является задачей речной гидравлики и должен осуществляться численными методами. Для больших плотин, расположенных в густонаселенных районах, в расчетах следует использовать исключительно двумерные (плановые) уравнения мелкой воды (Сен-Венана), решаемые численно.
    В случаях речных долин с широкими поймами и руслами, существенно отличными от прямолинейных, в расчете учитывается взаимовлияние потоков на поймах и в русле.
    При численном моделировании желательно применение нерегулярных треугольно-четырехугольных (гибридных) сеток. Для плотин строительной высотой не выше 15 м и сравнительно простых (близких к прямолинейным) участков долины и русла реки, а также для расчета очень протяженных участков возможно применение одномерных уравнений Сен-Венана с пересчетом поля скоростей на двумерную область.
    3.2.5. По результатам расчета волны прорыва на топографических картах местности заданного масштаба (определяется размерами ГТС и затапливаемых территорий) вплоть до створа, в котором максимальный за время наводнения расход не превосходит расход обеспеченностью 5 процентов, должны быть нанесены в изолиниях (цветовой заливке) следующие параметры:
    максимальные (за время паводка) глубины затопления в метрах (карта глубин затопления);
    максимальные модули скорости течения в м/с (карта скоростей);
    продолжительность затопления в сутках (карта времен затопления);
    время добегания фронта прорывной волны в часах (карта времен добегания);
    степень возможных разрушений в баллах (карта возможных разрушений);
    интенсивность воздействия на население в зонах (карта зон воздействия на население);
    при аварийном истечении из занесенных водохранилищ - области отложения наносов, вынесенных из водохранилища;
    участки возможного образования ледовых заторов.
    Допускается применять электронные топографические карты и ГИС-технологии.
    Карта возможных разрушений строится на основе рассчитанных величин максимальной (за время паводка) удельной (на единицу ширины) энергии потока в каждой точке области катастрофического затопления, в том числе при наличии ледового покрова, которая является определяющим фактором при оценке степени его разрушающего воздействия.