Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 320. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО ФАС РФ от 02.04.2008 N ИА/7334 "О ПРИМЕНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СДЕЛКАМИ С ОБЪЕКТАМИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ" (вместе с "МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ")

Дата документа02.04.2008
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО
от 2 апреля 2008 г. N ИА/7334

 

О ПРИМЕНЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СДЕЛКАМИ С ОБЪЕКТАМИ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

 
    Во исполнение пункта 6 раздела III протокола заседания Совета территориальных органов ФАС России от 20.09.2006 N 2 в целях единообразного применения антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за осуществлением сделок по получению в пользование хозяйствующими субъектами государственного и муниципального имущества, а именно объектов газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения (далее - объекты коммунальной инфраструктуры), ФАС России сообщает.
 

I. Развитие конкуренции путем проведения торгов при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры

 
    В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов.
    По мнению ФАС России, передача прав на указанные объекты коммунальной инфраструктуры хозяйствующим субъектам без проведения торгов (за исключением предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры на праве хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным и казенным предприятиям, предоставления указанных объектов коммунальной инфраструктуры в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа, на основании вступившего в законную силу решения суда) препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, и приводит к ущемлению интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.
    При этом ограничение конкуренции в данном случае происходит не в отношении рынков соответствующих услуг, которые, как правило, находятся в состоянии естественной монополии, - указанные действия ограничивают конкуренцию за обладание правами на объекты коммунальной инфраструктуры, то есть конкуренцию за доступ на соответствующий рынок.
    Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственников имущества, имеющих намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование негосударственным организациям затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного правообладателя.
 

II. Порядок передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями

 
    1. В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является государственной или муниципальной помощью.
    Главой 5 Закона о защите конкуренции предусмотрена процедура предоставления государственной и муниципальной помощи.
    Согласно части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная помощь предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной помощи принимает решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства, если государственная или муниципальная помощь не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.
    Вместе с тем часть 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусматривает, что не является государственной или муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу по результатам торгов.
    2. Согласно части 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного введения или оперативного управления.
    Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
    Следовательно, передача государственным или муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ними, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.
    В связи с тем, что получение хозяйствующим субъектом прав на государственное или муниципальное имущество рассматривается антимонопольным органом как получение преимущества, собственник имущества, закрепленного за государственным или муниципальным унитарным предприятием, должен принимать решение о даче согласия на передачу этого имущества с соблюдением требований статей 19, 20 Закона о защите конкуренции.
    Поскольку предоставление органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны соответствующего муниципального образования либо субъекта Российской Федерации) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции с соблюдением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.
    Следовательно, предоставление государственной или муниципальной помощи путем передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов влечет последствия, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции, а именно возврат имущества (объектов коммунальной инфраструктуры), полученного в результате совершения такой сделки.
    К настоящему письму прилагаются разработанные ФАС России Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
 

III. Порядок действий территориального органа ФАС России при рассмотрении ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности

 
    1. При поступлении ходатайств об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры территориальному органу ФАС России необходимо:
    1.1. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, рассмотреть ходатайство в установленном порядке и в случае отсутствия факторов, которые могут привести к ограничению конкуренции, выдать заключение об удовлетворении ходатайства по форме согласно Приложению 1;
    1.2. осуществлять мониторинг за реализацией сделки и, в случае совершения указанной сделки (передачи имущества) с нарушением требований статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, принять меры, предусмотренные статьей 21 Закона о защите конкуренции;
    1.3. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), рассмотреть ходатайство в установленном порядке и в случае отсутствия факторов, которые могут привести к ущемлению интересов потребителей <*>, выдать заключение об удовлетворении ходатайства по форме согласно Приложению 2;
    


    <*> Поскольку передача прав на объекты коммунальной инфраструктуры без проведения торгов не обеспечивает выбор хозяйствующего субъекта, обеспечивающего наиболее эффективную эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также лучшие условия оказания услуг потребителям, осуществление таких сделок вызовет ущемление интересов потребителей с точки зрения статьи 7 Закона о естественных монополиях.
 
    1.4. осуществлять мониторинг за реализацией сделки и в случае совершения указанной сделки (передачи имущества) не по результатам торгов обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры полностью или частично недействительным.
    2. При поступлении ходатайств об осуществлении сделок с объектами коммунальной инфраструктуры, заключаемых по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо:
    2.1. рассмотреть ходатайства в установленном порядке в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о естественных монополиях;
    2.2. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными.
    3. При поступлении ходатайств после осуществления сделок с объектами коммунальной инфраструктуры (после перехода права <*> на указанные объекты), заключенных без проведения торгов, территориальному органу ФАС России необходимо:
    
    <*> Моментом перехода права считается дата регистрации прав или договора на недвижимое имущество в государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации) либо момент перехода права в соответствии с заключенным договором.
 
    3.1. рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении органом государственной власти или органом местного самоуправления необоснованных преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, и/или обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собственника имущества, а также договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными;
    3.2. рассмотреть вопрос о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении хозяйствующих субъектов (приобретателя и государственного/муниципального унитарного предприятия) по статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление сделки без предварительного согласования с антимонопольным органом;
    3.3. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции, уведомить заявителя о действиях, предпринимаемых территориальным органом ФАС России, по форме согласно Приложению 3;
    3.4. по ходатайству, поданному в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона о естественных монополиях, уведомить заявителя о действиях, предпринимаемых территориальным органом ФАС России, по форме согласно Приложению 4.
    4. При поступлении ходатайств после осуществления сделок с объектами коммунальной инфраструктуры (после перехода права на указанные объекты), заключенных по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо:
    4.1. рассмотреть вопрос о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении хозяйствующих субъектов (приобретателя и государственного/муниципального унитарного предприятия) по статье 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление сделки без предварительного согласования с антимонопольным органом;
    4.2. при соответствии процедуры торгов требованиям статьи 17 Закона о защите конкуренции, в случае если осуществление сделки не привело к ограничению конкуренции - направить хозяйствующим субъектам соответствующие письма по форме Приложений 5 и 6;
    4.3. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов и заключенных по их результатам сделок по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными.
    5. При поступлении уведомлений в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции в случае если сделка была осуществлена без проведения торгов, территориальному органу ФАС России необходимо рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении органом государственной власти или органом местного самоуправления необоснованных преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту, и/или обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения собственника имущества, а также договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными.
    6. При поступлении уведомлений в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции в случае если сделка была осуществлена по результатам торгов, территориальному органу ФАС России необходимо:
    6.1. рассмотреть уведомления в установленном порядке в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции;
    6.2. в случае выявления нарушений статьи 17 Закона о защите конкуренции - обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании торгов и заключенных по их результатам сделок по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры недействительными.
    Обращаем внимание на то, что пролонгация (увеличение срока действия) договора по передаче в пользование объектов коммунальной инфраструктуры осуществляется в том же порядке, что и первоначальное заключение договора, поскольку в течение периода действия договора иные хозяйствующие субъекты, которые предложат более выгодные для собственника имущества условия, могут изъявить желание обладать правом на указанные объекты.
    Также в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры прошу в срок до 31 марта 2008 г. направить главам муниципальных образований рекомендации ФАС России по осуществлению сделок по передаче объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Методические рекомендации по порядку проведения торгов по форме согласно Приложению 7.
 

И.Ю.АРТЕМЬЕВ

 
    
    

Приложение 1

    

РЕШЕНИЕ ФАС РОССИИ (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФАС РОССИИ) ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА НА СОВЕРШЕНИЕ СДЕЛКИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 28 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ" БЛАНК   Наименование лица (лиц), подающего ходатайство   Почтовый адрес, индекс, по которому направляется решение   Решение по результатам рассмотрения ходатайства   В соответствии со статьями 28, 33 Федерального закона от