Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 372. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.07.2001 N 564 "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА"

Дата документа27.07.2001
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа · Перечень
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2001 г. N 564

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА"

 
    В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально - экономическое и культурное развитие, а также содействия реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (далее именуется - Программа).
    2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации.
    Разрешить Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации передавать на договорной основе часть функций государственного заказчика администрациям субъектов Российской Федерации - соисполнителям Программы.
    3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию мероприятий Программы.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 2001 г. N 564

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА"

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2011 ГОДА"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"
  
Основание для разработки Программы - Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1099 "О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года"
  
Государственный заказчик Программы - Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации
  
Основной разработчик Программы - научный центр совершенствования управления экономикой государственного унитарного предприятия "Институт микроэкономики" при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации
  
Основные цели Программы - создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально - культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья;
 воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно - экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса;
 социальная реабилитация, национально - культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах;
 повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально - бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей;
 активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику
  
Основные задачи Программы - развитие сырьевой и производственно - технологической базы традиционных отраслей хозяйствования и отраслей по переработке сырья и продукции, переход на инновационный путь развития;
создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена;
 обеспечение транспортной доступности территорий проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развитие современных экологически безопасных видов транспорта;
 снижение ресурсной зависимости от завоза топлива и нефтепродуктов, преимущественное использование нетрадиционных источников энергии;
 повышение образовательного и профессионального уровня и обеспечение занятости этих народов;
 обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения;
 развитие финансово - кредитной, инвестиционной и информационной инфраструктуры районов их проживания;
 увеличение доходной части бюджетов и повышение эффективности использования собственности региональных и местных органов государственной власти в инвестиционных целях;
 реформирование и повышение эффективности механизма государственной поддержки
  
Сроки и этапы реализации Программы - 2002 - 2011 годы:
I этап - 2002 - 2003 годы;
II этап - 2004 - 2008 годы;
 III этап - 2009 - 2011 годы
  
Перечень основных мероприятий - развитие оленеводства, традиционных отраслей, промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера, комплексная переработка продукции этих отраслей и сохранение природной среды и ресурсного потенциала районов проживания этих народов;
создание факторий и развитие факторийных форм торговли и товарообмена и развитие рыночной инфраструктуры;
 развитие социальной инфраструктуры, системы здравоохранения и сферы услуг;
 духовное и национально - культурное развитие, совершенствование системы образования и повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономических и социальных процессах;
 энергообеспечение жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера и развитие коммуникаций
  
Исполнители основных мероприятий - Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, объединения коренных малочисленных народов Севера, Союз оленеводов России и другие организации
  
Объемы и источники финансирования, направления расход - всего по Программе в 2002 - 2011 годы - 2744,32 млн. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 979,82 млн. рублей;
бюджеты субъектов Российской Федерации - 1366,56 млн. рублей;
внебюджетные источники - 397,94 млн. рублей.
Из них: капитальные вложения - 2278,44 млн. рублей;
научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы - 10,54 млн. рублей;
 прочие текущие расходы - 455,33 млн. рублей
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - повышение уровня жизни коренных малочисленных народов Севера, создание новых рабочих мест и обеспечение занятости, повышение уровня образования, профессиональной подготовки, развитие культуры и международного сотрудничества, повышение конкурентоспособности и товарного выхода продукции местного производства на основе развития традиционных, сопряженных и новых отраслей, восстановление природных ресурсов, развитие инновационного потенциала, снижение ресурсной зависимости территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, повышение доходности региональных и местных бюджетов, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в региональную экономику
  
Контроль за исполнением Программы - Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, другие федеральные органы исполнительной власти по соответствующим направлениям реализации Программы

 

1. Содержание проблемы

 
    Коренные малочисленные народы Севера (далее именуются - коренные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации", ст. 1, п. 6).
    В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных народов общей численностью около 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов от общей численности населения Севера.
    Коренные народы традиционно являются кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями (около 75 процентов этого населения проживает в сельской местности).
    В 50 - 70-е годы государственная поддержка охватывала практически все стороны жизнедеятельности коренных народов. За этот период была создана экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, у 26 коренных народов появилась письменность, развивалась сфера образования и культуры.
    Вместе с тем в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, нарушением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты.
    Негативные процессы в социально - экономическом развитии этих народов крайне усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни.
    Для улучшения социально - экономических условий жизни коренных народов была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991 - 1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс. кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты. Однако основные цели указанной программы не были достигнуты из-за ее ограниченного финансирования.
    Ее продолжением стала федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года".
    Предварительные итоги выполнения этой программы показывают, что ее реализация сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере коренных народов.
    Вместе с тем в условиях жесткого дефицита бюджетных средств реализовать в полном объеме все запланированные в программе мероприятия не удалось. Несмотря на предпринимаемые усилия, не произошло коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных народов.
    К важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится прежде всего развитие традиционных отраслей хозяйствования (оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промыслов, рыболовства и др.), которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства и роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована.
    Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль - оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось почти вдвое.
    Перспективы развития оленеводства связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно - эндокринного сырья, которое после переработки будет использоваться в производстве биостимуляторов, биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов.
    В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. В настоящее время добыча морского зверя ведется в незначительных объемах. Основной резерв повышения товарности морского зверобойного промысла (за исключением китообразных) составляет переработка первичного сырья для обеспечения коренных народов продовольствием, получение ценного жирового сырья для использования в медицинской и парфюмерной промышленности, а также организация глубокой переработки ферментно - эндокринного сырья.
    Клеточное звероводство также находится в состоянии острого кризиса, связанного в основном с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением цен на продукцию звероводства.