Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.07.2001 N 564 (ред. от 20.09.2008 с изменениями, вступившими в силу с 07.10.2008) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

Дата документа27.07.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2001 г. N 564

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.02.2002 N 104, от 06.06.2002 N 388, от 25.07.2007 N 478, от 20.09.2008 N 704)

 
    В целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера на социально - экономическое и культурное развитие, а также содействия реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" (далее именуется - Программа).
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2007 N 478)
    2. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2007 - 2008 годы за счет средств федерального бюджета составляет 414400 тыс. рублей с учетом прогноза цен на соответствующие годы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.07.2007 N 478)
    3. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств на реализацию мероприятий Программы.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2008 N 704)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июля 2001 г. N 564

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.07.2007 N 478, от 20.09.2008 N 704)

 

ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ДО 2008 ГОДА"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
  
Основания для принятия - решения о разработке Программы, дата ее утверждения постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1099,
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2008 N 704)
  
Государственный заказчик Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации
  
Основной разработчик Программы - Государственное научно-исследовательское учреждение "Совет по изучению производительных сил" Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Российской академии наук
  
Цели и задачи Программы - создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на основе укрепления традиционного жизнеобеспечения, содействия занятости и самозанятости, формирования институтов национального самоуправления;
развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства и промыслов) и возрождение национальной культуры коренных малочисленных народов Севера;
 укрепление малого бизнеса в секторе услуг с привлечением представителей коренных малочисленных народов Севера, создание факторий, развитие факторийных форм торговли и товарообмена и других форм сельской кооперации;
 повышение показателей грамотности и доступности общего и начального профессионального образования для коренных малочисленных народов Севера;
 обеспечение здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия коренных малочисленных народов Севера;
 развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера;
 повышение роли коренных малочисленных народов Севера в решении вопросов местного самоуправления, традиционного природо- и землепользования
  
Важнейшие целевые - индикаторы и показатели Программы строительство жилых домов общей площадью 3785 кв. м, общеобразовательных и дошкольных учреждений на 1184 места;
создание оленеводческой базы на 1000 голов, убойного пункта оленей производительностью 200 голов в смену;
строительство водопровода протяженностью 6,275 км, 3 промежуточных баз рыбаков и охотников, 3 специализированных производственных цехов (по переработке дикоросов, скотобойного и лесоперерабатывающего);
 создание 4 предприятий факторийных форм торговли и товарообмена, а также других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов;
 строительство и реконструкция 38 км линий электропередачи;
 налаживание беспроводной телефонной связи для 15 отдаленных районов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2008 N 704)
  
Сроки и этапы реализации Программы - Программа реализуется в 2 этапа (2002 - 2008 годы):
первый этап - 2002 - 2003 годы;
 второй этап - 2004 - 2008 годы
  
Объемы и источники - финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) всего по Программе в 2002-2008 годах - 2774839,49 тыс. рублей (2007-2008 годы - 1144482,99 тыс. рублей),
в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1028140 тыс. рублей (2007-2008 годы - 414400 тыс. рублей);
 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1356607,99 тыс. рублей (2007-2008 годы - 589884,99 тыс. рублей);
 за счет средств внебюджетных источников - 390091,5 тыс. рублей (2007-2008 годы - 140198 тыс. рублей).
 Капитальные вложения в 2002-2008 годах - 2645424,49 тыс. рублей (из них за счет средств федерального бюджета - 1027820 тыс. рублей),
 в том числе:
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 320 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета;
 прочие текущие расходы - 129095 тыс. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
 Капитальные вложения в 2007-2008 годах - 1144482,99 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 414400 тыс. рублей
(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.09.2008 N 704)
  
Ожидаемые результаты реализации Программы - снижение уровня безработицы среди коренных малочисленных народов Севера в 1,5 раза;
повышение уровня благоустройства жилья в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера в 1,3 - 1,5 раза, снижение доли ветхого жилья на 25 процентов;
 увеличение количества занятых представителей коренных малочисленных народов Севера в малом бизнесе, создание сети факторий и других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов;
 повышение показателей грамотности и доступности образования среди коренных малочисленных народов Севера путем строительства новых учебных заведений (школ, дошкольных учебных заведений);
 развитие системы здравоохранения на территориях традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и повышение уровня медицинского обслуживания путем реконструкции и возведения новых больничных корпусов, соответствующих современным требованиям организации оказания медицинской помощи представителям коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания

 

I. Содержание проблемы

 
    Коренные малочисленные народы Севера на протяжении многих веков осваивали полярные и приполярные территории, адаптировались к экстремальным природным условиям, развивали свою самобытную культуру. Обеспечение их социально-экономического развития является национальным приоритетом России.
    Коренные малочисленные народы Севера проживают на территориях своих предков, сохраняют самобытный уклад жизни. В Российской Федерации в настоящее время проживает 30 коренных малочисленных народов Севера общей численностью более 200 тыс. человек, что составляет менее 2 процентов населения Севера России.
    В советский период были созданы экономическая основа и система сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования, появилась письменность у 26 коренных малочисленных народов Севера, развивалась сфера образования и культуры, произошли значительные изменения, связанные с переходом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, изменением системы традиционного воспитания детей, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных малочисленных народов Севера в более крупные населенные пункты.
    Негативные процессы в социально-экономическом развитии этих народов усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к глубокому кризису оленеводства и других видов традиционной деятельности и промыслов, к кризису в системе медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, катастрофическому снижению уровня жизни, сокращению ее средней продолжительности до 45 - 50 лет, росту безработицы (более 50 процентов), снижению реальных доходов национальных домохозяйств в несколько раз.
    Для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов Севера признано целесообразным использовать программно-целевой метод решения проблем. Была принята государственная программа развития экономики и культуры этих народов в 1991 - 1995 годах. В ходе ее реализации были введены в эксплуатацию 419,2 тыс. кв. метров жилья, больницы на 407 мест, школы на 3 тыс. мест, созданы 52 оленеводческих хозяйства и другие объекты.
    Продолжением этой государственной программы стали федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года" и действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", реализация которой в 2002 - 2006 годах из-за дефицита средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлена не в полной мере.
    Большинство участвующих в указанных программах субъектов Российской Федерации не смогли разработать механизм замещения выбывающих источников финансирования инвестиционных проектов за счет привлечения средств внебюджетных источников.
    Проблема социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера имеет комплексный, многофакторный характер. При отсутствии координирующего органа и без проработки единого механизма реализации существует опасность утраты контроля за осуществлением комплексного решения проблемы.
    Распределение ключевых мер, направленных на изменение сложившейся неблагоприятной ситуации в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, по многим федеральным министерствам и агентствам может привести (при отсутствии единого взаимоувязывающего органа) к утрате оперативности и неспособности адекватно и активно реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и культуры коренных малочисленных народов Севера. С целью позитивного воздействия софинансируемых за счет средств федерального бюджета мероприятий, а также для скорейшего достижения положительных результатов возникла необходимость использовать программно-целевой метод решения проблемы.
    Основным способом решения проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера остается централизованный способ, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий.
    За период реализации действующей программы осуществлены следующие мероприятия:
    в Иркутской области - открыт сувенирный цех для Союза общин Елизовского района, оборудована техническими средствами по раскрою и пошиву шкур мастерская школы ремесел в с. Анавгай (Быстринский район), завершено строительство школы на 132 учебных места в с. Верхняя Гутара (Нижнеудинский район), строится оленеводческая база на 1000 голов в пос. Алыгджер (Нижнеудинский район);
    в Кемеровской области - закуплено оборудование для деревообрабатывающего цеха в г. Таштаголе, введен в эксплуатацию такой важный энергетический объект как ЛЭП-35 протяженностью 37 км от пос. Шерегеш до пос. Усть-Кабырза (Таштагольский район), установлены трансформаторная подстанция мощностью 500 кВт в пос. Усть-Кабырза и 3 локальные энергоустановки в поселках Элебеза, Шотайга, Чизнбур, установлена промышленная связь производственного назначения, работающая в автономном режиме на дальние расстояния, в том числе в горной местности, закуплено 14 радиотелефонов для 13 отдаленных поселков Таштагольского района, где невозможна организация проводной связи из-за горно-таежной местности;
    в Мурманской области - завершается строительство пункта забоя оленей в с. Краснощелье (Ловозерский район);
    в Ненецком автономном округе - завершено строительство оленеубойного пункта в пос. Красное, также продолжается строительство хлебопекарни малой мощности в пос. Хорей-Вер;
    в Республике Алтай - организован цех по переработке молока в с. Турочак, для базовой фактории "Республика Алтай" в г. Горно-Алтайске приобретено производственное и лабораторное оборудование для колбасного цеха и мини-пекарни, в Турачакском районе создана опорная фактория;
    в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе - построен жилой дом в пос. Носок (Усть-Енисейский район), продолжается строительство окружного краеведческого музея в г. Дудинке;
    в Республике Саха (Якутия) - завершено строительство оленеводческих баз в местности с. Хатыстыр (Алданский район) и в местности с. Тяня (Олекминский улус), введена в строй оленеводческая база в с. Тополиное (Томпонский улус), строится школа в с. Тяня (Олекминский улус), построен Дом народов Севера в г. Якутске, а также оленеводческая база в Момском районе;
    в Сахалинской области - во всех районах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера при школьных учреждениях действуют лагеря дневного пребывания, в 4 районах - этнолагеря;
    в Уватском районе Тюменской области - приобретено 7 снегоходов "Буран", закуплено 3 электростанции для стойбищ, в которых проживают коренные малочисленные народы Севера;
    в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - приобретен передвижной приемный пункт, который позволяет обеспечить доставку сырья (дикоросов, рыбы), собранного и добытого в отдаленных населенных пунктах автономного округа, и сохранить качество собранной продукции, завершено строительство цехов по переработке ягод и грибов в с. Междуречье;
    в Читинской области - установлены 3 дизельных электростанции, что обеспечило гарантированное и бесперебойное электроснабжение сел Моклакан, Гуля и Средняя Олекма (Тунгиро-Олекминский район);
    в Республике Хакасия - завершено строительство средней школы на 600 мест в с. Балыкса (Аскизский район);
    в Республике Тыва - построен деревообрабатывающий цех, реконструирована дизельная электростанция на 200 кВт в с. Сыстыг-Хем, строятся мини-цеха по переработке ягод, грибов и орехов, забою скота и переработке мяса в с. Кунгуртуг (Тере-Хольский кожуун), а также малокомплектная школа со спортзалом;
    в Приморском крае - построено 6 одноквартирных жилых домов в с. Красный Яр (Пожарский район);
    в Корякском автономном округе - построена линия электропередачи протяженностью 24,21 км, осуществлена реконструкция рыбоперерабатывающей базы в с. Тымлат;
    в Камчатской области - завершено строительство цехов по переработке мяса с убойным пунктом в пос. Красное;
    в Ямало-Ненецком автономном округе - введена в эксплуатацию дизельная электростанция в пос. Зеленый Яр, завершено обустройство фактории "Новая Часелька" (Красноселькупский район), построен склад для фактории "Усть-Юрибей";
    в Амурской области - завершено строительство школы на 192 места в с. Уркан;
    в Хабаровском крае - завершено строительство первой очереди школы на 120 учебных мест в с. Сикачи-Алян, для артели "Тенкур" Амурского района и национальной общины "Найхин" Нанайского района закуплены 2 пилорамы, приобретено скороморозильное оборудование для фактории "Лумукан" в с. Тугур (Тугуро-Чумиканский район), приобретен телефонный концентратор "Системы цифровой коммутации "ЭЛ-КОМ" абонентской емкостью до 300 номеров;
    в Томской области - для обеспечения занятости коренных малочисленных народов Севера в селах Парабель, Каргасок, Иванкино, Тегульдет, Белый Яр и Новошумилово закуплены холодильное оборудование и лодочные моторы, в селах Александровское, Напас, Тегульдет, Степановка закуплены 18 лодочных моторов "Ветерок" и 11 снегоходов "Буран";
    в Солтонском и Красногорском районах Алтайского края -установлены 2 пилорамы;
    в Чукотском автономном округе - введена в эксплуатацию школа-сад-интернат на 160 учеников в с. Канчалан;
    в Магаданской области - закончена реконструкция зданий воинской части под школу-интернат на 98 мест в пос. Эвенск, закуплены холодильные и морозильные установки.
    Ниже представлены общие итоги реализации действующей программы за 2002 - 2006 годы.
    Построено и введено в эксплуатацию жилья общей площадью 12 682,1 кв. метра, завершено строительство 17 школ на 4109 мест, введены в эксплуатацию 3 мини-цеха по переработке мяса, ягод, грибов, лекарственных растений, выделке кож, шкур морского зверя, а также деревообрабатывающие цеха. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов, 1 рыбоперерабатывающая база, Дом охотника на 15 мест. Приобретены 31 снегоход "Буран", 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14 радиотелефонов, телефонный концентратор, 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни, 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные энергоустановки. Введены линии электропередачи протяженностью около 20 км.
    Были организованы 3 фактории, построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера "Дом народов Севера".
    Финансирование указанных мероприятий осуществлялось за счет средств федерального бюджета (в 2002 году - 10027 тыс. рублей, в 2003 году - 94993 тыс. рублей, в 2004 году - 101040 тыс. рублей, в 2005 году - 102050 тыс. рублей, в 2006 году - 205630 тыс. рублей), бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
    Результаты выполнения мероприятий программы показывают, что их реализация пока лишь сдерживает кризисные явления в экономике и социальной сфере, затрагивающие интересы коренных малочисленных народов Севера, отчасти способствует воссозданию традиционного хозяйственного уклада, улучшению транспортной доступности мест традиционного проживания, обеспечению их электро- и водоснабжением, профилактике заболеваний и повышению уровня образования.
    Сохраняются незначительные темпы роста в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных малочисленных народов Севера.
    К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие традиционного жизнеобеспечения (оленеводства, охотничьего, морского и рыбного промыслов и др.). В большинстве районов Севера оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным.
    В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Улов рыбы в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера сократился почти вдвое в последние годы, что связано с отсутствием рынка сбыта. Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшение экономических условий, снижение материальной заинтересованности охотников и другие факторы).