Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 311. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 (ред. от 12.02.2009 с изменениями, вступившими в силу с 27.03.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

Дата документа04.02.2003
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПриказ · Правила
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2003 г. N 4314
    


 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 4 февраля 2003 г. N 11

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

 

(в ред. Приказов Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154, от 25.07.2007 N 103, от 12.02.2009 N 24)

 
    В соответствии со статьями 8 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) приказываю:
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
    1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации".
    2. Признать утратившими силу:
    Приказ Федеральной авиационной службы России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 1999 г., регистрационный N 1778);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 5 августа 1999 г., регистрационный N 1854);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 14 сентября 1999 г. N 53 "О введении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30.12.98 N 375 "Об утверждении Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 1999 г., регистрационный N 1918);
    Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 12 ноября 1999 г. N 105 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Директора ФАС России от 30 декабря 1998 г. N 375 "Об утверждении "Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2000 г., регистрационный N 2069).
    Пункт 3 - Исключен.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
 

Министр
С.ФРАНК

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минтранса России
от 4 февраля 2003 г. N 11

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
"СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТАМ КОММЕРЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ"

 

(в ред. Приказов Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154, от 25.07.2007 N 103, от 12.02.2009 N 24)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. В целях настоящих федеральных авиационных правил применяются следующие основные термины, определения и сокращения:
    Авиационный персонал - лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживания воздушного движения (статья 52 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" <*> (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации).
    


    <*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383.
 
    Аэропорт базирования - аэропорт, заявляемый при обязательной сертификации в качестве постоянного места базирования воздушных судов заявителя (эксплуатанта), имеющий обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.
    Инспекционная проверка заявителя (эксплуатанта) - оценка соответствия представленных заявителем (эксплуатантом) основных данных заявки его реальным производственным возможностям и условиям эксплуатации воздушных судов, а также соблюдения сертификационных требований, указанных в необходимой документации, прилагаемой к заявке.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац пятый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (далее - ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения процедур сертификации и инспекционного контроля эксплуатантов.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац седьмой - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Комплексное заключение по сертификации заявителя (эксплуатанта)" - документ, составленный на основании заключения по экспертизе заявки и необходимой документации, а также акта инспекционной проверки заявителя (эксплуатанта).
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Необходимая документация - документы, представляемые заявителем (эксплуатантом) в уполномоченный орган в области гражданской авиации эксплуатантов в качестве приложения к заявке, включающие заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также данные по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию, документы, используемые заявителем (эксплуатантом) при организации, производстве и обеспечении полетов.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац десятый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац одиннадцатый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Сертификат (свидетельство) эксплуатанта (далее - сертификат эксплуатанта) - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации для подтверждения соответствия эксплуатанта установленным требованиям (приложение N 1 к настоящим Правилам).
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац тринадцатый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац четырнадцатый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац пятнадцатый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Абзац шестнадцатый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
    Эксплуатационные спецификации - приложения к сертификату эксплуатанта, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов (приложение N 2 к настоящим Правилам).
    Заявитель - юридическое или физическое лицо, подавшее заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата или продление срока его действия или внесение изменений в условия эксплуатации заявленных воздушных судов.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Сертификация эксплуатантов - подтверждение соответствия эксплуатантов требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    2. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают общие сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации и процедуры их сертификации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    3. Сертификат эксплуатанта выдается на срок до двух лет.
    Сертификат эксплуатанта не может быть выдан на два или более юридических (физических) лица и не может быть передан одним юридическим (физическим) лицом другому.
    4. Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего сертификата эксплуатанта, не допускается.
    Эксплуатация гражданского воздушного судна для выполнения полетов осуществляется в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях.
    5. Абзац первый - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    По просьбе заявителя сертификация других объектов, подлежащих обязательной сертификации, может быть совмещена с сертификацией эксплуатанта. В этом случае порядок деятельности соответствующих органов по сертификации определяет Центральный орган ССГА.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    6. Каждому эксплуатанту выдается подлинный экземпляр сертификата эксплуатанта.
    Копия сертификата эксплуатанта хранится в уполномоченном органе в области гражданской авиации. Копия сертификата эксплуатанта, являющаяся судовым документом, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью в установленном порядке.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
 

II. ОБЩИЕ СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
    7. Заявитель (эксплуатант) имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.
    8. Заявитель (эксплуатант) для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагает воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования. Настоящее требование соблюдается в течение срока действия сертификата эксплуатанта.
    В качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.
    Воздушные суда эксплуатанта оборудуются в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями для заявленных регионов и видов полетов, а авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет необходимую квалификацию и подготовку.
    9. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, оперативного управления и контроля полетов воздушных судов, подготовки авиационного персонала.
    Требования к производственной базе и ее оборудованию определяются нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации.
    Абзац третий - Утратил силу.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    10. Заявитель (эксплуатант) подтверждает наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала.
    Для оценки достаточности финансовых ресурсов эксплуатант представляет уполномоченному органу в области гражданской авиации финансово-экономические и статистические данные по установленным формам бухгалтерской и государственной статистической отчетности.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 12.02.2009 N 24)
    11. Заявитель (эксплуатант) организует и осуществляет обеспечение полетов в установленном порядке.
    12. Заявитель (эксплуатант) организует выполнение следующих видов обеспечения полетов:
    техническое обслуживание и ремонт авиационной техники;
    обработка и анализ полетной информации;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    обеспечение организации перевозок и/или авиационных работ;
    медицинское обеспечение полетов и медицинское освидетельствование авиационного персонала;
    организация воздушного движения;
    штурманское и аэронавигационное обеспечение;
    обеспечение горюче-смазочными материалами;
    обеспечение заявителя (эксплуатанта) подготовленным персоналом;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    обеспечение полетов службами аэропортов, включая:
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    обеспечение авиационной безопасности;
    обеспечение стоянки (парковки) воздушных судов;
    обеспечение посадки и взлета;
    обслуживание пассажиров, грузов и почты;
    поисковое и аварийно-спасательное обеспечение;
    метеорологическое обеспечение.
    13. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.
    14. Положения руководства по производству полетов, руководства по организации технического обслуживания и руководства по качеству эксплуатанта:
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации требованиям стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации ИКАО, а также требованиям и правилам любого другого государства, в воздушном пространстве которого планируются полеты;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    содержат полные и подробные описания процедур организации, производства, обеспечения полетов и технической эксплуатации воздушных судов;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    регламентируют деятельность авиационного персонала эксплуатанта.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Инструктивные материалы руководств излагаются четко, ясно и не допускают двойного толкования.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Положения других документов эксплуатанта, не представляемых в уполномоченный орган в области гражданской авиации для рассмотрения, не противоречат требованиям названных руководств.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    15. В руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству вносятся изменения и дополнения при:
    изменении условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов;
    введении в действие в области гражданской авиации новых нормативных актов либо внесении изменений в действующие нормативные акты, регулирующие деятельность гражданской авиации.
    Эксплуатант включает в руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания необходимые дополнения по требованию уполномоченного органа в области гражданской авиации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    16. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и своевременно доводит требования положений руководств (в том числе при внесении изменений и дополнений) до персонала эксплуатанта для их изучения и принятия к исполнению.
    Заявитель (эксплуатант) обеспечивает наличие на борту воздушного судна необходимой информации для экипажа и инженерно-технического персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания в части, касающейся производства и обеспечения полетов на данном воздушном судне.
    17. Перечень структурных подразделений и служб, входящих в организационную структуру заявителя (эксплуатанта), включает:
    летное подразделение;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    инженерно-авиационную службу;
    производственно-диспетчерскую службу, имеющую в своем составе подготовленных сотрудников по организационному обеспечению полетов (диспетчеров);
    инспекцию по безопасности полетов;
    службу авиационной безопасности;
    службу организации перевозок и/или авиационных работ;
    службу бортпроводников;
    медицинскую службу;
    службу аэронавигационной информации;
    службу охраны труда (лицо, ответственное за состояние охраны труда).
    Допускаются сокращение указанного перечня структурных подразделений по согласованию с уполномоченным органом в области гражданской авиации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Допускается обеспечение мер авиационной безопасности на договорной основе с сертифицированной организацией при отсутствии в структуре эксплуатанта службы авиационной безопасности.
    Допускается организация медицинского обеспечения на договорной основе с сертифицированной организацией при наличии в штате эксплуатанта врача, осуществляющего контроль соблюдения медицинского обеспечения полетов и санитарно-эпидемиологических требований в гражданской авиации.
    Служба бортпроводников может не входить в организационную структуру эксплуатантов, использующих для коммерческих пассажирских перевозок и/или для выполнения авиационных работ воздушные суда, на которых в соответствии с руководствами по летной эксплуатации типов воздушных судов разрешена перевозка пассажиров без бортпроводников или грузов без бортоператоров.
    Эксплуатант имеет службу аэронавигационной информации или назначает ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями.
    Эксплуатант обеспечивает использование ИСВТ для информационной поддержки процедур сертификации.
    18. Эксплуатант принимает на работу руководящий персонал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
    Эксплуатант предусматривает в штате должности руководящего персонала, ответственного за:
    соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов;
    соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
    обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов;
    организационное обеспечение перевозок и/или авиационных работ;
    обеспечение авиационной безопасности;
    организацию обеспечения безопасности полетов;
    управление качеством.
    19. При проведении работ по сертификации уполномоченный орган в области гражданской авиации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям) должностных лиц, занимающих следующие (равнозначные им по функциям) должности:
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    руководитель;
    заместитель руководителя по организации летной работы;
    заместитель руководителя по инженерно-авиационному обеспечению;
    заместитель руководителя по качеству;
    руководитель летного подразделения;
    главный (старший) штурман, отвечающий за организацию штурманского и аэронавигационного обеспечения полетов;
    заместитель руководителя (начальник инспекции) по обеспечению безопасности полетов;
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 23.12.2005 N 154)
    заместитель руководителя по авиационной безопасности;
    заместитель руководителя (сотрудник), ответственный за организацию перевозок и/или авиационных работ;
    сотрудник, ответственный за обеспечение оперативного контроля, организации, планирования и выполнения полетов;
    руководитель авиационно-учебного центра (при наличии у эксплуатанта авиационно-учебного центра);
    руководители других служб и подразделений, выполняющих функции по организации, производству и обеспечению полетов, связанные с обеспечением безопасности полетов.
    Если в структуре эксплуатанта имеются должностные лица, в подчинении которых находится вышеуказанный руководящий персонал, то эти должностные лица также рассматриваются уполномоченным органом в области гражданской авиации на соответствие установленным квалификационным требованиям.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Допускаются сокращение указанного перечня должностей по согласованию с уполномоченным органом в области гражданской авиации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Эксплуатант в течение 10 дней с момента назначения нового лица на любую из вышеперечисленных должностей уведомляет уполномоченный орган в области гражданской авиации.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    20. Авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке.
    (в ред. Приказа Минтранса РФ от 25.07.2007 N 103)
    Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации, профессиональную подготовку авиационного персонала.
    21. Заявитель (эксплуатант) принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации летный состав, образующий экипажи воздушных судов, в количестве, достаточном для выполнения заявленной программы полетов эксплуатанта, и инженерно-технический состав для организации и выполнения технического обслуживания воздушных судов.
    22. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает условия труда персонала, соответствующие требованиям нормативных актов по охране труда, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по их соблюдению.
    Функциональные обязанности руководящего персонала по охране труда определяются в соответствующих должностных инструкциях.