Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 891. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПИСЬМО Минторга РСФСР от 23.11.89 N 0116 "ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ"

Дата документа23.11.1989
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Положение

    

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ РСФСР

 

ПИСЬМО
от 23 ноября 1989 г. N 0116

 

ОБ ОСНОВНЫХ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 
    Министерство торговли РСФСР направляет для руководства и практического использования прилагаемые Основные инструктивно-методические положения по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в предприятиях розничной торговли, утвержденные Минторгом СССР 19.10.89 N 0111-75.
    Доведите методические положения до подведомственных предприятий и организаций и обеспечьте их неукоснительное соблюдение.
 

Заместитель Министра
торговли РСФСР
В.Л.СОКОЛОВ

 
 
    

Приложение
к письму Минторга РСФСР
от 23.11.89 N 0116

 

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ И ОФОРМЛЕНИЮ ОПЕРАЦИЙ ПРИЕМА, ХРАНЕНИЯ И ОТПУСКА ТОВАРОВ В ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Основные положения регламентируют документальное оформление и учет товаров в предприятиях розничной торговли и его структурных единицах.
    1.2. Материальная ответственность за товарно-материальные ценности организуется в соответствии с "Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 года (с последующими изменениями и дополнениями) <*>, "Указаниями о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации", утвержденными Приказом Министерства торговли СССР от 19 августа 1982 г. N 169 <**>, а также Приказом Министерства торговли СССР от 20 марта 1987 г. N 76 "Об изменениях и дополнениях Указаний о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, и рекомендаций торговым организациям (предприятиям) по улучшению организации материальной ответственности в торговле". <***>
    


    <*> Приказ Минторга РСФСР от 24.08.76 N 282.
    <**> Приказ Минторга РСФСР от 20. . N 286.
    <***> Приказ Минторга РСФСР от 05.06.87 N 094.
 
    1.3. Документальное оформление и учет изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров в комиссионных магазинах регулируются соответственно Инструкцией о порядке приемки, хранения, продажи и учета изделий из драгоценных камней в предприятиях торговли системы Министерства торговли СССР (приложение к Приказу Министерства торговли СССР от 15 декабря 1971 г. N 198) <*> и дополнения к ней, утвержденные Министерством торговли СССР от 16.08.82 N 164 и от 13 февраля 1986 г. N 25 "Об утверждении правил комиссионной торговли непродовольственными товарами". <**>
    
    <*> Приложение 1 к Приказу Минторга РСФСР от 21.03.72 N 96.
    <**> Приказ Минторга РСФСР от 20.03.86 N 80.
 
    1.4. Настоящие Основные положения предусматривают неиспользование типовых межведомственных форм первичной учетной документации, утвержденных ЦСУ СССР, а также Альбома форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании, утвержденного Приказом Министерства торговли СССР от 20 августа 1986 г. N 201 и внесенными дополнениями и изменениями Приказом Минторга СССР от 29.01.88 N 36 (Приказ Минторга РСФСР от 28.11.88 N 229).
    1.5. Учет и хранение бланков строгой отчетности в предприятиях розничной торговли осуществляется в соответствии с письмом Министерства торговли СССР от 16 января 1976 г. N 1-87/268. <*>
    
    <*> Письмо Минторга РСФСР от 23.02.76 N 066.
 
    1.6. Первичные учетные документы по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в предприятиях розничной торговли при условии завершения ревизии хранятся три года в соответствии с "Перечнем типовых документальных материалов, образующихся в деятельности министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий с указанием хранения материалов", утвержденным Главным архивным управлением при Совете Министров СССР 3 декабря 1967 г., а также Приказом Министерства торговли СССР от 6 июня 1973 г. N 120. В случае возникновения споров, разногласий, следственных и судебных дел первичные документы сохраняются до вынесения окончательного решения.
    1.7. Порядок документооборота и технология учета товарных операций в предприятиях розничной торговли в условиях применения вычислительных машин регулируется "Отраслевыми руководящими методическими материалами по созданию и внедрению подсистемы "Бухгалтерский учет" в составе АСУ предприятий (объединений) торговли и общественного питания (ОРММ-учет торговли)", утвержденными письмом Министерства торговли СССР от 13.07.88 N 0119-75.
 

2. Документальное оформление поступления товаров

 
    2.1. Приемка товаров в предприятиях розничной торговли производится в соответствии с "Положением о поставках товаров народного потребления", утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 5 июля 1965 г. N П-6, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7, а также дополнениями и изменениями внесенными постановлениями от 29.12.73 N 81, от 14.11.74 N 98 и от 23.07.75 N 115, уставами железных дорог, водного и автомобильного транспорта, правилами перевозки грузов и другими нормативными актами.
    2.2. Товары, поступающие в предприятия розничной торговли, должны иметь сопроводительные документы, предусмотренные условиями поставки товаров, а также правилами перевозок грузов. Если товар поступил на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то он принимается комиссией и оформляется приемным актом (код по ОКУД 0903003).
    2.3. Товары, отпускаемые поставщиком со своих складов и баз, материально ответственные лица розничных предприятий получают по доверенности. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен "Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получения товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности", утвержденной Министерством финансов СССР от 14 января 1967 г. N 17.
    2.4. При централизованной доставке товаров от поставщиков прием их может осуществляться без доверенности, путем наложения штампа получателя на сопроводительном документе.
    2.5. Оформленные приемные документы являются основанием для расчетов с поставщиками, и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров на предприятиях розничной торговли (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировании).
    2.6. Ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу по решению руководителей областных, краевых и городских управлений торговли могут перемериваться. Перемеривание проводится комиссией в составе товароведа, представителя общественности и материально ответственного лица. Результаты перемеривания тканей оформляются актом (код по ОКУД 0903042) в двух экземплярах (один - материально ответственному лицу, второй - передается в бухгалтерию). Установленная при перемеривании длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке и подписывается членами комиссии с указанием номера и даты акта. Излишки тканей приходуются материально ответственным лицом. В случае установления недостачи предъявляется претензия предприятию - изготовителю.
    2.7. В случаях, когда при приемке товарно-материальных ценностей установлены расхождения по количеству и качеству с данными сопроводительных документов поставщика, оформляется "Акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товарно-материальных ценностей" (код по ОКУД 0903001). Акт составляется приемной комиссией в двух экземплярах (один - для учета движения материальных ценностей, другой - для направления претензионного письма поставщику) с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика), а при неявке последнего, а также в случае, когда вызов иногороднего отправителя (поставщика) не является обязательным, - представителя общественности предприятия. При наличии излишков товаров вызов представителя отправителя (поставщика) не обязателен. Материальные ценности, по которым не установлены расхождения в акте, не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям расхождений не установлено". О составлении акта производится запись в товарно-транспортной накладной.
    2.8. Обезличивание претензионных партий товаров производится после истечения сроков, необходимых для приезда представителя отправителя (поставщика).
    2.9. В случае обнаружения недостачи сверх норм естественной убыли и боя при транспортировании или пересортице товаров, а также при отсутствии сопроводительных документов, подтверждающих количество и качество товаров, необходимо:
    при одногородней поставке вызвать в установленные сроки представителя отправителя (поставщика) для участия в приемке - сдаче товаров и составления двустороннего акта;
    при иногородней поставке, если груз не сопровождается представителем поставщика, вызвать представителя отправителя (поставщика) в сроки, предусмотренные договором.