Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 409. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.12.2005 N 740 (ред. от 14.01.2009 с изменениями, вступившими в силу с 03.02.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2011 ГОДЫ)"

Дата документа08.12.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2005 г. N 740

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2011 ГОДЫ)"

 

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.06.2007 N 373, от 29.12.2007 N 971, от 14.01.2009 N 23)

 
    В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2006-2011 годы)".
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2009 N 23)
    2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать указанную в пункте 1 настоящего постановления программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2009 N 23)
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии до 1 января 2012 года региональных целевых программ учитывать положения программы, утвержденной настоящим постановлением.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2009 N 23)
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ

 
 
    

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2005 г. N 740

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2011 ГОДЫ)"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.01.2009 N 23)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КУЛЬТУРА РОССИИ (2006-2011 ГОДЫ)"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Культура России (2006-2011 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта) - распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 1432-р
 
 
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство культуры Российской Федерации
 
Государственные заказчики Программы - Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство
Основные разработчики Программы - Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральное архивное агентство
Цели Программы - сохранение культурного наследия Российской Федерации; формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан; создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации; развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
Задачи Программы - обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования; поддержка молодых дарований; адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена; разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций; модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации; поддержка культуры народов Российской Федерации; повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - доля национальных фильмов в общем объеме отечественного проката; доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения; доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда; доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов; книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей); увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом; доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории; увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных; доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств; доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры; рост числа участников клубных формирований самодеятельного народного творчества
Сроки реализации Программы - 2006-2011 годы
Объем и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы 128783,58 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 113773,18 млн. рублей;
за счет прочих источников - 15010,4 млн. рублей.
Средства направляются на:
капитальные вложения - в размере 89872,7517 млн. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 402,05 млн. рублей;
прочие нужды - в размере 38508,7785 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
увеличение доли объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, до 35 процентов;
увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;
увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 22 процентов;
укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 20 процентов;
увеличение количества посещений музеев;
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
увеличение показателя средней книгообеспеченности;
увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 20 процентов);
укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынках (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 23 процентов);
развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры (увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом до 1,15 процента к 2011 году);
увеличение количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества; сохранение библиотечных фондов, развитие библиотечного дела на современной основе

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

 
    В 2001-2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
    Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
    Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
    По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
    Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития отрасли является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
    развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
    развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
    Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием. Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
    Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
    Значительная часть затрат, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" (далее - Программа), приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
    Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.
    Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:
    потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
    финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;
    финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;
    сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;
    сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;
    нарушение единого информационного и культурного пространства;
    нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.
    Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.
 

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей

 
    Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
    Исходя из этого целями Программы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
    Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1. Расчеты целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведены в приложении N 2. Показатели эффективности за 2006-2007 годы выполнены в полном объеме.
 

Сохранение культурного наследия Российской Федерации

 
    Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой, традиции народов, населяющих нашу многонациональную страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.
    Достижение указанной цели в рамках Программы предполагает проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов, содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность таких ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.
 

Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан

 
    В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
    Реализация указанной цели в период выполнения Программы означает создание условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим к различным социальным группам.
    Достижение указанной цели предполагает:
    увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок, поддержку молодых дарований, сохранение и развитие системы художественного образования, адресную поддержку профессионального искусства, литературы и творчества, обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
    разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;
    развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.
 

Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации

 
    В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение.
    Достижение указанной цели предполагает:
    выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
    поддержку перспективных творческих проектов в отрасли;
    преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых деятелей культуры и искусства из России;
    поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий.
 

Развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей

 
    Расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры за рубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.
    Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций, фестивалей, популяризацию российского исполнительского искусства в мире, продвижение российских фильмов за рубежом, осуществление международного сотрудничества в области кинематографии, проведение международных выставок-ярмарок.
 

Обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

 
    Реализация указанной цели, с одной стороны, должна обеспечить адаптацию сферы культуры к новым рыночным условиям, с другой, защитить ее от жестких рыночных влияний, предотвратить разрушение отрасли в конкурентной среде.
    В процессе реализации Программы предполагается формирование новых экономических механизмов, направленных на улучшение функционирования отрасли в условиях рыночных отношений. Предложенные решения должны обеспечить успешную деятельность культурных учреждений в рыночной среде и предусмотреть различную степень участия государства и частного капитала в поддержке культуры.
    Будут разработаны методологические подходы к повышению эффективности функционирования различных учреждений культуры.
    Достижение указанной цели предполагает:
    формирование и регулирование рынка культурных ценностей;
    усиление роли государства в защите культурных ценностей народов Российской Федерации;
    приобретение прав на исполнение драматических и музыкальных произведений российских авторов;
    создание новых постановок в драматических и музыкальных театрах, произведений и программ для них, а также цирковых номеров и программ;
    государственную поддержку производства российских фильмов.
    Основными задачами Программы являются поддержка молодых дарований, адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества, обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности, обеспечение культурного обмена, разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры, поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок, обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций, модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации, повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры.
 

Обеспечение сохранности историко-культурного наследия

 
    Решение этой задачи достигается усилением адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на особо значимых движимых и недвижимых объектах культурного наследия, что предполагает:
    поддержание в надлежащем состоянии объектов культурного наследия;
    сохранение федеральной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, запасов фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
    обеспечение безопасности хранения культурных ценностей, находящихся в федеральной собственности.
    Основной объем средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Программы, предусматривается направить на финансирование реконструкции и реставрации объектов культурного наследия федерального значения.
    В рамках реализации Программы предусматривается улучшение технического состояния объектов культурного наследия (реставрация), позволяющее вернуть эти памятники в хозяйственный и культурный оборот.
    Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.
    Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества отреставрированных недвижимых памятников культуры и особо ценных единиц фондового хранения. При решении этой задачи используются индикаторы 2-5 и 7, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
 

Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований

 
    Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования, выявления и поддержки молодых дарований.
    В рамках Программы предполагается проведение мероприятий по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
    Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи. При решении этой задачи используются индикаторы 11 и 12, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
 

Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества

 
    Адресная поддержка искусства и литературы призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны.
    Государство создает условия для развития конкуренции и увеличения потребительского спроса на результаты деятельности в сфере культуры посредством финансовой поддержки фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство. Предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в сфере культуры.
    Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателем количества созданных произведений искусства. При решении этой задачи используется индикатор 12, предусмотренный в приложении N 1 к Программе.
 

Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности

 
    Сохраняет актуальность развитие культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий.
    В рамках Программы предусматривается поддержка авторов новых идей и методов творчества, творческих дебютов в сфере культуры, расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства.
    Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, а также внедренных новых технологий в сфере культуры. При решении указанной задачи используется индикатор 12, предусмотренный в приложении N 1 к Программе.
 

Обеспечение культурного обмена

 
    Ключевой задачей политики государства в сфере культуры в условиях расширения прав субъектов Российской Федерации остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных ценностей и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
    Реализация этой задачи требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности.
    Ожидаемые результаты реализации указанной задачи представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов, фестивалей и выставок. При решении указанной задачи используются индикаторы 13, 14 и 16, предусмотренные в приложении N 1 к Программе.
 

Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры

 
    В условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения формирования информационных сетей в сфере культуры.