Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 295. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Минздравсоцразвития РФ) (Часть 2)

Дата документа09.06.2007
Статус документаДействует
МеткиМетодические указания

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Министра здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ

 

СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
Т.А.ГОЛИКОВА
9 июня 2007 года

 

ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

Часть II. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 
    РЕФЕРЕНТ: Часть I Отраслевых особенностей включена в систему отдельным документом
 
 

18. Порядок учета целевых внебюджетных средств ОМС

 

18.1. Нормативная база

 

N п/п Полное наименование Реквизиты Сокращенное наименование
1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
2 О медицинском страховании граждан в Российской Федерации Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 23.12.2003) Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
3 Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан (утв. ФФОМС 03.10.2003 N 3856/30-3/и) (ред. от 10.05.2006) Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан

 

18.2. Организация расчетов с ФФОМС и ТФОМС

 
    Предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС осуществляется на основании договора между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией (и/или ТФОМС).
    Услуги, оказанные учреждением здравоохранения по программам ОМС, являются возмездными (ст. 779 ГК РФ) и учитываются в рамках приносящей доход деятельности.
    Медицинское учреждение, имеющее лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи, использует поступившие средства в соответствии с договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по территориальной программе ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по ОМС на территории субъекта Российской Федерации.
    Медицинское учреждение ведет учет услуг, оказанных застрахованным, и предоставляет ТФОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам учета и отчетности, утвержденным в установленном порядке.
    Расчеты между страховой медицинской организацией (ТФОМС) и медицинским учреждением производятся путем оплаты ею счетов медицинского учреждения.
    Аналитический учет средств ОМС ведется отдельно от других средств по приносящей доход деятельности.
    Средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц, относятся к средствам целевого финансирования и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 14 ст. 251 НК РФ).
    Доходы в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, от страховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет этих доходов, не подлежит амортизации (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).
    Необходимым условием освобождения стоимости полученного медицинским учреждением от страховой организации имущества от обложения налогом на прибыль является указание в документах на передачу имущества источника его приобретения: "за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий".
 

18.3. Порядок бюджетного учета целевых внебюджетных средств ОМС

 
    Средства, получаемые медицинскими учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельности в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам отражаются в учете как целевые средства с кодом "2" в восемнадцатом разряде кода счета бюджетного учета.
    Начисление задолженности ТФОМС, страховой медицинской организации за оказанные учреждением медицинские услуги в рамках программ ОМС производится на основании реестров фактически оказанных услуг и отражается по дебету счета 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 2 401 01 180 "Прочие доходы".
    Оплата расходов, произведенных за счет средств, полученных в рамках базовой и территориальной программ ОМС, осуществляется по соответствующим статьям и подстатьям ЭКР:
    по подстатье 211 "Заработная плата" - в части расходов по оплате труда сотрудникам;
    по подстатье 213 "Начисления на оплату труда" - в части расходов по оплате учреждением ЕСН, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    по подстатье 226 "Прочие услуги" - в части расходов по оплате договоров на проведение анализов в других учреждениях при отсутствии своей лаборатории, по оплате договоров за организацию питания при отсутствии своего пищеблока и др.;
    по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - в части расходов по оплате договоров на приобретение материалов.
    Произведенные медицинским учреждением в рамках базовой и территориальной программ ОМС фактические расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240101200 "Расходы учреждения" (240101211, 240101213, 240101226, 240101272) и кредиту счета 230201730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате", соответствующих счетов аналитического учета счета 230300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (230302730, 230306730), счета 230209730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг", соответствующих счетов аналитического учета счета 210500000 "Материальные запасы" (210501440, 210502440, 210505440, 210506440).
    Оплата дополнительных расходов, произведенных учреждением за счет средств территориальной программы ОМС (при соблюдении условий, установленных законодательством), осуществляется по подстатьям 223 "Коммунальные услуги", 225 "Услуги по содержанию имущества" в части расходов по оплате соответственно договоров на оказание коммунальных услуг и услуг по содержанию нефинансовых активов; по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" - в части расходов по оплате договоров на приобретение основных средств.
    Произведенные медицинским учреждением в рамках территориальной программы ОМС (при соблюдении условий, установленных законодательством) фактические расходы отражаются записями по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240101200 "Расходы учреждения" (240101223, 240101225) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 230200000 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (230206730, 230208730).
    Произведенные учреждением в рамках территориальной программы ОМС (при соблюдении условий, установленных законодательством) капитальные вложения в основные средства отражаются по дебету счета 210601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" и кредиту счета 230219730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств".
    При отражении фактических расходов, произведенных в рамках базовой и территориальной программ ОМС, счет 210604000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)" не применяется.
    Безвозмездное поступление в учреждение здравоохранения медицинского оборудования и материалов от ТФОМС в рамках территориальных программ ОМС, от страховых медицинских организаций за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий отражается записью по дебету счета 210601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства", соответствующих счетов аналитического учета счета 210500000 "Материальные запасы" (210501340, 210502340, 210505340, 210506340) и кредиту счета 2 401 01 180 "Прочие доходы".
    Медицинское учреждение ведет учет услуг, оказанных застрахованным лицам, и предоставляет ТФОМС и страховым медицинским организациям сведения по формам учета и отчетности, утвержденным в установленном порядке.
    Аналитический учет средств ОМС ведется отдельно от других средств по приносящей доход деятельности.
    Записи по отражению в бюджетном учете операций с целевыми средствами ОМС:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
Поступление на счет медицинского учреждения целевых средств за оказанные услуги в рамках базовой и территориальных программ ОМС.
1 Начисление задолженности ТФОМС, страховой медицинской организации за оказанные учреждением медицинские услуги в рамках программ ОМС. Реестр фактически оказанных услуг 2 205 10 560 2 401 01 180
2 Поступление средств на лицевой (банковский) счет учреждения по средствам от приносящей доход деятельности от ТФОМС, страховой медицинской организации. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 201 01 510 (с одновременным отражением по забалансовому счету 17) 2 205 10 660
Расходование средств, полученных учреждениями в рамках базовой и территориальной программ ОМС.
3 Начисление заработной платы работникам медицинского учреждения в рамках программ ОМС. Расчетно-платежная ведомость 2 401 01 211 2 302 01 730
4 Начисление ЕСН на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 02 730
5 Начисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на заработную плату работников, занятых в рамках программ ОМС. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 06 730
6 Списание материальных запасов: медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев, реактивов и химикатов, стекла и химической посуды, продуктов питания, мягкого инвентаря и др. Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) 2 401 01 272 2 105 XX 440
7 Признание расходов по прочим услугам: Акт оказанных услуг 2 401 01 226 2 302 09 730
 по оплате договоров на проведение анализов в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории);    
 по оплате договоров за организацию питания (при отсутствии своего пищеблока) и др.    
8 Признание расходов по коммунальным услугам, предусмотренных в рамках Территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством. Акт оказанных услуг 2 401 01 223 2 302 06 730
9 Признание расходов по услугам по содержанию имущества, предусмотренных в рамках Территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством. Акт оказанных услуг 2 401 01 225 2 302 08 730
10 Формирование первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в рамках Территориальной программы ОМС, при соблюдении условий, установленных законодательством. Накладная 2 106 01 310 2 302 19 730
Получение учреждениями здравоохранения от ТФОМС медицинского оборудования и материалов в рамках территориальных программ ОМС.
11 Формирование первоначальной стоимости основных средств, поступивших в медицинское учреждение в рамках программ ОМС. Накладная 2 106 01 310 2 401 01 180
12 Принятие к учету объектов основных средств, поступивших в рамках программ ОМС, по первоначальной стоимости. Акт ф. N ОС-1 2 101 XX 310 2 106 01 410
13 Формирование фактической стоимости материальных запасов, поступивших в медицинское учреждение в рамках программ ОМС (на основании нескольких договоров). Накладная 2 106 04 340 2 401 01 180
   2 302 05 730
   2 302 09 730
14 Принятие к учету материальных запасов, полученных в рамках программ ОМС (по одному договору). Накладная 2 105 XX 340 2 401 01 180
15 Принятие к учету материальных запасов, полученных в рамках программ ОМС, по фактической стоимости. Требование-накладная ф. N М-11 (0315006) 2 105 XX 340 2 106 04 440
Поступление в учреждение здравоохранения от страховых медицинских организаций имущества, приобретенного за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий.
16 Формирование первоначальной стоимости основных средств, поступивших в медицинское учреждение от страховой медицинской организации. Накладная 2 106 01 310 2 401 01 180
17 Формирование фактической стоимости материальных запасов, поступивших в медицинское учреждение от страховой медицинской организации. Накладная 2 105 XX 340 2 401 01 180

 

19. Порядок учета операций по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

 

19.1. Нормативная база

 
    Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок реализации и финансирования приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, формируется ежегодно в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете, о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий финансовый год.
    Нормативно-правовую базу по приоритетному национальному проекту составляют Постановления Правительства РФ, утвержденные в соответствии с указанными федеральными законами, а также принятые в их исполнение приказы Минздравсоцразвития России, ФФОМС и ФСС РФ.
    Нормативные документы, регламентирующие общеустановленный порядок осуществления отдельных хозяйственных операций:
 

N п/п Полное наименование Реквизиты Сокращенное наименование
1 Об утверждении Положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 714 Постановление Правительства РФ N 714
2 О родовом сертификате Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2005 N 701 (ред. от 25.10.2006) Приказ Минздравсоцразвития России N 701
3 Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 (ред. от 16.05.2005) Приказ Минздравсоцразвития России N 83
4 Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 Приказ Минздравсоцразвития России N 487
5 Об организации медицинской помощи Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 N 633 Приказ Минздравсоцразвития России N 633
6 Об оснащении санитарного автотранспорта Приказ Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 N 752 Приказ Минздравсоцразвития России N 752
7 Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований Приказ Минздравсоцразвития России от 01.12.2005 N 753 Приказ Минздравсоцразвития России N 753

 

19.2. Порядок учета родовых сертификатов

 

Организация учета родовых сертификатов.

 
    Родовые сертификаты являются документами строгой отчетности и должны храниться в специальных помещениях, сейфах или специально изготовленных шкафах, обитых оцинкованным железом, с надежными внутренними или навесными замками. Помещения, сейфы, шкафы, где хранятся родовые сертификаты, должны быть закрыты на замки и опечатаны печатью.
    Бланки родовые сертификаты подлежат учету на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 рубль за один бланк.
    Списание бланков родовых сертификатов с забалансового счета 03 осуществляется по истечении установленных сроков хранения корешков родовых сертификатов, испорченных родовых сертификатов, а также при установлении факта утери, хищения бланков родовых сертификатов на основании следующих документов:
    Акт об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек;
    Акт об уничтожении испорченных родовых сертификатов;
    Акт о списании бланков строгой отчетности (0504816).
    В аналитическом учете по счету 03 бланки родовых сертификатов учитываются обособленно от корешков бланков родовых сертификатов.
 

Документальное оформление операций с родовыми сертификатами.

 
    Прием родовых сертификатов в учреждении здравоохранения, оказывающем медицинскую помощь женщинам в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе, осуществляется на основании накладных от исполнительного органа ФСС РФ.
    Учет прихода и расхода родовых сертификатов осуществляется в Книге учета прихода родовых сертификатов женской консультацией <*>. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и иметь на последней странице запись, содержащую количество страниц, наименование, печать и подпись руководителя учреждения здравоохранения.
    


    <*> Приложение N 2 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Записи в Книге производятся в хронологическом порядке лицом, ответственным за получение, выдачу и хранение родовых сертификатов. Ответственное лицо назначается приказом руководителя учреждения здравоохранения.
    Последней страницей в книге учета является внутренний лист, а не внутренняя часть задней обложки. Поэтому печать и все записи производятся на последней странице последнего внутреннего листа.
    Родовый сертификат выдается женщине при сроке беременности 30 недель (при многоплодной беременности - 28 недель) и более и заполняется учреждением здравоохранения, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности и родов.
    Заполнение родового сертификата производится в соответствии с утвержденными требованиями <*>.
    
    <*> Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Лечащие врачи либо работники учреждения здравоохранения, оформляющие родовые сертификаты централизованно, на основании приказа руководителя учреждения получают родовые сертификаты под отчет от ответственного лица.
    При получении новых родовых сертификатов корешки ранее полученных родовых сертификатов сдаются ответственному лицу.
    Учет распределения родовых сертификатов осуществляется в Книге учета распределения родовых сертификатов женской консультацией <*>.
    
    <*> Приложение N 3 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Оформленные корешки родовых сертификатов хранятся в учреждениях здравоохранения в течение трех лет, после чего уничтожаются в этом же учреждении в соответствии с Актом об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек <*>.
    
    <*> Приложение N 4 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Учреждения здравоохранения ведут учет испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов в Книге учета испорченных, утерянных, похищенных родовых сертификатов <*>. В конце года учреждения здравоохранения передают информацию об испорченных, утерянных и похищенных родовых сертификатах в исполнительные органы ФСС РФ.
    
    <*> Приложение N 5 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Испорченные родовые сертификаты хранятся в учреждениях здравоохранения в отдельной папке, имеющей их опись, в которой указываются фамилия, имя, отчество лечащего врача, выдавшего родовой сертификат, дата сдачи, номера и серии испорченных родовых сертификатов.
    Уничтожение испорченных родовых сертификатов производится в учреждениях здравоохранения по истечении трех лет комиссией, созданной по приказу руководителя учреждения, по Акту об уничтожении испорченных родовых сертификатов <*>.
    
    <*> Приложение N 6 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Учреждения здравоохранения представляют в исполнительные органы ФСС РФ:
    Отчеты-заявки на получение родовых сертификатов на соответствующий квартал <*> - ежеквартально, в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчеты-заявки представляются независимо от того, имеется ли необходимость в получении новых родовых сертификатов;
    
    <*> Приложение N 7 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Заявку на родовые сертификаты на следующий календарный год <*> - ежегодно, до 1 февраля текущего года.
    
    <*> Приложение N 8 к Порядку обеспечения родовыми сертификатами, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России N 701.
 
    Отчет-заявка и заявка подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения здравоохранения и заверяются печатью учреждения.
    Ответственность за получение, распределение и хранение родовых сертификатов, а также их учет и отчетность по ним несут руководители и главные бухгалтеры учреждений здравоохранения.
 

Учет финансирования расходов, связанных с оплатой услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также но диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни.

 
    Порядок финансирования расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, устанавливается постановлением Правительства РФ на очередной финансовый год <*>.
    


    <*> Порядок финансирования указанных расходов в 2007 году установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 869.
    В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 852, а также утвержденные в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.2006 N 5, Приказ ФСС РФ от 10.01.2006 N 3.
 
    Оплата учреждениям здравоохранения оказанных услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни осуществляется в соответствии с договором, заключенным отделением ФСС РФ с учреждением здравоохранения по установленной законодательством форме.
    Обязательным условием заключения договора является наличие у учреждения здравоохранения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальностям "Акушерство и гинекология" и (или) "педиатрия".
    Оплата услуг учреждений здравоохранения осуществляется региональными отделениями ФСС РФ исходя из расчета:
    3 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности;
    6 тыс. рублей за каждую женщину, получившую соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь женщинам в период родов и в послеродовой период;
    1 тыс. рублей за каждого ребенка, получившего соответствующие услуги в учреждениях здравоохранения, осуществляющих диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.
    Основанием для оплаты оказанных учреждением здравоохранения услуг являются талоны родовых сертификатов.
    Аналитический учет средств, поступающих от отделений ФСС РФ на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, ведется обособленно от других средств по приносящей доход деятельности.
    Полученные от региональных отделений ФСС РФ средства расходуются учреждениями здравоохранения (их структурными подразделениями), в которых оказана амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, оказана стационарная помощь женщинам в период родов и в послеродовой период, осуществлялось диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, на цели, установленные постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год.
    Порядок и условия расходования указанных средств утверждаются Минздравсоцразвития России.
    Суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности учреждений здравоохранения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль <*>.
    
    <*> В соответствии с п. 2, 3 ст. 251 НК РФ.
 
    Начисление учреждением здравоохранения доходов за оказанные медицинские услуги осуществляется на основании талонов родовых сертификатов, реестров родовых сертификатов по дебету счета 220510560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам" и кредиту счета 240101180 "Прочие доходы".
    Произведенные учреждением за счет средств, полученных от региональных отделений ФСС РФ, расходы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 240101200 "Расходы учреждения" (240101211, 240101213, 240101272), счета 210601310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства" и кредиту счета 230201730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате", соответствующих счетов аналитического учета счета 230300000 "Расчеты по платежам в бюджеты" (230302730, 230306730), соответствующих счетов аналитического учета счета 210500000 "Материальные запасы" (210501440, 210502440, 210505440, 210506440), счета 230219730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств".
    Записи по отражению в бюджетном учете операций по поступлению денежных средств и оказанию медицинских услуг:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
Отражение в учете операций движения бланков родовых сертификатов.
1 Получение бланков родовых сертификатов от исполнительного органа ФСС РФ. Накладная исполнительного органа ФСС Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности", аналитика по МОЛ  
2 Выдача бланков родовых сертификатов работникам учреждения здравоохранения, заполняющим родовые сертификаты, а также возврат корешков родовых сертификатов. Книга учета распределения родовых сертификатов женской консультацией Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности" аналитика по МОЛ Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности", аналитика по МОЛ
3 Списание корешков родовых сертификатов по истечении установленного срока их хранения. Акт об уничтожении корешков родовых сертификатов, срок хранения которых истек  Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности" аналитика по МОЛ
4 Списание испорченных родовых сертификатов по истечении установленного срока их хранения. Акт об уничтожении испорченных родовых сертификатов  Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности" аналитика по МОЛ
5 Списание утерянных, похищенных бланков родовых сертификатов. Акт о списании бланков строгой отчетности (0504816)  Забалансовый счет 03 "Бланки строгой отчетности" аналитика по МОЛ
Отражение в учете операций с доходами от оказанных медицинских услуг.
6 Начисление доходов за оказанные медицинские услуги. Счет, Талоны родовых сертификатов, Реестр родовых сертификатов 2 205 10 560 2 401 01 180
7 Поступление целевых средств по родовым сертификатам на лицевой счет учреждения, открытый в органе, организующем исполнение бюджета (банковский счет). Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 201 01 510 (одновременно по забалансовому счету 17) 2 205 10 660
Отражение в учете операций расходования целевых средств, полученных от ФСС РФ за оказанные медицинские услуги.
8 Начисление заработной платы медицинскому персоналу учреждения здравоохранения. Расчетно-платежная ведомость 2 401 01 211 2 302 01 730
9 Начисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 02 730
10 Отчисления по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 06 730
11 Принятие к учету медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения. Накладная 2 105 01 340 2 302 22 730
  2 105 02 340  
  2 105 05 340  
  2 105 06 340  
12 Списание израсходованных медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения. Акт о списании материальных запасов (0504230) 2 401 01 272 2 105 01 440
  2 105 02 440
  2 105 05 440
  2 105 06 440
13 Отражение капитальных вложений в медицинское оборудование, инструментарий. Накладная 2 106 01 310 2 302 19 730
14 Принятие к учету медицинского оборудования, инструментария. Акт ф. N ОС-1 (0306001), Акт ф. N ОС-1б (0306031) 2 101 04 310 2 106 01 410
 2 101 06 310  
15 Расчет с поставщиком за медицинское оборудование, инструментарий. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 302 19 830 2 201 01 610 (одновременно по забалансовому счету 18)
16 Расчет с поставщиком за медикаменты, продукты питания, мягкий инвентарь, изделия медицинского назначения. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 302 22 830 2 201 01 610 (одновременно по забалансовому счету 18)
17 Перечисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 303 02 830 2 201 01 610 (одновременно по забалансовому счету 18)
18 Перечисление сумм по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 303 06 830 2 201 01 610 (одновременно по забалансовому счету 18)

 

19.3. Порядок учета операций в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи

 
    Выполнение учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи осуществляется на основании договора учреждения с ТФОМС, составленного по типовой форме <*>.
    


    <*> Оказание дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на соответствующий финансовый год, утверждаемой Постановлением Правительства РФ.
 
    Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение указанными учреждениями здравоохранения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи утверждается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год <*>.
    
    <*> В 2007 г. действует Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 825.
    В 2006 г. действовал Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 30.12.2005 N 133, Приказ Минздравсоцразвития России от 22.05.2006 N 367.
 
    В связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи с врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) должны быть заключены в письменной форме дополнительные соглашения к трудовым договорам.
    Порядок оформления трудовых отношений устанавливается приказом Минздравсоцразвития России <*>.
    
    <*> В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2005 N 816.
 
    Записи по бюджетному учету операций выполнения учреждениями здравоохранения государственного задания:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
Отражение операций финансового обеспечения учреждений здравоохранения на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей).
1 Начисление задолженности за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Бюджетная заявка 2 205 10 560 2 401 01 180
2 Поступление от ТФОМС целевых средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 201 01 510 (с одновременным отражением по забалансовому счету 17) 2 205 10 660
3 Начисление заработной платы работникам медицинского учреждения, оказывающим дополнительную медицинскую помощь. Расчетно-платежная ведомость 2 401 01 211 2 302 01 730
4 Начисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на заработную плачу работников, оказывающих дополнительную медицинскую помощь. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 02 730
5 Начисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на заработную плату работников, оказывающих дополнительную медицинскую помощь. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 06 730
6 Начисление сумм возвратов средств, не использованных на оплату дополнительной медицинской помощи. Справка ф. 0504833 2 401 01 180 2 205 10 660
7 Перечисление учреждением ТФОМС средств, не использованных на оплату дополнительной медицинской помощи. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 205 10 560 2 201 01 610 (одновременно уменьшение по забалансовому счету 17)

 

19.4. Порядок учета дополнительной оплаты амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС

 
    Учет средств, полученных от ТФОМС за амбулаторно-поликлиническую помощь, оказанную неработающим пенсионерам, ведется отдельно от других средств по приносящей доход деятельности.
    Правила предоставления указанных средств устанавливаются постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год <*>.
    


    <*> В 2006 г. действовали Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 874, а также утвержденные в его исполнение Приказ ФФОМС от 01.02.2006 N 13, Приказ Минздравсоцразвития России от 17.03.2006 N 165.
 
    Записи по бюджетному учету операций дополнительной оплаты амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
Отражение операций целевого финансирования учреждений здравоохранения за оказание амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам.
1 Начисление задолженности за оказание амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 205 10 560 2 401 01 180
2 Поступление от страховой медицинской организации, ТФОМС целевых средств за оказание амбулаторно-поликлинической помощи неработающим пенсионерам. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 201 01 510 (с одновременным отражением по забалансовому счету 17) 2 205 10 660
3 Начисление заработной платы работникам медицинского учреждения, оказывающим дополнительную медицинскую помощь. Расчетно-платежная ведомость 2 401 01 211 2 302 01 730
4 Начисление ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на заработную плату работников, оказывающих дополнительную медицинскую помощь. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 02 730
5 Начисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на заработную плату работников, оказывающих дополнительную медицинскую помощь. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 06 730
6 Списание материальных запасов. Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) 2 401 01 272 2 105 XX 440
7 Признание расходов по оказанным учреждению услугам. Акт оказанных услуг 2 401 01 22X 2 302 XX 730
8 Формирование первоначальной стоимости основных средств, приобретенных в рамках Территориальной программы ОМС. Накладная 2 106 01 310 2 302 19 730

 

19.5. Порядок учета средств, полученных за оказанную первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам

 
    Финансирование расходов на дополнительную оплату первичной медико-санитарной помощи работающим гражданам осуществляется в соответствии с типовым договором, заключаемым между региональным отделением ФСС РФ, ТФОМС и амбулаторно-поликлиническим учреждением, оказывающим медицинские услуги.
    Порядок финансирования указанных расходов устанавливается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год <*>.
    


    <*> В 2007 г. действует порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 864, а также принятый в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 31.
    В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 876, а также утвержденные в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 14.04.2006 N 290, Приказ ФФОМС и ФСС РФ от 05.05.2006 N 53/102.
 
    Аналитический учет средств на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи ведется обособленно от других средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
    Амбулаторно-поликлинические учреждения осуществляют учет работающих граждан, получивших первичную медико-санитарную помощь.
    Записи по бюджетному учету операций дополнительного финансового обеспечения расходов на оплату услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также оказанной им первичной медико-санитарной помощи:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1 Начисление дохода от оказания медицинских услуг по дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также оказанной им первичной медико-санитарной помощи. Счета по оплате оказанной первичной медико-санитарной помощи, реестр счетов <*> 2 205 10 560 2 401 01 180
2 Поступление средств на лицевой (банковский) счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности от регионального отделения ФСС. Выписка из лицевого счета (банковская выписка) 2 201 01 510 (с одновременным отражением по забалансовому счету 17) 2 205 10 660
3 Начисление заработной платы работникам медицинского учреждения, участвовавшим в оказании первичной медико-санитарной помощи <**> Расчетно-платежная ведомость 2 401 01 211 2 302 01 730
4 Начисление ЕСН на заработную плату работников, участвовавших в проведении дополнительной диспансеризации и в оказании первичной медико-санитарной помощи. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 02 730
5 Начисление страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на заработную плату работников, участвовавших в проведении дополнительной диспансеризации и в оказании первичной медико-санитарной помощи. Налоговый регистр 2 401 01 213 2 303 06 730

 
    


    <*> Порядок ведения и формы реестра счетов по оплате первичной медико-санитарной помощи определяются ФФОМС совместно с ФСС.
    <**> За исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей).
 

19.6. Порядок учета целевых средств, полученных за дополнительную диспансеризацию граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях

 
    Дополнительная диспансеризация проводится в отношении граждан в возрасте 35 - 55 лет, работающих в государственных и муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях.
    Порядок финансирования расходов по проведению дополнительной диспансеризации граждан устанавливается постановлением Правительства РФ на соответствующий финансовый год <*>.
    


    <*> В 2007 г. действует порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 860.
    В 2006 г. действовал порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 868, а также утвержденные в его исполнение Приказ Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 188, Приказ ФФОМС от 29.03.2006 N 40.
 
    Финансирование расходов муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан осуществляется в соответствии с договором учреждения с ТФОМС, составленным по типовой форме.
    Порядок и объем проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также норматив затрат на ее проведение определяются Минздравсоцразвития России.
    Учреждение здравоохранения должно обеспечить учет работающих граждан, прошедших диспансеризацию, в порядке, устанавливаемом ФФОМС.
    Аналитический учет средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, ведется обособленно от других средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности.
    Записи по бюджетному учету операций финансирования расходов по дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях:
 

N п/п Содержание операции Первичный документ Бухгалтерская запись
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
Отражение операций целевого финансирования учреждений здравоохранения на дополнительную диспансеризацию граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях.
1 Начисление задолженности за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. Реестр счетов 2 205 10 560 2 401 01 180