Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 921. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАЛИВУ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВАГОНОВ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ НЕФТЕБИТУМА. ПОТ РО-32-ЦВ-406-96" (утв. МПС РФ 21.11.96)

Дата документа21.11.1996
Статус документаДействует
МеткиПравила · Перечень

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
А.Н.КОНДРАТЕНКО
21 ноября 1996 года

 

СОГЛАСОВАНО

 

письмо Министерства труда
Российской Федерации
от 24 сентября 1996 г. N 2095-кв

 

Постановление
Президиума ЦК независимого
профсоюза железнодорожников
и транспортных строителей
от 12 июля 1996 г. N 32.06

 

ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ И ПОДГОТОВКЕ К НАЛИВУ ЦИСТЕРН ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ВАГОНОВ БУНКЕРНОГО ТИПА ДЛЯ НЕФТЕБИТУМА

 

ПОТ РО-32-ЦВ-406-96

 

1. Общие требования

 
    1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования безопасности при выполнении работ по текущему ремонту и подготовке цистерн к наливу светлыми и темными нефтепродуктами и вагонов бункерного типа для нефтебитума (далее по тексту - вагоны-бункеры) на промывочно-пропарочных станциях, пунктах и поездах (далее по тексту - ППС).
    Настоящие Правила не распространяются на работы по текущему ремонту и подготовке цистерн к наполнению жидкими химическими веществами (кислотами, спиртами, сжиженными газами и т.п.) и другими материалами, а также на ремонт цистерн и вагонов в условиях депо.
    1.2. Выполнение требований настоящих Правил обязательно для администраций ППС, производящих текущий ремонт и подготовку цистерн и вагонов бункерного типа к наливу нефтепродуктами.
    1.3. При текущем ремонте и подготовке к наливу цистерн и вагонов-бункеров в соответствии с ГОСТ 12.0.003 (Перечень ссылочных нормативных документов приведен в Приложении 1) на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
    движущийся подвижной состав;
    движущиеся транспортные средства, электрокары, самоходные вышки или тележки для осмотра котлов цистерн;
    движущиеся машины, механизмы;
    подвижные части насосного, сливного, подъемно-транспортного и другого оборудования;
    падающие с высоты предметы и инструмент;
    повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    повышенные уровни шума и вибраций насосного и компрессорного оборудования;
    недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света при работе внутри цистерны;
    повышенная температура поверхностей оборудования при обработке цистерн;
    повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны парами и аэрозолями нефтепродуктов;
    повышенная и пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны при работе на открытом воздухе;
    химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;
    нервно-психические перегрузки при работе на высоте и внутри котлов цистерн.
    1.4. При возникновении пожаровзрывоопасной аварийной ситуации работники могут подвергаться воздействию опасных факторов взрыва и пожара.
    1.5. Уровни шума и вибраций на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
    1.6. Освещенность рабочих мест в помещениях и на открытых площадках ППС должна соответствовать требованиям СНиП 23-05 и Нормам искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта.
    1.7. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны на ППС должно соответствовать значениям ГОСТ 12.1.005.
    1.8. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов на ППС необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
    1.9. Организация производственного процесса текущего ремонта и подготовки цистерн и вагонов-бункеров к наливу нефтепродуктами должна предусматривать следующие основные мероприятия:
    установление маршрутов передвижения работников по территории ППС;
    наличие пешеходных проходов и проездов для транспортных средств;
    наличие централизованной системы ограждения состава и одиночных цистерн, а также ограждение переносными сигналами установленного образца;
    обеспечение защитой обслуживающего персонала от поражения электрическим током на электрофицированных путях станции;
    снабжение работников необходимым безопасным инструментом, приспособлениями, средствами защиты и контроля;
    слив оставшихся нефтепродуктов, исключающий выделение в воздух вредных веществ и загрязнение кожных покровов работающих;
    контроль за параметрами технологического процесса, по возможности исключающий выделение газов, паров и жидкостей в рабочую зону;
    наличие производственного оборудования, исключающего по возможности контакт работающих с вредными веществами;
    внедрение автоматизированных и механизированных способов по обработке цистерн и вагонов.
    1.10. Администрация ППС обязана знать адреса и номера телефонов ближайших медицинских учреждений. Эти адреса и номера телефонов должны быть вывешены на рабочих местах и в местах отдыха.
    1.11. На всех ППС должны быть настоящие Правила и местные инструкции по охране труда для работников с указанием в них принятой на предприятии системы оповещения, а также способов оказания первой (доврачебной) помощи.
    Работники должны быть проинструктированы с обязательной подписью в журнале регистрации инструктажа.
    Каждый работник должен знать свое место и обязанности при ликвидации аварии, уметь пользоваться спасательным снаряжением и средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
    1.12. Общие требования пожарной безопасности, требования к устройству ППС должны соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
    1.13. Производственные здания ППС в соответствии с СНиП 2.09.02 и Ведомственными нормами технологического проектирования по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории А.
    На ППС должна быть предусмотрена надежная связь с ближайшим подразделением пожарной охраны.
    1.14. Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения должны соответствовать взрывоопасной категории А.
    Вновь проектируемые и реконструируемые ППС должны оборудоваться автоматическими средствами пожарной сигнализации, средствами автоматического контроля взрывоопасных концентраций в воздухе и автоматическими средствами пожаротушения.
    Независимо от наличия автоматических средств сигнализации и пожаротушения в помещениях и на территории ППС должны размещаться первичные средства пожаротушения.
    1.15. Выбор и установка электрооборудования в помещениях и на открытых площадках ППС должны осуществляться с учетом классов взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями глав 7 и 8 Правил устройства электроустановок (ПУЭ).
    1.16. Организация и ведение технологических процессов на ППС должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации на соответствующие процессы, а также требованиям главы 3 Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
    1.17. Для обеспечения пожарной безопасности эстакаду и площадки следует очищать от остатков нефтепродуктов и промывать горячей водой не реже одного раза в смену.
    1.18. При организации и ведении технологических процессов необходимо осуществлять:
    периодический контроль за состоянием воздуха рабочей зоны (рекомендуется установка автоматических газоанализаторов контроля токсических концентраций);
    периодический контроль работоспособности систем сигнализации и пожаротушения;
    своевременное удаление пожаровзрывоопасных отходов производства.
    1.19. Для контроля состояния воздушной среды в производственных помещениях должны быть установлены автоматические газоанализаторы довзрывоопасных концентраций. При отсутствии автоматических газоанализаторов допускается регулярное проведение анализов воздушной среды другими приборами. Периодичность и методика проведения анализов должны быть отражены в местном технологическом процессе.
    1.20. Средства автоматического контроля довзрывоопасных концентраций и средства контроля за ходом технологического процесса должны обеспечивать при нарушениях допустимых концентраций:
    срабатывание звуковой и световой сигнализации;
    включение аварийной вентиляции;
    остановку оборудования, осуществляющего поступление пожароопасных веществ в технологическое оборудование и коммуникации производственного помещения;
    аварийный слив пожароопасных веществ из технологического оборудования и коммуникаций.
    1.21. Для обеспечения аварийного слива на ППС необходимо иметь аварийные емкости, располагаемые за пределами производственных зданий. Сборники и аварийные емкости должны снабжаться приспособлениями, сигнализирующими о максимально допустимом уровне их заполнения, а также переливными трубами, связанными с запасными емкостями.
    1.22. На территории ППС не допускается:
    пересекать железнодорожные пути, здания и сооружения воздушными линиями электропередачи;
    сливать остатки легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и других остатков нефтепродуктов вместе с водой и конденсатом в общую канализационную сеть, открытые канавы, под откос и т.п.;
    применять для спуска людей в цистерну переносные стальные лестницы, а также деревянные, обитые сталью;
    оставлять обтирочные материалы внутри осматриваемых цистерн и на их наружных частях;
    применять открытый огонь.
    1.23. Курить на территории ППС допускается только в специально оборудованных для этих целей помещениях, согласованных с органами пожарного надзора и центрами санитарно-эпидемиологического надзора (санэпиднадзора) железных дорог и обозначенных соответствующими знаками.
    1.24. На ППС необходимо постоянно обеспечивать исправное состояние фильтров вентиляционных установок и очистных сооружений.
    1.25. На территории ППС должны быть отдельные емкости для сбора и хранения: остатков нефтепродуктов, загрязненных и пропитанных нефтепродуктами балласта, обтирочных материалов, шлама и других материалов.
    1.26. Собираемые с путей и территории балласт, обтирочный материал и другие предметы, загрязненные нефтепродуктами, а также удаляемый из цистерны шлам должны вывозиться в специально отведенные для этого полигоны, согласованные с центром санэпиднадзора железной дороги, и обезвреживаться. Для очистки загрязненной территории рекомендуется использовать путидойль и другие бактериальные препараты.
    1.27. Загрязненные этилированным бензином шпалы, рельсы с креплениями, стрелочные переводы, площадки с твердым покрытием, а также другие участки территории должны немедленно по обнаружении обезвреживаться кашицей хлорной извести или керосином.