Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 30.03.2001 N АН-25-р (ред. от 08.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ" (вместе с "ТЕХНОЛОГИЕЙ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА")

Дата документа30.03.2001
Статус документаДействует
МеткиИнструкция · Распоряжение

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 марта 2001 г. N АН-25-р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

 

(в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 08.06.2007 N ИЛ-43-р)

 
    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. N 1038 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" и во исполнение Постановления коллегии Министерства транспорта Российской Федерации от 17 ноября 1999 г. N 14 "О мерах по обеспечению государственного регулирования безопасности движения на промышленном транспорте Российской Федерации":
    1. Утвердить:
    Методические рекомендации по разработке инструкции о порядке расследования и учета нарушений безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте (приложение N 1);
    Технологию безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта (приложение N 2).
    2. Ввести в действие с даты утверждения.
 

Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.П.НАСОНОВ

 
 
    
    ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 - Утратило силу.
    (в ред. Распоряжения Минтранса РФ от 08.06.2007 N ИЛ-43-р)
 
 
 

Приложение N 2

    

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
А.П.НАСОНОВ
30 марта 2001 г. N АН-25-р

 

ТЕХНОЛОГИЯ
БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Безопасная эксплуатация и ремонт подвижного состава (локомотивов и вагонов) промышленного железнодорожного транспорта являются важной проблемой в деле обеспечения качества транспортного обслуживания и эффективности перевозок.
    Анализ технического уровня локомотивов и вагонов отечественного производства, эксплуатирующихся на промышленном железнодорожном транспорте, показывает, что они не в полной мере отвечают требованиям обеспечения безопасности перевозок.
    Моральная и физическая изношенность парка подвижного состава требует существенных финансовых и трудовых ресурсов по поддержанию парка в работоспособном состоянии путем проведения мероприятий по восстановлению ресурса узлов и элементов, а также модернизации при капитальном ремонте.
    Решение задачи повышения безопасности эксплуатации подвижного состава обеспечивается в организациях установленной системой их технического обслуживания и ремонта.
    Система технического обслуживания и ремонта предусматривает комплекс мер по очистке, дефектации, разборке, восстановлению ресурса, сборке и испытанию отремонтированного подвижного состава.
    Вместе с тем имеющаяся эксплуатационная и ремонтная документация по ряду признаков не соответствует современным условиям эксплуатации и ремонта рабочего парка, имеющего значительный износ, а также специализированного на определенные виды перевозок.
    Основной целью данной работы является разработка Инструкции по эксплуатации локомотивов и вагонов промышленного железнодорожного транспорта, а также Технических указаний по ремонту локомотивов и вагонов.
    При выполнении работы были проанализированы имеющиеся места нарушения эксплуатации подвижного состава, влияющие на уровень его безопасной работы, а также требования к их эксплуатации, заложенные заводами - изготовителями транспортной техники, как новой, так и находящейся в инвентарном парке.
    Были разработаны технические указания по ремонту локомотивов и вагонов.
    При выполнении этого раздела рассматривались вопросы обеспечения ремонтных параметров подвижного состава, которые должны обеспечивать его безопасную эксплуатацию после ремонта и модернизации.
    Реализация результатов работы позволит повысить безопасность эксплуатации подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта.
 

Часть I. Локомотивы промышленного транспорта

 

1. Подготовка локомотивов к работе

 

1.1. Расконсервация локомотивов

 
    Перед вводом локомотива в эксплуатацию должна быть проведена расконсервация его сборочных единиц.
    Наружные поверхности, покрытые антикоррозионной смазкой, должны быть вначале протерты чистой ветошью, смоченной в бензине или уайт-спирите, а затем протерты чистой ветошью насухо.
 

1.1.1. Расконсервация двигателя

 
    Расконсервация дизеля производится с целью удаления консервирующей смеси из всех полостей.
    Для расконсервации дизеля необходимо:
    Удалить при помощи ветоши, смоченной в дизельном топливе, консервирующую смесь с наружных поверхностей дизеля. При этом не допускать попадания дизельного топлива и консервирующей смеси на приборы электрооборудования, привода и резиновые защитные колпачки наконечников приводов. Протереть насухо дизель ветошью или салфеткой.
    Снять деревянные заглушки и пробки со всех патрубков и фланцев дизеля в местах подсоединения к ним трубопроводов.
    Подсоединить трубопроводы от нагревающих устройств к водяному насосу и патрубкам отвода воды из охлаждаемых коллекторов.
    Вывернуть сливные пробки на картере дизеля: на заднем отстойнике возле кожуха маховика и на переднем отстойнике с левой стороны картера, между масляными и водяными насосами.
    Под сливные отверстия подготовить чистую посуду.
    Прокачать через систему охлаждения дизеля воду с температурой 90 - 95 °C для разогрева дизеля и консервирующей смеси.
    Время расконсервации 6 - 7 часов.
    За время расконсервации из картера дизеля должно быть удалено от 15 до 20 л консервирующей смеси.
    При использовании замкнутой системы обогрева во время расконсервации рекомендуется в воду добавлять хромник (0,3 кг на 100 л воды) или нитрит натрия (1 кг на 10 литров воды).
    Отвернуть сливную пробку на корпусе регулятора топливного насоса и слить масло. Завернуть сливную пробку и отвернуть контрольную пробку на корпусе регулятора.
    В корпус регулятора залить свежее профильтрованное авиационное масло до уровня контрольной пробки.
    Отвернуть штуцер подвода топлива к топливоподкачивающему насосу БНК и слить из него консервирующую смазку. Завернуть штуцер.
    Через 3 - 4 часа от начала расконсервации провернуть коленчатый вал дизеля вручную по ходу 4 - 5 оборотов с целью более полного удаления консервирующей смеси из картера.
    Через 6 - 7 часов от начала расконсервации и после прекращения течи из сливных отверстий консервирующей смазки завернуть сливные отверстия. Залить в картер через суфлер авиационное или другое масло, нагретое до температуры 110 - 120 °C, до появления его из суфлера (55 - 60 литров).
    Провернуть вручную коленчатый вал дизеля по ходу на 4 - 5 оборотов. Отвернуть сливные пробки и слить масло.
    Температура сливного масла не должна быть ниже 60 °C. Поставить пробки на место.
    Перед запуском дизеля подсоединить все трубопроводы, заправить системы топливом, водой и маслом, подсоединить аккумуляторную батарею.
    Перед пуском дизеля провернуть коленчатый вал дизеля вручную по ходу дизеля на 2 - 3 оборота, прокачать масло ручным насосом и проверить вал стартером без подачи топлива (2 - 3 включения по 5 - 6 каждое).
    Пустить дизель. После прогрева его до температуры 60 - 70 °C и работы без нагрузки в течение 30 минут дизель остановить, слить масло из бака и заправить его свежим. Сделать отметину в формуляре о расконсервации дизеля.
 

1.1.2. Расконсервация гидропередачи

 
    Гидропередачу расконсервировать путем заливки до нормального уровня рабочего масла и прокрутки с включением всех гидроаппаратов в течение 0,5 часа. После чего масло слить и заправить свежим.
 

1.2. Экипировка локомотивов

 

1.2.1. Заправка водой

 
    Вода, применяемая в системах охлаждения тепловозных дизелей, должна быть предварительно обработана, т.е. иметь незначительное количество солей, быть свободной от взвешенных веществ и содержать необходимые противокоррозионные присадки. Применение воды надлежащего качества обеспечивает продолжительную защиту полиметаллической системы от коррозионных и коррозионно-эрозионных разрушений, накипеобразования и шлакоотложения, следовательно, обеспечивает работу дизеля без снижения его экономичности и показателей надежности.
    В дизелях тепловозов допускается к изменению охлаждающая вода с антикоррозийными приставками, указанными в таблице 1.1.
 
 

Таблица 1.1. Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками

 

Серия тепловоза Охлаждающая вода с антикоррозийными приставками
ТЭМ 1, ТЭ1, ТЭ 2, ТЭМ 2А, ТЭМ 3, ТЭМ 2У, ТГМ 4, ТГ 4А нитрито-фосфатная (щелочная)
ТГМ 6 <*>, ТГМ 6А <*>, ТЭМ 7 <*> нитрито-фосфатная (без щелочи)
ТГМ 1, ТГМ 3, ТГМ 2 нитрито-фосфато-хроматная

 
    


    <*> Допускается применение нитрито-фосфато-хроматной присадки.
 
    Для приготовления охлаждающей воды может использоваться:
    конденсат, получаемый от отработанного пара любой стационарной установки;
    вода ионнообменной обработки;
    природная вода, отвечающая приведенному ниже качеству.
    Качество приготовленной исходной воды должно отвечать следующим требованиям:
    общая жесткость не более 0,2 мг-экв/л;
    содержание хлоридов не более 10 мг/л;
    общая щелочность не более 0,6 мг-экв/л по метилоранжу;
    сухой остаток не более 50 мг/л.
    Определение сухого остатка обязательно только при использовании природной воды и воды, получаемой методом электролиза.
    Для защиты систем охлаждения тепловозов от коррозионных и коррозионных разрушений в приготовленную охлаждающую воду вводят компоненты антикоррозионных присадок:
    каустическую соду (NaOH) ГОСТ 2253-79;
    тринатрий фосфат (Na3PO4 12H2O) ГОСТ 201-76;
    хромпик (K2CrO7, Na2Cr2O7 2H2O) ГОСТ 2652-78, 2651-78;
    силикат натрия (Na2SiO3) ГОСТ 13078-81;
    хромовый ангидрит (CrO3) ГОСТ 2648-78.
    Нормы содержания компонентов антикоррозийных присадок в охлаждающей воде приведены в таблице 1.2.
 
 

Таблица 1.2. Нормы содержания компонентов антикоррозионных присадок в охлаждающей воде

 

Нормируемый показатель Размерность Охлаждающая вода с присадкой
нитрито-фосфатная (щелочная) нитрито-силикатная нитрито-фосфато-хроматная нитрито-фосфатная (без щелочи)
Фосфорный ангидрит (P2O5) мг/л 15 -25 -15 - 25 15 - 25
Хромовый ангидрит (CrO3) мг/л --800 - 1000 -
Азотнокислый натрий (NaNO2) мг/л 2500 - 1300 1000 - 1500 1500 - 2000 2500 - 3000
Щелочь по фенолфталеину мг-экв
-----
л
1,5 - 2,5 1,0 - 3,0 не более 0,3 не более 0,3
 по расчету -по расчету  
Каустическая сода (NaOH) PH 10,8 - 11,2 PH 8 - 9,0 PH 8 - 8,5  

 
    Для приготовления и выдачи воды на тепловозы в зависимости от местных условий выделяется при экипировочном хозяйстве или депо соответствующее помещение, оборудованное водопроводом, канализацией, электроосвещением, отоплением, вентиляцией и подводом пара.
    В помещении по приготовлению воды устанавливаются весы, деревянные лари с запирающимися крышками для хранения тринатрий фосфата и нитрита натрия, железный бачок с краном и запирающейся крышкой для хранения раствора каустической соды и плотно закрывающиеся бидоны для хранения хромника.
    В зимнее время температура в помещении не должна быть ниже 15 °C. Пол помещения должен быть водонепроницаемый, гладким и иметь дренаж для стока.
    В помещении устанавливается четыре бака: бак N 1 - для сбора конденсата; бак N 2 - для приготовления; бак N 3 - для выдачи воды на тепловозы. Емкость первых двух баков устанавливается исходя из суточного расхода воды тепловозами данного депо. Баки 3 - 4 - для сбора и накопления воды из тепловозов, постановки их на ремонт.
    Баки, принадлежащие для приготовления и сбора воды, оборудуются термометрами, змеевиками для прогрева и должны иметь крышки с запорами: краны, устанавливаемые в нижней части для выдачи воды на тепловозы, и краны для отбора проб воды и конденсата, водоуказательные стекла с тарированными рейками, краны для пуска шлака и таблички с указанием емкости бака и наименования раствора.
    Бак N 2 должен быть оборудован механической мешалкой. Прогрев и заправка двигателей тепловозов производится водой, нагретой до температуры +40 - 60 °C.
 

1.2.2. Заправка топливом

 
    По ГОСТ 305-73 вырабатывается дизельное топливо четырех сортов:
    Л - летнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха 0 °C и выше;
    З - зимнее, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха -20 °C и выше;
    ЗС - зимнее северное, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха минус 30 °C и выше;
    А - арктическое, рекомендуемое для эксплуатации дизелей при температуре воздуха минус 50 °C и выше;
    Кроме того, для тепловозных дизелей разрешается применять дизельное топливо по ГОСТ 4749-73 сортов ДЗ и ДЛ.
    Зимнее дизельное топливо ДЗ имеет облегченный фракционный состав, пониженную вязкость и температуру застывания, что способствует удовлетворительной работе дизелей в зимних условиях. Летнее топливо ДЛ имеет несколько утяжеленный фракционный состав и большую вязкость.
    По содержанию серы дизельное топливо делится на две группы: 1 - содержание серы не более 0,2%, 2 - содержание серы от 0,2 до 0,5%.
    При поставке топлива к обозначению марки топлива добавляют цифру, обозначающую процент содержания серы, - 0,2 или 0,5. (Топливо летнее Л с содержанием серы до 0,2% обозначается Л-02 (ГОСТ 305-73).)
    В таблице 1.3 приведены физико-химические свойства дизельного топлива.
 
 

Таблица 1.3. Физико-химические свойства дизельного топлива

 

Показатели ГОСТ 4749-73 ГОСТ 305-73
ДЛ ДЗ Л З
Октановое число, не менее фракционный состав: 45 45 45 45
10% перегоняется при температуре °C, не выше -200 - 
50% перегоняется при температуре °C, не выше 290 280 280 250
96% перегоняется при температуре °C, не выше 360 340 360 340
Вязкость кинематическая при температуре 20 °C, 10^(-6) м2/с 3,5 - 6,0 3,5 - 6,0 3,5 - 6,0 2,2 - 5,0
Температура вспышки (определяется в закрытом тигле), °C, не ниже:     
для тепловозных дизелей --60 40
для дизелей общего назначения 65 50 40 35
Общее содержание серы, %, не более     
в подгруппе 1 0,2 0,2 0,2 0,2
в подгруппе 2 --0,21 - 0,5 0,21 - 0,5
Кислотность, мг KOH на 100 мл топлива, не более 5 5 5 5
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 0,01
Содержание:  
сероводорода Отсутствует
водорастворимых кислот и -"-
щелочей  
Испытание на медной пластине Выдерживает
Температура застывания, °C, не выше -10 -45 -10 -35
Температура помутнения, °C, не выше -5 -35 -5 -25
Содержание фактических смол, мг на 100 мл топлива, не более 50 340 30
Содержание механических примесей и воды <*> --6 6

 
    


    <*> По ГОСТ 4749-73 на период с 1 апреля по 1 сентября по согласованию с потребителем допускается в пунктах сдачи летнего дизельного топлива содержание воды не более нормы "следы", а для дизельного топлива по ГОСТ 305-73 с 1 апреля по 1 сентября при минимальной температуре на месте применения топлива не ниже 5 °C может поставляться топлива с содержанием воды не более "следы" и температурой застывания не выше 0 °C.
 

1.2.3. Смазка агрегатов и узлов локомотивов

 

Смазка дизеля

 
    Основными смазываемыми частями дизеля являются поверхности трения цилиндро-поршневой группы и подшипники коленчатого вала.
    Для тепловозов промышленного железнодорожного транспорта применяются следующие дизельные (моторные) масла (таблица 1.4).
 
 

Таблица 1.4. Масла для тепловозных дизелей

    

Тепловозы Наименование масла ГОСТ или ТУ Марка
ТЭМ 1 ТЭМ 2 ТЭ1, ТЭ2, ТЭ3 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-12Б
ТГМ 6А, ТЭМ 7 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ
ТГМ 4, ТГМ 4А Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ М-14Б
 Допускается моторное по ТУ 38 101264-72  
ТГМ 3, ТГМ 3А, ТГМ 3Б Авиационное по ТУ 38 101264-72 МС-2ОП
 Авиационное по ГОСТ 21743-76  
 Допускается моторное по ТУ 38 1012604-72  
ТГМ 23Б, ТГМ 1, ТГК 2, ТГК Авиационное по ГОСТ 21743-76 М-145, МК-22, МС-14
ТУ 7 Моторное по ТУ 38 101264-72 М-12Б
ТУ 5  
ТУ 4   
ТУ 2, ТУ 3 Масло МТ по ГОСТ 6360-58 МТ-14П, МТ-16п
ТУ 6А Моторное по ГОСТ 8581-63 М-8п (зимой)
  М-8Б (зимой)
 Моторное по ТУ 38 101649-76 М-10В (летом)
 Моторное по ТУ 38 101264-72 М-12Б (летом)
МД 54-4 Моторное по ТУ 38 101150-71 М-12Б
ТЭ10 2ТЭ 10Л Моторное по ТУ 38 101150-71 М-14ВЦ
 Моторное по ТУ 38 101421-73 М-12В2
 Моторное по ТУ 38 101264-72  

 
    Примечание. Все масла для тепловозных двигателей, приведенные в таблице, рассчитаны на топливо с содержанием серы не более 0,5%.
    
    Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей приведены в таблицах 1.5 и 1.6.
 
 

Таблица 1.5. Характеристики качеств моторных масел для тепловозных дизелей

 

Показатели Нормы качества дизельных масел
М12Б М14Б М12Бр М14В2И
Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с 12 +/- 0,5 14 +/- 0,5 12 +/- 0,5 14 +/- 0,5
Индекс вязкости базового масла, не менее 85 85  85
Кислотное число, мг KOH на 1 г без присадки, не более 0,05 0,05 0,05 0,05
Коксуемость без присадки, %, не более 0,3 0,4  0,4
Зольность масла, %:     
без присадки, не более 0,005 -0,005  0,005
с присадкой, не менее 1,0 1,0 1,1  
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 200 200 200 200
Температура застывания, °C, не выше -15 -15 -15 -15
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Щелочная реакция
Содержание механических примесей Отсутствие: с присадкой не более 0,015
Содержание воды Следы
Коррозионность, г/м2, не более 3 8 8 10
Плотность при температуре 20 °C, не более 0,905 0,910 0,905 0,910

 
 

Таблица 1.6.

 

Показатели Нормы качества дизельных масел
М14В2 М14ВЦ
Вязкость кинематическая без присадки, не менее 100 °C, 10^(-6) м2/с 14 +/- 0,5 14 +/- 0,5
Индекс вязкости масла без присадки, не менее 85 83
Щелочное число, мг KOH на 1 г масла без присадки, в пределах 4,8 - 5,5 4,8 - 5,5
Коксуемость до добавки присадки, %, не более --
Зольность (сульфатная) масла с присадками, %, в пределах 0,9 - 1,2 1,0 - 1,2
Содержание механических примесей, %:   
без присадки Отсутствие Отсутствие
с присадкой, не более 0,015 0,015
Содержание воды, не более Следы Следы
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 200 200
Температура застывания, °C, не выше -12
Коррозийность на пластинках свинца марки С-1 (ГОСТ 3778-77Е), г/м2 Отсутствие

 
    В процессе работы дизеля масло, многократно циркулирующее в масляной системе, подвергается воздействию давления и температуры, оно загрязняется продуктами износа и другими механическими примесями, а также топливом и водой. В результате этого с течением времени изменяются физико-химические свойства масла, поэтому их нужно периодически измерять и при необходимости заменять.
    Браковочные нормы дизельного масла указаны в таблице 1.7.
 
 

Таблица 1.7. Браковочные нормы дизельного масла

 

Физико-химические свойства масла Количественный показатель Метод определения
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М14ВЦ при содержании серы в топливе:  Инструкция ЦТ/2635 п. 109
до 0,2%, менее 0,6  
-"- 0,35%, менее 0,9  
-"- 0,5, менее 1,2  
Общее щелочное число, мг KOH на 1 г масла М12Б, М14Б и МС-20п при содержании серы в топливе:  То же
до 0,2%, менее 0,3  
-"- 0,35%, менее 0,45  
-"- 0,5% менее 0,6  
Водородный показатель:   
масла М12ВЦ 5,5  
масле М12Б и М14Б 5,0  
Вязкость кинематическая,10^(-6) м2/с, при температуре 100 °C масла:   
М12Б, более 14,5 ГОСТ 33-66
М12Б, менее 9,5  
М14ВЦ и М14Б, более 16,5  
М14ВЦ и М14Б, менее 11,5  
МС-20п, более 24  
МС-20п, менее 17  
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, ниже 170 ГОСТ 4333-48
Диспергирующая способность по пятну (d/Д)_ср:  Инструкция ЦТ/2635 п. 111
для масла М14ВЦ при температуре 260 °C, менее 0,35  
масла М12Б, М14Б и МС-20п при температуре 180 °C, менее 0,35  
Загрязненность масла для всех дизелей тепловозов 650 То же
Наличие воды, %, более 0,05 ГОСТ 2477-65

 
    Примечание: Нагрев пробы масел при определении диспергирующей способности методом пятна производят в том же приборе, что и температуры вспышки. После достижения заданной температуры при помощи палочки на бумажный фильтр наносят каплю масла (вторая капля стекающей с палочки жидкости). Затем фильтр помещают в сушильный шкаф с температурой 180 °C. Продолжительность сушки 15 минут. Общий порядок проведения анализов и расчетов подробно описан в инструкции ЦТ/2635 п. 111.
 

Авиационные масла

 
    Авиационные масла применяют для быстроходных форсированных дизелей и для смазывания регуляторов частей вращения. Основные физико-химические свойства авиационных масел представлены в таблице 1.8.
 
 

Таблица 1.8. Физико-химические свойства авиационных масел

 

Показатели Нормы качества авиационных масел
МС-20 МК-22 МС-20п МС-20е
Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с, не менее 20 22 20 20
Отношение кинематической вязкости при температуре 50 °C к кинематической вязкости при температуре 100 °C, не более 7,85 8,75 7,85 7,85
Коксуемость, %, не более 0,3 0,7 0,3 0,45
Кислотное число, мг KOH на 1 г масла, не более 0,05 0,1 0,05 0,05
Зольность, %, не более:     
без присадки 0,003 0,004 0,003 0,003
с присадкой --0,24 -
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
Содержание механических примесей То же
Содержание воды -"-
Температура вспышки (определяемая в закрытом тигле), °C, не ниже 225 230 225 250
Разность температур вспышки в открытом и закрытом тиглях, °C, не более 20 20 --
Температура застывания, °C, не выше -18 -14 -18 -18
Термоокислительная стабильность по методу Папок при температуре 250 °C, мин., не менее 17 35 20 15
Коррозионность (по Пинкевичу), г/м2, не более 45 2,0 10 15
Плотность р4(20), не выше 0,895 0,905 0,900 0,895
Содержание воды, %, не более ---1,0

 

Трансмиссионные масла

 
    Трансмиссионные масла на локомотивах применяют для смазывания зубчатых передач, работающих при высоких удельных нагрузках, для предупреждения задиров и повышенного износа.
    Нормы качества трансмиссионных масел представлены в таблице 1.9.
 
 

Таблица 1.9. Нормы качества трансмиссионных масел

 

Показатели Нормы качества трансмиссионных автотракторных масел
Зимние Летние
Вязкость при температуре 100 °C условная, °ВУ 2,7 - 3,2 4,0 - 4,5
Температура вспышки (определяемая в открытом тигле), °C, не ниже 170 180
Температура застывания, °C, не выше -20 -5
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
Содержание механических примесей, %, не более 0,05 0,05
Содержание воды, не более Следы
Испытание на коррозию стальных и медных пластинок при температуре 100 °C в течение 3 ч Выдерживают

 

Компрессорные масла

 
    Компрессорные масла используют для смазывания локомотивных компрессоров. Для смазки компрессоров на локомотивах применяют летом компрессорные масла К-19 (ГОСТ 1861-73) и КС-19 (ГОСТ 9243-75), зимой К-12 (ГОСТ 1861-73) и КСп-12 (ТУНП91-61).
    Нормы качества компрессорных масел представлены в таблице 1.10.
 
 

Таблица 1.10. Нормы качества компрессорных масел

 

Показатели Нормы качества компрессорных масел
К-12 КСп-12 К-19 КС-19
Вязкость при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с 11 - 14 11,5 - 12,5 17 - 21 18 - 22
Индекс вязкости -85 -85
Кислотное число, мг KOH на 1 г масла:     
без присадки, не более 0,15 0,02 0,10 0,02
с присадкой  реакция щелочная   
Температура, °C:     
вспышки в открытом тигле, не ниже 216 220 245 270
застывание, не выше --10 -5 -15
Содержание механических примесей, %, не более:     
без присадок 0,007 Отсутствие 0,007 0,007
с присадками -0,1 --
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
Содержание воды -"-

 
    Компрессорное масло независимо от времени использования заменяют свежим, если хоть один из следующих параметров достиг нормы браковки:
 

Механические примеси, %, более 0,08
Температура вспышки в открытом тигле, °C, не менее 180
Кислотное число, мг KOH на 1, более 0,35
Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, 10^(-6) м2/с, ниже:  
марка К-19 15
-"- КС-19 15
-"- К-12 и КСп-12 9,5
Содержание воды, %, более 0,08

 

Индустриальные масла

 
    Индустриальные масла применяют для смазывания механизмов, работающих при нормальной температуре окружающего воздуха. Качество индустриальных масел (ГОСТ 20799-75) и приборного МВП (ГОСТ 1805-76) представлено в таблице 1.11.
 
 

Таблица 1.11. Нормы качества индустриальных масел

 

Показатели Нормы качества индустриальных масел
И-50А И-40А И-30А И-20А И-12А Приборное масло МВП
Вязкость кинематическая при температуре 50 °C, 10^(-6) м2/с 47 - 55 35 - 45 28 - 33 17 - 23 10 - 14 6,5 - 8,0
Индекс вязкости, не менее 85 85 85 85 --
Кислотное число, мг KOH на 1 г масла, не более 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05
Коксуемость, %, не более 0,20 0,15 0,15 ---
Зольность, %, не более 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 200 200 190 180 165 125
Температура застывания, °C, не выше -20 -15 -15 -15 -30 -60
Содержание серы в маслах из сернистых нефтей, %, не более 1,1 1,1 1,1 1,1 1,0 -
Содержание водорастворимых кислот, щелочей, механических примесей и воды Отсутствие

 

Турбинные масла

 
    На тепловозах для гидропередачи применяют масло ГТ-50 (ТУ 38-1-01-487-74) или заменяющие его масла турбинные Т22 (ГОСТ-32-74) и Тп-22 (ГОСТ 9972-74). Характеристики турбинных масел приведены в таблице 1.12.
 
 

Таблица 1.12. Нормы качества турбинных масел

 

Показатели Норма качества турбинных масел
Т22 Т30 Т46 Т57 Т50
Вязкость кинематическая при температуре 50 °C, 10^(-6) м2/с 20 - 23 28 - 32 44 - 48 55 - 59 11 - 14
Кислотное число, мг KOH на 1 г масла, не более 0,02 0,02 0,02 0,05 -
Зольность, %, не более 0,005 0,005 0,010 0,030 0,50
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, не ниже 180 180 195 195 165
Температура застывания, °C, не выше -15 -10 -10 --28
Число деэмульсации, мин., не более 5 5 5 5 -
Стабильность против окисления:      
- осадок после окисления, %, не более 0,10 0,10 0,10 --
- кислотное число после окисления, мг KOH на 1 г масла, не более 0,35 0,35 0,35 --
Содержание водорастворимых кислот, щелочей и механических примесей Отсутствие

 
    Браковочные нормы на масло для гидромеханической передачи тепловозов приведены в таблице 1.13.
 
 

Таблица 1.13.

 

Физико-химические свойства Браковочные нормы масла
Турбинное, марки Т ГТ 50
Вязкость кинематическая при температуре 50 °C, 10^(-6) м2/с, менее 14 10
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C, ниже 160 160
Механические примеси, %, более 0,1 0,08
Кислотное число, мг KOH на 1 г масла, более 1,0 0,08
Присутствие воды Не допускается

 

Осевые масла

 
    Нормы качества осевых масел (ГОСТ 610-72) приведены в таблице 1.14.
 
 

Таблица 1.14.

 

Свойство масла Осевое масло марки
Л З С
Вязкость кинематическая при температуре 50 °C, 10^(-6) м2/с 42 - 60 Не ниже 22 12 - 14
Вязкость динамическая, Па x с, не более, при температуре, °C:    
0 --0,2
-10 15 --
-30 -60 -
-50 --250
Температура, °C: вспышки в открытом тигле, не ниже 135 125 125
застывания, не выше --40 -55
Содержание воды, %, не более 0,4 0,3 0,1
Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
Содержание механических примесей, %, не более 0,07 0,05 0,04

 

Трансформаторное масло

 
    Физико-химические и электрические свойства трансформаторных масел приведены в таблице 1.15.
 
 

Таблица 1.15.

 

Показатели Марка масел, ГОСТ или ТУ
ТКСп с присадкой ионола (ГОСТ 982-68) 0,2% ТК ГОСТ (982-68) Карбамидной депарафинизации (МРТУ 38-1-178-65) Адсорбционной очистки с присадкой 0,2% ионола (ТУ 38-1-182-68) Селективной очистки из сернистых нефтей с присадкой 0,2% ионола (ГОСТ 10121-76) Т-750 с присадкой 0,3% ионола (ТУ 38-1-96-67) Арктическое АТМ-65 с присадкой 0,5% ионола (ТУ 38-1-225-69) ВВПЭ (МРТУ 12Н-23-63)
Вязкость, 10^(-6) м2/с, не более, при температуре, °C:         
50 9 9,6 8,6 9 9 9 3,5 -
20 -30 30 30 28 --6
-30 1500 ----1800 --
-50 ------1000 -
Кислотное число, мг, KOH на 1 г масла, не более 0,02 0,05 0,04 0,03 0,02 0,01 0,015 0,05
Температура, °C:         
- вспышки в закрытом тигле, не ниже 135 135 135 135 150 135 115 107
- застывания, не выше -45 -45 -45 -50 -50 53 -65 -60
Содержание:  
- механических примесей Отсутствие
- воды -"-
- серы, %, не более ---0,6 ----
- водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие
Тангенс угла диэлектрических потерь, %, не более, при температуре, °C:         
20 0,2 0,3 0,3 0,05 0,2 ---
70 1,5 2,5 2,5 0,7 2,0 0,3 --
90 2,6 --1,5 -0,5 0,5 -
100 -------0,0098
Зольность, %, не более 0,005 0,005 0,005 0,005 0,005 0,003 Отсутствие 0,05
Испытание на коррозию (на меди М-1 или М-2 по ГОСТ 859-78) Выдерживает

 
    Браковочные нормы для трансформаторных масел:
 

Кислотное число, на KOH на 1 г масла, более 0,4
Реакция водной вытяжки Кислая при общем кислотном числе 0,2 г KOH или выше
Содержание механических примесей, %, более 0,007
Содержание воды Следы
Электрическая прочность, кВ, ниже 25
Температура вспышки, °C, менее 125

 

Пластические смазки, применяемые на локомотивах

 
    Физико-химические свойства консистентных смазок приведены в таблице 1.16.
 
 

Таблица 1.16.

 

Показатели Смазки универсальные Смазка для автотормозных приборов ЖТКЗ-65 Смазка ЦИАТИМ-203
Низкоплавкая Среднеплавкая (солидол жировой) Тугоплавкая
УН вазелин технический УС-1 (пресс-солидол) УС-2 (Л) Пресс-солидол С Солидол С Жировая смазка 1-13 ЖРО
Вязкость при температуре 0 °C и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па x с, не более -100 250 100 200 500 500 --
То же при -300 °C --------1000
Температура каплепадения, 0 °C, не ниже 54 75 75 --120 125 120 150
Вязкость кинематическая при температуре 700 °C, 10^(-6) м2/с, не менее 20 --------
Пенетрация при температуре 250 °C в пределах ------220 - 260 230 - 330 -
Свободная щелочь, %, не более Следы 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,1
Содержание механических примесей, %, не более 0,03 0,2 0,2 0,25 0,3 Отсутствие
Содержание воды, %, не более Отсутствие 2,5 3,0 3,0 3,0 0,75 0,5 Следы Отсутствие
Содержание мыла, %, не менее -9 11 ------
Предел прочности при температуре 500 °C, г/см2 не менее -1,0 2,0 1,0 2,0 1,5 2,4 -2,5
Кислотное число, мг, KOH на 1 г смазки, не более 0,28 -------3,0
Цвет От светло- до темно-коричневого От светло-желтого до темно-коричневого Коричневого От светло-коричневого до коричневого Светло-желтый От светло-желтого до светло-коричневого Темно-коричневый
Испытание на коррозию Выдерживает

 
 

Таблица 1.17. Карта смазки тепловоза ТГМ23

 

Наименование смазываемых узлов (изделий) Тип смазки и номера ГОСТ на них Способ заправки или нанесения смазочных материалов Кол-во точек смазки Количество смазки на одну точку, кг Примечание
Первая заправка ТО1 ТО2 ТР1 ТР2 ТР3
Дизель 1Д12-400БС2 Смазочные материалы и точки смазки согласно руководству по эксплуатации "Дизели Д12" и формуляру         Смена масла согласно руководству по эксплуатации "Дизели Д12"
Бак масляный Смазочные материалы согласно руководству по эксплуатации "Дизели Д12" Заправка через сетчатый фильтр маслозаправочный 1 110       
Компрессор ПК-85М (ВУЗ, 5/9-1450) Масло компрессорное ГОСТ 1861-73 (см. инструкцию по эксплуатации "Компрессор поршневой модели ПК-35М") (ВУЗ, 5/9-1450) Заправка наливом через отверстие для масляного щупа (маслоуказателя) 1 8 Поддерживать заданный уровень (по маслоуказателю) 8 8 Смена масла согласно инструкции по эксплуатации "Компрессор поршневой модели ПК-35М" (ВУЗ, 5/9-1450)
Гидропередача Масло турбинное Т22 ГОСТ 32-74 с антипенной присадкой МПС-200А (0,005% в весовом отношении) или масло турбинное с присадкой Тп-22 ГОСТ 9972-74 или масло Тп-22С ТУ 38.101821-83 Заправка через сетчатый фильтр маслозаправочной горловины на корпусе гидропередачи 1 220 То же 220 220 Первая смена масла - через 100 - 200 ч работы, в последующем - по результатам лабораторного анализа. Пробу масла для лабораторного анализа брать через каждые 100 ч работы. Предельные нормы показателей качества масел для гидропередачи, годных при эксплуатации, см. табл. 1.13
Решение по замене по результатам анализа
Реверс-режимный редуктор Летом и зимой до минус 15 °C - МС-14 ГОСТ 21743-76, МТ-16П, ГОСТ 6360-84 МТ-16П, ТУ 38-001117-73
Зимой до минус 35 °C - трансмиссионное с присадкой ОТП "ТС-10-ОТП ТУ 38-101-148-71, масло осевое "З" ГОСТ 610-72, при температуре ниже минус 35 °C - масло осевое "С" ГОСТ 610-72, МК-8 ГОСТ 6457-66
Заправка наливом через сетчатый фильтр маслозаливочной горловины на корпусе редуктора 1 55 Дозаправка, уровень поддерживать по маслоуказателю (щупу) 55 55 Первая смена масла - через 100 - 120 ч работы, в последующем - по результатам лабораторного анализа или сезонная смена масла. Пробу масла брать через каждые 1000 ч работы
Решение по замене по результатам анализа
Спарники (головки и пальцы) Смазка твердая дышловая ЖД ТУ 32ЦТ-548-78 Через масленки ручным смазочным прессом (имеется в ЗИПе) 10 0,45 Добавить смазку. Шприцевать до выдавливания смазки (~= 0,06)  0,45 При эксплуатации в зимних условиях допускается применять смазку ГОСТ 1033-79
Вал с зубчатыми муфтами между гидропередачей и реверс-режимным редуктором Пресс-солидол ГОСТ 1033-79 Шприцевать через отверстия в корпусах муфт (предварительно отвернуть пробки) 2 0,3 --0,1 0,1 0,3  
Опоры шаровые карданного вала между дизелем и гидропередачей. Смазка ГОСТ 1033-79 или солидол "С" ГОСТ 4366-76 Шприцевать через пресс-масленки 2 0,15 -0,15 0,15 0,15 0,15  
Шарниры пневмопривода управления дизелем Смазка ГОСТ 1033-79 или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 Покрыть тонким слоем смазки при переборке 6 0,05 --0,05 0,05 0,05 Для всех шарниров
Шарниры пневмопривода жалюзи холодильника Смазка ГОСТ 1033-79 или солидол "С" ГОСТ 4366-76 или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 То же 12 0,01 ----0,01  
Манжеты тормозного цилиндра Смазка ЖТ-72 ТУ 38.101-345-77 или ЦИАТИМ-22 ГОСТ 9433-80 -"-1 0,05 --0,05 0,05 0,05  
Зубчатое зацепление и винт привода ручного тормоза Смазка ГОСТ 1033-79 или солидол "С" ГОСТ 4366-76 или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 -"-2 0,10 --0,10 0,10 0,10  
Подшипники натяжного шкива привода компрессора Смазка ЛЗ ЦНИИ ГОСТ 19791-74 или смазка ГОСТ 1033-79, или солидол "С" ГОСТ 4366-76, или ЖРО-М-ТУ 32ЦТ2248-97 Шприцевать через пресс-масленку 1 0,07 --0,07 0,07 0,07  
Шарниры рычажного механизма переключения реверса и режима Смазка ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 или смазка ГОСТ 1033-79, солидол "С" ГОСТ 4366-76 Вручную 4 0,06 --0,06 0,06 0,06  
Подшипники, трущиеся поверхности соединительных валов пульта управления Смазка ГОСТ 1033-79 или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 Вручную при переборке 18 0,1 ---0,1 0,1  
Ленточная резьба крана редуктора пневмопривода управления дизелем. Смазка ГОСТ 1033-79 или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 Вручную при переборке 1 0,04 ---0,04 0,04  
Пробка крана переключения песочниц Состав смазки: То же 2 0,015 ---0,015 0,015  
а) смазка ПВК ГОСТ 19537-74 - 83%          
 б) церезин ГОСТ 2488-79 - 8%          
 в) графит ГОСТ 5420-74 - 9%          
Клапан звуковых сигналов (трущиеся поверхности) Смазка ПВК ГОСТ 19537-74 или смазка ГОСТ 1033-79 -"-2 0,002 --0,002 0,002 0,002  
Буксы роликовые Смазка ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 или 1-13 жировая ОСТ 38.01.145-80, или ЖРО ТУ 32ЦТ-520-83 Через отверстие в корпусе ручным смазочным прессом (предварительно отвернуть пробку) 6 1,5 ---0,15 - 0,2 1,5  
Карданный вал привода вентилятора Смазка "Литол-24" ГОСТ 21150-87 или смазка по ГОСТ 1033-79 Шприцевать через пресс-масленки 3 0,003 --0,003 -0,003 При установке холодильника с карданным валом и ГМПВ на раме
Подшипники вала колеса вентилятора Смазка ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 или "Литол-24" ГОСТ 21150-87, или смазка по ГОСТ 1033-79 То же 2 0,07 --Добавить ~= 0,05 -0,07  
Втулки отбойного вала Смазка ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 или ЖРО-М-ТУ 32ЦТ 2248-97 То же 2 2,2 --Добавить смазку 0,25 0,2 2,2  
Цилиндр пневматический переключения реверса и режима:           
а) трущиеся поверхности, контактирующие с резиновыми уплотн. кольцами ЖТ-72 ТУ 38.101.345-77 или ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 Вручную при переборке 3 0,02 ---0,02 0,02  
б) остальные трущиеся поверхности ЖТ-72 ТУ 38.101.345-77 или ЦИАТИМ-201201 ГОСТ 6267-74, или ЖТКЗ-65 ТУ 32ЦТ-546-83, или ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 Шприцевать через пресс-масленку 2 0,03 --0,03 0,03 0,03  
Подшипники главного тормозного вала Смака ГОСТ 1033-79 или солидол "С" ГОСТ 4366-76, или ЛЗ-ЦНИИ ГОСТ 19791-74 То же 2 0,05 --0,02 -- 

 
    Примечание: Под первой заправкой понимается заправка смазкой узлов при сборе или переборке.
 
 

Таблица 1.18. Карта смазки основных узлов тепловозов ТЭ1, ТЭМ2, ТЭМ2А

 

Наименование узла Наименование смазки Требование по смазыванию и контролю
Техническое обслуживание ТО2
Дизель Масло моторное марки М12Б ТУ 38-101-264-72 Поддерживать уровень по маслоуказателю
Редуктор вентилятора холодильника Масло моторное, применяемое для смазки дизелей Поддерживать уровень смазки в пределах верхней и нижней рисок маслоуказателя.
  При работе дизеля подача масла 35 - 50 капель в минуту (тепловозы ТЭ2, ТЭМ1, ТЭМ2)
Подшипник отводки фрикционной муфты вентилятора холодильника То же Поддерживать постоянное наличие смазки
Регулятор частоты вращения Масло авиационное марки МК-22, МС-20, МС-14 (ГОСТ 2173-76) или дизельные масла без присадок Поддерживать уровень масла по маслоизмерителю
Компрессор Масло компрессорное, летом марки К-19 (ГОСТ 1861-73), зимой марки К-12 (ГОСТ 1861-73). Заменить масло КС-19 (ГОСТ 9243-75) Поддерживать уровень по маслоизмерителю
Буксовые направляющие Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 616-72) Детали должны быть хорошо смазаны
Буксовые подшипники (скольжения) То же Следить за наличием в буксе масла
Межтепловозные соединения и автосцепка -"-Детали должны быть хорошо смазаны
Воздухоочиститель Масло моторное, применяемое в дизеле Поддерживать уровень масла по маслоизмерителю
Моторно-осевые подшипники Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 610-72) Поддерживать уровень масла по маслоуказателю до 90 мм
Пяты тележки Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 610-72) Детали должны быть хорошо смазаны
Опоры рамы То же Поддерживать уровень масла не менее 25 мм от дна масленки. Смену смазки производить при переходе с одного сезона на другой (летний и зимний)
Техническое обслуживание
Произвести смазку в объеме технического обслуживания ТО2 и дополнительно:   
Моторно-осевые подшипники Масло осевое летней марки Л, зимней марки З или С (ГОСТ 610-72) Заправить подшипники маслом. Уровень смазки должен быть не менее 90 мм от дна масляного резервуара подшипника.
  В подшипниках с польстером уровень смазки должен быть не менее 100 мм и не более 170 мм от торца трубки заливочного отверстия.
  Смену смазки производить при переходе с одного сезона на другой (летний и зимний)
Техническое обслуживание ТО2
Дизель Масло моторное марки М12Б (ТУ 38-101-264-72) Первую смену масла производить при техническом обслуживании ТО3, последующие на текущем ремонте ТР1 независимо от качества показателей масла
Редуктор червячного привода скоростемера тепловозов ТЭ1, ТЭ2 Масло осевое летом марки Л, зимой марки З (ГОСТ 610-72) Поддерживать уровень в картере не менее 5 мм от кромки заливочного отверстия
То же тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2А Масло моторное, применяемое при смазке дизеля То же
Шарниры рессорного подвешивания Масло трансмиссионное автотракторное (ТУ 38-101-529-72) Графитная смазка (УссА) (ГОСТ 3333-55), ЖР любой марки (ТУ 32ЦТ-553-73) или другая с содержанием графита не более 11% Детали хорошо смазать (прессовать до выдавливания смазки)
Зубчатая передача тяговых электродвигателей Смазка СТП зимняя или осерненная летняя или зимняя Зубья шестерен должны быть постоянно покрыты смазкой. Кожуха редукторов заправить смазкой до уровня контрольного отверстия или заправочной горловины, расположенных в нижней половине кожуха. В корпусах с верхней заправочной горловиной заправить 4 - 4,5 кг смазки
Подпятник вентилятора холодильника (шариковые подшипники) Смазка ЖРО (ТУ 32ЦП-520-77) Добавить смазку
Контактная поверхность перемычек аккумуляторных батарей и наконечники кабеля То же При необходимости покрыть тонким слоем
Игольчатые подшипники крестовин вертикального и горизонтального карданного валов Смазка ЖРО (ТУ 32ЦП-520-77) или ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73) Нагнетать до появления свежей смазки из предохранительного клапана
Скользящие контакты (пальцы, ламели и т.д.) реверсора, кнопочных и ножевых выключателей, электропневматических контакторов Смазка ЖРО (ТУ 32ЦП-520-77) Покрыть тонким слоем
Телескопический вал привода скоростемера Масло осевое летом марки Л, зимой марки З (ГОСТ 610-72) Смазать
Буксы роликовые: роликовые подшипники Смазка ЖРО (ТУ 32ЦП-520-77) Смазку добавить при утечке
Осевые упоры Масло моторное, применяемое в дизеле Поддерживать уровень не ниже 3 мм от нижней кромки заливочного отверстия
Шкворни тележек Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 610-72) Поддерживать постоянное наличие смазки в масленках
Манжеты воздухораспределителей песочницы Смазка для автотормозных приборов ЖТКЗ-65 (ТУ 32ЦТ-546-73) Покрыть тонким слоем смазки
Храповик главного и реверсивного валов, оси роликов фиксаторов, контактных элементов и рычаги контроллера Смазка ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-60) То же
Электропневматический привод регулятора частоты вращения Масло приборное МВП (ГОСТ 1805-76) Через одно техническое обслуживание ТО3 добавить 3 см3 смазки
Шарниры рычагов привода регулятора частоты вращения Масло моторное, применяемое для смазки дизеля Смазать через одно техническое обслуживание
Текущий ремонт ТР1
Произвести смазку в объеме технического обслуживания ТО3 и дополнительно:   
Редуктор вентилятора холодильника Масло моторное любой марки, применяемое для смазки дизелей Сменить масло на новое
Компрессор Масло компрессорное летом марки К-19 (ГОСТ 1861-73), зимой марки К-12 (ГОСТ 1861-73). Заменить масло КС-19 (ГОСТ 9243-75) Заменить свежим
Воздухоочиститель Масло моторное, применяемое для смазки дизелей То же
Моторно-осевые подшипники Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 610-72) Сменить масло со стороны тягового редуктора
Редуктор червячного привода скоростемера тепловозов ТЭ1, ТЭ2 То же Заменить свежим
Редуктор червячного привода, скоростемера тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2А Масло моторное, применяемое для смазки дизелей То же
Контактная поверхность перемычек аккумуляторных батарей и наконечники кабеля Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) -"-
Колонка ручного тормоза Смазка УС (ГОСТ 1033-73) Смазать
Вал гибкий привода скоростемера Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-530-77) или ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267-74), ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73), ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73) или ГОИ-54п (ГОСТ 3276-74) Смазать с выемкой сердечника
Привод скоростемера: конический редуктор, шарниры, шарикоподшипники кронштейна Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) Добавить смазку
Подшипники качения тягового генератора Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) Добавить смазки, 60 - 70 г
Подшипники качения тяговых электродвигателей со стороны:   
шестерни Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) 80 - 100
коллектора То же 50 - 60
Подшипники двухмашинного агрегата -"-10 - 20
Подшипник водяного насоса -"-10
Подшипники вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей Смазка ЖРО или 1-13 жировая (ГОСТ 1631-61) 10 - 20
Шариковые подшипники электродвигателей маслоперекачивающих и топливоподкачивающих насосов Смазка 1-13 жировая 10 - 20
Подшипник привода двухмашинного агрегата Смазка ЖРО или 1-13 жировая 10 - 20
Шариковые подшипники электродвигателя калорифера То же 10 - 20
Шариковые подшипники редуктора вентилятора холодильника -"-10 - 20
Шарниры электроаппаратов Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) Покрыть тонким слоем
Рабочие полости пневмоцилиндров, поршни и манжеты, ось толкателя, зубья храповика привода контроллера Смазка ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-60) Покрыть тонким слоем
Текущий ремонт ТР2
Произвести смазку в объеме текущего ремонта ТР-1 и дополнительно:   
Моторно-осевые подшипники Масло осевое летом марки Л, зимой марки З или С (ГОСТ 610-72) Смазку заменить новой со стороны коллектора тягового электродвигателя
Стеклоочистители Масло приборное МВП (ГОСТ 1805-76) Добавить 2 - 3 см3 смазки
Манжеты тормозных цилиндров, пневмопривода воздухоочистителя и привода автосцепки Смазка для автотормозных приборов ЖТКЗ-65 (ТУ 32ЦТ-546-73) Покрыть тонким слоем
Манжеты и рабочая поверхность цилиндров электропневматических контактов Смазка ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-60) Добавить 8 г смазки
Шейка и втулка главного и реверсивного валов контроллера Смазка ЖРО (ТУ 32ЦТ-520-77) Добавить 25 г свежей смазки
Оси створок жалюзи холодильника и привод жалюзи Смазка УС (ГОСТ 1033-73) или солидол синтетический (ГОСТ 4366-76) Смазать тонким слоем
Текущий ремонт ТР3
Произвести замену смазки на новую во всех узлах, перечисленных в предыдущих перечнях, и кроме того:   
обоймы подвесок тяговых электродвигателей То же (ГОСТ 4366-76) Смазать при сборочных работах
Шарнирные звенья рычажной передачи -"-То же
Шарнирные звенья ручного тормоза (ролики). Трущиеся поверхности привода -"-Смазать
Трущиеся поверхности воздухораспределителей тормоза Смазка ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433-60) -"-

 
 

Таблица 1.19. Карта смазки тепловоза ТГМ 6

 

Наименование узла Наименование смазки ГОСТ или ТУ Система смазки Кол-во смазки, кг Правила ухода, периодичность проверки и замены смазки Число точек смазки
На узел На тепловоз На узел На тепловоз
1 2 3 4 5 6 7 8
Подпятник вентилятора холодильника Смазка ЖРО, ТУ 32-ЦТ-520-83 Периодическая заправка ручным шприц-прессом 0,24 - 0,3 0,24 - 0,3 На ТР-1 добавлять смазку по 0,1 - 0,15 кг в каждый подшипник; заменять на ТР-2 2 2
Карданный вал привода вентиляторного колеса:        
Шлицы То же То же 0,2 0,2 При ТР-1 добавлять по 0,2 кг смазки; заменять на ТР-3 1 1
Игольчатый подшипник -"--"-0,25 0,25 При ТР-1 добавлять по 0,1 кг смазки; заменять на ТР-3 1 2
Стеклоочистители Приборное масло МВП, ГОСТ 1805-76 Ручная 0,003 0,012 На ТР-2 добавлять смазку 1 4
Привод скоростемера:        
конический редуктор, шариковые подшипники Смазка ЖРО, ТУ 32-ЦТ-520-83 Периодическая заправка ручным шприц-прессом 0,3 0,3 На ТР-1 добавлять смазку; заменять на ТР-3 1 1
телескопические валы привода скоростемера, шарнирные звенья Антифрикционная смазка: жировой солидол Ж, ГОСТ 1033-79 То же 0,05 0,05 То же 3 3
червячный редуктор привода скоростемера Смазка ЖРО, ТУ 32ЦТ-520-83 -"-0,05 0,05 Поддерживать постоянное наличие смазки; заменять на ТР-3 1 1
Контроллер машиниста:        
- манжеты и штоки цилиндра для сброса и набора позиций, полости цилиндра для прибора и сброса позиций Смазка ЦИАТИМ-221, ГОСТ 9433-80 Ручная 0,03 0,03 На ТР-1 объем цилиндра заполняется смазкой, манжету покрывать тонким слоем, поддерживать смазку на штоке 4 4
- подвижные нетокоподводящие соединения, подшипники, храповики То же -"-0,1 0,1 Поддерживать постоянный слой смазки 6 6
Шариковые подшипники:        
- электродвигателей калориферов в кабине машиниста Смазка ЖРО, ТУ 32-ЦТ520-83 Закладка в подшипники через масленку 0,75 0,75 На ТР-1 добавить смазку: на ТР-2 заменять. Заполнять полость подшипника на 2/3 его объема 4 4
- электродвигателей топливо- и маслопрокачивающих насосов То же То же 0,1 0,1 То же 4 4
- вспомогательного генератора -"--"-0,05 0,05 На ТР-1 добавлять 15 - 25 г смазки, на ТР-2 заменять. Заполнять полость подшипника на 2/3 его объема 2 2
Контактная поверхность перемычек аккумуляторных батарей и наконечников кабелей Смазка ПВК, ГОСТ 19537-83 Ручная 0,75 0,75 Поддерживать постоянное наличие смазки --
Шарниры электрических аппаратов Приборное масло МВП, ГОСТ 1805-76 -"-0,025 0,025 Детали хорошо смазывать --
Примечание. При неудовлетворительных показателях химического анализа масло во всех узлах заменять независимо от указанных выше сроков.
Гидропередача Турбинное масло Т22, ГОСТ 32-74 или Тп22, ГОСТ 9972-74, оба с антипенной присадкой ПМС-200А, ТУ 6-02-718-76 в количестве 0,005% Циркуляционная под давлением 280 280 Поддерживать необходимый уровень масла по маслоизмерителю. Первую замену производить через 100 ч работы, последующие - на ТР-2 1 1
Компрессор Зимой компрессорное масло К-12, летом - К-19, ГОСТ 1861-73 или КС-19, ГОСТ 9243-75 Комбинированная: циркуляционная под давлением и разбрызгивателем 9 9 Поддерживать необходимый уровень масла. Первая замена масла через 150 - 200 ч работы, последующие - на ТР-1 1 1
Осевой редуктор Трансмиссионное масло Тсп-15К, ГОСТ 23652-79. При температуре воздуха ниже минус 25 °C масло Тсп-10, ГОСТ 23652-79 То же 40 160 Поддерживать уровень масла не выше верхней метки щупа. Первая замена при ТО3, последующие - при ТР-3 1 1
Реактивные тяги осевых редукторов Смазка ЖРО, ТУ 32-ЦТ-520-83 или ЦИАТИМ-203, ГОСТ 8773-73 Периодическая заливка ручным шприц-прессом 0,2 0,8 При ТО-3 запрессовывать до выдавливания смазки. Заменять смазку при ТР-3 2 8
Карданные валы:        
- шлицевые соединения; То же То же 0,2 0,8 То же 1 4
- игольчатые подшипники -"--"-0,5 2 -"-2 8
Шкворни тележек Осевое масло: летом марки Л, зимой - З, ГОСТ 610-72 Периодическая заливка в масленку 0,95 1,9 Постоянно поддерживать масло в масленках 1 2
Опорные рамы тележек То же Периодическая заливка в полость корпуса 8 16 Поддерживать уровень смазки по маслоизмерителю. Смазку менять при переходе с одного сезона на другой 4 8
Малогабаритная букса арочного нагружения:        
- полость роликовых подшипников Смазка ЖРО, ТУ 32-ЦТ-520-83 Ручная 1,5 12 Добавлять смазку на ТР-2 (300 - 400 г на буксу); полную замену производить на ТР-3 1 8
- полость осевого упора Осевое масло: летом марки Л, зимой - З, ГОСТ 610-72 или масло, применяемое для дизеля При помощи фитиля 0,09 0,72 Поддерживать уровень смазки не ниже 5 мм от нижней кромки заливочного отверстия; заменять смазку на ТР-2 1 8
- буксовые направляющие Осевое масло: летом марки Л, зимой - З, ГОСТ 610-72 Ручная 0,45 3,6 Поддерживать постоянно наличие смазки 2 16
Ручной тормоз:        
- поверхности трений осей Антифрикционная смазка: жировой солидол Ж, ГОСТ 1033-79 Периодическая заправка ручным шприц-прессом 0,03 0,03 Добавлять смазку на ТР-1; заменять на ТР-2 2 2
- зубчатое зацепление привода ручного тормоза Осевое масло: летом марки - Л, зимой - З, ГОСТ 610-72 Периодическая заправка шприц-прессом 0,02 0,02 Добавлять смазку на ТР-1; заменять на ТР-2 1 1
- шарнирные звенья (оси роликов, рычагов и др.) Антифрикционная смазка: жировой солидол Ж, ГОСТ 1033-79 Ручная 0,3 0,3 То же 14 14
Шарнирные соединения рычажной передачи тормоза То же -"-0,42 0,84 При разборке промыть и нанести свежую смазку 24 48