Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ" (утв. Минтрансстроем, Минтрансом РФ 27.12.91, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ)

Дата документа27.12.1991
Статус документаДействует
МеткиПравила · Перечень

    

УТВЕРЖДЕНЫ

Минтрансстроем,
Министерством транспорта
Российской Федерации
27 декабря 1991 года

ЦК профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства
Российской Федерации

Срок введения в действие -
1 января 1993 года

ПРАВИЛА
ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕМОНТЕ И СОДЕРЖАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 
    Содержат основные требования техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. Приведены основные положения системы управления охраной труда; изложена техника безопасности при работе на дорожных машинах, при строительстве автомобильных дорог, начиная с подготовительных работ, земляного полотна различными средствами, песчаных и гравийных оснований, асфальтобетонных и цементобетонных покрытий широкозахватными асфальтоукладчиками, высокопроизводительными машинами типа ДС-100.
    Приведены правила техники безопасности при работе на дробильно-сортировочных установках, на битумных и эмульсионных базах, на асфальтобетонных и цементобетонных заводах, на заводах железобетонных изделий, а также на карьерах по добыче и переработке каменных материалов; при техническом обслуживании и ремонте дорожных машин, при работе с механизированным и немеханизированным инструментом, токсичными веществами.
    Изложены правила техники безопасности при ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также при работе на машине типа "Ремиксер"; по использованию паромов и других средств переправы, при пропуске ледохода и паводковых вод.
    Внесены Государственным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии), Государственным дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом (Гипродорнии), концерном "Росавтодор".
    Взамен "Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог".
 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Общие положения

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ

2.1. Общие требования

2.2. Дорожные машины

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

3.1. Валка, трелевка, раскряжевка леса

3.2. Подготовительные работы

Таблица 1

Диаметр пня, см Диаметр стального каната, мм
тягового "якорного"
До 35 16 - 20 20
35 - 50 25 30

 
    3.2.3. При расчистке полосы отвода от кустарника и мелколесья кусторезом зона его работы должна быть предварительно очищена от камней, пней, а также деревьев, диаметр которых на линии среза превышает 20 см.
    3.2.4. В процессе работы кустореза необходимо следить за исправностью ограждения, предохраняющего машиниста от ударов срезаемыми деревьями и кустами. Во время работы машины с обеих сторон расчищаемой полосы устанавливаются красные флажки.
    3.2.5. Одновременная работа двух кусторезов на одном участке разрешается отдельными полосами или на самостоятельных участках, расположенных друг от друга на расстоянии не менее 40 м.
    3.2.6. Подсобные рабочие должны находиться не ближе 25 м к месту работы кустореза.
    3.2.7. Работа кустореза запрещается в следующих случаях:
    при наличии на участке деревьев, сильно искривленных или наклоненных навстречу движению машины;
    на заболоченных (неосушенных) участках;
    в сильнопересеченной местности (овраги и ложбины), после ливневых дождей до просыхания грунта;
    в темное время суток, а также при видимости менее 50 м.
    3.2.8. Для перегона кустореза на новое место необходимо:
    поднять носовую часть кустореза на высоту не менее 30 см от поверхности грунта и зафиксировать ее;
    проверить надежность крепления кустореза к трактору;
    убедиться в отсутствии препятствий (валунов, крупных камней, стволов толстых деревьев, ям) на пути следования.
    3.2.9. Рукоять управления лебедкой надлежит включать и выключать плавно. При наматывании каната на барабан лебедки запрещается направлять его рукой или каким-либо предметом (ломом или вагой), а также касаться каната рукой во время работы лебедки.
 

3.3. Сооружение земляного полотна

Таблица 2

Грунтовые условия Глубина траншеи, м Тип крепежного щита
Грунты естественной влажности при отсутствии грунтовых вод или их незначительном притоке До 3 С просветами
Грунты песчаные и другие грунты повышенной влажности Независимо от глубины Сплошной

 
    Примечание. При сильном притоке грунтовых вод и возможном выносе частиц грунта применяется шпунтовое ограждение.
 
    3.3.16. Крепление котлованов и траншей глубиной до 3 м должно быть выполнено из инвентарных щитов по типовым проектам.
    3.3.17. При отсутствии инвентарных и типовых деталей для крепления котлованов и траншей глубиной до 3 м необходимо:
    для крепления грунтов естественной влажности (кроме песчаных) применять доски толщиной не менее 4 см; а грунтов песчаных и повышенной влажности - не менее 5 см, закладывая их за вертикальные стойки по мере углубления вплотную к грунту и укрепляя распорками;
    устанавливать стойки крепления не реже чем через 1,5 м;
    размещать распорки креплений на расстоянии одна от другой по вертикали не более 1 м; под концами распорок (сверху и снизу) прибивать бобышки;
    выпускать верхние доски креплений над бровками выемок не менее чем на 15 см;
    усиливать крепление (распорки), на которые опираются полки, предназначенные для переброски грунта, и ограждать их бортовыми досками высотой не менее 15 см.
    3.3.18. При глубине котлованов и траншей 3 - 5 м устанавливается сплошное горизонтальное крепление, при глубине более 5 м способ крепления определяется проектом.
    3.3.19. Разборку дощатого крепления котлованов и траншей следует вести только снизу вверх по мере обратной засыпки грунта или возведения фундамента. Одновременно разрешается удалять не более трех досок по высоте, а в сыпучих или неустойчивых грунтах - только по одной. По мере удаления досок следует переставлять распорки; отслужившие доски можно вынимать лишь после установки новых.
    Разборка креплений должна осуществляться под наблюдением руководителя работ.
    3.3.20. Разрабатывать выемки в водонасыщенных грунтах следует по индивидуальным проектам, предусматривающим безопасные способы производства работ (искусственные водоотводы, шпунтовое крепление и др.).
    3.3.21. В местах, где разборка креплений может вызвать повреждение смежных сооружений, а также в сыпучих и водонасыщенных грунтах крепление следует частично или полностью оставлять в грунте.
    3.3.22. Стенки котлованов и траншей, разрабатываемых землеройными машинами, надо крепить готовыми щитами. Допуск рабочих в незакрепленную выемку запрещается.
    3.3.23. Разработку котлованов и траншей землеройными машинами без устройства креплений необходимо вести с откосами согласно СНиП III-4-80.
    При разработке выемок с уступами ширина последних зависит от глубины выемок и технической характеристики землеройной машины, но должна составлять не менее 2,5 м.
    3.3.24. Запрещаются установка и движение построечного транспорта, прокладка рельсовых путей, размещение лебедок в пределах призмы обрушения грунта незакрепленной выемки.
    Установка и движение построечного транспорта в пределах призмы обрушения грунта у закрепленных выемок допускаются только после предварительной проверки расчетом прочности крепления с учетом величины и динамичности нагрузки.
    3.3.25. Перед началом работ на оползневых склонах следует установить реперные створы для наблюдения за величиной и скоростью оползневых деформаций. В случае обнаружения подвижек оползня все работы на оползневом склоне должны быть прекращены.
    3.3.26. Угол наклона ленты транспортера грейдер-элеватора к горизонту не должен превышать 26°. Если при этом грунт скатывается вниз, то величину угла следует уменьшить. В этом случае машинист обязан подать предупреждающий сигнал.
    3.3.27. При погрузке грунта на транспортные средства верхний край ленты необходимо поднять на высоту, обеспечивающую подъезд транспортных средств под транспортер. Зазор между верхней головкой транспортера и уровнем бортов транспортных средств должен быть не менее 0,5 м.
    3.3.28. Запрещается работа грейдер-элеватора:
    при неисправных механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;
    в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);
    при отсутствии необходимого освещения;
    при наличии людей в кузове транспортных средств.
    3.3.29. Для сохранения устойчивости грейдер-элеватора в процессе работы и для предотвращения его опрокидывания необходимо:
    перед увеличением вылета транспортера предварительно выдвинуть до отказа правое заднее колесо, что требуется также и при работе на местности с уклоном более 8°;
    регулировать заглубление дискового плуга, чтобы не допустить перегрузки транспортера;
    производить работу грейдер-элеватором на первой и второй скоростях трактора;
    вести работы на участках с уклоном (продольным и поперечным), не превышающим 12°.
    3.3.30. Во время транспортирования грейдер-элеватора в пределах объекта следует:
    заглушить двигатель грейдер-элеватора;
    поднять до предела транспортер и плужную балку;
    ограничить скорость трактора первой и второй передачами (включение третьей запрещается).
    3.3.31. При перевозке грейдер-элеватора по дороге большими поперечными уклонами, а также при повороте в конце захватки во время работы необходимо принимать следующие меры против его опрокидывания:
    установить минимальный вылет транспортера;
    выдвинуть заднее колесо до отказа;
    ограничить скорость трактора первой передачей;
    уложить при необходимости (для большей устойчивости) на плужную балку дополнительный груз.
    3.3.32. Уплотнение краев высокой насыпи необходимо осуществлять с подготовленного уплотненного участка (на расстоянии 2 м от бровки), а затем сместить проходы катка на 1/3 его ширины в сторону бровки до расстояния, равного 0,5 м (от бровки насыпи).
    3.3.33. При изменении направления движения катков всех типов необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.
    3.3.34. При уплотнении грунта трамбующими машинами (с падающими плитами) около бровок насыпи, а также рыхлого грунта нельзя допускать, чтобы нижний конец удлинителей штанг выходил за пределы улавливателей трамбующих плит.
    3.3.35. Запрещается уплотнять грунт машинами с падающими плитами на участках с уклонами более 7° и сбрасывать плиты в углубления более 0,5 м от уровня стоянки трактора.
    3.3.36. При уплотнении грунта трамбующими плитами, смонтированными на экскаваторах или тракторах, необходимо соблюдать следующие требования:
    обеспечить отсутствие людей в радиусе 5 м от действующей трамбующей плиты;
    переместить экскаватор (или трактор) с места прежней стоянки по уплотненному слою грунта.
    3.3.37. Перемещение, установка и работа машин вблизи выемок с неукрепленными откосами разрешаются при соблюдении требований СНиП III-4-80.
 

3.4. Отделочные и укрепительные работы

Ведется подготовка документа. Ожидайте