Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ МВД РФ от 27.06.2003 N 484 (ред. от 20.09.2006) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ"

Дата документа27.06.2003
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Правила

    

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 27 июня 2003 г. N 484

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МВД РОССИИ

 

(в ред. Приказов МВД РФ от 18.12.2003 N 1004, от 20.09.2006 N 742)

 
    В целях совершенствования правовой работы в системе МВД России и повышения ее эффективности приказываю:
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 2003 года:
    1.1. Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1).
    1.2. Образцы оформления проектов нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2) <*>.
    


    <*> Не приводятся.
 
    2. Первым заместителям (заместителям) начальников служб, Следственного комитета, главнокомандующего внутренними войсками, начальникам главных управлений, управлений и иных подразделений МВД России:
    2.1. Обеспечить изучение и выполнение подчиненными сотрудниками и военнослужащими утвержденных настоящим Приказом документов.
    3. Установить, что в системе МВД России запрещается издание актов управления, содержащих правовые нормы, в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов и других служебных документов.
    4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
 

Министр
Б.ГРЫЗЛОВ

 
 
 

Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 27 июня 2003 г. N 484

 

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. Приказов МВД РФ от 18.12.2003 N 1004, от 20.09.2006 N 742)

 

I. Общие положения

 
    1. Настоящие Правила определяют единый порядок организации и осуществления ведомственного нормотворчества в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <**>.
    


    <*> Далее - "МВД России" или "Министерство".
    <**> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026).
 
    Настоящие Правила распространяются также на подготовку в центральном аппарате МВД России проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами для подготовки законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации <*>.
    
    <*> См. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. N 576 "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 32, ст. 3335), Регламент Правительства Российской Федерации в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000 г. N 760 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4091).
 
    2. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом Министерства в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
    3. Правомочия МВД России по изданию нормативных правовых актов установлены Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации <*>, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    
    <*> Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1966, N 30, ст. 3605; 1997, N 36, ст. 4133; 1998, N 17, ст. 1915; N 22, ст. 2413; N 43, ст. 5333; 1999, N 50, ст. 6197; 2001, N 3, ст. 220).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Указа Президента РФ от 18.07.96 N 1039, следует руководствоваться принятым взамен Указом Президента РФ от 19.07.2004 N 927
 
 
    4. Правом издания нормативных правовых актов в МВД России обладает Министр внутренних дел Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности <*>.
    
    <*> Далее - "Министр".
 
    Министр издает нормативные правовые акты по всем вопросам, относящимся к компетенции МВД России.
    5. Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    6. Министерством могут быть изданы нормативные правовые акты совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями <*>.
    
    <*> В случаях, когда МВД России является головным разработчиком межведомственного нормативного правового акта, проект этого акта подготавливается с учетом требований настоящих Правил.
 
    7. Нормативные правовые акты, издаваемые Министерством совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, подписываются (утверждаются) Министром.
    8. Персональную ответственность за организацию нормотворческой деятельности, своевременную и качественную подготовку проектов нормативных правовых актов несут руководители соответствующих подразделений Министерства, а за состояние нормотворческой работы по курируемым направлениям деятельности МВД России в целом - заместители Министра в соответствии с их полномочиями.
    9. Координация и контроль за нормотворческой деятельностью в центральном аппарате МВД России возлагаются на Главное правовое управление МВД России <*>.
    
    <*> Далее - "ГПУ МВД России".
 

II. Виды нормативных правовых актов, издаваемых МВД России

 
    10. Министерством нормативные правовые акты издаются в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов <*>.
    


    <*> Далее - "нормативные правовые акты".
 
    11. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные правовые акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.
    12. Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации <*>, внутренних войск МВД России <**>, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.
    
    <*> Далее - "органы внутренних дел".
    <**> Далее - "внутренние войска".
 
    13. Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.
    14. Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.
    Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.
    Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.
    Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.
    15. Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
    Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.
    Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
    16. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
    17. Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
 

III. Планирование нормотворческой деятельности в МВД России

 
    18. Основаниями для издания ведомственных нормативных правовых актов являются:
    18.1. Положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, обязательства Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов.
    18.2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.
    18.3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
    18.4. План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
    18.5. Поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
    18.6. Решения коллегии МВД России, оперативных совещаний при Министре и заместителях Министра.
    18.7. Распоряжения и поручения Министра и его заместителей.
    18.8. Планы работы МВД России или подразделений МВД России.
    18.9. Инициатива подразделений МВД России.
    19. Подготовка проектов нормативных правовых актов отражается как в виде отдельных планов, самостоятельных разделов планирующих документов Министерства (подразделений МВД России), так и в виде отдельных приложений к соответствующим планирующим документам.
    20. В проектах планирующих документов, касающихся нормотворческой деятельности, учитываются предложения подразделений Министерства, органов, предприятий и учреждений системы МВД России, других федеральных органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также предложения, высказанные в средствах массовой информации, в письмах, заявлениях и обращениях граждан и юридических лиц.
    21. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется с учетом:
    приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также обязательствами Российской Федерации в соответствии с международными договорами в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с правонарушениями;
    приоритетности нормативного урегулирования основных видов деятельности органов внутренних дел и внутренних войск законодательными, президентскими и правительственными нормативными правовыми актами;
    сосредоточения усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведения до минимума количества частных нормативных правовых актов;
    устранения пробелов и других выявленных недостатков, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
    22. Все проекты планирующих документов, содержащие положения о нормотворческой деятельности (либо инициативные решения по подготовке тех или иных нормативных правовых актов), до представления на подпись Министру (другим руководителям Министерства) подлежат согласованию с ГПУ МВД России.
 

IV. Подготовка проектов нормативных правовых актов

 
    23. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на соответствующее подразделение МВД России либо на научно-исследовательское или образовательное учреждение высшего профессионального образования МВД России.
    (в ред. Приказа МВД РФ от 18.12.2003 N 1004)
    В поручении на подготовку проекта нормативного акта определяются ответственный исполнитель (исполнители) и другие должностные лица, ответственные за подготовку проекта нормативного правового акта, и срок его подготовки.
    Если проект нормативного правового акта поручается подготовить нескольким подразделениям МВД России, работу по его подготовке организует подразделение, которое в поручении (плане) указано первым либо которому отдельно дано соответствующее поручение.
    24. Срок подготовки проекта нормативного правового акта во исполнение Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств Российской Федерации в соответствии с международными договорами, федерального конституционного закона, федерального закона, указа и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если иное не установлено указанными актами (поручениями).
    25. При подготовке наиболее важных, сложных и значительных по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, решением Министра или первого заместителя (заместителя) Министра <*> могут создаваться рабочие группы (комиссии) <**> из числа наиболее опытных сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников <***>, которые на период подготовки проектов в составе рабочей группы могут освобождаться от выполнения своих должностных обязанностей.
    


    <*> Далее - "руководители (руководитель) Министерства".
    <**> Далее - "рабочая группа".
    <***> Далее - "сотрудники и военнослужащие".
 
    26. Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами в состав рабочей группы по согласованию с начальниками ГПУ МВД России и Управления международного сотрудничества Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> или статс-секретарем - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации <**> могут входить специалисты ГПУ МВД России и УМС МВД России.
    
    <*> Далее - "УМС МВД России".
    <**> Далее - "статс-секретарь - заместитель Министра".
 
    В иных случаях специалисты указанных подразделений МВД России оказывают сотрудникам и военнослужащим, входящим в состав рабочей группы, консультативную помощь.