Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 12.12.2008 N 2671р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТЕРА ПУТИ В ОАО "РЖД"

Дата документа12.12.2008
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Инструкция

    

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 декабря 2008 г. N 2671р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТЕРА ПУТИ В ОАО "РЖД"

 
    В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда монтеров пути при выполнении работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей:
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2009 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для монтера пути в ОАО "РЖД".
    2. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД":
    довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
    обеспечить в установленном порядке изучение Инструкции по охране труда для монтера пути в ОАО "РЖД", утвержденной настоящим распоряжением.
 

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.ГАПАНОВИЧ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
12.12.2008 N 2671р

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОНТЕРА ПУТИ В ОАО "РЖД"

 

1. Общие требования охраны труда

 
    1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ Р О-32-ЦП-652-99, утвержденных МПС России 24 февраля 1999 г., Типовой инструкции по охране труда для монтеров пути ТОИ Р-32-ЦП-730-99, утвержденной МПС России 30 декабря 1999 г., других нормативных актов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для монтера пути при выполнении работ по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути (далее - пути).
    В дистанциях пути (далее - ПЧ) и путевых машинных станциях (далее - ПМС) на основе настоящей Инструкции могут разрабатываться инструкции по охране труда, учитывающие местные условия и особенности используемого технологического оборудования.
    1.2. К самостоятельной работе по текущему содержанию и ремонту пути допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
    Монтеры пути, работающие с электрическим инструментом, должны пройти специальное обучение и проверку знаний и иметь II группу по электробезопасности.
    Не позднее одного месяца после приема на работу монтер пути должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях (далее - пострадавшим).
    1.3. Монтер пути при приеме на работу в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:
    Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
    Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
    Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
    Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
    должностных инструкций и других документов, устанавливающих его обязанности, правил и инструкций по охране труда.
    1.4. В процессе работы монтер пути должен проходить повторные - не реже одного раза в три месяца, в установленном порядке внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, не реже одного раза в год - обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и проверку знаний по электробезопасности, в установленные сроки - проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.3 настоящей Инструкции, и периодические медицинские осмотры.
    1.5. Монтер пути, выполняющий работы, связанные с управлением грузоподъемными механизмами, строповкой и подвешиванием оборудования, деталей и других грузов на крюк грузоподъемного крана или грузоподъемных механизмов, должен пройти медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте, быть обучен смежной профессии стропальщика, аттестован квалификационной комиссией, иметь удостоверение на право выполнения стропальных работ, работ по управлению грузоподъемными механизмами и не реже одного раза в год проходить повторную проверку знаний.
    1.6. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции), территории дистанции пути монтер пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
    переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования пункта 1.7 настоящей Инструкции;
    соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
    следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.
    1.7. При нахождении на железнодорожных путях монтер пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
    проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;
    переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;
    при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;
    проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;
    обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
    обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
    1.8. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
    становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
    наступать на концы железобетонных шпал;
    подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения;
    находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;
    переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
    переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;
    пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;
    находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;
    находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.
    1.9. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
    1.10. После выхода из помещения в ночное время необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.
    1.11. Монтер пути должен знать:
    безопасные приемы выполнения работ;
    требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной и промышленной безопасности;
    видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения места производства путевых работ;
    действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;
    сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
    правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
    место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
    требования настоящей Инструкции.
    1.12. Монтер пути должен:
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
    выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
    применять безопасные приемы выполнения работ;
    содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, приспособления, инструмент, инвентарь, материалы, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
    выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков безопасности и надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;
    соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
    уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
    быть предельно внимательным в местах движения транспорта.
    1.13. Монтеру пути запрещается:
    приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
    пользоваться индивидуальными средствами защиты с истекшим сроком их испытания;
    прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
    находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения;
    наступать на электрические провода и кабели;
    производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя электроинструмента и электрооборудования;
    работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;
    находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
    1.14. Во время работы на монтера пути могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
    движущийся подвижной состав, дрезины, путевые машины, подвижные части их оборудования, автомобильный транспорт и другие транспортные средства;
    перемещаемые материалы верхнего строения пути, сборные конструкции и другие предметы;
    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;
    повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;
    пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
    повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте и при работе с механизированным инструментом;
    расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;
    повышенный уровень ионизирующих излучений при работе в зонах радиационного загрязнения;
    химические факторы при работах с новыми деревянными шпалами, пропитанными масляными антисептиками, и в зонах, обработанных пестицидами;
    физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
    нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов.
    К работе на высоте относятся работы, при выполнении которых монтер пути находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, площадки (воды - при работе на мостах), над которыми производятся работы. При невозможности ограждения таких перепадов работы должны выполняться с применением предохранительного пояса и страховочного каната.
    1.15. Монтер пути должен обеспечиваться следующими сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ):
    летним костюмом "Путеец-Л";
    ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве или сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
    курткой из плащ-палатки;
    комплектом мужским для защиты от воды работников сортировочных станций;
    рукавицами комбинированными;
    жилетом сигнальным со световозвращающими накладками;
    летним головным убором сигнального цвета.
    При работе с электроинструментом:
    перчатками диэлектрическими (дежурными).
    При производстве работ по водоборьбе и очистке подкюветных дренажей, прорезей, галерей, штолен, лотков и ремонте пути на пунктах погрузки соли дополнительно:
    сапогами резиновыми.
    При работе в тоннелях:
    плащом из плащ-палатки вместо куртки из плащ-палатки;
    каской защитной (дежурной).
    Зимой дополнительно:
    в III, IV и особом климатических поясах, а также на Казанском отделении Горьковской железной дороги, Самарском, Ульяновском отделениях Куйбышевской железной дороги:
    полушубком или курткой с меховой подстежкой (для бригадиров);
    курткой на утепляющей прокладке в III, IV и особом климатическом поясах;