Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 886. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ЗАКОН РФ от 06.07.91 N 1550-I (ред. от 22.12.93) "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа06.07.1991
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиЗакон
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

6 июля 1991 года N 1550-I

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ЗАКОН

 

О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

(в ред. - Законов РФ от 24.06.92 N 3119-1,от 22.10.92 N 3703-1; от 28.04.93 N 4888-1; Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1 Общие положения

 

Статья 1. Понятие местного самоуправления

 
    Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации - система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.
 

Статья 2. Система местного самоуправления

 
    1. Местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.
    2. Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.
    3. Образование, упразднение, объединение, установление границ районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей.
    4. Города, поселки, сельсоветы, сельские населенные пункты в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации.
 

Статья 3. Законодательство о местном самоуправлении

 
    1. Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, другими законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и Законами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
    2. Действие настоящего Закона, других законодательных актов о местном самоуправлении распространяется также на монофункциональные поселения (территории военных городков, поселения закрытого типа).
    3. Особенности местного самоуправления в национально-территориальных образованиях регулируются законодательством об их статусе.
    (в ред. - Закона РФ от 22.10.92 N 3703-1)
 

Статья 4. Государственно-правовой эксперимент

 
    Государственно-правовой эксперимент, состоящий в изменении установленной настоящим Законом структуры и системы органов местного самоуправления на определенной территории, их компетенции и порядка деятельности, проводится по решению Верховного Совета Российской Федерации или Верховного Совета республики в составе Российской Федерации.
    В постановлении Верховного Совета Российской Федерации или Верховного Совета республики в составе Российской Федерации определяются сроки проведения эксперимента и порядок подведения его итогов.
    Условия и порядок проведения эксперимента согласовываются с Советами, действующими на соответствующей территории.
 

Статья 5. Положение (устав) о местном самоуправлении

 
    В пределах, установленных законодательством, районный, городской Советы принимают, а поселковый, сельский Советы могут принимать положение (устав) о местном самоуправлении на подведомственной территории. В положении (уставе) о местном самоуправлении конкретизируются функции, порядок работы, система и структура местных органов власти и управления, разграничение полномочий между ними, организация территориального общественного самоуправления населения.
    Положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется органами государственной власти соответствующих края, области, автономной области, автономного округа.
 

Статья 6. Право граждан на участие в местном самоуправлении

 
    1. Гражданам гарантируется вся полнота прав на участие в местном самоуправлении. Не допускаются какие-либо ограничения прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.
    2. Иски граждан о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении рассматриваются народными судами по месту жительства граждан.
 

Статья 7. Принципы определения компетенции органов местного самоуправления

 
    1. Советы и соответствующие органы управления наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом.
    2. Советы могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим Советам.
    3. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и управления или компетенции других органов местного самоуправления.
    4. Органы государственной власти и управления не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законом в интересах обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты прав и свобод граждан.
    5. Органы местного самоуправления при решении вопросов, относящихся к их компетенции, действуют на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов СССР, действующих на территории Российской Федерации, законов Российской Федерации и других актов, принятых органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также решений местных Советов и органов управления, принятых в пределах их компетенции.
 

Статья 8. Органы местного самоуправления - юридические лица

 
    1. Районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы, соответствующие органы управления являются юридическими лицами.
    Решение о предоставлении прав юридического лица другим органам местного самоуправления принимает соответствующий Совет.
    2. Орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица.
 

Статья 9. Участие органов государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа в решении задач местного самоуправления

    
    1. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа обязаны содействовать развитию системы местного самоуправления на своей территории. В этих целях они:
    а) принимают меры по сбалансированию бюджетов районов и краевых, областных, окружных городов;
    б) распределяют средства, выделенные для финансирования республиканских программ и иных республиканских мероприятий, между районами и городами, осуществляют контроль за их расходованием;
    в) организуют проведение хозяйственных, природоохранительных и иных мероприятий краевого, областного, окружного или межтерриториального характера, могут привлекать к их осуществлению районные и городские Советы;
    г) решают предусмотренные законом вопросы административно-территориального деления;
    д) осуществляют полномочия, переданные им на договорной основе районными, городскими Советами, и передают им на договорной основе свои отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства;
    е) оказывают местным Советам организационную, методическую и иную помощь в работе;
    ж) разрешают споры между местными Советами через создаваемые согласительные комиссии.
    2. Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа не вправе принимать не предусмотренные законодательством решения, регламентирующие деятельность органов местного самоуправления.
 

II. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 2 Структура и организационные основы деятельности местных Советов

 

Статьи 10-28 отменены.

 
    (в ред. Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265)
 

Глава 3 Структура и организационные основы деятельности местной администрации

 

Статья 29. Местная администрация

 
    1. Органом управления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории Российской Федерации, законов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.
    2. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компетенции.
    3. Структура местной администрации, а также размер расходов на ее содержание утверждаются соответствующим Советом.
 

Статья 30. Глава местной администрации

 
    1. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации. Конкретное наименование должности главы местной администрации устанавливается соответствующим Советом, исходя из местных традиций, и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении.
    2. Глава местной администрации избирается сроком на пять лет путем всеобщих прямых и равных выборов на территории соответствующего Совета при тайном голосовании. Порядок проведения выборов главы местной администрации определяется законом.
    3. Глава местной администрации сохраняет свои полномочия вплоть до вступления в должность нового главы местной администрации.
    4. Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия.
    Глава местной администрации ответствен за осуществление полномочий, установленных законом для местной администрации, и не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции Совета.
 

Статья 31. Полномочия главы местной администрации

 
    Глава местной администрации:
    а) разрабатывает схему управления отраслями местного хозяйства, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
    б) разрабатывает и вносит на утверждение Совета структуру местной администрации;
    в) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями местной администрации и учреждениями, состоящими на местном бюджете, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности;
    г) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Совета, собственных решений всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на соответствующей территории;
    д) заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;
    е) представляет соответствующему Совету ежегодный отчет о деятельности местной администрации;
    ж) представляет на утверждение Совета руководителей следующих органов местной администрации: финансовых, здравоохранения, образования, культуры; назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц местной администрации; вносит по представлению начальника соответствующего органа внутренних дел на утверждение Совета кандидатуру начальника отдела (управления) внутренних дел, утверждает в должности и освобождает от нее начальника милиции общественной безопасности (местной милиции);
    з) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
    и) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
    к) определяет штаты, организует работу с кадрами местной администрации, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
    л) представляет интересы местной администрации, принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в суде, арбитражном суде, а также в соответствующих органах власти и управления;
    м) вправе отменять приказы руководителей органов и структурных подразделений местной администрации;
    н) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений местной администрации;
    о) оказывает содействие соответствующим комиссиям Совета в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов народных депутатов, отзыва депутатов, референдума;
    п) вносит в соответствии с законодательством в Совет предложения об образовании и составе комиссий: административной, наблюдательной, по борьбе с пьянством, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры и иных в сфере местного управления, осуществляет общее руководство их работой, определяет полномочия комиссий в случае, если они не установлены законодательством;
    р) открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами местной администрации
    

Статья 32 Органы и структурные подразделения местной администрации

 
    1. Органы и структурные подразделения местной администрации по всем вопросам своей деятельности подчиняются главе местной администрации.
    2. По требованию Совета или его председателя руководитель органа или структурного подразделения местной администрации обязан представить доклад на сессии или на заседании постоянной комиссии о состоянии дел в подведомственной сфере.
    3. Органы и структурные подразделения местной администрации состоят на соответствующем бюджете.
    4. В поселковой, сельской администрации функции отраслевого управления могут возлагаться на назначаемых главой местной администрации должностных лиц.
    5. По решению Совета в крупных поселках, сельсоветах могут образовываться подразделения местной администрации.
 

Статья 33. Акты местной администрации

 
    1. Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения. Руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы.
    2. Акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом.
    3. Постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан, должны быть доведены до сведения населения.
    4. Акты местной администрации, противоречащие законодательству и решениям Совета, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены соответствующим Советом, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом или признаны недействительными судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
    Решения Совета или вышестоящего исполнительно-распорядительного органа об отмене акта местной администрации могут быть обжалованы главой местной администрации в суд или арбитражный суд в десятидневный срок.
    5. Глава местной администрации вправе отменять приказы руководителей органов и структурных подразделений местной администрации.
    6. Акты местной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
    7. Акты местной администрации в обязательном порядке направляются в соответствующий местный Совет не позднее чем в десятидневный срок с момента их принятия.
    (в ред. - Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1)
 

Статья 34. Право опротестования решения Совета

 
    1. Глава местной администрации вправе опротестовать решение соответствующего местного Совета, адресованное местной администрации, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям данного Совета либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами.
    2. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в соответствующий Совет не позднее пяти дней со дня принятия Советом решения.
    3. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента вручения протеста председателю Совета главой местной администрации.
    4. Совет отклоняет протест главы местной администрации, если за опротестованное решение проголосует не менее половины от числа депутатов, избранных в данный Совет. В этом случае решение Совета вступает в силу в срок, указанный Советом, и не может быть опротестовано повторно главой местной администрации.
    5. Если в течение месяца протест главы местной администрации не будет отклонен, опротестованное решение Совета считается отмененным.
    (в ред. - Закона РФ от 22.10.92 N 3703-1; Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265)
 

Статья 35.Отменена.

 
    (в ред. Указа Президента РФ от 22.12.93 N 2265)
 

III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 4 Экономическая основа местного самоуправления

 

Статья 36. Экономическая база местного самоуправления

 
    Экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории.
 

Статья 37. Муниципальная собственность

 
    1. Муниципальная собственность является достоянием населения соответствующей территории.
    2. В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных единиц находятся имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета, местных внебюджетных и валютных фондов, муниципальный жилищный фонд, нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание населения и находящиеся на соответствующей территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
    3. В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (водоемы, леса, луга и другое), ценные бумаги и другие финансовые активы, нежилые помещения, предприятия, другие имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также имущество, необходимое для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.