Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 313. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА УСТРОЙСТВОМ И ОБОРУДОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ" (утв. Минздравом СССР 25.05.78 N 1850-78)

Дата документа25.05.1978
Статус документаДействует
МеткиМетодические указания · Перечень

    

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
К.И.ЛУЧИНА
25 мая 1978 г. N 1850-78

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ГЛАВНОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА УСТРОЙСТВОМ И ОБОРУДОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКОГО И УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

 
    Настоящие методические указания разработаны Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР и Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР.
    Методические указания предназначены для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Для детей в возрасте от 2 - 3 до 7 лет с нарушениями физического и умственного развития в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения. В задачу данных учреждений входит правильное сочетание воспитательной работы с полноценным лечением и комплексом оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию дефекта развития или восстановление утраченных функций, а также - подготовка детей к обучению в школе. В этих учреждениях предусматривается круглосуточное, в отдельных случаях дневное 12-часовое и круглогодичное пребывание детей.
    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.
    В соответствии с типовыми положениями и утвержденной номенклатурой дошкольные учреждения системы Министерства просвещения СССР для воспитания и обучения детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на:
    - дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих детей);
    - дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения: слабовидящих, с остротой зрения от 0 до 0,4 (для постоянного пребывания); с косоглазием и амблиопией;
    - дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут самостоятельно себя обслуживать, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы;
    - дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта: умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности.
    В случае необходимости, согласно действующим типовым положениям, допускается открытие дошкольных групп для детей с различными нарушениями физического и умственного развития в зданиях дошкольных учреждений общего типа или школ-интернатов соответствующего профиля, при условии обязательного соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.
    Допускается размещение дошкольных групп в учреждениях круглосуточного и круглогодичного пребывания для детей с нарушениями:
    зрения и слуха (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией, глухих и слабослышащих) - при детских садах и яслях-садах общего типа или школах-интернатах для слабовидящих и глухих детей;
    опорно-двигательного аппарата - в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита, с церебральными параличами и больных сколиозом;
    интеллекта - в школах-интернатах с особым режимом для умственно отсталых детей.
    Специфика режима лечебно-профилактической работы, воспитания и обучения детей в специальных дошкольных учреждениях, особенности физического и умственного развития аномальных детей требуют создания оптимальных условий для их пребывания: ограничения вместимости зданий и наполняемости групп, расширения состава и площадей помещений, соответствующих планировочных решений, благоустройства и специального оборудования здания и участка, достаточных уровней естественного и искусственного освещения, а также санитарно-технических устройств, обеспечивающих воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализацию зданий.
    Настоящие методические указания составлены с учетом действующих номенклатуры, типовых положений и инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. Они, в основном, определяют требования, отражающие специфику строительства и оборудования дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития.
    Организация правильного режима воспитания и лечения детей, возможность дифференцированного подхода при их проведении, а также успешное осуществление профилактических мероприятий во многом зависят от количества детей в группе и вместимости дошкольного учреждения в целом.
    Количество мест в группах определяется в зависимости от возраста и профиля учреждения (таблица 1).
 
 

Таблица 1

 

Группы Возраст Количество мест в группе для детей с нарушениями
слуха зрения опорно-двигательного аппарата интеллекта
слабовидящих косоглазием и амблиопией
1. Ясельная (первая младшая группа) <*> от 2 до 3 лет 12 12 15 12 -
2. Дошкольные:       
 а) младшая (вторая младшая группа) <*> от 3 до 4 лет 12 12 15 12 12
 б) средняя от 4 до 5 лет 12 12 15 12 12
  от 5 до 6 лет 12 12 15 12 12
 в) старшая от 6 до 7 лет ----12
3. Подготовительная от 6 до 7 лет 12 12 15 12 -
 от 7 до 8 лет ----12

 
    


    <*> В скобках даны названия групп по программам, утвержденным Министерством просвещения СССР.
 
    Типы зданий специальных дошкольных учреждений и количество групп в них принимаются с учетом профиля учреждения и возраста детей.
    Выбор типа здания по профилю при новом строительстве или реконструкции в каждом конкретном случае должен учитывать потребность в организации соответствующих учреждений, но вместимость зданий не должна превышать количества групп, указанного в таблице 2.
 
 

Таблица 2

    

Типы зданий Количество групп Общее количество групп
ясельных дошкольных
1 2 3 4
1. Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха на 120 мест 2 8 10
2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения:    
 а) слабовидящих на 96 мест 2 6 8
 б) с косоглазием и амблиопией на 120 мест 2 6 8
3. Дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 96 мест 2 6 8
4. Дошкольные учреждения для детей с нарушением интеллекта на 120 мест  10 10

 

РАЗМЕЩЕНИЕ И УЧАСТОК

 
    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития должны, как правило, размещаться в городских условиях с учетом обслуживания населения тяготеющих поселков и сельских населенных пунктов. Преимущественно круглосуточное и круглогодичное пребывание детей в таких учреждениях позволяет не ограничивать радиус обслуживания.
    Учреждения должны располагаться в зеленой зоне городов или в жилой застройке около парков и зеленых насаждений, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей и других объектов, создающих шум и загрязняющих воздух и почву.
    При размещении дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха должны выбираться особенно тихие районы города, удаленные от транспортных магистралей, линий электропередач, подстанций, радиостанций, радиорелейных пунктов, чтобы не нарушалась работа сурдотехнической аппаратуры.
    Площадь земельного участка из расчета на одно место принимается в зависимости от профиля дошкольного учреждения для детей с нарушением: слуха - 50 м2; зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и интеллекта - 60 м2; опорно-двигательного аппарата - 65 м2. Состав и площадь земельных участков дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития представлены в приложении 1.
    При зонировании участка необходима удобная, а для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата и непосредственная связь групповых площадок с соответствующей групповой ячейкой в здании, при условии достаточной изоляции групповых площадок друг от друга и от хозяйственного двора полосами зеленых насаждений (низкорослых деревьев и кустарников).
    Теневые навесы (с оборудованными кладовыми для хранения игрушек, санок и инвентаря) должна иметь каждая группа детей. В IIIБ климатическом подрайоне и IV климатическом районе теневые навесы ограждаются с двух сторон, во II климатическом районе, IВ, IД и IIIА климатических подрайонах - с трех сторон.
    В зависимости от местных условий на участке дошкольного учреждения, в качестве оздоровительного элемента, при плескательном или плавательном бассейне целесообразно оборудование солярия-аэрария (облегченного типа для использования в летнее время) не менее чем на 50% детей, из расчета 2 м2 на ребенка.
    Участок дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития должен иметь ограждение высотой не менее 2 м; ограда участка дошкольного учреждения для детей с нарушениями интеллекта должна иметь запирающиеся калитки и ворота.