Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 292. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ, ОСМОТРЩИКА-РЕМОНТНИКА ВАГОНОВ И СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОАО "РЖД" (утв. ОАО "РЖД" 05.07.2004 N ВС-6242)

Дата документа05.07.2004
Статус документаДействует
МеткиИнструкция

    

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.САЗОНОВ
5 июля 2004 г. N ВС-6242

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОСМОТРЩИКА ВАГОНОВ, ОСМОТРЩИКА-РЕМОНТНИКА ВАГОНОВ И СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ВАГОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОАО "РЖД"

 
    Инструкцию по охране труда для осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря по ремонту подвижного состава в вагонном хозяйстве ОАО "РЖД" разработали:
    Н.И. Харитонова, М.Р. Прохоров, Д.А. Смоляков (ФГУП ВНИИЖТ), А.Н. Францев (ПКБ ЦВ ОАО "РЖД").
 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

 
    1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава, утвержденных МПС России 3 октября 1996 г. ПОТ РО-32-ЦВ-400-96, других нормативных актов по вопросам охраны труда, и устанавливает основные требования охраны труда для осмотрщика вагонов (далее - осмотрщик), осмотрщика - ремонтника вагонов (далее - осмотрщик-ремонтник) и слесаря по ремонту подвижного состава (далее - слесарь), занятых на работах по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания грузовых вагонов (далее - ПТО), контрольных постах, пунктах перестановки вагонов и в грузовых вагонных депо (далее - депо) ОАО "РЖД".
    На основе настоящей Инструкции руководство структурного подразделения железной дороги-филиала ОАО "РЖД" при необходимости разрабатывает Инструкцию по охране труда для осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря с учетом местных условий и специфики деятельности.
    1.2. К работе по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение и проверку знаний по специальности и охране труда, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда.
    1.3. В процессе работы осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а также внеплановый и целевой инструктажи по охране труда, обучение по охране труда, периодическую и внеочередную проверку знаний требований охраны труда.
    1.4. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение оказанию первой помощи пострадавшим.
    Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу.
    1.5. К работе на передвижных ремонтных машинах и установках допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие обучение данным видам работ, сдавшие экзамен на право управления этими установками и машинами и имеющие соответствующее удостоверение на право работы.
    1.6. К техническому обслуживанию специализированных вагонов для перевозок опасных грузов допускаются лица, достигшие возраста двадцати одного года, прошедшие обязательный предварительный при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, обученные по соответствующей программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания специализированных вагонов.
    1.7. Допуск работников к самостоятельному обслуживанию специализированных вагонов для перевозки опасных грузов должен оформляться приказом по депо.
    1.8. Для выполнения дополнительных обязанностей (обслуживание вагоноремонтных машин и ремонтных установок, дефектоскопии деталей и узлов грузовых вагонов, выполнение сварочных и других работ) осмотрщик-ремонтник и слесарь должны пройти теоретическое и практическое обучение, сдать экзамен и получить соответствующее удостоверение на право производства работы.
    1.9. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны:
    выполнять только входящую в их обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
    владеть безопасными приемами труда;
    соблюдать меры пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
    содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
    внимательно следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (мастера, бригадира) и выполнять его команды;
    выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей и сигналов, подаваемых водителями транспортных средств и крановщиками кранов;
    быть предельно внимательными в местах движения транспорта;
    проходить по территории депо и железнодорожных станций (далее - станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
    соблюдать меры безопасности при переходе железнодорожных путей для осмотра и ремонта вагонов;
    соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения переохлаждения и обморожения осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра;
    уметь оказывать первую помощь при травмах, пользоваться аптечкой первой помощи.
    1.10. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов, должны знать:
    технологию обслуживания и ремонта грузовых вагонов;
    порядок ограждения составов и отдельных групп грузовых вагонов, установленный техническо-распорядительным актом (далее - ТРА) станции, технологическим процессом работы ПТО, инструкцией по производству маневровой работы, разработанными с учетом местных условий;
    действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, способы защиты и правила оказания первой помощи;
    вредное воздействие нефтепродуктов и основных химических грузов на организм человека, а также признаки отравления;
    безопасные способы определения рода остатков ранее перевозившегося груза по внешним признакам и свойствам (цвет, вязкость, запах);
    требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
    правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
    видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности;
    места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
    требования настоящей Инструкции.
    Работники, выполняющие техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов с опасными грузами, должны знать знаки опасности опасных грузов, места их нанесения и соблюдать требования безопасности в зависимости от класса опасности груза.
    1.11. При техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов на осмотрщика, осмотрщика-ремонтника и слесаря могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:
    движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства, машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;
    повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    повышенный уровень шума на рабочем месте;
    повышенный уровень вибрации;
    повышенная или пониженная влажность воздуха;
    повышенная или пониженная подвижность воздуха;
    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    недостаточная освещенность рабочей зоны и недостаток естественного света при работе внутри котла вагона-цистерны (далее - цистерна);
    повышенная яркость света при сварочных работах;
    острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;
    расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);
    химические опасные и вредные производственные факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров (работа со сварочными аэрозолями и другими вредными химическими веществами);
    нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, в замкнутых объемах.
    1.12. Осмотрщик, осмотрщик-ремонтник и слесарь должны обеспечиваться следующими СИЗ:
    костюмом лавсано-вискозным с маслонефтезащитной пропиткой или костюмом хлопчатобумажным;
    полуплащом из плащ-палатки или полуплащом из прорезиненной ткани;
    сапогами на полиуретановой подошве или ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
    головным убором летним;
    рукавицами комбинированными;
    жилетом сигнальным со световозвращающими накладками;
    каской защитной (дежурной).
    При выполнении работ на пунктах погрузки соли дополнительно должны выдаваться сапоги резиновые.
    При выполнении работ по осмотру грузовых вагонов на нефтеналивных и промывочно-пропарочных станциях и пунктах дополнительно должен выдаваться костюм брезентовый.
    Зимой дополнительно должны выдаваться:
    теплозащитный костюм "Механик" или костюм для защиты от пониженных температур с утепленным бельем во II, III, IV и особом поясах;
    теплозащитный костюм в I поясе;
    валенки (по поясам);
    галоши на валенки.
    Осмотрщику, осмотрщику-ремонтнику, занятым на пунктах технического обслуживания, текущем отцепочном ремонте и пунктах подготовки вагонов к перевозкам, расположенных в IV и особом поясах, вместо теплозащитного костюма должны выдаваться:
    полушубок (по поясам);
    куртка на утепляющей подкладке (по поясам);
    брюки на утепляющей подкладке (по поясам).
    Осмотрщику-ремонтнику и слесарю ПТО, расположенных во II и III поясах, осуществляющим ремонт грузовых вагонов на открытом воздухе с использованием вагоноремонтных машин должен выдаваться полушубок.
    Слесарь по ремонту подвижного состава, занятый на ремонте грузовых вагонов, изотермического подвижного состава в депо, на ПТО и пунктах перестановки вагонов, должен обеспечиваться следующими СИЗ:
    костюмом лавсано-вискозным с маслонефтезащитной пропиткой или костюмом хлопчатобумажным;
    рукавицами комбинированными;
    ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
    очками защитными.
    На наружных работах дополнительно должны выдаваться:
    полуплащ с капюшоном из плащ-палатки или полуплащ из прорезиненной ткани;
    каска защитная.
    Зимой дополнительно должны выдаваться:
    теплозащитный костюм "Механик" или костюм для защиты от пониженных температур с утепленным бельем во II, III, IV и особом климатических поясах (далее - пояс), а также на приграничных и припортовых станциях;
    теплозащитный костюм в I поясе;
    валенки (по поясам);
    галоши на валенки.
    На пунктах погрузки соли дополнительно должны выдаваться сапоги резиновые.
    При выполнении кровельных работ дополнительно должны выдаваться:
    наколенники брезентовые на вате;
    пояс предохранительный.
    При выполнении котельных и клепальных работ - рукавицы брезентовые вместо рукавиц комбинированных.
    При выполнении плотницких и столярных работ при ремонте грузовых вагонов, изотермических вагонов на ПТО при подготовке вагонов к перевозкам в IV и особом поясах вместо теплозащитного костюма "Механик" должны выдаваться:
    полушубок (по поясам);
    куртка на утепляющей прокладке (по поясам);
    брюки на утепляющей подкладке (по поясам).
    При выполнении слесарных работ при ремонте подвижного состава на безотцепочном и отцепочном ремонтах грузовых вагонов на ПТО, при подготовке вагонов к перевозкам в IV и особом поясах вместо теплозащитного костюма "Механик" должны выдаваться:
    полушубок (по поясам);
    куртка на утепляющей подкладке (по поясам);
    брюки на утепляющей подкладке (по поясам).
    Слесарь при выполнении работ по разборке, ремонту и монтажу роликовых букс колесных пар вагонов должен обеспечиваться СИЗ:
    костюмом лавсано-вискозным с маслонефтезащитной пропиткой или костюмом хлопчатобумажным;
    фартуком прорезиненным;
    рукавицами кислотозащитными;
    ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве.
    Зимой дополнительно должна выдаваться куртка на утепляющей подкладке (по поясам).
    При производстве работ на железнодорожных путях осмотрщику, осмотрщику-ремонтнику и слесарю должны выдаваться мужской и женский сигнальные жилеты со световозвращающими накладками.