Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 875. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 26.09.2008 N 2017р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД"

Дата документа26.09.2008
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Правила · Перечень

    

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 сентября 2008 г. N 2017р

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД"

 
    В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда работников при выполнении аварийно-восстановительных работ, замене стрелочных переводов, вагонных горочных замедлителей, опор контактной сети, ремонте железнодорожных мостов и путепроводов и других работ, связанных с использованием технических средств восстановительных поездов:
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2008 г. прилагаемые Правила по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО "РЖД".
    2. Начальникам железных дорог - филиалов ОАО "РЖД":
    довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
    обеспечить в установленном порядке изучение Правил по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО "РЖД", утвержденных настоящим распоряжением.
 

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.Г.ТИШАНИН

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 26 сентября 2008 г. N 2017р

 

ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ ОАО "РЖД"

 

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 
    1.1. Настоящие Правила устанавливают основные требования охраны труда для работников восстановительных поездов ОАО "РЖД" при ведении аварийно-восстановительных работ (ликвидация последствий сходов с рельсов подвижного состава, крушений, аварий, происшествий природного и техногенного характера), а также при выполнении ими неосновных производственных работ по ремонту железнодорожных мостов и путепроводов, монтажу и демонтажу стрелочных переводов, вагонных замедлителей, опор контактной сети, погрузке (выгрузке) тяжеловесных грузов и т.д. (далее - ремонтные работы).
    1.2. Наряду с настоящими Правилами работники восстановительного поезда должны соблюдать требования Трудового кодекса Российской Федерации [1], нормативных правовых актов по охране труда, стандартов Системы стандартов безопасности труда и нормативных документов ОАО "РЖД".
    Перечень нормативных документов по охране труда, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.
    1.3. Для работников восстановительного поезда применительно к их профессиям или видам выполняемых ими работ должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по охране труда.
    Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда [11], межотраслевыми и отраслевыми типовыми инструкциями по охране труда, нормативными документами ОАО "РЖД" на основе настоящих Правил и с учетом оснащенности восстановительного поезда техническими средствами, технологическим оборудованием и конкретными типами подвижного состава.
    1.4. При производстве аварийно-восстановительных и других работ на работников восстановительных поездов могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003 [41]:
    движущиеся грузоподъемные краны, железнодорожный подвижной состав, автомобильный транспорт и другие транспортные средства, подвижные части оборудования и разрушающиеся конструкции;
    повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
    расположение рабочих мест на значительной высоте относительно поверхности земли;
    повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    повышенная подвижность воздуха;
    повышенная или пониженная влажность воздуха;
    повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
    повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
    пониженная и повышенная температура поверхностей оборудования, материалов;
    недостаточная освещенность рабочих мест;
    физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
    нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и в тоннелях;
    химические факторы при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и вредными химическими веществами.
    1.5. Работники восстановительных поездов должны проходить обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 [29], Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 [38] и Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте [21].
    Работники, связанные с движением поездов, вредными и опасными производственными факторами, должны проходить психиатрическое освидетельствование в порядке, установленном Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов) [3].
    Начальник восстановительного поезда должен обеспечить своевременность прохождения работниками медицинских осмотров.
    1.6. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, допускаются работники, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [23], Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [24], Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации [25], Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации [2] и других нормативных правовых актов.
    1.7. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) работников восстановительных поездов должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004 [42], Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [12], Положением об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги" [75] и Положение об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги" [72].
    1.8. Работники, связанные с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок, в том числе сварочных агрегатов, ручных электрических машин и инструмента, в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников открытого акционерного общества "Российские железные дороги" [74] и Положением о проверке знаний ответственных за электрохозяйство ОАО "Российские железные дороги", его филиалов и структурных подразделений [71] должны проходить в соответствующем объеме обучение и проверку знаний по Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей [30] и Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок [8].
    Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера выполняемых работ, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
    1.9. Работники восстановительного поезда должны знать:
    порядок ограждения мест производства работ;
    технологии выполнения восстановительных работ;
    порядок действий при ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий с опасными грузами;
    действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, меры защиты от них и порядок оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
    требования охраны труда, производственной санитарии, электробезопасности, промышленной и пожарной безопасности;
    правила применения противопожарного оборудования и инвентаря;
    требования настоящих Правил (в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии).
    1.10. К работе на подъемно-транспортных средствах допускаются работники, имеющие удостоверение на право управления этими средствами.
    К выполнению операций по строповке (обвязке, зацепке, подвешиванию на крюк, установке в нужное положение и отцепке) грузов в процессе производства работ грузоподъемными кранами и тяговыми машинами допускаются работники, обученные профессии стропальщика и имеющие удостоверение на право выполнения стропальных работ.
    Работники, эксплуатирующие машины, оборудование, установки и выполняющие работы на объектах, относящихся к категории опасных производственных объектов, допускаются к работе после обучения и проверки знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [39] и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [40].
    1.11. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов работники восстановительного поезда должны соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 [44], ГОСТ 12.1.010 [45], Правил пожарной безопасности в Российской Федерации [33] и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [17].
    1.12. Для производственных помещений и зданий в пункте постоянной дислокации восстановительного поезда должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 105-03 [34], СНиП 31-03 [69] и Ведомственными нормами технологического проектирования "Определение категорий помещений и зданий предприятий и объектов железнодорожного транспорта по взрывопожарной и пожарной опасности" [20].
    1.13. Восстановительные поезда должны оснащаться средствами пожаротушения в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения [22]. Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
    1.14. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов работники восстановительного поезда должны быть обеспечены сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта [26].
    1.15. Порядок выдачи, хранения и использования СИЗ должен соответствовать Правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты [5] и Положению о порядке обеспечения работников железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и функциональных филиалов ОАО "РЖД" средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода [77]. Выбор конкретных типов СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ и применяемых веществ и материалов.
    1.16. Начальник восстановительного поезда обязан обеспечить правильное хранение, использование, сушку, химическую чистку, дезинфекцию, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки.
    Организация работ, связанная с химической чисткой, стиркой СИЗ и других изделий, должна соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда при химической чистке, стирке [7].
    1.17. Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядком и условиями их выдачи [14].
    1.18. Работники восстановительного поезда, занятые на работах с выделением вредных газов, пыли, искр, отлетающих осколков и стружки, должны дополнительно обеспечиваться защитными очками, респираторами, противогазами.
    1.19. Работники, выполняющие работы на высоте, должны обеспечиваться предохранительными поясами и страховочными канатами, соответствующими требованиям ГОСТ Р 12.4.184 [57], ГОСТ Р 50849 [65], ГОСТ 12.4.107 [56]. До начала эксплуатации, а также в процессе эксплуатации через каждые шесть месяцев предохранительные пояса и страховочные канаты должны испытываться статической нагрузкой, равной 400 кгс, о чем должна быть сделана запись в месте нанесения маркировки пояса и в специальном журнале.
    Все работники, находящиеся на объекте производства работ, должны обеспечиваться защитными касками, удовлетворяющими требованиям ГОСТ Р 12.4.207 [58].
    1.20. Работники, подвергающиеся воздействию уровней шума, превышающих значения 80 дБА, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха (наушниками, вкладышами, шлемами).
    1.21. Работники, пользующиеся предохранительными приспособлениями и средствами индивидуальной защиты (респираторами, противогазами, аппаратами дыхательными), должны проходить тренировку и специальный инструктаж по правилам пользования и способам проверки исправности этих средств и иметь навыки по их применению.
    1.22. В пункте постоянной дислокации восстановительных поездов должны быть оборудованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда [9].
    1.23. На территории пункта постоянной дислокации восстановительного поезда, в производственных помещениях и на технологическом оборудовании, которые могут служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальная разметка в соответствии с ГОСТ 12.4.026 [55] и Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта [16].
    1.24. Все работники, выполняющие работы на железнодорожных путях, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами.
    1.25. При нахождении на железнодорожных путях работники восстановительных поездов должны соблюдать следующие требования безопасности:
    проходить к месту работы и обратно в пределах станции по установленным маршрутам служебного прохода, разработанным с учетом местных условий;
    при проходе вдоль железнодорожных путей на станции следует идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
    переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте с обеих сторон нет приближающегося железнодорожного подвижного состава;
    переходить железнодорожный путь, занятый железнодорожным подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося железнодорожного подвижного состава на соседнем пути. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается;
    сходить с переходной площадки следует повернувшись лицом к вагону и держась за поручни;
    обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;
    проходить между расцепленными вагонами по середине при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;
    обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
    1.26. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
    переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом и другими подвижными единицами;
    садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
    пролезать под стоящими вагонами;
    находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;
    переходить пути в пределах стрелочных переводов и крестовин; становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;
    становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;
    находиться на территории станции в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава и других подвижных единиц.
    1.27. Выходя на железнодорожный путь из помещения, а также из-за здания, затрудняющего видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в ночное врем, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте.
    Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (сумерках, тумане, снегопаде) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.
    1.28. Режимы труда и отдыха работников восстановительного поезда, в том числе и в случае объявления повышенной готовности, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации [1], Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов [35] и Положением о восстановительных поездах железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" [76].
    1.29. Начальник восстановительного поезда (заместитель начальника восстановительного поезда, мастер) обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
    1.30. Начальник восстановительного поезда и его заместитель должны обеспечивать безопасные условия и охрану труда, в том числе:
    обеспечивать постоянный контроль за соблюдением нормативных документов, содержащих требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия;
    совершенствовать технологические процессы аварийно-восстановительных и ремонтных работ;
    обеспечивать укомплектование кабинета охраны труда (уголка охраны труда) нормативными документами, наглядными пособиями и плакатами по охране труда;
    обеспечивать своевременное проведение инструктажей, обучения и проверки знаний работниками требований охраны труда;
    следить за своевременным проведением освидетельствования и испытания машин, грузоподъемных механизмов, транспортных средств и другой техники, а также исправностью инструмента и приспособлений.
    1.32. Работники восстановительных поездов, допустившие нарушение требований нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности и настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ, ОТПРАВЛЕНИЮ И СЛЕДОВАНИЮ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОЕЗДА К МЕСТУ ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

 

2.1. Общие требования

 
    2.1.1. До отправления восстановительного поезда со станции дислокации начальник восстановительного поезда или его заместитель должен получить устный доклад от: