Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 923. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ" (утв. МВД РФ 09.06.2009)

Дата документа09.06.2009
Статус документаДействует
МеткиМетодика · Требования · Порядок · Условия

    

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Департамента
обеспечения безопасности
дорожного движения
МВД России -
главный государственный
инспектор безопасности
дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции
В.Н.КИРЬЯНОВ
9 июня 2009 г.

 

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВА НА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Вводится в действие с 01.11.2011,
с правом досрочного применения

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    1. Настоящая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами <*> устанавливает формы, методы и порядок проведения экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <**>, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители.
    


    <*> Далее - Методика.
    <**> Далее - Госавтоинспекция.
 
    2. Квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами <*> проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители <**> водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 <***>.
    
    <*> Далее - экзамены.
    <**> Кандидатами в водители считаются лица, желающие получить право на управление транспортными средствами соответствующих категорий, а также лица, для которых нормативными правовыми актами предусмотрена сдача квалификационных экзаменов.
    <***> Далее - Правила.
 
    3. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена.
    Для получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:
    на категорию "A" - теоретический экзамен и первый этап практического экзамена;
    на категории "B", "C", "D" - теоретический экзамен, первый и второй этапы практического экзамена;
    на категории "BE", "CE", "DE" - первый и второй этапы практического экзамена;
    на категории "трамвай", "троллейбус" - теоретический экзамен.
    4. Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы.
    Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
 
    5. Первый этап практического экзамена проводится на автоматизированном автодроме.
    Примечание. С учетом социально-экономических и иных характеристик соответствующей территории допускается осуществлять прием экзамена на автоматизированном автодроме, расположенном на территории обслуживания ближайшего экзаменационного подразделения соответствующего субъекта Российской Федерации.
 
    6. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.
    7. Общие требования к автоматизированной системе, используемой при приеме теоретического экзамена, автоматизированному автодрому, оборудованию зон выполнения испытательных упражнений для проведения первого этапа практического экзамена и испытательным маршрутам приведены соответственно в приложениях N N 1 - 4 к Методике.
    8. Практический экзамен принимается на транспортном средстве <*> той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:
    
    <*> Далее - ТС.
 
    "A" - на двухколесных мотоциклах;
    "B" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;
    "C" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;
    "D" - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;
    "BE" - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава ТС превышает 3500 кг;
    "CE" - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;
    "DE" - на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг.
    Примечания.
    1. Прием экзаменов у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению ТС соответствующих категорий с ограничениями, осуществляется на ТС, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.
    2. Для приема первого этапа практического экзамена должны использоваться ТС, имеющие следующие, помимо изложенных выше, характеристики:
    для категории "B" - длина не менее 3,8 м, ширина не менее 1,6 м, расстояние между осями колес <*> не менее 2,2 м, минимальный радиус поворота не менее 4,2 м;
    
    <*> Далее - база.
 
    для категории "C" - длина не менее 6,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,3 м, минимальный радиус поворота не менее 5,8 м;
    для категории "D" - длина не менее 7,0 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,5 м, минимальный радиус поворота не менее 7,8 м.
 
    9. Используемые для приема экзаменов ТС должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации <*> и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения <**>, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.
    
    <*> Далее - ПДД.
    <**> Далее - Основные положения.
 
    Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
    10. Используемые для приема экзаменов ТС должны быть дополнительно оборудованы:
    при проведении первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме - соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома;
    при проведении второго этапа практического экзамена - аппаратно-программными комплексами, обеспечивающими аудио- и видеонаблюдение за дорожной обстановкой, действиями кандидата в водители, экзаменатора (помощника экзаменатора), а также регистрацию полученной информации <*>, общие требования к которым приведены в приложении N 5 к Методике.
    
    <*> Далее - АПК "АВН".
 
    11. Изменение конструкции ТС, связанное с установкой дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида, опознавательных знаков "учебное транспортное средство", должно быть оформлено в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>, и подтверждено соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные ТС <**>.
    
    <*> Приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (зарегистрирован в Минюсте России 25 января 2001 г., регистрационный N 2548).
    <**> Приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрирован в Минюсте России 30 декабря 2008 г., регистрационный N 13051).
 
    12. Каждая из частей экзаменов оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка - "СДАЛ", отрицательная - "НЕ СДАЛ".
    Экзамены сдаются в следующей последовательности: сначала теоретический, затем - практический. Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего <*>.
    
    <*> Пункт 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396.
 
    Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене.
    В случае если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей практического экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.
    13. Оценки, полученные кандидатом в водители в ходе экзаменов, заносятся в экзаменационный лист (приложение N 6 к Методике) и протокол приема квалификационных экзаменов (приложение N 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации <*>).
    
    <*> Приказ МВД России от 20 июля 2000 г. N 782 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1996 г. N 1396" (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2000 г., регистрационный N 2349).
 
    14. По окончании каждой части (этапа) экзаменов экзаменационный лист с итоговой оценкой подписывается экзаменатором и кандидатом в водители.
    15. Аудио- и видеоинформация, записанная с использованием АПК "АВН" в ходе второго этапа практического экзамена, хранится в экзаменационном подразделении в течение 12 месяцев с даты соответствующего экзамена. Она может быть использована в случае обжалования кандидатом в водители результатов экзамена в установленном порядке.
    Запрещается передача информации без согласия кандидата в водители для опубликования (трансляции).
    Копия аудио- и видеоинформации на основании письменного запроса выдается судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях и другим органам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 

II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА

 

Содержание экзамена

 
    16. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.
    17. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:
    ПДД;
    Основных положений;
    основ безопасного управления ТС;
    законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и гражданской ответственности водителей ТС;
    технических аспектов безопасного управления ТС;
    факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
    элементов конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
    методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии <*>.
    


    <*> Далее - ДТП.
 
    18. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты <*>, утвержденные в порядке, установленном Правилами.
    
    <*> Далее - билеты.
 
    Билеты сгруппированы в комплекты по соответствующим категориям ТС:
    комплект "A" и "B" - для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий "A" и "B";
    комплект "C" и "D" - для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий "C", "D", "трамвай" и "троллейбус" <*>.
    
    <*> Кандидаты в водители, прошедшие подготовку по программе подготовки водителей ТС категорий "B, C", сдают теоретический экзамен по комплекту билетов "C" и "D".
 
    19. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, один из которых правильный. Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит вопросы N N 1 - 5 экзаменационных билетов; вторая - N N 6 - 10; третья - N N 11 - 15 и четвертая - N N 16 - 20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы. Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается.
 

Организация проведения экзамена

 
    20. Для ответа на билет, состоящий из 20 вопросов, кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается, кроме случаев, предусмотренных пунктами 37 и 38 Методики.
    21. Хронометраж времени осуществляется автоматически с момента вывода на экран монитора автоматизированного рабочего места <*> кандидата в водители соответствующего билета.
    


    <*> Далее - АРМ.
 
    22. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.
    23. Экзамен проводится в помещении, оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.
    24. Планировка и оборудование помещения, используемого для приема теоретического экзамена, должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители. В указанном помещении не допускается использование информационных материалов, литературы или технических средств, позволяющих кандидатам в водители выбрать правильный ответ на какой-либо из вопросов билетов.
 

Порядок проведения экзамена

 
    25. Перед началом экзамена экзаменатором производится проверка работоспособности автоматизированной системы в целом и каждого АРМ. Неисправные АРМ кандидатов в водители для экзаменов не используются.
    26. Экзаменатор устанавливает личность кандидата в водители, предлагает кандидату в водители занять рабочее место, знакомит с порядком проведения экзамена и системой оценки его результатов.
    27. Перед началом экзамена на экране монитора отображаются номер АРМ, наименование комплекта экзаменационных билетов, по которому проводится экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, назначенного для сдачи экзамена за данным АРМ.
    Билет формируется и выводится на экран монитора только после двойного нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием.
    28. В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена.
    29. Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных в порядке, установленном Правилами.