Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 321. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 9000-2001" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 15.08.2001 N 332-ст)

Дата документа15.08.2001
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Стандарт · Гост · Исо
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

УТВЕРЖДЕН
Постановлением Госстандарта России
от 15 августа 2001 г.
N 332-ст

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И СЛОВАРЬ

Quality management systems. Fundamentals and vocabulary

ГОСТ Р ИСО 9000-2001

Дата введения 2001-08-31

Предисловие

 
    1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
    ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
    2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. N 332-ст
    3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000-2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь"
    4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 

Введение*

 
    


    * Раздел приводится в редакции, отличной от ИСО 9000-2000.
 

Общие положения

 
    Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
    - ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
    - определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
    - ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
    - ИСО 19011* содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
    


    * Предстоит публикация в 2002 г. и принятие в качестве ГОСТ Р ИСО 19011.
 
    Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
 

Принципы менеджмента качества

 
    Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
    Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
    а) Ориентация на потребителя
    Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
    б) Лидерство руководителя
    Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
    в) Вовлечение работников
    Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
    г) Процессный подход
    Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
    д) Системный подход к менеджменту
    Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
    е) Постоянное улучшение
    Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
    ж) Принятие решений, основанное на фактах
    Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
    и) Взаимовыгодные отношения с поставщиками
    Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
    Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
 

1. Область применения

 
    Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.
    Настоящий стандарт может использоваться:
    а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
    б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
    в) пользователями продукции;
    г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например поставщики, потребители, регламентирующие органы);
    д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (например аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
    е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;
    ж) разработчиками соответствующих стандартов.
 

2. Основные положения систем менеджмента качества

2.1. Обоснование необходимости систем менеджмента качества

 
    Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
    Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.
    Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
 

2.2. Требования к системам менеджмента качества и требования к продукции

 
    Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.
    Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.
    Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.
 

2.3. Подход к системам менеджмента качества

 
    Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
    а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
    б) разработку политики и целей организации в области качества;
    в) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
    г) установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
    д) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;