Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 909. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

"САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ" (утв. Минздравом РФ от 25.09.2001 N 2510/9978-01-34)

Дата документа25.09.2001
Статус документаДействует
МеткиМетодические рекомендации

    

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 сентября 2001 г. N 2510/9978-01-34

 

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
24 сентября 2001 года

 

САНИТАРНО - ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ И ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Введение

 
    Обеспечение эпидемиологического благополучия пострадавшего населения является одной из главных задач при ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.
    Эта задача решается путем организации и проведения комплекса профилактических и санитарно - противоэпидемических мероприятий, для осуществления которых привлекаются силы и средства МЧС России, ВСМК, санитарно - эпидемиологических учреждений Минздрава, Минобороны, МВД, МПС России и других ведомств и служб. Организующую и координирующую роль при этом играют формирования санитарно - эпидемиологической службы и центры медицины катастроф разного уровня, в зависимости от масштаба и характера ЧС. На специализированные формирования возлагается осуществление первичных противоэпидемических мероприятий, которые способны выполнить только хорошо подготовленные специалисты санитарно - эпидемиологической службы. Эта работа требует заблаговременной подготовки, что отражается в планах всех заинтересованных служб в объеме их компетенции.
    Опыт обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных переселенцев из Чеченской Республики в городках временного проживания во время известных событий 1999 - 2000 гг. наглядно продемонстрировал эффективность мероприятий. Городки временного проживания вынужденных переселенцев, эвакуированных из районов активных боевых действий при проведении антитеррористической операции в Чеченской Республике, были развернуты как на территории самой Республики (5 городков общей вместимостью 10600 чел., где было размещено 10540 чел., в том числе 4151 ребенок), так и на территории Республики Ингушетии (7 городков общей вместимостью 55140 чел., в которых разместили 41966 эвакуированных, в том числе 18613 детей).
    Организация и проведение экстренных санитарно - противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. При этом учитываются медико - социальные особенности санитарно - эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности.
    Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия пострадавших в ЧС достигается:
    - санитарно - эпидемиологическим надзором за соблюдением санитарных норм и правил размещения, питания, водоснабжения, банно - прачечного обслуживания населения, эвакуируемого из зоны ЧС, как на этапах эвакуации, так и в местах его временного проживания;
    - организацией гигиенической экспертизы и лабораторного контроля продовольствия и питьевой воды;
    - проведением комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению заноса, возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди эвакуируемого населения, по локализации и ликвидации возникших эпидемических очагов;
    - медицинским контролем за захоронением погибших и умерших от инфекционной патологии и других причин.
 

1. Санитарно - противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев при их эвакуации из зоны чрезвычайной ситуации

 
    1.1. В зависимости от масштаба и характера ЧС население эвакуируется из зоны ЧС на несколько дней, месяцев, а в некоторых случаях и без возвращения на прежнее место жительства. При всех ситуациях наибольшую сложность представляют сроки его эвакуации, первые часы и дни временного размещения в безопасных зонах с учетом вероятности возникновения санитарно - эпидемиологических осложнений. Организация мобильных комплексов средств для сохранения здоровья населения в чрезвычайных ситуациях направлена на решение вопросов жизнеобеспечения переселенцев на первых этапах ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.
    Санитарно - противоэпидемическое обеспечение населения в чрезвычайной ситуации организуется непосредственно в ее зоне, а затем на путях эвакуации, вплоть до мест размещения эвакуированных.
    1.2. Под эвакуацией понимается организованный вывод или вывоз и размещение вне зоны бедствия пострадавшего населения.
    При организации эвакуации населения органами местной власти определяются численность пострадавших, очередность и сроки их эвакуации, маршруты следования до пунктов расселения или промежуточных пунктов. Для определения очередности эвакуации и размещения в местах (мобильных комплексах) первичного жизнеобеспечения все население распределяется на группы. Такое распределение необходимо учитывать при проведении санитарно - противоэпидемических мероприятий.
    Первичное жизнеобеспечение населения в ЧС включает прием и временное (от 3 до 45 сут.) размещение населения, организацию его питания, водоснабжения, коммунально - бытового, медицинского, социально - правового обеспечения.
    1.3. Для обеспечения эвакуации пострадавших в ЧС создаются СЭП, которые осуществляют сбор, регистрацию эвакуируемого населения, отправку его на пункты посадки. В штат СЭП входят: руководитель, представители от местных органов власти и МЧС России, а также медицинский персонал: врач - терапевт, врач - эпидемиолог, медсестра, два помощника санитарного врача, два санитара, выполняющие обязанности дезинфекторов, и шофер (УАЗ-469 или санитарный автобус). СЭП за сутки может организовать эвакуацию 10 тыс. чел. пострадавших. При определении количества СЭП и мест их размещения учитывают численность эвакуируемого населения по видам транспорта, удобство сбора и отправки людей. При вывозе людей железнодорожным транспортом СЭП размещают вблизи железнодорожных станций, водным - пристаней, автотранспортом - автостанций, воздушным транспортом - на аэродромах, сохранившихся в районе ЧС.
    1.4. Санитарно - эпидемиологическая служба и органы здравоохранения организуют медицинское обеспечение эвакуируемого населения, представляющее комплекс лечебных, санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Эти мероприятия проводятся на СЭП, в пунктах посадки и высадки, в пути следования, на ПЭП и в местах расселения.
    1.5. Во время эвакуации санитарно - противоэпидемическое обеспечение переселенцев включает:
    - организацию контроля за поддержанием удовлетворительного санитарного состояния мест и помещений временного пребывания эвакуированных, изоляторов для размещения инфекционных больных;
    - контроль за соблюдением санитарно - гигиенических правил снабжения питьевой водой и хранением пищевых продуктов;
    - обеспечение населения индивидуальными средствами обеззараживания воды (ТЕТРИС, БИП-1, ОНИКС, Родник);
    - организацию эпидемиологического наблюдения, выявление инфекционных больных и их госпитализацию;
    - контроль за организацией банно - прачечного обслуживания населения в местах его расселения;
    - борьбу с насекомыми и грызунами, контроль за уборкой и обеззараживанием нечистот и пищевых отбросов на маршрутах движения и в районах расселения.
    Выполнение вышеперечисленных санитарно - противоэпидемических мероприятий возлагается на медицинский состав СЭП, который при необходимости усиливается СЭО или СЭБ, а также инфекционной бригадой из состава БСМП. Материальное обеспечение этих формирований возлагается на формирующие учреждения (ЦГСЭН и ЛПУ).
    1.6. Следует учитывать, что объем и характер противоэпидемического обеспечения населения могут существенно меняться в зависимости от местных условий и возможностей, к которым относятся:
    - коммунальное благоустройство;
    - санитарное состояние населенных пунктов;
    - иммунный статус населения;
    - инфекционная заболеваемость среди пострадавших;
    - укомплектованность медицинскими кадрами;
    - коечная сеть инфекционных больниц (отделений), в том числе и резервы для ее дополнительного развертывания (из расчета 15 инфекционных коек на 1 тыс. эвакуированных);
    - количество и пропускная способность банно - прачечных учреждений, дезинфекционных средств и техники и т.п. Потребность определяется из расчета ежедневной санитарной обработки 10% эвакуированного населения.
    Перечисленными сведениями должна располагать каждая территориальная (краевая, областная, городская) санитарно - эпидемиологическая служба.
    1.7. Санитарно - эпидемиологическое обслуживание эвакуируемого населения возлагается в пунктах отправления, прибытия и размещения, а также в пути следования по шоссейным и грунтовым дорогам на территориальные отделы здравоохранения, центры санитарно - эпидемиологического надзора (областные, краевые, городские, районные), а в пути следования по железным дорогам - на медико - санитарные органы МПС России, по водным путям сообщения - на медико - санитарные органы водного транспорта.
    1.8. Санитарно - эпидемиологическая служба республики в составе РФ, области, края несет полную ответственность за санитарно - противоэпидемическое обеспечение и выделяет из санитарно - эпидемиологических учреждений врачей в состав СЭО или СЭБ для руководства всеми мероприятиями по обслуживанию эвакуированных. В обязанности вышеуказанных специалистов входит:
    - выяснение медико - санитарных условий размещения эвакуированного населения;
    - участие в выборе и оборудовании помещений в местах отправки, прибытия и окончательного размещения, а также санитарно - эпидемиологический надзор за ними;
    - организация медицинских осмотров эвакуируемых и оказание им медицинской помощи; проведение мероприятий по санитарной обработке;
    - проведение по эпидпоказаниям экстренной специальной и специфической профилактики;
    - организация и проведение санитарно - эпидемиологического надзора во время следования в поездах, судах, по шоссейным дорогам, на самолетах;
    - осуществление санитарно - эпидемиологического надзора за местами питания и водоснабжения.
    1.9. По предложению санитарно - эпидемиологической службы для выполнения указанных мероприятий привлекаются к непосредственной работе по санитарно - эпидемиологическому обеспечению ЛПУ всех ведомств, а также ведомственные медико - санитарные службы, которые выделяют медицинский персонал для работы в составе специализированных формирований (СЭО, СЭБ, БСМП и др.). Санитарно - эпидемиологическая служба на местах при эвакуации отдельных групп населения из районов ЧС должна иметь сведения о контингенте эвакуируемых, сроках эвакуации, установленных маршрутах.
    Ответственные лица за санитарно - противоэпидемическое обеспечение эвакуируемых должны иметь постоянную связь с административными органами, осуществляющими эвакуацию.
    1.10. Все мероприятия по санитарно - противоэпидемическому обеспечению эвакуируемых на местах сбора и при формировании поездов проводятся местным территориальным госсанэпиднадзором, который привлекает при необходимости другие органы и учреждения различных ведомств.
    Санитарно - эпидемиологическая служба проверяет состояние помещений, выделенных для сборных пунктов эвакуируемых, с точки зрения:
    - соответствия нормам размещения ожидаемых контингентов;
    - приведения их в удовлетворительное санитарное состояние (очистка, дезинфекция);
    - наличия необходимого оборудования (скамьи, столы, умывальники, койки, нары);
    - утепления в зимнее время.
    1.11. Для размещения населения на ВПСП установлены нормы из расчета 3,75 кв. м на каждого пострадавшего с учетом развертывания ППП и ППВС. Для размещения пострадавших в общежитиях и других помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна составлять 3,0 - 3,5 кв. м на человека. В медицинских учреждениях и формированиях, в местах сбора пострадавшего населения, особенно в зимнее время, и в районах катастрофического затопления необходимо иметь сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15 - 18 кв. м на 100 чел. Продолжительность просушивания не более 8 ч. Температура воздуха для просушивания шерстяной и хлопчатобумажной одежды должна поддерживаться на уровне 60 °C, для просушивания обуви и меховой одежды - 40 °C.
    Температура воздуха в помещениях, где находятся пострадавшие, не должна быть ниже 18 °C при средней относительной влажности 35 - 65%. Во избежание чрезмерного охлаждения пострадавших тюфяки, кровати, подстилки, нары и т.д. следует располагать на расстоянии 0,5 - 0,8 м от наружных стен.
    Нормы расхода воды для нужд пострадавших и инфекционных больных, поступающих на лечение, составляют в сутки: 1 чел. - 10 л, на 1 больного, находящегося на стационарном лечении, - 75 л, на обмывку - 45 л.
    При размещении населения в палаточном городке или временных городках другого типа оборудуются ровики из расчета: один ровик шириной 0,3 м, глубиной 0,5 м и длиной 1 м на 20 человек. Допускается устраивать ровики параллельно один другому на расстоянии 1 - 2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и на расстоянии не менее 200 м от них. После каждого пользования ровиком нечистоты необходимо сразу же подвергать дезинфекции и засыпать слоем земли.
    Помещения должны быть обеспечены туалетами с достаточным количеством очков, из расчета 1 очко на 20 женщин и 1 очко на 40 мужчин. Для проведения санитарной обработки должны быть использованы городские бани или подвижные дезинфекционно - душевые установки (ДДА, ДДП и др.).
    1.12. В СЭП все эвакуируемые регистрируются по установленной форме и проходят обязательный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским персоналом СЭПа (врач, медсестра и др.). Количество медицинского персонала, проводящего медосмотр, может быть увеличено местным органом здравоохранения в зависимости от числа эвакуируемых и срочности их отправки.
    При осмотре выделяются лихорадящие, подозрительные на инфекцию лица, не подлежащие дальнейшей эвакуации. При наличии показаний санитарно - эпидемиологической службой проводятся мероприятия по экстренной профилактике и массовым предохранительным прививкам.
    1.13. Противоэпидемические мероприятия в пути следования включают:
    - выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации;
    - санитарный надзор за пунктами питания, обеспечением доброкачественной питьевой водой; дезинфекционные мероприятия.
    Каждый поезд, морские и воздушные суда должны иметь медицинский персонал, назначенный территориальными органами здравоохранения в местах отправки и выполняющий одновременно функции санитарного надзора (врач, фельдшер, медсестра, помощник эпидемиолога, дезинфектор - в зависимости от количества эвакуируемых).
    1.14. В случае эвакуации пострадавшего населения на пассажирских поездах медицинский персонал:
    - осуществляет периодический обход всех вагонов;
    - выявляет больных и оказывает им медицинскую помощь;
    - извещает органы здравоохранения об имеющихся случаях инфекционных заболеваний;
    - изолирует инфекционных больных;
    - эвакуирует больных в стационарные учреждения здравоохранения;
    - контролирует санитарное состояние вагонов;
    - ведет санитарный дневник.
    Ориентировочно число медицинских работников, сопровождающих поезд с пострадавшим населением, определяется из расчета:
    до 300 чел. - фельдшер и медицинская сестра;
    от 300 до 500 чел. - врач и медсестра;
    от 500 до 1000 чел. - врач и 2 медсестры.
    В каждом вагоне из числа пассажиров назначается особое лицо для санитарного надзора - санитарный уполномоченный.
    Указанные нормы медицинского персонала должны быть увеличены при эвакуации детских групп и больных.
    В каждом поезде выделяются отдельные купе и (или) вагоны для временного размещения больных. Медицинский персонал поезда обязан иметь медицинскую укладку с аптечкой и перевязочным материалом, антибиотики для экстренной профилактики, дезинфицирующие средства. Для матерей с детьми выделяются отдельные вагоны или купе с добавочным детским оборудованием. Все рестораны и буфеты при железнодорожных станциях должны снабжать эвакуируемых горячей водой и пищей, а детей - молоком.
    При обнаружении в пути больных и подозрительных на особо опасные инфекции снимают с поезда на ближайшей станции, имеющей ЛПУ или изоляционный пропускной пункт. Больницы обязаны по телеграфному уведомлению подготовиться к приему инфекционных больных.
    Все ЛПУ и санитарно - эпидемиологические учреждения железнодорожного, водного и воздушного транспорта должны быть готовы к оказанию необходимой помощи эвакуируемым и усилению для этой цели санитарно - эпидемиологического надзора.
    1.15. При появлении в поезде 20 и более инфекционных больных или в случае особо опасного инфекционного заболевания эвакуируемые и поездная бригада подвергаются карантинизации, проводится весь комплекс противоэпидемических мероприятий для скорейшей ликвидации эпидемической вспышки. При этом необходимо провести:
    - тщательный медицинский осмотр всех эвакуируемых для выявления, изоляции и отправки в лечебные учреждения всех больных и подозрительных на инфекцию;
    - экстренную общую, а при установлении диагноза - специальную профилактику;
    - тщательную санитарную обработку эвакуируемых, дезинфекцию их вещей и вагонов (по необходимости).
    1.16. В случае эвакуации автотранспортом по шоссейным и грунтовым дорогам территориальные органы здравоохранения организуют медицинские, а санитарно - эпидемиологические учреждения (центры) - санитарно - противоэпидемические мероприятия в группах эвакуируемых, исходя из наличия сил, средств и условий.
    1.17. В местах прибытия эвакуируемых санитарно - эпидемиологическая служба:
    - подбирает территорию (при землетрясении, катастрофическом затоплении, заражении АОХВ и др.) и населенные пункты области, благополучные по экологии и инфекционной заболеваемости, в том числе природно - очаговой, для размещения эвакуированных;
    - участвует в развертывании и устройстве приемников - распределителей для временного размещения (палаточные городки, землянки и др.);
    - при наличии эпидемических показаний проводит санитарную обработку прибывших людей и дезинфекцию их вещей;
    - развертывает временные инфекционные стационары с привлечением бригад инфекционного профиля;
    - осуществляет общий санитарный надзор в местах длительного расселения.
    1.18. Лечебно - профилактические учреждения здравоохранения в пунктах прибытия пострадавших обеспечивают, в первую очередь, проведение медицинского осмотра детского контингента, оказание необходимой амбулаторно - поликлинической и стационарной помощи инфекционным больным, проведение экстренной профилактики.
    1.19. Санитарно - эпидемиологическая служба, на территорию которой прибывают эвакуированные, ведет точный учет вышеперечисленных мероприятий и представляет отчетные данные по подчиненности.
 

2. Санитарно - противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в местах временного размещения

 
    2.1. Санитарно - гигиенические мероприятия
    2.1.1. Создание условий для проживания вынужденных переселенцев обеспечивается с учетом удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормативам ЧС и СанПиН 2.1.2/3041-96:
    - жильем, водой и продуктами питания, предметами первой необходимости;
    - медицинским, санитарно - эпидемиологическим, информационным, транспортным и коммунально - бытовым обеспечением.
    2.1.2. Территория проживания пострадавших и вынужденных переселенцев должна соответствовать следующим требованиям:
    - быть сухой, не затопляемой талыми, дождевыми, паводковыми водами, иметь ровный вертикальный профиль, обеспечивающий естественный склон и отведение атмосферных осадков;
    - иметь низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую хорошо фильтрующую почву;
    - хорошо освещаться солнцем и проветриваться;
    - располагаться вблизи источников питьевого и продовольственного обеспечения, энерго- и теплоснабжения, подъездных путей;
    - подразделяться на две зоны: жилую (бытовую) и зону обслуживания;
    - иметь санитарно - защитные разрывы между местами размещения людей и объектами, оказывающими вредное воздействие на эвакуированных;
    - при ее выборе необходимо учитывать местную сезонную розу ветров;
    - не включать в себя природные очаги, эндемичные по особо опасным инфекционным заболеваниям, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, полигоны и могильники промышленных отходов, а также быть безопасной от оползней, селевых потоков, снежных лавин;