Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 010. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Минэкономразвития РФ от 17.06.2002 N 170 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Дата документа17.06.2002
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Порядок

    

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ
от 17 июня 2002 г. N 170

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2774) приказываю:
    1. Утвердить Порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета (Приложение 1).
    2. Утвердить типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (Приложение 2).
    Рекомендовать субъектам Российской Федерации руководствоваться типовым макетом при разработке региональных программ экономического и социального развития.
    3. Департаменту региональной экономики (Ушаков А.К.) обеспечить регистрацию и учет программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, включающих указанные мероприятия (объекты), и осуществлять координацию деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их реализации.
    4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Циканова М.М.
 

Первый заместитель Министра
И.С.МАТЕРОВ

 
 
    

Приложение 1
к Приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 г. N 170

 

ПОРЯДОК
СОГЛАСОВАНИЯ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ МЕРОПРИЯТИЙ (ОБЪЕКТОВ) ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Настоящий Порядок регламентирует вопросы согласования с федеральными органами исполнительной власти мероприятий (объектов) программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета.
 

I. Общие положения

 
    Региональные программы представляют собой комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации на долгосрочный период в соответствии с типовым макетом программы социально - экономического развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) и обеспечивающих эффективное решение задач в области социально - экономического развития субъектов Российской Федерации.
 

II. Согласование региональных программ

 
    Региональная программа и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета на весь период реализации программы, утвержденные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляются в Департамент региональной экономики Минэкономразвития России.
    Департамент региональной экономики Минэкономразвития России в 15-дневный срок рассматривает представленную региональную программу и перечень мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета, на предмет соответствия типовому макету и в случае несоответствия возвращает их государственному заказчику региональной программы с конкретными замечаниями на доработку.
    После принятия решения о соответствии региональной программы типовому макету в 30-дневный срок государственным заказчиком региональной программы проводится согласование:
    в Департаменте региональной экономики, Департаменте региональных программ, Департаменте федеральных целевых программ и государственных инвестиций, Департаменте инвестиционной политики, соответствующих отраслевых департаментах Минэкономразвития России перечня мероприятий (объектов), имеющих федеральное значение и предлагаемых к финансированию с использованием средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственным заказчиком которых является Минэкономразвития России;
    в заинтересованных министерствах и ведомствах перечня объектов и мероприятий, претендующих на финансирование за счет средств федерального бюджета по федеральным целевым программам, государственными заказчиками которых являются соответствующие министерства и ведомства.
    
 
 

Приложение 2
к Приказу
Минэкономразвития России
от 17 июня 2002 г. N 170

 

ТИПОВОЙ МАКЕТ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    Главное назначение типового макета программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации (далее - типовой макет) - обеспечение методологического единства региональных программ и согласование их с государственной стратегией экономического и социального развития.
    Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на долгосрочный период (далее - региональные программы) разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации в соответствии с рекомендациями типового макета и включают паспорт программы согласно Приложению 1 к типовому макету.
    Основной целью региональной программы является решение ключевых социально - экономических проблем региона и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения региона, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала субъекта Российской Федерации.
    Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с пп. "г" п. 2 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005), распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 27, ст. 2774).
    Решение региональных проблем основывается на программно - целевом методе с учетом основных направлений Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, прогнозов социально - экономического развития Российской Федерации и социально - экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, а также основных положений Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации" на 2002 - 2010 годы и до 2015 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100).
 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Социально - экономическое положение и основные направления развития субъекта Российской Федерации

 
    1.1. Социально - экономическое положение субъекта Российской Федерации
    Характеристика социально - экономического положения региона включает:
    1. Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
    2. Анализ социально - экономического положения региона за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:
    - демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
    - социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура и т.д., занятость, уровень преступности);
    - уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум и потребительская корзина);
    - финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
    - макроэкономика (объем и структура валового регионального продукта);
    - отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.);
    - внешнеэкономическая деятельность;
    - инвестиции (факт, тенденции);
    - торговля;
    - жилищно - коммунальное хозяйство;
    - состояние окружающей среды, природные ресурсы.
    Анализ рекомендуется проводить с использованием таблиц 1.1 - 1.21 (Приложение 9 к типовому макету). Для объективной оценки социально - экономического положения набор анализируемых показателей целесообразно расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов - соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерации в целом.
    1.2. Основные проблемы социально - экономического развития субъекта Российской Федерации
    Анализ современного социально - экономического положения субъекта Российской Федерации целесообразно завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и составит основное содержание программы.
    Перечень и характеристику проблем рекомендуется отражать в форме таблицы 1.21, форма которой приведена в Приложении 9 к настоящему типовому макету.
    Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации. Для количественной характеристики основных проблем применяются оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно - энергетическими и т.д.).
    Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.
    1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально - экономического положения субъекта Российской Федерации
    В данной части рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления на социально - экономическое развитие субъекта и анализируется эффективность реализуемых мер исходя из оценки динамики социально - экономического развития региона.
    По видам управления рассматриваются:
    - действующие на территории субъекта Российской Федерации федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
    - договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, решения вышестоящих органов власти, уточняющие полномочия субъекта Российской Федерации;
    - законы, указы, постановления, распоряжения и другие нормативные акты органов исполнительной и законодательной власти субъекта Российской Федерации.
    Кроме того, целесообразно осуществить оценку степени воздействия реформ, осуществляемых на федеральном уровне, на социально - экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
    Оценка действующих форм и методов управления может быть сопоставлена с характеристикой основных проблем, определенных в п. 1.2.
    В результате данной работы рекомендуется определить основные направления реформирования нормативно - правовой базы субъекта Российской Федерации.
 

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

 
    Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в целом определяются положениями Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, другими программными и прогнозными документами Правительства Российской Федерации, положениями основных направлений социально - экономического развития субъекта Российской Федерации. Способ достижения результатов целесообразно основывать на модельном (экономико - математическом) программном эксперименте, который позволит оценить необходимую величину затрат, необходимых для достижения поставленных целей, а также вероятность получения заданного результата <*>.
    


    <*> В качестве рекомендательной предлагается модель, разработанная и используемая в Минэкономразвития России.
 
    Основные направления региональной программы могут быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.
    Для достижения указанных целей необходимо предусмотреть реализацию взаимосвязанных мероприятий:
    - по проведению институциональных преобразований;
    - по совершенствованию региональной нормативно - правовой базы;
    - непосредственному финансированию за счет средств федерального бюджета объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
    Осуществление первых двух групп мероприятий в конечном итоге может обеспечить:
    - создание необходимых механизмов и условий для развития предпринимательства;
    - создание среды, обеспечивающей равную, добросовестную конкуренцию;
    - устранение барьеров входа на рынок.
    Типовыми задачами для большинства программ могут быть:
    1. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата путем проведения институциональных преобразований:
    - развитие финансовой инфраструктуры, формирование инвестопроводящей системы субъекта Российской Федерации (создание региональных центров бизнес - проектирования, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов);
    - упрощение процедуры регистрации и лицензирования (принцип одного окна);
    - создание условий для развития малых и средних предприятий;
    - развитие института банкротства;
    - свободный оборот земли.
    2. Нормативно - правовые преобразования:
    - урегулирование специфики трудовых отношений;
    - гарантии неизменности правовых условий и сроков действия принятых законов;
    - создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
    - защита прав кредиторов, собственности, в том числе интеллектуальной;
    - выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика;
    - дебюрократизация экономики, которая заключается в упорядочении регулирующих, контрольно - ревизионных функций государства, сокращении административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
    - повышение эффективности управления государственной собственностью.
    3. Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения:
    - осуществление комплекса мероприятий по упорядочиванию миграционных процессов;
    - развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения, развитие службы охраны материнства и детства при совершенствовании первичной медико - санитарной помощи новорожденным и детям;
    - проведение мероприятий по борьбе с социально опасными заболеваниями (туберкулез, наркомания, др.);
    - развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования, создание эффективной системы обучения в школах работе с современными информационными технологиями;
    - развитие и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта;
    - развитие сети домов - интернатов для престарелых и инвалидов, детей - сирот;
    - создание условий для переподготовки военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
    4. Проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций:
    - определение приоритетов эколого - ресурсной политики субъекта;
    - выявление и постоянный мониторинг зон кризисного состояния, оценка регионального трансграничного переноса загрязняющих веществ, оценка экологического состояния территории и негативных факторов влияния на здоровье населения;
    - кадастровая оценка экологического состояния территории и природных ресурсов, определение конкретных параметров эколого - ресурсной политики;
    - стимулирование инвестиционной активности по снижению негативной нагрузки на окружающую среду в субъекте Российской Федерации, определение механизмов поддержки инвестиций и процедур их применения;
    - установление дифференцированных экологических нормативов территории субъекта, нормативное закрепление кризисных экологических зон, особо охраняемых территорий, зон повышенного риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения;
    - создание целевого бюджетного экологического фонда, участие в деятельности системы страхования инвестиционных рисков, стимулирование внедрения экологического менеджмента на предприятиях;
    - совершенствование системы особо охраняемых территорий регионального значение в целях сохранения природных ландшафтов и рекреации, развитие бизнеса отдыха и развлечений;
    - создание эффективного механизма гарантий государству возмещения вреда окружающей среде при экологических правонарушениях и чрезвычайных ситуациях через страхование ответственности.
    5. Реформирование промышленности для повышения ее диверсифицированности:
    - устранение чрезмерной монопрофильности субъектов Российской Федерации;
    - техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья;
    6. Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса (сельхозмашиностроение, производство оборудования для переработки, транспортировки и хранения сельскохозяйственной продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.
    7. Развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях.
    8. Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
    9. Обеспечение бесперебойной работы жилищно - коммунального хозяйства:
    - внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
    - повышение эффективности работы систем жизнеобеспечения;
    - предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.
    10. Развитие приграничных и межрегиональных связей регионов и их интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.
    Реализацию программы целесообразно осуществлять поэтапно, при этом этапы реализации программы определяются местными условиями региона, поставленными целями и задачами, характером выполнения мероприятий программы.
 

3. Система программных мероприятий

 
    Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, конкретных инвестиционных проектов и некоммерческих (социальных, экологических, других) мероприятий (таблицы 3.1 - 3.13 Приложения 10 к типовому макету), выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом.
    Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствии с целями программы, определенными на основе модельного (экономико - математического) программного эксперимента и направленными на развитие субъекта Российской Федерации.
    Каждое мероприятие характеризуется:
    - целью;
    - конкретным планом действий по достижению заданной цели;
    - планируемым физическим объемом производства (для инвестиционных проектов);
    - объемом и источниками финансирования;
    - показателями эффективности: значением чистой прибыли, платежей в бюджеты всех уровней, сроком окупаемости, числом новых рабочих мест (для инвестиционных проектов);
    - результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения, улучшения межрегиональных связей, экспортно - импортной составляющей и т.д.
    К программным мероприятиям можно отнести деятельность, направленную на организацию финансовых институтов в экономике и социальной сфере, развитие рынка товаров и услуг и др. Эффективность их реализации следует оценивать по степени их влияния на процессы в экономике и социальной сфере.
    Перечень программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации приводится в Приложении 3 "Программные мероприятия" к типовому макету. Показатели эффективности - в Приложении 4 "Эффективность программных мероприятий" к типовому макету. Значения объемов и источников финансирования с разбивкой по годам реализации - в Приложении 5 "Объемы и источники финансирования" к типовому макету.
 

4. Механизм реализации программы

 
    В главе содержится описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы.
    Целесообразно отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы - принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации программы.
    Выступая как субъект хозяйственных отношений, региональные органы управления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата региона. Деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных предприятий (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.
    Важно в рамках механизма реализации программы предусмотреть формирование инвестопроводящих систем субъекта Российской Федерации:
    - региональных центров бизнес - проектирования, совместно с сетью консалтинговых фирм (отделений);
    - институтов аккумулирования инвестиционных ресурсов на уровне региона - страховых компаний, залоговых и страховых фондов;
    - региональной системы предоставления информации о состоянии и динамике рынка ценных бумаг (рейтинговых агентств).
    Другой составляющей механизма реализации программы является изменение нормативно - законодательной базы (Приложение 6 к типовому макету). Рекомендуется принятие региональных законов об инвестиционной деятельности, концессионной деятельности, залоговом фонде, локальных зонах экономического благоприятствования и ряда других, направленных на создание благоприятного режима привлечения инвестиций.
    В соответствии с поставленными целями программы возможно финансирование конкретных проектов за счет средств федерального бюджета в рамках перечня федеральных целевых программ, финансируемых с 2002 года, в том числе по Программе "Сокращение различий в социально - экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100).
    Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации нормативно - правовых, институциональных преобразований субъекта Российской Федерации будут являться одним из критериев при рассмотрении вопроса о финансировании за счет средств федерального бюджета программных мероприятий на очередной финансовый год.
 

5. Ресурсное обеспечение программы

 
    В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы (институты), направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии, дотирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, страхование и др.), сроки их выделения.
    Поскольку наиболее характерными для программного подхода являются расходы на капитальные вложения и НИОКР, для анализа программы рекомендуем представить конкретное соотношение капитальных вложений, НИОКР и прочих текущих расходов в соответствии с таблицей 5.1 (Приложение 11 к типовому макету).
    Распределение объема финансирования программных мероприятий по источникам и годам реализации программы представляется в виде таблицы 5.2 (Приложение 11 к типовому макету).
    В качестве финансовых источников могут быть:
    - средства федерального бюджета;
    - средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
    - собственные источники финансирования заявителя проекта. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта; имущество, не стоящее на балансе заявителя проекта;
    - средства Российского Банка Развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства Российской Федерации, а также субгарантии бюджета региона;
    - другие внебюджетные источники финансирования.
    Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства регионального бюджета, а также внебюджетные источники.
    Мероприятия программы, претендующие на финансируемые за счет средств федерального бюджета, отражаются в Приложении 7 к типовому макету - "Мероприятия, предлагаемые для финансирования за счет средств федерального бюджета", форма которого аналогична форме Приложения 5 к типовому макету "Объемы и источники финансирования".
    Для анализа объемов и источников финансирования во временном и отраслевом разрезе необходимо предоставление программных мероприятий, сгруппированных по разделам программы в соответствии с графиком их выполнения (таблица 5.3, Приложение 11 к типовому макету).
    На первом этапе реализации программы следует сосредоточить основное внимание на финансировании мер преодоления кризисных явлений и институциональных преобразований. Предполагаем, что формированию инвестопроводящей системы субъекта Российской Федерации (залоговые и страховые фонды, страховые компании, консалтинговые и юридические фирмы, лизинговые, трастовые и перестраховочные компании и др.) может способствовать применение современных инвестиционных механизмов, обеспечивать ресурсами выполнение последующих программных мероприятий.
 

6. Оценка эффективности, социально - экономических и экологических последствий от реализации программы

 
    В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы могут быть представлены качественные, а также количественные результаты ее выполнения.
    В качестве основных индикаторов изменения социально - экономического положения региона в результате реализации программных мероприятий рекомендуем использовать следующие показатели.
    1. Увеличение величины валового регионального продукта.
    2. Увеличение числа созданных и количество сохраненных рабочих мест, в целом и в отраслевом разрезе.
    3. Повышение инвестиционной привлекательности региона.
    4. Увеличение количества малых и средних предприятий и их доли в ВРП.
    5. Изменение показателя бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации в динамике.
    6. Увеличение объема промышленного производства в отраслевом разрезе.
    7. Увеличение бюджетной эффективности в целом и по уровням бюджетной системы.
    Для этого могут быть использованы формы таблиц к главе 6 (Приложение 12 к типовому макету).
    Целесообразно оценить влияние реализуемых в рамках региональной программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в регионе.
    Все проекты программы могут содержать специальные экологические мероприятия, реализация которых способна удержать уровень антропогенного воздействия от развития промышленных производств в пределах допустимого.
 

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации