Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 381. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПРИКАЗ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Дата документа14.06.2007
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Методические рекомендации

    

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

ПРИКАЗ
от 14 июня 2007 г. N 165

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 
    В целях повышения эффективности работы государственных инспекций по охране государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с Основными направлениями развития системы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденными Приказом МПР России от 22.04.2003 N 342, и п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 приказываю:
    1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков (далее - Методические рекомендации).
    2. Директорам государственных природных заповедников и национальных парков:
    принять к руководству и исполнению Методические рекомендации;
    обеспечить инспекторский состав бланками протоколов об административных правонарушениях и иной документацией, предусмотренной Методическими рекомендациями;
    организовать изучение инспекторским составом Методических рекомендаций в третьем квартале 2007 года.
    3. Управлению особо охраняемых природных территорий и разрешительной деятельности (Степаницкий В.Б.) обеспечить общую координацию работ по применению Методических рекомендаций в государственных природных заповедниках и национальных парках.
    4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
 

Руководитель
С.И.САЙ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
от 14.06.2007 N 165

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

 

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ И ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

 
    1.1. Согласно статье 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников (далее - заповедники) и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.
    Директора заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих заповедников и национальных парков.
    1.2. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям различных категорий государственных инспекторов по охране заповедников и национальных парков Российской Федерации согласованы Постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 42, от 22 февраля 2000 г. N 21 и от 19 июля 2001 г. N 57. В соответствие с этими документами в состав специальной государственной инспекции по охране территорий заповедников и национальных парков помимо главных государственных инспекторов и их заместителей входят старшие государственные инспекторы, участковые государственные инспекторы и государственные инспекторы по охране территорий.
    Конкретные должностные обязанности каждого инспектора определяются его должностной инструкцией, утверждаемой директором заповедника (национального парка), с которой соответствующий инспектор должен быть ознакомлен под роспись.
    1.3. К охране территории заповедника (национального парка) могут привлекаться работники правоохранительных органов, органов рыбоохраны, органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, а также общественные инспекции, сформированные территориальными органами Росприроднадзора или общественными природоохранными организациями. Рейды указанных органов и общественных инспекций на территории заповедника проводятся только совместно с представителями государственной инспекции по охране территории заповедника.
    1.4. Наряду с традиционным формированием службы охраны по территориальному принципу (лесничества - кордоны - обходы) большую эффективность продемонстрировала практика организации экстерриториальных подразделений в виде оперативных групп, в т.ч. "центральных" оперативных групп, в зону действия которых включается вся территория заповедника (национального парка).
 

2. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТИВНЫХ ГРУПП

 
    2.1. Оперативные группы являются постоянно действующими структурными подразделениями служб охраны заповедников и национальных парков, сформированными с целью усиления охраны природных комплексов и объектов и контроля за соблюдением установленного режима и иных требований природоохранного законодательства.
    2.2. В своей деятельности оперативные группы руководствуются законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, иными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), настоящими рекомендациями, приказами и распоряжениями директора заповедника (национального парка).
    2.3. Оперативные группы создаются приказами по заповедникам и национальным паркам и комплектуются из числа квалифицированных, дисциплинированных и инициативных работников, имеющих опыт контрольно-инспекционной работы по охране природы и являющихся государственными инспекторами по охране территорий заповедников (национальных парков).
    2.4. В заповедниках и национальных парках помимо одной или нескольких основных оперативных групп с зоной деятельности в границах всей территории заповедника (национального парка) могут быть также созданы оперативные группы в структуре филиалов, лесничеств и других территориальных подразделений службы охраны. В обоих случаях созданные оперативные группы выделяются в штатных расписаниях заповедников (национальных парков) в качестве обособленных подразделений в составе отдела охраны территории. В случае необходимости при формировании новой оперативной группы вносятся соответствующие изменения в штатное расписание заповедника (национального парка) в пределах имеющихся средств на оплату труда.
    2.5. В структуре одного заповедника (национального парка), специфические условия которого требуют дополнительных мер по охране объектов животного мира в местах их сезонных концентраций и путей миграций, а также охраны редких видов животных, две и более отдельные оперативные группы могут быть объединены в специализированный отряд по охране объектов животного мира, создаваемый приказом директора заповедника (национального парка).
    2.6. В соответствии с Постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 октября 1998 г. N 42 и от 19 июля 2001 г. N 57 оплата труда государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков, работающих в составе оперативных групп, производится соответственно на один разряд выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками.
    2.7. Численность инспекторского состава оперативной группы, ее конкретный состав и лицо, на которое возложено непосредственное руководство оперативной группой, определяются директором заповедника (национального парка).
    2.8. В своей деятельности основная оперативная группа подчиняется только директору заповедника (национального парка) и его заместителю по охране территории.
    2.9. При проведении мероприятий оперативным группам не требуется согласования с филиалами, лесничествами и другими территориальными подразделениями заповедника (национального парка), его научным и другими отделами, а также предварительного оповещения сотрудников заповедника (национального парка).
    2.10. Задачами оперативных групп являются:
    борьба с браконьерством и иными нарушениями установленного режима особой охраны на территории заповедника (национального парка), его охранной зоны и иной подконтрольной особо охраняемой природной территории;
    систематическое патрулирование своей зоны деятельности в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны, загораний и пожаров, ухудшения экологического состояния природных комплексов;
    контроль за соблюдением установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов при проведении на территории заповедника (национального парка), его охранной зоны и иной подконтрольной особо охраняемой природной территории научно-исследовательских, эколого-просветительских, рекреационных, проектно-изыскательских, лесохозяйственных, сельскохозяйственных, заповедно-режимных, строительных и иных работ и мероприятий, а также побочного лесопользования и других видов пользования растительным миром;
    контроль за проведением в пределах территории заповедника (национального парка), его охранной зоны и иной подконтрольной особо охраняемой природной территории отстрела и отлова животных (в том числе вылова рыбы, добычи морских млекопитающих и водных беспозвоночных) в регуляционных, научных и иных целях, соблюдением установленного порядка сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций и палеонтологических объектов;
    контроль за соблюдением установленного режима особо охраняемых природных территорий их посетителями и иными лицами, в том числе самими работниками заповедников и национальных парков;
    участие в тушении лесных и иных растительных пожаров;
    проведение плановых и внеплановых проверок лесничеств, участков и иных территориальных подразделений, а также ревизий обходов;
    контроль за правильностью и своевременностью оформления государственными инспекторами по охране территории заповедника (национального парка) протоколов и иной документации об экологических правонарушениях;
    проверка соблюдения порядка хранения и использования работниками заповедника (национального парка) средств связи, служебного оружия, боеприпасов, пиротехнических и специальных средств;
    проверка соблюдения правил и требований техники безопасности при работе в полевых условиях работниками заповедника (национального парка);
    участие в практическом обучении инспекторского состава заповедника (национального парка), изучение и распространение передового опыта по охране территорий заповедников и национальных парков.
    2.11. Работники оперативных групп могут привлекаться к проведению аэровизуальных и наземных учетов зверей и птиц.
    2.12. Оперативные группы максимально и в приоритетном порядке обеспечиваются транспортными средствами, средствами связи, служебным оружием, специальными средствами, полевым снаряжением, форменным обмундированием, приборами наблюдения, фото- и видеотехникой, компьютерным и иным оборудованием, горюче-смазочными и иными расходными материалами. В случае необходимости оперативные группы используют транспортные средства других подразделений заповедника (национального парка).
 

3. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИЙ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

 
    Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:
    3.1. Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2 КоАП). То есть госинспектора вправе доставить нарушителя также в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.
    3.2. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7 КоАП):
    личный досмотр и досмотр вещей осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
    личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола;
    досмотр (то есть обследование) вещей, находящихся при физическом лице, проводится без нарушения их конструктивной целостности и осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
    Согласно статье 25.7 КоАП в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
    В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при данном лице находятся оружие и другие предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены без понятых.
    В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
    О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол, либо делается запись в протоколе о доставлении.
    Однако, согласно действующему законодательству, в порядке административного производства личный досмотр (равно как досмотр вещей и транспортных средств) не может быть произведен в отношении отдельных категорий лиц:
    судей (ст. 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации");
    прокуроров (ст. 39 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации");
    депутатов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (Федеральный закон "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
    3.3. Осуществлять досмотр (то есть обследование) транспортного средства (ст. 27.9 КоАП):
    осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения;
    проводится без нарушения конструктивной целостности транспортного средства;
    осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых;
    в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца;
    о досмотре составляется протокол.
    3.4. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП):
    осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и в присутствии двух понятых;
    в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств;
    о произведенном осмотре составляется протокол.
    3.5. Производить изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП):
    Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол либо делается запись в протоколе о доставлении.
    В соответствии со ст. 26.7 КоАП изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных.
    Необходимо отметить, что и статья 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков "изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы".
    Под этими терминами на практике следует понимать:
    "орудия незаконного природопользования" - предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира, либо иных способов незаконного природопользования (например, добыча общедоступных полезных ископаемых, снятие плодородного слоя почвы, сбор минералогических или палеонтологических коллекций, поджег лесного массива) (оружие и иные приспособления, используемые для охоты, орудия рыболовства, бензопилы, иные орудия лесопользования и т.п.);
    "продукция незаконного природопользования" - животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция;
    "транспортные средства" - плавучие (в том числе их части - подвесные лодочные моторы), наземные (в том числе гужевой транспорт) и иные транспортные средства, используемые для транспортировки нарушителей, орудий и продукции незаконного природопользования;
    "соответствующие документы" - документы, связанные с охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов (разрешения, лицензии, лесные и лесорубочные билеты, ордера на отпуск леса, охотничьи и рыболовные билеты и т.п.).
    3.6. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения:
    заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими;
    применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия;
    осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых;
    в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствии их владельца;
    арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест;