Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 922. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.01.2002 N 65 (ред. от 10.09.2009) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"

Дата документа28.01.2002
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Программа
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2002 г. N 65

 

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"

    

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.07.2004 N 380, от 15.08.2006 N 502, от 10.03.2009 N 219, от 10.09.2009 N 721)

 
    Правительство Российской Федерации постановляет:
    1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
    Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы ежегодно уточнять размер выделяемых на реализацию Программы ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 219)
    Пункт 2 - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004 N 380)
    3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
    4. Признать утратившим силу пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8, ст. 770).
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

    
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2002 г.
N 65

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 721)

 

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ (2002-2010 ГОДЫ)"

 

Наименование Программы - федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)"
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения - распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 207-р; постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65
Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Государственные заказчики Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба охраны Российской Федерации
Основные разработчики Программы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации
Цель Программы - формирование в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, необходимой для:
 повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
 повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
 повышения эффективности систем информационно-аналитического обеспечения государственного управления, обеспечения оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти
Задачи Программы - проектирование инфраструктуры электронного правительства;
 создание технологической платформы инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства;
 создание функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства;
 развитие внутриведомственного и межведомственного информационного взаимодействия, обеспечение интеграции государственных информационных систем на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
 создание единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации на базе технологической платформы инфраструктуры электронного правительства;
 организационное и методическое обеспечение формирования инфраструктуры электронного правительства
Важнейшие целевые индикаторы и показатели - количество разработанных проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти в соответствии с общими стандартами;
 количество федеральных органов государственной власти, имеющих абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота;
 количество государственных информационных ресурсов, доступ к которым обеспечен на межведомственном уровне;
 количество программно-технических решений, обеспечивающих автоматизированный обмен между отдельными государственными информационными системами;
 количество созданных программно-технических комплексов информационной системы ведения сводного реестра государственных услуг;
 количество органов государственной власти, оснащенных автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими доступ к сводному реестру государственных услуг;
 количество введенных в эксплуатацию программно-технических решений, обеспечивающих предоставление государственных услуг населению и организациям с использованием электронных средств коммуникаций;
 количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти;
 количество созданных региональных информационно-аналитических центров;
 количество созданных автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации;
 количество разработанных типовых программных решений поддержки исполнения своих функций органами государственной власти и органами местного самоуправления;
 количество типовых программных решений, внедренных на условиях софинансирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
 количество государственных и муниципальных услуг, автоматизированных на базе единого портала государственных и муниципальных услуг в сети Интернет, в процентах от их общего количества;
 количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и их услугам, предоставляемым в электронном виде;
 количество внедренных информационных систем в многофункциональных центрах оказания государственных и муниципальных услуг;
 количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров;
 количество межведомственных информационных систем, использующих инфраструктуру электронного правительства;
 количество органов государственной власти, подключенных к единой государственной системе контроля результативности деятельности органов государственной власти;
 готовность системного и технического проектов по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
 количество организованных каналов связи для подключения объектов инфраструктуры электронного правительства и органов государственной власти к единой телекоммуникационной сети;
 количество созданных центров обработки данных в распределенной инфраструктуре общероссийского государственного информационного центра;
 количество созданных центров телефонного обслуживания (ведомственных и региональных);
 количество подключенных к информационным системам официального сайта государственных закупок в сети Интернет государственных и муниципальных заказчиков, обеспечивающих его информационное наполнение;
 количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для официального сайта государственных закупок в сети Интернет;
 доля официальных сайтов, состав информации в которых полностью отвечает требованиям законодательства Российской Федерации о раскрытии информации о деятельности органов государственной власти;
 доля органов государственной власти, выполняющих требования по обеспечению доступа граждан и организаций через официальные сайты в сети Интернет к установленной законодательством Российской Федерации информации;
 количество подключенных к автоматизированной информационной системе обработки сведений о банкротстве государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ее информационное наполнение;
 количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве;
 количество разработанных функциональных подсистем и (или) смежных автоматизированных систем для автоматизированной информационной системы государственных услуг в сфере недвижимости;
 количество регионов, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система, обеспечивающая ведение реестра субъектов малого предпринимательства;
 количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий
Сроки и этапы реализации Программы - 2009-2010 годы
Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы на 2002-2010 годы составит 21237,902 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 19952,441 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1285,462 млн. рублей.
Общий объем финансирования Программы в 2002-2008 годах составил 15299,56 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 14104,56 млн. рублей, из них:
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1559,81 млн. рублей;
 прочие нужды - 5863,18 млн. рублей;
 государственные капитальные вложения - 6681,57 млн. рублей;
 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1195 млн. рублей.
 Общий объем финансирования Программы на 2009-2010 годы составит 5938,342 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
 за счет средств федерального бюджета - 5847,881 млн. рублей, из них:
 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 437,15 млн. рублей; прочие нужды - 2888,645 млн. рублей;
 государственные капитальные вложения - 2522,086 млн. рублей;
 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 90,462 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде, межведомственное электронное взаимодействие и единый государственный контроль результативности деятельности органов государственной власти, что позволит снизить уровень административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд. рублей;
 повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10 процентов;
 снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25 процентов;
 уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 10 процентов;
 обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей;
 повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти;
 разработка в рамках проекта долгосрочной целевой программы "Информационное общество (2011-2018 годы)" мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011-2018 годах, что обеспечит сохранность государственных инвестиций и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации Программы результатов;
 повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей до 10 процентов в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также за счет содействия разработке программ и проектов ведомственной информатизации;
 обеспечение единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации

 

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, обоснование необходимости ее решения программными методами

 
    По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
    Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к сети Интернет. Некоторыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями. Многими органами государственной власти созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления.
    Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов.
    Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует серьезное отставание органов государственной власти субъектов Российской Федерации от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие федеральные органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и телекоммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к нерациональным расходам. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами.
    На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь в некоторых органах государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов.
    На созданных в сети Интернет сайтах органов государственной власти практически не осуществляется оперативное информационное обновление и не содержатся необходимые сведения о порядке и условиях получения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения.
    Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения.
    Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. В электронной форме не предоставляются услуги в области нотариата, размещение нормативных правовых актов в сети Интернет не является официальной публикацией и т. д.
    Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению.
    Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан.
    Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем.
    Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
    Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий.
    Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений.
    В целях повышения эффективности федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - Программа) в 2008 году Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был проведен анализ ее реализации в 2002-2007 годах. Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2008 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода большинства трансакций между органами государственного, регионального, муниципального управления, гражданами и бизнесом в электронный вид.
    В связи с этим направления реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития страны.
    В 2008 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий:
    Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212;
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
    Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
    Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства в Российской Федерации представляется невозможным:
    отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства;
    необходима смена модели информационного взаимодействия государства и общества для снятия с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанности по подтверждению первичных прав заявителей и перенесение этой обязанности на государственные органы;
    не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид;
    отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия;
    отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде (законы об электронном документе, едином идентификаторе и реестре граждан и пр.);
    отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи;
    не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства;
    не разработаны механизмы управления ведомственными и региональными программами информатизации органов государственной власти, учитывающие вопросы оптимизации административных процедур и необходимость обеспечения финансирования за счет средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;