Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 316. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 18.01.2003 N 69-р "О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003-2010 ГОДЫ"

Дата документа18.01.2003
Статус документаНе действует
МеткиРаспоряжение · Концепция
x
Документ не действует
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Перейти к действующей редакции документа.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 января 2003 г. N 69-р

 
    1. Одобрить Концепцию развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 годы (прилагается).
    2. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития лесного хозяйства учитывать положения Концепции, одобренной настоящим распоряжением.
 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

 
 
 

ОДОБРЕНА
Распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 18 января 2003 г.
N 69-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2003-2010 ГОДЫ

 

I. Состояние лесного хозяйства и его роль в природно-ресурсном комплексе страны

 
    В Российской Федерации общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по состоянию на 1 января 2002 г. составляет 1,2 млрд. гектаров (69 процентов территории страны). Запасы древесины в лесах составляют 82 млрд. куб. метров (свыше четверти мировых запасов). Потенциальный ежегодный объем заготовки древесины - более 500 млн. куб. метров.
    Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов Российской Федерации. Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.
    Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. В 2001 году освоение расчетной лесосеки составило 24 процента, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах - менее 15 процентов. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.
    За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключены на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог.
    Рост объема лесозаготовок за последние 3 года происходит в основном на территории Европейской России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.
    Экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. Сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования в Европейской России и на Урале.
    Остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных порубок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3-3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. Возрос объем незаконных рубок леса в приграничных районах России.
    За последние 10 лет в связи с падением объемов лесозаготовок сократились объемы лесохозяйственных мероприятий. Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации по обеспечению финансирования лесовосстановительных работ из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2001 году лесовосстановительные работы на 65 процентов были профинансированы за счет средств лесхозов.
    За последнее десятилетие также снизился уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.
    Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 3-7 процентов. Низкий уровень платы за древесину на корню не обеспечивает финансирования воспроизводства лесных ресурсов.
    Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в разное время, в том числе до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации.
    Настоящая Концепция определяет цели, задачи и приоритеты развития лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами.
 

II. Прогноз развития лесного хозяйства России до 2010 года

 
    В подпрограмме "Леса" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.
    К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодняков в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшить санитарное состояние лесов на площади 10400 тыс. гектаров, осуществить противопожарное обустройство лесного фонда и снизить опасность лесных пожаров, в том числе предотвратить ущерб в размере более 2 млрд. рублей в год, построить 5,4 тыс.