Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 196. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Законодательство
Законодательство

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 31.12.99 N 98 (ред. от 28.10.2008) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ"

Дата документа31.12.1999
Статус документаНе действует
МеткиПостановление · Правила · Перечень · Нормы
х
Документ не действует
Примечания к документу
Данная редакция документа не действует в связи с внесением в нее изменений. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 1999 г. N 98

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПРАВИЛ УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ"

(в ред. Письма Госгортехнадзора РФ от 21.03.2001 N 12-07/293, Приказа Ростехнадзора от 28.10.2008 N 849-а)

 
    Федеральный горный и промышленный надзор России постановляет:
    утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
 

Начальник
Госгортехнадзора России
В.Д.ЛОЗОВОЙ

 
 
 

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госгортехнадзора России
от 31 декабря 1999 г. N 98

СОГЛАСОВАНЫ
с Федерацией независимых
профсоюзов России
27 декабря 1999 года

ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

ПБ 10-382-00

(в ред. Письма Госгортехнадзора РФ от 21.03.2001 N 12-07/293, Приказа Ростехнадзора от 28.10.2008 N 849-а)

 
    Настоящие Правила разработаны на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором России 30.12.92, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
    При составлении и редактировании Правил были учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно - исследовательских институтов, промышленных предприятий, предприятий - изготовителей, органов госгортехнадзора и других заинтересованных организаций.
    В Правилах изложены нормы, которым должны отвечать изготавливаемые краны, а также требования по установке кранов и по обеспечению безопасности при их эксплуатации.
    Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
    Настоящие Правила не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Министерства юстиции Российской Федерации от 17.08.2000 N 6884-ЭР.
 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

2.1. Общие требования

2.2. Металлоконструкции кранов

2.3. Механизмы

2.4. Тормоза

2.5. Ходовые колеса

2.6. Грузозахватные органы

2.7. Канаты

Таблица 1

ЧИСЛО ПРОКОЛОВ КАНАТА ПРЯДЯМИ ПРИ ЗАПЛЕТКЕ

    

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15 4
От 15 до 28 5
От 28 до 60 6

 
    2.7.6. Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.
    Усилие (момент) затяжки гаек зажимов должно соответствовать нормативным документам.
    2.7.7. Крепление каната к барабану должно производиться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.
    Длина свободного конца каната от прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната. Расположение конца петли каната под прижимной планкой или на расстоянии от планки, составляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.
    2.7.8. Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и др., должен производиться в соответствии с настоящими Правилами, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами.
    При проектировании, а также перед установкой на кран канаты должны быть проверены расчетом по формуле
 
    Fо >= Zp x S,
 
    где:
    Fо - разрывное усилие каната в целом (Н), принимаемое по сертификату (свидетельству об их испытании);
    Zp - минимальный коэффициент использования каната (коэффициент запаса прочности), определяемый по табл. 2 в зависимости от группы классификации механизма по ИСО 4301/1;
    S - наибольшее натяжение ветви каната (Н), указанное в паспорте крана.
 
 

Таблица 2

МИНИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАНАТОВ Zp

Группа классификации механизма по ИСО 4301/1 Подвижные канаты Неподвижные канаты
Zp
М1 3,15 2,50
М2 3,35 2,50
М3 3,55 3,00
М4 4,00 3,50
М5 4,50 4,00
М6 5,60 4,50
М7 7,10 5,00
М8 9,00 5,00

 
    Если в сертификате дано суммарное разрывное усилие проволок каната, значение величины Fo может быть определено путем умножения суммарного разрывного усилия проволок на коэффициент 0,83.
    Для автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т включительно при выборе каната должна приниматься группа классификации механизма подъема не менее М4.
 

2.8. Барабаны и блоки

Таблица 3

МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЛЯ ВЫБОРА ДИАМЕТРОВ БАРАБАНА (h1), БЛОКА (h2) И УРАВНИТЕЛЬНОГО БЛОКА (h3)

Группа классификации механизма по ИСО 4301/1 Коэффициенты выбора диаметров
h1 h2 h3
М1 11,2 12,5 11,2
М2 12,5 14,0 12,5
М3 14,0 16,0 12,5
М4 16,0 18,0 14,0
М5 18,0 20,0 14,0
М6 20,0 22,4 16,0
М7 22,4 25,0 16,0
М8 25,0 28,0 18,0

 
    Допускается изменение коэффициента h1, но не более чем на два шага по группе классификации в большую или меньшую сторону (см. табл. 3) с соответствующей компенсацией путем изменения величины Zp (см. табл. 2) на то же число шагов в меньшую или большую сторону.
    2.8.3. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем возможном положении грузозахватного органа на барабане оставались навитыми не менее полутора витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
    2.8.4. Барабаны под однослойную навивку каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки. У грейферных кранов при однослойной навивке каната на барабан и у специальных кранов, при работе которых возможны рывки и ослабление каната, барабаны должны иметь канавку глубиной не менее половины диаметра каната либо снабжаться устройством, обеспечивающим правильную укладку каната или контроль положения каната на барабане (канатоукладчиком).
    Применение гладкого барабана допускается в тех случаях, когда по конструктивным причинам необходима многослойная навивка каната на барабан, а также при навивке на барабан цепи.
    2.8.5. Гладкие барабаны и барабаны с канавками, предназначенные для многослойной навивки каната, должны иметь реборды с обеих сторон барабана. Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната, ребордами могут не снабжаться, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната реборда может не устанавливаться со стороны крепления каната на барабане. Допускается применение безребордных барабанов электрических талей, снабженных устройством, исключающим сход каната с барабана (канатоукладчиком).
    Реборды барабанов для канатов должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей - не менее чем на ширину звена цепи.
    2.8.6. При многослойной навивке каната на барабан должна быть обеспечена правильная укладка каждого слоя каната.
    2.8.7. При применении сдвоенного полиспаста должен быть установлен уравнительный блок или балансир.
    2.8.8. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен составлять не более 20% от диаметра каната.
 

2.9. Цепи

Таблица 4

МИНИМАЛЬНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ СВАРНЫХ ЦЕПЕЙ

    

Назначение цепи Группа классификации (режима) механизма по ИСО 4301/1
М1, М2 М3 - М8
Грузовая, работающая на гладком барабане 3 6
Грузовая калиброванная, работающая на звездочке 3 8

 
    2.9.5. Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин.
    2.9.6. Сварные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном зацеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.
 

2.10. Электрооборудование

2.11. Гидрооборудование

2.12. Приборы и устройства безопасности

2.13. Аппараты управления

2.14. Кабины управления

Ведется подготовка документа. Ожидайте